Общественные объединения в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является извлечение из норм Конституции Российской Федерации[1] и федерального законодательства, посвященного правовому регулированию общественных объединений, того смысла, который был заложен в них законодателем, а также раскрытие противоречий законодательной регламентации данного правового института для извлечения способов устранения данных недоработок.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Правовое регулирование общественных объединений в Российской Федерации ……………………………………………………………………….. 5
1.1 Понятие и виды общественных объединений ……………………………. 5
1.2 Права, обязанности и ответственность общественных объединений …… 9
2. Правовой статус религиозных общественных объединений …………….. 15
3. Особенности правового статуса политических партий …………………... 21
Заключение ……………………………………………………………………... 31
Библиографический список ………

Файлы: 1 файл

констит.право.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Обязанности религиозной организации лежат только лишь на организации в целом как юридическом лице и не распространяются на ее последователей.

Религиозная группа не имеет обязанностей перед государством, за тем исключением, что она не должна действовать вопреки конституции и законодательству РФ, и выступает как сообщество единомышленников, связанных между собой единой целью - исповедания и распространения веры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3. Особенности правового статуса политических партий.

 

Любой тип политической деятельности осуществляется в каких-либо организационных формах. Организация направляет действия многих людей к единой цели, регулирует их в соответствии с определенными нормами. Благодаря организации присущие ей идеологические или моральные установки превращаются в материальную силу. Организация выступает важнейшим средством выражения интересов, формирования единой воли, она способна снимать внутренние противоречия, конфликты, она становится единым политическим субъектом. Без политической организации интеграция общества на длительный период оказывается просто невозможной. В первую очередь, такими политическими организациями являются партии.

Они являются неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества. Не являясь непосредственными носителями государственной власти, они являются важными элементами гражданского общества, выполняют функции посредников между государством и обществом, реализуют интересы граждан в сфере государственной жизни.

С принятием ФЗ «О политических партиях» в российском праве появилось юридическое понятие политической партии. «Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных политических акциях, выборах и референдумах.

ФЗ «О политических партиях» четко определил в ст. 3 п. 4 основные функции политической партии:

· формирование общественного мнения;

· политическое образование и воспитание граждан;

· выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

· выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов. Политические партии вынуждены решать в своей деятельности очень разнообразные задачи, поэтому и количество приписываемых им политологами функций довольно велико.

1. Это функция звена между правящими и управляемыми. «Партия всегда выступает как канал передачи информации, циркулирующей «сверху вниз» и «снизу вверх». Интенсивность в этих двух информационных потоках может не совпадать».

2. Партии выполняют функции аккумуляции социальных интересов. В обществе всегда существуют разнообразные и разнородные интересы, предпочтения, требования. Из совокупности интересов необходимо выделить наиболее социально значимые. Далее и эти «отборные» интересы необходимо увязать между собой, чтобы уже в виде последовательной программы поставить на политическую повестку дня. Этим и занимаются партии.

3. Важной функцией партий является постановка коллективных целей для всего общества. Неправильно считать, что партия способна преследовать лишь те цели, которые «носятся в воздухе» и вытекают из обстоятельств повседневной жизни ее членов и сторонников. «Ни в Китае, ни в России необходимость построения коммунизма не следовало из текущих интересов общества. Но, будучи сформулирована партией, эта цель воодушевила миллионы людей на реализацию программы радикального преобразования общества».

4. Партии занимаются рекрутированием властной элиты и способствуют ее политической социализации. Под рекрутированием следует понимать подбор кадров, как для самой партии, так и других организаций, входящих в политическую систему, в том числе и выдвижение кандидатов в представительные органы власти, исполнительный аппарат и бюрократию.

5. Партии имеют большое значение, выступая в качестве референтных групп, на которые индивид ориентирует поведение своих сторонников. Во многих странах люди, повинуясь семейным традициям и воспитанию, испытывают сильную эмоциональную приверженность к той или иной партии. Кроме общих функций, присущих всем политическим партиям, существуют и внутренние функции, характерные для определенного вида политической партии.

Политические партии принимают важнейшее участие в формировании и деятельности всех звеньев государственного аппарата. Выборные органы власти на всех уровнях создаются при непосредственном участии политических партий, так как они подбирают кандидатов на выборные должности и проводят избирательные компании. Таким образом, партии готовят кадры, из числа которых формируется правящая элита.

Таким образом, цели и задачи политических партий носят публичный характер. Частные интересы присутствуют в деятельности политической партии, но при этом они не являются ведущими, эти интересы носят прикладной характер.

Конституция Российской Федерации 1993 года гласит, что «каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов». Свобода деятельности общественных объединений гарантируется, при этом «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность».

