Понятие, предмет и метод международно- правового регулирования трудовых правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 07:51, контрольная работа

Краткое описание

Построение демократического правового государства, основанного на рыночной экономике и многообразии форм собственности, должно сопровождаться перемещением приоритетов в правовом регулировании труда, содержании трудового законодательства. На первый план выдвигаются учёт и охрана интересов человека труда, защита его прав, обеспечение социальных гарантий. В условиях разгосударствления экономики, обеспечения свободы производителя необходима новая модель правового регулирования трудовых отношений, основанная на децентрализации, расширении договорных начал.

Файлы: 1 файл

Междунар. труд. право (каф. тр. права).docx

— 45.01 Кб (Скачать)

Также выделяют еще некоторые принципы международного трудового права:

Принцип универсальности: его можно назвать принципом всеобщности. Он обеспечивает возможность вступления в МОТ всем государствам, берущим на себя предусмотренные её уставом обязательства. Принцип универсальности выражается также в характере вырабатываемых и принимаемых МОТ многих трудовых норм. эти нормы, в частности, направлены на создание условий в которых трудящиеся менее развитых регионов мира могли бы получить права, аналогичные правам рабочих и служащих стран с более передовым социальным законодательством. Тем самым международные нормы о труде отражают и основную цель деятельности МОТ, которая заключается в создании универсальной системы защиты основных прав человека, улучшения условий труда и жизни трудящихся. Такие универсальные нормы содержатся, например, в конвенциях МОТ о свободе ассоциаций и праве на коллективные переговоры (№87, №98), защите от принудительного труда (№29,. №105) и др. Международные трудовые нормы считаются универсальными ещё и потому, что в их разработке участвуют государства различного социального строя, экономической и политической систем. Универсальность международных трудовых норм в значительной степени способствует взаимодействию с нормами внутригосударственного права и применению этих норм государствами в национальном законодательстве, и тем самым осуществляется задача установления минимальных требований к поведению государств при решении конкретных социальных проблем.[4]

Принцип трёхсторонности (трипартизма). В его основе лежит особая организация работы МОТ по разработке и принятию международных норм о труде, а также контролю за их применением. Если принцип универсальности характерен для многих международных организаций, то принцип «трипартизма» присущ только МОТ. Он заключается в том, что в этой работе наряду с представителями государств-членов на равных с ними основаниях участвуют представители предпринимателей и трудящихся. Каждое государство - член МОТ направляет на ежегодную международную конференцию труда двух делегатов от правительства, одного делегата от предпринимателей и одного от трудящихся. Делегаты от предпринимателей и от трудящихся выступают и голосуют самостоятельно. Таким образом, каждая международная норма отражает интересы трудящихся и предпринимателей и является результатом компромиссного решения вопросов, связанных с взаимоотношением сторон в области труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Субъекты международно- правового регулирования труда

Основными субъектами международно-правового регулирования труда в настоящее время являются Организация Объединенных наций и Международная организация труда. Устав ООН принят в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. МОТ является специализированным учреждением ООН и в соответствии со своим уставом наделяется полномочиями по принятию международных конвенций и рекомендаций, в том числе и по вопросам трудовых отношений. Постоянным органом МОТ является Международное Бюро Труда (МВТ), выполняющее функции секретариата МОТ.

Субъектами международно-правового регулирования труда на региональном уровне или на двусторонней основе могут выступать различные объединения государств. Так, в настоящее время отдельными полномочиями по этому вопросу обладают члены Содружества Независимых Государств (СНГ), образованного в 1991 году.

На протяжении 91 года МОТ успешно решает поставленные перед ней задачи, разрабатывая и принимая конвенции и рекомендации, устанавливающие международные трудовые нормы, руководствуясь в своей деятельности принципами универсальности и трёхсторонности (трипартизма), сочетания разработки и принятия норм с контролем за их соблюдением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Источники международного  трудового права

Одной из разновидностей защиты прав человека является международно-правовое регулирование условий труда и охраны законных прав работников посредством международных документов. Основополагающие нормы, направленные на реализацию и защиту трудовых прав человека, изложены в международных пактах о правах человека, в конвенциях Международной организации труда и других нормативных актах, которые составляют систему источников международного трудового права.

