Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 07:51, контрольная работа
Построение демократического правового государства, основанного на рыночной экономике и многообразии форм собственности, должно сопровождаться перемещением приоритетов в правовом регулировании труда, содержании трудового законодательства. На первый план выдвигаются учёт и охрана интересов человека труда, защита его прав, обеспечение социальных гарантий. В условиях разгосударствления экономики, обеспечения свободы производителя необходима новая модель правового регулирования трудовых отношений, основанная на децентрализации, расширении договорных начал.
Введение
Построение демократического правового государства, основанного на рыночной экономике и многообразии форм собственности, должно сопровождаться перемещением приоритетов в правовом регулировании труда, содержании трудового законодательства. На первый план выдвигаются учёт и охрана интересов человека труда, защита его прав, обеспечение социальных гарантий. В условиях разгосударствления экономики, обеспечения свободы производителя необходима новая модель правового регулирования трудовых отношений, основанная на децентрализации, расширении договорных начал.
В настоящее время произошла ощутимая поляризация участников общественного труда, на собственников (работодателей, нанимателей, предпринимателей) и наёмных работников, которые имеют противоречивые интересы в производстве, труде, распределении прибыли. Эти противоречия создают объективную основу для возникновения различных разногласий, споров и конфликтов в социально-экономических и, главное, в трудовых правоотношениях.
Ситуация усугубилась тем, что в управленческие структуры предпринимательства нередко приходят люди, которые не знают не только основ трудового законодательства, но и всячески стараются его обходить всеми доступными способами. В конечном итоге это приводит к массовому незаконному правоприменению трудового и иного законодательства, нарушающему трудовые права работников, что является мощным источником возникновения трудовых споров.
Государство создаёт условия для полной реализации гражданами права на труд, гарантирует равные возможности при выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров соответственно с общественными потребностями.
Международно-правовое регулирование труда представляет собой регламентирование с помощью международных соглашений государств (многосторонних и двусторонних договоров) и других международно-правовых средств вопросов, связанных с применением наёмного труда, улучшением его условий, охраной руда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Признание на конституционном уровне приоритета общепризнанных норм международного права перед законом имеет большое значение для интеграции России в международное сообщество и значительно расширяет возможности защиты прав и свобод гражданина в своей стране. Так Г.Н. Садовникова, комментируя данное положение, отмечает, что гражданин либо юридическое лицо, обращаясь в правоохранительные органы за защитой своих прав и законных интересов, может ссылаться на международные нормы, а правоохранительные органы, в свою очередь, вправе обосновывать свое решение нормами международного права.
Данное конституционное положение получило свое дальнейшее развитие в ст. 10 Трудового кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
Условия применения международных договоров определяются также Федеральным законом от 15.07.1995 №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». В частности, законом предусмотрено положение о том, что Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм. Россия подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного исполнения международных обязательств.
Данная позиция полностью воспринята в документах Верховного Суда Российской Федерации. Так в Постановление "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" Верховный Суд, в частности, разъяснил, что общепризнанные принципы и нормы международного права закрепляются в международных пактах, конвенциях и иных документах (например, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах). Указанные общепризнанные принципы и нормы, а также международные договоры Российской Федерации имеют приоритет в применении перед федеральными законами. Исходя из этого Пленум отметил, что суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом.
Таким образом, международно-правовое регулирование труда составляет существенную часть международного публичного права и одновременно занимает особое место в системе трудового права любого государства.
В литературе существует несколько определений международно-правового регулирования отношений труда. Так, например, Черняева Д.В. отмечает, что международно-правовое регулирование социально-трудовой сферы носит комплексный характер и фактически является подотраслью одновременно двух отраслей права - трудового и международного публичного, в задачи которой входит установление и реализация модельных подходов к правовому регулированию социально-трудовых вопросов в рамках того или иного международного сообщества.
В свою очередь Орловский Ю.П. под международно-правовым регулированием труда понимает регламентирование с помощью международных соглашений государств вопросов, связанных с применением труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников.
Некоторые ученые называют международно-правовое регулирование труда важным фактором, характеризующим социальную действительность современного целостного и взаимозависимого мира. Другие определяют как установленную международными актами систему стандартов по регулированию труда, которые государства, присоединившиеся к соответствующему международному договору, используют в национальном трудовом законодательстве.
Исходя из вышеприведенных точек зрения, можно сделать вывод о том, что в науке трудового права под международно-правовым регулированием труда в общем смысле понимается регулирование условий труда и охраны законных прав работников посредством международных соглашений. Оно так же рассматривается как одна из разновидностей защиты прав человека, институт, который в настоящее время успешно утвердился в современном трудовом праве.
Большинство ученых отмечают, что предмет национального и международного трудового права совпадает: это трудовые и иные, непосредственно связанные с ними отношения. Так традиционно к ним относят отношения по содействию занятости и трудоустройству, организационно-управленческие отношения работников с работодателем и профсоюза с работодателем, отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и охраны труда, социально-партнерские отношения, отношения по профессиональной подготовке и переквалификации работников, отношения по материальной ответственности работников и работодателей, а также по разрешению трудовых споров.