Таким образом, в Конституции не упоминается понятия политической партии, она гарантирует деятельность всех общественных объединений: профсоюзов, ассоциаций, клубов и многих других, в том числе и политических партий. Сфера деятельности партии - вся территория Российской Федерации, либо ее часть, но в соответствии с требованиями настоящего закона. Связь государства и политических партий в России довольно значительна, особенно в период участия партий в выборах и референдумах. Поэтому нужно подчеркнуть, что значение избирательного законодательства в правовом регулировании деятельности политических партий велико. Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Наряду с участием в избирательном процессе важнейшим видом деятельности политической партии является их парламентская деятельность. «Современный российский парламент по своему составу и, следовательно, его функционирование во многом зависит от деятельности в нем политических партий». Это обусловило необходимость ее правового регулирования, которое осуществляется регламентом палат, в котором определяется порядок образования парламентских фракций, их права и обязанности, связанные с формированием парламентских органов, парламентской процедурой и тому подобное.

С принятием ФЗ «О политических партиях» положен предел дроблению политических сил, искусственному созданию множества «карликовых» политических объединений, партий - «однодневок». Установленные законом требования, предъявляемые к политическим партиям, менялись принятыми поправками: теперь для регистрации необходимо наличие региональных отделений более чем в половине субъектов Федерации; общая численность членов политической партии - не менее 50000 граждан РФ (вместо 10000 в первоначальном варианте), при этом более чем в половине субъектов Федерации региональные отделения партии должны иметь численность не менее 500 членов политической партии (вместо 100), а в остальных региональных отделениях не должно быть меньше 250 членов партии (вместо 50); при этом руководящие и иные органы политической партии, все ее структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

В ст.9 ФЗ «О политических партиях» предусматривает еще ряд запретов, ограничений на создание политических партий. «Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности». Также «не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности». Деятельность политических партий также не должна нарушать права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Так же Закон запрещает создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий. Членами российских политических партий не вправе быть иностранные граждане и лица без гражданства. Вместе с тем Закон в ст. 26 разрешает политическим партиям устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации. Представляется, что такие права сводят на нет указанные выше запреты и ограничения. В соответствии с Законом политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения. Для подготовки и проведения учредительного съезда предусматривается создание организационного комитета. В случае же преобразования действующего общественного объединения в политическую партию образование организационного комитета необязательно. Согласно Закону членство в политической партии является добровольным, фиксированным и индивидуальным.

Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, признанные судом недееспособными. Ограничение права на вступление в политические партии или обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания. Политические партии и их региональные отделения подлежат государственной регистрации и наделяются в связи с этим правами юридического лица. При этом регистрация региональных отделений осуществляется после регистрации политической партии и должна быть завершена более чем в половине субъектов Федерации не позднее чем через шесть месяцев со дня регистрации политической партии. Только после этого политическая партия может осуществлять свою деятельность в полном объеме. В противном случае свидетельство о государственной регистрации политической партии утрачивает свою силу, а запись о ее создании, внесенная в единый государственный реестр юридических лиц, аннулируется. В ст. 15 ФЗ «О политических партиях» установлены сроки регистрации регистрирующим органом (на данный момент Министерством юстиции РФ) партии.

Политическая партия ликвидируется по решению Верховного Суда Российской Федерации в следующих случаях:

1) если она не соответствует ограничениям на создание и деятельность предусмотренными статьёй 9 Федерального закона «О политических партиях»;

2) при не устранении в установленный срок нарушений, послужившим для приостановлении деятельности политической партии;

3) неучастие политической партии в выборах в течении пяти лет подряд;

4) отсутствие региональных отделений политической партии численностью не менее 500 человек более чем в половине субъектов Российской Федерации, а так же отсутствие числа членов равного пятидесяти тысячам.

Решение может быть обжаловано. Кроме этого политическая партия может быть ликвидирована по решению её высшего руководящего органа-съезда, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, решение по данному вопросу принимается в соответствии с её уставом.

Предоставляемые политическим партиям права, должны, с одной стороны, обеспечить им свободу деятельности и выполнение предусмотренных законом общественных задач, а с другой стороны - гарантировать существование и нормальное функционирование многопартийной системы. В случае ликвидации политической партии её имущество после завершения расчетов по её обязательствам передается: на цели, предусмотренные уставом и программой политической партии, если ликвидация политической партии осуществляется по решению съезда политической партии; в доход государства, если по решению суда. А так же ликвидация влечет за собой аннулирование свидетельства о государственной регистрации и исключение соответствующей записи из единого государственного реестра юридических лиц.

В порядке, предусмотренном законодательством России политическая партия вправе:

а) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;

б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных настоящим Федеральным законом и иными законами;

в) участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;

д) организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;

е) учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;

Информация о работе Общественные объединения в Российской Федерации