В теории существует довольно много определений источников международного регулирования трудовых правоотношений.

Так Лютов Н.Л. и Морозов П.Е. к источникам международного трудового права относят нормативные правовые акты, а также иные акты неиндивидуального характера, рассчитанные на неоднократное применение, регулирующие на международном уровне трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также национальное законодательство, регулирующее трудовые и тесно связанные с ними отношения, осложненные иностранным элементом.

В свою очередь Черняева Д.В. источниками международного публичного трудового права называет те из источников международного публичного права, которые в той или иной степени затрагивают социально-трудовые вопросы.

Орловский Ю.П. указывает, что источники международно-правового регулирования труда включают весьма разнообразные и разнородные элементы, прежде всего акты ООН и МОТ, действующие во всемирном масштабе, и акты, принятые региональными организациями государств.

Можно выделить ряд признаков, которыми обладают источники международно-правового регулирования труда. Во-первых, они имеют нормативный характер и нацелены на неоднократное применение, во-вторых, применяются по поводу социально-трудовых вопросов и направлены на трудовые правоотношения и непосредственно с ним связанные, в-третьих, это акты, принимаемые субъектами международного права и, наконец, они действуют, как правило, в отношении нескольких государств или имеют общемировой характер.

Источники международного трудового права весьма многообразны, поэтому существует и большое количество их классификаций. Причем, как справедливо указывают К. Н. Гусов и В. Н. Толкунова, было бы ошибочно настаивать на универсальности той или иной классификации. Любая классификация, если она опирается на существенный признак, может способствовать лучшему пониманию объекта исследования. Таким образом, источники международно-правового регулирования можно разбить на группы по нескольким основаниям, и наибольший интерес, на мой взгляд, представляют изложенные ниже.

По форме источники международного трудового права чрезвычайно разнообразны. Основной формой источников международного трудового права, как и впрочем, всего международного права, являются международные договоры, ратифицируемые национальными государствами. При этом их наименование может быть абсолютно различным: договоры, хартии, конвенции, пакты и т. д. Их признаком является то, что такие договоры заключаются между двумя или более государствами, либо государства принимают на себя обязательства по этим договорам посредством участия в международной организации, и такие договоры налагают юридические обязательства на государства, участвующие в договоре. Иную форму имеют императивные нормы обычного международного права или общепризнанные принципы и нормы международного права, как они именуются в Конституции РФ. Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определенным образом выраженного ими намерения придать таким действиям нормативное значение.

По сфере применения источники международно-правового регулирования принято разделять на универсальные и региональные. Традиционно универсальные акты издаются ООН и МОТ и могут применяться в отношении всех государств. Они, как правило, носят рекомендательный и декларативный характер. Применение региональных актов чаще связано с определенной территорией. Так, например, Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. имеет обязательный характер лишь для стран-членов СНГ.

Однако, наибольшее значение, как мне кажется, в системе источников международного трудового права имеют акты принимаемые Международной организацией труда. Согласно Уставу Международной организации труда одно из главных направлений деятельности этой организации - нормотворчество, то есть создание международных трудовых стандартов. Нормотворческая деятельность Международной организации труда заключается главным образом в принятии конвенций и рекомендаций.

Конвенции и рекомендации Международной организации труда разрабатываются и принимаются Международной конференцией труда с использованием одинаковой процедуры. Их принятию предшествует обсуждение на двух последовательных международных конференциях-сессиях Международной организации труда. Международное бюро труда готовит предварительные доклады, в которых обобщаются законодательство и практика в различных странах. Каждая конвенция (рекомендация) обсуждается специальной комиссией, сформированной конференцией, и должна быть одобрена большинством в 2/3 присутствующих делегатов.

В случае ратификации конвенции государство обязано принять законодательные или иные акты для проведения ее в жизнь и регулярно представлять в Международную организацию труда доклады относительно принятых мер по эффективному применению ратифицированной конвенции. Если конвенция не ратифицирована, государство все же несет обязательство информировать по запросам Административного совета Международной организации труда о состоянии национального законодательства и практики в отношении не ратифицированной конвенции и о мерах, которые предполагается предпринять для придания ей силы.

