Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 07:51, контрольная работа
Построение демократического правового государства, основанного на рыночной экономике и многообразии форм собственности, должно сопровождаться перемещением приоритетов в правовом регулировании труда, содержании трудового законодательства. На первый план выдвигаются учёт и охрана интересов человека труда, защита его прав, обеспечение социальных гарантий. В условиях разгосударствления экономики, обеспечения свободы производителя необходима новая модель правового регулирования трудовых отношений, основанная на децентрализации, расширении договорных начал.
6. Надзор и контроль за соблюдением международных стандартов труда
Как уже не раз отмечалось, Российская Федерация является членом ряда международных организаций. Это обстоятельство делает обязательным для исполнения нашей страной определенный круг документов. В свою очередь, указанные организации, будучи заинтересованными в реализации установленных ими стандартов, разрабатывают комплекс мер по контролю и надзору за соблюдением норм международно-правовых актов.
Одним из самых значимых субъектов международного нормотворчества в сфере трудовых правоотношений, безусловно, является Международная организация труда.
В соответствии со ст. 22 Устава Международной организации труда, каждое государство - член Международной организации труда обязано представлять периодические Доклады Международному бюро труда относительно принятых им мер для применения конвенций, к которым оно присоединилось. Эти доклады должны представляться в такой форме и содержать такие сведения, как того потребует Административный совет. Как указывается в ч. 2 ст. 23, па2 Устава, Генеральный директор Международного бюро труда представляет на ближайшей сессии Конференции резюме присланных ему отчетов и докладов. При этом, на мой взгляд, важно то, что подробного отражения в отчете требуют все решения судебных и административных органов, существенные для применения положений данной конвенции в данной стране, а также общее описание прикладных способов их применения, включая число нарушений, извлечения из отчетности государственных контрольно-надзорных органов. Таким образом создается четкая картина реального воплощения тех или иных положений международно-правового акта.
В рамках Международной организации труда действует несколько органов, осуществляющих рассмотрение жалоб и заявлений в отношении исполнения государствами актов МОТ. Исходя из положений устава таковыми являются Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций (Комитет экспертов) и Комитет по применению международных трудовых стандартов Международной конференции труда (Комитет Конференции). Как замечают Лютов Н.Л. и Морозов П.Е., главным средством воздействия Комитетов на государства, допускающие нарушения международных трудовых стандартов - это привлечение международного внимания к факту нарушения. Однако, можно предположить, что распространенность этого средства обусловлена его достаточной действенностью, ибо в арсенале Комитетов имеются и более жесткие санкции. Например, согласно ст.33 Устава Международной организации труда Административный Совет может предложить Mеждународная конференция труда предпринять меры, которые он сочтет целесообразными в случае, если член Международной организации труда не выполнит в установленный срок рекомендации, которые могут содержаться в докладе контрольных органов Международной организации труда .
Существуют также специальные контрольные процедуры в рамках Международной организации труда. Так, в соответствии со ст. 24 и 25 Устава, организации работников и работодателей могут подавать представления Международному бюро труда о том, что государство не исполняет должным образом ратифицированную конвенцию. Представления могут подаваться как национальными, гак и международными объединениями работников и работодателей, причем в отношении как собственного, так и иностранного государства. В случае получения такого представления Административный Совет может организовать трехсторонний комитет по расследованию в отношении данного дела. Орган по рассмотрению назначается из состава членов Административного Совета. В том случае, если государство не реагирует на запрос по сделанным в его отношении представлениям. Административный Совет может опубликовать представление и свои ответы в связи со сделанным представлением.
Помимо представления, в соответствии со ст. 26 Устава Международной организации труда, возможна также подача жалобы на государство в связи с несоблюдением ратифицированной им конвенции. В таком случае создается специальная Комиссия по расследованию жалобы, которая готовит доклад с заключениями и рекомендациями о мерах по удовлетворению жалобы.
Помимо указанных механизмов, существуют специальные процедуры, касающиеся соблюдения государствами - участниками Международной организации труда Трехсторонней декларации принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики 1977 г., а также Декларации Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998г. Обе Декларации носят рекомендательный характер, но МОТ, тем не менее, осуществляет наблюдение за соблюдением изложенных в них принципов государствами - членами Международной организации труда на добровольной основе.
Помимо актов Международной организации труда, как уже отмечалось выше, Российская Федерация, будучи членом Совета Европы, ратифицировала в 2009 г. Европейскую социальную хартию (пересмотренную), в отношении которой предусматривается специальный порядок контроля за исполнением. Контрольный механизм Европейской социальной хартии включает регулярные доклады стран-участниц Генеральному секретарю Совета Европы относительно принятых и непринятых положений. Также как и в случае с конвенциями Международной организации труда, с содержанием докладов должны быть ознакомлены представительные организации работников и работодателей.
