Правовой статус главы государства в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:40, дипломная работа

Краткое описание

Глава государства - это конституционный орган и одновременно высшее
должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри
страны, символ государственности народа. В разных странах глава государства
в соответствии с их конституциями рассматривается либо как неотъемлемая
составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его
подписи закон недействителен (монарх в Великобритании, президент в Индии),
либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства
(Египет, США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не
входящее в какую-либо ветвь власти (Германия, Италия).

Оглавление

Введение 2

Правовой статус главы государства в зарубежных странах. 4
Общие и специфические черты правового положения главы государства в
зарубежных странах. 4
Классификация глав государства 4
Монарх. 4
Президент. 9
Заключение. 17

Список литературы: 20

Файлы: 1 файл

Введение 2.docx

— 51.56 Кб (Скачать)

жизнь невелико, а иногда даже ничтожно; он подписывает (и не может

отказаться от этого) все акты, которые  ему передают парламент и

правительство. В то же время у  монарха есть резервные, «спящие» полномочия,

королевская прерогатива, которая  может быть использована в определенных

ситуациях. В 1981 г., используя свои полномочия, испанский король активно

выступил в защиту демократии, против попытки группы офицеров восстановить

реакционные франкистские порядки (в  принципе не имеет значения, какими

личными мотивами король руководствовался при этом), но возможны и

противоположные акции: по тексту конституций  в парламентарных, а на деле в

дуалистических монархиях (в Марокко, Непале и некоторых других странах)

монархи нередко выступают с  крайне антидемократических позиций.

 

 

      В развитых странах  нет сколько-нибудь заметного  общественного

движения, выступающего против монархии, за замену ее республикой.

Исключение составляет Австралия, где правящая партия при поддержке

общественности ставит вопрос о  провозглашении республики в 2000 г. В

развивающихся странах культивируется преданность населения монарху, что

поддерживается религией, но есть и движения, чаще всего подпольные,

выступающие за республику. Президентура. Существуют две основные формы

президентуры: единоличная (президент) и коллегиальная (Президентский  совет,

существовавший ранее в Йемене, Судане, Алжире и некоторых других странах.

Государственный совет на Кубе и  др.). В Иране основные полномочия

президентуры разделены между  Руководителем государства и  президентом, это

«двуглавая президентура». Об особенностях Китая, где есть глава государства

(Председатель республики), но основные  полномочия главы государства

выполняет Постоянный комитет парламента, а также Швейцарии, где полномочия

коллегиального главы государства  и правительства совмещены, говорилось

выше.

 

 

Президент.

 

 

      Президент может  занимать различное положение  в системе государственной

власти: быть только главой государства (Германия), одновременно главой

государства и исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства  и

фактическим руководителем правительства  при наличии особой должности

административного премьер-министра (Египет, Франция). Президент избирается

на определенный срок: три года в Латвии, четыре года в США, пять - в

Бразилии, шесть - в Египте, семь - во Франции. Бывали, однако, и

«пожизненные президенты», а также  президенты, занимавшие свои посты  иными

путями, чем выборы. [5]

 

 

      Для избрания на  должность президента обычно  выдвигаются следующие

условия: гражданство данного государства (в Польше на выборах 1980 г. на

пост президента баллотировалось  лицо, имевшее кроме польского  еще два

гражданства: канадское и перуанское), наличие полных гражданских и

политических прав, достижение определенного  возраста (обычно 35 лет, но в

Никарагуа - 25, в Венесуэле - 30, в  Китае - 45, в Италии - 50). Иногда

устанавливается и предельный возраст (например, в Намибии - не старше 65

лет). Многие конституции устанавливают  для кандидата определенный срок

проживания в данной стране (в  Болгарии - 5 лет, на Украине - 10, в США -

14, в Грузии - 15). В ряде случаев  требуется, чтобы кандидат был  не

натурализованным гражданином, а  уроженцем данной страны или родившимся от

ее граждан. В Нигерии кандидат на должность президента должен иметь  среднее

образование, в Турции, Азербайджане - высшее, на Филиппинах он должен уметь

читать и писать. Есть и другие условия.