Однако нельзя не отметить, что международно-правовой характер подотрасли накладывает значительный отпечаток на предмет регулирования. Таким образом, на мой взгляд, более точным будет определение предмета международного трудового права как общественного отношения по установлению и применению типовых подходов к правовому регулированию социально-трудовых вопросов в рамках всего международного сообщества, которое, в свою очередь, направлено на решение таких актуальных проблем, как достижение социального мира, повышение качества жизни людей, обеспечение достойной заработной платы и благоприятных условий труда, а также формирование социального государства в каждой стране мира.
Важным элементом решения этих проблем является, в частности, распространение современных методов организации и управления производственными процессами, формирования гармоничной рабочей среды, обеспечение баланса работы и частной жизни человека, борьба с бедностью, неравенством, нарушением прав работников и социально незащищенных слоев населения и др.
Специфика метода любой отрасли права заключается в особенностях приемов и способов государственного воздействия на субъектов права с целью регулирования их отношений. Специфика метода международного трудового права, очевидно, включает в себя специфику методов международного и трудового права. Так, трудовое право, видимо, обусловило двойственный частно-публичный характер. Такой характер сформировал и главную особенность метода международного трудового права: специфическое сочетание договорного и законодательного регулирования (или диспозитивного и императивного).
Однако не стоит забывать о публично-правовой природе данной подотрасли права, которая, как отмечает Черняева Д.В., проявляется в том, что реализация ее методов происходит целиком и полностью за счет отношений власти и подчинения, установленных между его субъектами на основании международного договора об учреждении объединяющего их международного сообщества, заключаемого при условии согласования воли всех его участников по включенным в него вопросам.
Все изложенное выше дает возможность понять сущность международно-правового регулирования труда и особенно международных норм труда. Необходимость такого изучения обусловлена, на мой взгляд, важной ролью международных трудовых норм в систематизации и унификации национального трудового законодательства, в целях предотвращения снижения достигнутого уровня правовых гарантий, а также в активизации правотворческой деятельности законодателя, направленной на интеграцию России в правовую систему цивилизованного мира.
2. Принципы международного трудового права
Принципом любой отрасли права считаются базовые идеи и подходы, на основании которых формируется нормативное содержание конкретной отрасли. Поэтому их содержание всегда является интересным для изучения и одновременно дискуссионным.
В науке трудового права существует довольно много точек зрения относительно содержания и классификации принципов. Однако перечень базовых международных принципов правового регулирования труда получил своё закрепление в принятой 18 июня 1998 г. Международной организацией труда Декларации «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда». Необходимость принятия данного акта была продиктована тем, что многие государства-члены Международной организации труда не ратифицировали базовые конвенции.
В качестве основных принципов правового регулирования труда, обязательных для всех государств-участников Международной организации труда, названы:
а) свобода объединений и реальное признание права на ведение коллективных переговоров (принцип «социального диалога») неслучайно поставлены Международной организацией труда на первое место среди основополагающих принципов в сфере труда. Так Аленина А.В. по этому поводу отмечает, что реализация этого принципа представляет собой одновременно и цель, и средство: если работники смогут полноценно осуществлять право на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров, они смогут в договорном порядке получить любые другие социальные права. Однако, стоит подчеркнуть, что для обеспечения реальной свободы объединения недостаточно простого закрепления тех или иных прав в законодательстве, важно, чтобы в самом обществе появилась мощная система независимых профсоюзов и объединений работодателя, как институт гражданского общества.
б) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; Вопросы, связанные с принудительным трудом, одни из самых первых, которые решались на международно-правового регулирования труда. Как подмечает Шестерякова И.В., начиная с 1815 г. в мире было заключено более трехсот международных актов, направленных на запрет рабства и принудительного труда. Запрету принудительного труда посвящены две конвенции и две рекомендации Международной организации труда, обязывающие государства упразднить применение принудительного и обязательного труда во всех его формах и проявлениях и предлагающие расценивать использование принудительного труда как уголовное правонарушение. В российском трудовом праве уточненное содержание принципа запрещения принудительного труда подробно раскрыто в ст. 4 ТК РФ.
в) действенное запрещение детского труда; Проблемой детского труда Международная организация труда начала заниматься с первой же сессии Международной конференции труда, состоявшейся в 1919 г., па которой были приняты Конвенция 1919 г. о минимальном возрасте для приема детей на работу в промышленности. И п Конвенция о ночном труде подростков в промышленности (№ 6). В России вопросов детского и подросткового труда касаются положения ст. 63 ТК РФ о возрасте, с которого допускается заключение трудового договора, и гл. 42 ТК РФ, касающаяся правового регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
г) недопущение дискриминации в области труда и занятий; Принцип запрещения дискриминации является проявлением такого общеправового принципа как справедливость. При этом под дискриминацией следует понимать, в соответствии с данным Алениной А.В. определением, всякое различие, недопущение, исключение или предпочтение, проводимое по признаку пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, возраста, места жительства, принадлежности к общественным объединениям, отношению к религии и иным обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника. Международная организация труда закрепила принцип равной оплаты за равный труд еще в преамбуле к своему Уставу в 1919 г., затем в Филадельфийской декларации 1944 г. В Декларации Международной организации труда 2008 г. о социальной справедливости в целях справедливой глобализации отмечается, что для реализации программы достойного труда одной из стратегических целей является обеспечение тендерного равенства и запрета дискриминации.