Процедура рассмотрения жалоб о применении Хартии предусматривается специальным Дополнительным протоколом к Хартии, вступившим в силу в 1998 г. Жалобы могут подаваться международными и национальными организациями работников и работодателей, а также неправительственными организациями. Этот протокол не ратифицирован Россией, поэтому такие жалобы в отношении России официально рассматриваться не будут.
Из контрольных механизмов в рамках СНГ следует отметить Комиссию по правам человека Содружества Независимых Государств, расположенную в Минске, которая осуществляет контроль за соблюдением Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека. Комиссия рассматривает индивидуальные и коллективные обращения любых лиц и неправительственных организаций по вопросам, связанным с нарушениями прав человека . При этом Комиссия вправе принимать решения обязательные для сторон.
В итоге можно сделать вывод, что в общем случае международные межгосударственные сообщества наделяются правом осуществлять инспекционные проверки соблюдения международных стандартов в области прав человека либо направлять наблюдателей для контроля и надзора за соблюдением таких стандартов, а так же производить контроль по средствам разрешения жалоб и предложений.
Заключение
Таким образом, на основании всего выше изложенного можно сделать определенные выводы.
Во-первых, в настоящее время в условиях непрерывного процесса глобализации экономики, особенную актуальность и ценность представляет процесс международно-правового регулирования труда, то есть регулирования условий труда работников и защиты их прав посредством международно-правовых актов. При этом систематизации и унификации национального трудового законодательства имеет своей целью предотвращение снижения достигнутого уровня правовых гарантий, что так же имеет особое значение для нашего государства. Необходима еще большая активизации правотворческой деятельности законодателя, что, в свою очередь, будет способствовать интеграции России в правовую систему цивилизованного мира.
Во-вторых, решение проблем глобализации возможно только на основе правовых средств и способов с помощью международных трудовых норм, а также двусторонних и многосторонних договоров в области регулирования трудовых отношений между государствами, а также в рамках международных организаций как универсального, так и регионального характера.
В-третьих, членство Российской Федерации в Международной организации труда, вступление в Совет Европы предоставляет российским гражданам новые дополнительные гарантии для защиты своих прав и налагает тем самым на государственные органы дополнительные обязанности по соблюдению трудовых прав и свобод. Следует подчеркнуть, что сущность международно-правового регулирования труда составляют, прежде всего, идеи правовой защиты высших ценностей общества и государства, а именно: прав и свобод человека, его чести и достоинства в сфере труда.
Таким образом, международно-правовое регулирование труда - это прежде всего одна из разновидностей защиты прав человека, институт, который в настоящее время успешно утвердился в современном трудовом праве. И формой международно-правового регулирования труда являются конвенции и рекомендации о труде, разработанные Международной организацией труда. При этом изучение международных документов, в том числе Уставов Организации Объединенных Наций и Международной организации труда, Филадельфийской декларации и других, позволяет сделать вывод о том, что именно Международная организация труда определяет основные направления международно-правового регулирования трудовых правоотношений. Её конвенции и рекомендации носят обязательный характер для большинства государств.
В-четвертых, международные нормы о труде содержатся в различных международных многосторонних и двусторонних договорах, соглашениях, а также актах рекомендательного характера. Результатом международно-правового регулирования труда являются международные трудовые стандарты, которые отвечают интересам трудящегося населения. Особое внимание всегда стоит уделять принципам. Они выступают отправной точкой при формировании и применении правовых норм, определяют содержание правового регулирования общественных отношений.
В-пятых, можно констатировать, что нормы международного права как общепризнанные, так и содержащиеся в международных договорах составляют в настоящее время важную часть норм трудового права Российской Федерации. Таким образом, они должны быть востребованы судебными органами различного уровня в случаях, когда нормы национального законодательства не позволяют однозначно решить рассматриваемый вопрос. При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора.
И в заключении хотелось бы лишний раз подчеркнуть, что Российской Федерации необходимо заимствовать из международного трудового права самые прогрессивные нормы, отвечающие интересам человека и позволяющие обеспечивать реализацию основополагающих трудовых прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ//СЗ РФ. 2009. №4. Ст.445;
2.Устав Международной организации труда с изменениями и дополнениями 1972г.;
3.Декларация МОТ относительно целей и задач Международной организации труда от 10 мая 1944г.;
4.Декларация МОТ от 18 июня 1998г. «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда»;
5.Положение о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств, утв. Решением Совета глав государств СНГ от 24 сентября 1993 г.// СЗ РФ. 1999 г. №13. Ст. 1489;
6.Трудовой кодекс Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.12.2010 №387-ФЗ//СЗ РФ. 2002. №1. Ч.1. Ст.3 №30. Ст.3014, 3033; 2010. №52. Ст. 345;
7.Федеральный закон от 15.07.1995 №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.12.2007 №318-ФЗ//СЗ РФ. 1995. №29. Ст. 2752; 2007. №50. Ст.3247;