 

 

      Кандидат в президенты  может быть выдвинут группой  избирателей. Во

Франции это 500 граждан, но не рядовых, а являющихся членами парламента,

региональных советов, генеральных  советов департаментов (т.е. региональных

органов самоуправления), территориальных  собраний заморских территорий,

мэрами городов. На Украине для  выдвижения кандидата должно быть созвано

собрание избирателей не менее 500 человек; оно создает инициативную группу,

которая и подает заявку о выдвижении кандидата, но для того, чтобы кандидат

был зарегистрирован, необходимо собрать  в его поддержку не менее 100 тыс.

подписей избирателей, причем не менее 1500 в каждом из 2/3 избирательных

округов. Кандидатура президента может  быть также выдвинута политическими

партиями, избирательными объединениями, блоками. В Венгрии кандидат

выдвигается не менее чем 50 депутатами парламента, в Египте - 2/3 общей

численности парламента (если кандидат не соберет 2/3, то большинством).

Регистрация кандидата во многих странах  обусловлена внесением повышенного

избирательного залога (например, 10-кратного по сравнению с кандидатом в

нижнюю палату парламента Франции). Существуют различные способы избрания

президента:

 

 

1. Голосование в парламенте (Чехия,  Словакия, Венгрия, Турция, Албания  и

др.). Для первого тура выборов  обычно требуется квалифицированное  или

абсолютное большинство голосов, но при множественности кандидатов такой

результат достигается редко, голоса распределяются между разными

кандидатами. В последующих турах  требования снижаются, однако из-за

партийной раздробленности обычно проводится много туров. В Турции накануне

принятия конституции 1982 г., снизившей  требования, было проведено более

100 туров, в Италии в 1992 г. - 16. Теперь для выборов президента  в Турции

в первом туре требуется 2/3 голосов, во втором и третьем достаточно

абсолютного большинства, на четвертый  тур выносятся две кандидатуры,

набравшие относительное большинство. Президентом становится получивший

относительное большинство голосов. В Словакии для избрания президента, как

и для смещения его парламентом, необходимы 2/3 голосов. Президент,

избранный парламентом, обычно, хотя и не всегда, «слабый» президент: он

получает свои полномочия не непосредственно  от избирателей, а от

представительного органа и не может  противопоставлять себя ему.

 

 

2. Голосование выборщиков. Избиратели  голосуют за выборщиков, а последние,

не собираясь вместе, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых

партиями (Аргентина, США, до 90-х годов  Финляндия). При этом способе

результаты выборов (имя будущего президента) становятся известны до

голосования выборщиков, как только подсчитана их партийная принадлежность:

президентом будет тот, кто имеет  за собой большинство выборщиков.

 

 

3. Избрание президента специальной  избирательной коллегией, о которой

говорилось выше (Федеральное собрание в Германии, состоящее из членов

нижней палаты и такого же числа  представителей земель, коллегия, состоящая

из членов обеих палат парламента и делегатов областных советов  в Италии,

коллегия из избранных членов обеих  палат парламента в Индии и

законодательных собраний штатов).

 

 

4. Избрание непосредственно избирателями (Мексика, Украина, Франция и  др.).

 

 

 

Переизбрание президента на следующий  срок во многих странах ничем не

ограничивается (Египет, Франция, Сирия  и др.). В Германии, США одно и  то же

лицо может быть избрано в  президенты только на два срока. В  Аргентине можно

избирать дважды, но первый раз - на шесть лет, второй - только на четыре

года. В Мексике установлен только один срок - шесть лет. Конституция

Мексики запрещает под каким-либо видом избирать одно и то же лицо на

должность президента на второй срок: нельзя избирать и временного

президента. Невозможно переизбрание президента также в Боливии, Никарагуа

(с 1995 г.), Эквадоре. Перечисленные  ограничения призваны воспрепятствовать

возможному президентскому авторитаризму, ибо президенты, избиравшиеся в

некоторых странах Латинской Америки  и Африки на седьмой и даже восьмой

срок, сосредоточивали в своих  руках непомерную власть. В настоящее  время в

некоторых странах Азии есть президенты, избранные на четвертый и пятый

срок.

 

 

В подавляющем большинстве случаев  президентами избирались мужчины, но в

последние десятилетия пост президента стали занимать и женщины (Аргентина,

Филиппины). В настоящее время  женщины являются президентами в  Ирландии,

Исландии, Шри-Ланке.