Рекомендация не является международным договором и не требует ратификации. Вместе с тем, не могу не согласиться с Шумиловым О.В., было бы неверным недооценивать значение и определенную юридическую силу рекомендаций. Она представляет собой обращенное к государствам пожелание, предложение ввести соответствующие нормы в национальное законодательство. Более того, как отмечает Ершова Е.А., рекомендация детализирует, уточняет, а иногда и дополняет положения конвенции, делает их содержание более полным и гибким, расширяет возможности выбора для государств при решении вопроса о заимствовании международных норм.

Обобщая сказанное, хочется лишний раз подчеркнуть, что законодательная деятельность международных организаций оказывает серьезное влияние на национальные правовые системы, на их содержание и функционирование. И потому особенное значение сегодня приобретает применение и толкование норм международных организаций судебными и иными правоприменительными органами Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Системы обеспечения  реализации международных стандартов  труда

Невозможно переоценить важность средств обеспечения реализации нормы, так как при их отсутствии любое правовое предписание остается лишь на бумаге и нормотворческая работа теряет всякий смысл. Международно-правовое регулирование трудовых правоотношений так же немыслимо без системы реализации международных стандартов.

Как отмечает Черняева Д.В, средства реализации норм международного трудового права можно подразделить на внутригосударственные и международные. Далее, на мой взгляд, целесообразно будет рассмотреть каждый из них.

На внутригосударственном уровне принятие мер по реализации международных стандартов возлагается на орган власти конкретного государства как субъекта международно-правовых отношений, как правило, это административные и судебные органы, наделенные полномочиями налагать меры ответственности на нарушителей тех или иных норм о труде, в том числе и признанных международных трудовых стандартов. Не могу не согласиться, что более эффективным является то, когда в отдельных странах нормы внутригосударственного законодательства содержат определенные инструменты обеспечения реализации международных трудовых норм, например предоставление определенных льгот. Таким образом государство дополнительно способствует воплощению международных трудовых стандартов на своей территории.

Межгосударственный уровень обеспечения реализации международных трудовых стандартов преимущественно осуществляется либо в рамках деятельности международных межгосударственных сообществ с помощью специальных процедур, предусмотренных уставными и иными документами таких сообществ, либо непосредственно самими государствами на основании соответствующих положений двусторонних или многосторонних международных межгосударственных договоров.

Одним из наиболее известных примеров такой системы обеспечения реализации международных стандартов труда Иванов С.А. называет механизм, реализованный Советом Европы применительно к положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. При нарушении данной Конвенции каким-либо из ратифицировавших ее государств пострадавшая сторона может обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека, решения которого обязательны для таких стран. Кроме того, данные решения поддерживаются системой особого контроля за их исполнением со стороны Комитета министров Совета Европы.

Одним из интересных случаев межгосударственной системы обеспечения реализации трудовых стандартов является система с использованием принудительных механизмов Всемирной торговой организации.

Так с включением основополагающих международных трудовых стандартов в торговые соглашения ответственность за их нарушения должна стать весьма ощутимой. Нарушителю придется либо менять свою практику или даже законодательство в соответствии с требованиями таких стандартов, либо терпеть серьезные убытки от введенных против него торговых санкций и штрафных выплат.

Как отмечает Черняева Д.В. по этому поводу, расширение процессов глобализации и развитие свободной торговли позволили бы создать новые рабочие места, перераспределить рабочую силу и постепенно выровнять трудовые стандарты во всем мире естественным путем. Хотя существует и другая точка зрения. В 1999 г. в своем обращении к участникам Конференции Международной конфедерации свободных профсоюзов генеральный директор ВТО Майк Мур отметил, что не принудительные механизмы, а именно экономическое положение отдельных стран является главным фактором недостаточно высоких условий труда, поэтому ограничения, реализуемые через международные торговые институты, способны только ухудшить положение.

Так или иначе, но одно можно сказать точно, существующие системы реализации международных стандартов труда требуют еще большего совершенствования и развития за счет создания новых механизмов регулирования трудовых правоотношений. Такая необходимость обусловлена, прежде всего, глобализация социальной жизни и мировой экономики, что в свою очередь повышает роль международных стандартов труда.

Информация о работе Понятие, предмет и метод международно- правового регулирования трудовых правоотношений