 

 

      Нередко президентами  провозглашает своих руководителей  военная хунта,

захватившая власть. В 1994-1995 гг. в большинстве  азиатских

постсоциалистических стран (Туркменистан, Узбекистан и др.) вместо выборов

были проведены референдумы  о продлении срока действующего президента до

2000 г. В прошлом в некоторых  странах социалистической ориентации

президенты избирались съездом  правящей партии (Конго), президенты

провозглашались пожизненными (КНДР, Тунис, Уганда, Экваториальная Гвинея и

др.). Пожизненным президентом был  И.Броз Тито в Югославии, в конституции

которой говорилось, что президент  избирается, но это правило не

распространяется на Тито. В Иране  Руководитель государства (подлинный  глава

государства) в отличие от президента избирается не путем всеобщих выборов,

а особой коллегией лиц, преимущественно  духовных, которые в свою очередь

избираются населением. Руководитель государства в Иране должен быть высшим

духовным лицом - муфтием. В Швейцарии  президент и вице-президент избираются

парламентом (Федеральным собранием) сроком на один год, но вопреки их

титулам они не обладают основными  полномочиями главы государства: эти

полномочия принадлежат коллегиальному органу - Федеральному совету.

 

 

      Полномочия, обязанности  и ответственность президента. Согласно  многим

конституциям, президент пользуется неприкосновенностью, его нельзя привлечь

к административной ответственности, уголовное наказание возможно только

после отрешения президента от должности (обычно путем импичмента). Однако

президент, добровольно уходящий в  отставку, как правило, добивается

принятия закона или соглашения о его неответственности. Во многих странах к

президенту может быть предъявлен гражданский иск. Гражданские иски к

государству также могут быть обращены к президенту как представителю

государства.

 

 

      Президент имеет  определенные привилегии: свою резиденцию (обычно не

одну), особый транспорт, включая самолеты, охрану, свой штандарт - флаг,

являющийся символом президентской  власти. Во многих странах существует

особое обращение к президенту - «Ваше превосходительство». Денежное

содержание президенту устанавливается  законом парламента и обычно является

наиболее высоким среди должностных  лиц.

 

 

      Полномочия президента  часто сформулированы однотипно  в президентской,

полупрезидентской, парламентарной республике, но на самом деле в их

осуществлении существует огромная разница, связанная с особенностями формы

правления. Президент обладает следующими полномочиями:

 

 

1. Полномочия по представительству  государства вовне и внутри  страны. В

этом качестве он назначает дипломатических  представителей, при нем

аккредитуются зарубежные послы, он назначает  своих представителей в

субъекты федерации некоторых  федеративных государств (например,

губернаторов штатов в Индии). Как  должностное лицо, обязанное сохранять

единство государства, он выступает  с инициативой согласительных процедур в

спорах между федерацией и ее субъектами, между субъектами федерации, между

палатами парламента и т.д. Президент  обеспечивает согласование функций  и

взаимодействие органов государственной  власти.

 

 

2. Полномочия в отношении парламента  и осуществления им законодательной

власти. Президент назначает дату выборов в парламент (в случае истечения

срока его деятельности или досрочного роспуска), созывает парламент на

сессии (издает соответствующий декрет, даже если в конституции указаны  даты

созыва сессий), может досрочно распустить парламент с назначением  новых

выборов, подписывает (санкционирует) законы и обладает правом вето (отказа

в подписи), публикует их. Президент  всегда имеет право только

отлагательного вето, которое может  быть преодолено повторным принятием

закона парламентом (в большинстве  стран для этого необходимо

квалифицированное большинство голосов, иногда достаточно абсолютного

большинства голосов однопалатного  парламента или каждой из его палат). Как

говорилось, президент промульгирует  законы. Он, как правило, обладает

правом законодательной инициативы (в США такого права у него нет), во

многих странах может обращаться к парламенту с посланиями, которые

заслушиваются на совместных заседаниях палат и обычно не подлежат

обсуждению. В них говорится  о целях деятельности государственных  органов на

предстоящий год, о необходимом  законодательстве (ежегодные послания), о

срочных мерах, которые необходимо принять по важнейшим вопросам

государственной жизни. [6]

 

 

3. Полномочия по формированию  других высших органов государства.  Президент

Информация о работе Правовой статус главы государства в зарубежных странах