Общественные объединения в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является извлечение из норм Конституции Российской Федерации[1] и федерального законодательства, посвященного правовому регулированию общественных объединений, того смысла, который был заложен в них законодателем, а также раскрытие противоречий законодательной регламентации данного правового института для извлечения способов устранения данных недоработок.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Правовое регулирование общественных объединений в Российской Федерации ……………………………………………………………………….. 5
1.1 Понятие и виды общественных объединений ……………………………. 5
1.2 Права, обязанности и ответственность общественных объединений …… 9
2. Правовой статус религиозных общественных объединений …………….. 15
3. Особенности правового статуса политических партий …………………... 21
Заключение ……………………………………………………………………... 31
Библиографический список ………

Файлы: 1 файл

констит.право.doc

— 163.00 Кб (Скачать)


2

 

МИНЕСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

имени П.А. СТОЛЫПИНА»

 

 

КАФЕДРА: Конституционного и Международного права.

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Конституционное право.

на тему: «Общественные объединения в Российской Федерации».

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент: 4 курса, 4 группы,

заочной формы обучения,

специальности: Юриспруденция,

Камалова Ж.Н.

 

              Саратов 2011г.

 

Содержание.

 

Введение …………………………………………………………………………. 3

1. Правовое регулирование общественных объединений в Российской Федерации              ……………………………………………………………………….. 5

1.1 Понятие и виды общественных  объединений ……………………………. 5

1.2 Права, обязанности и ответственность общественных объединений              …… 9

2. Правовой статус религиозных общественных объединений …………….. 15

3. Особенности правового статуса политических партий …………………... 21

Заключение ……………………………………………………………………... 31

Библиографический список …………………………………………………… 33


Введение

 

Исторически демократические традиции легального создания объединений и союзов в России восходит к Манифесту Императора Николая II от 17 октября 1905, которым подданным Российской короны разрешалось создавать партии и союзы. Однако с тех пор Россия прошла путь от зарождающейся демократии через жесточайшую диктатуру (многолетняя однопартийная система) к новому формированию демократических начал общественной жизни, основу которой составляет система права. Создание объединений и союзов для реализации своих духовных интересов и потребностей является сегодня неотъемлемым конституционным правом российских граждан. Система российского законодательства по этому вопросу постоянно совершенствуется, о чем свидетельствует динамика развития законодательной базы деятельности общественных объединений, являющихся одним из субъектов административного права Российской Федерации.

Исследование правового регламентирования общественных объединений в свете последних потрясших Россию лет преобразований является наиболее важным и актуальным. Данная тема очень широко и разносторонне освещена в научной правовой литературе. Многие известные авторы посвятили свои научные работы исследованию положения и развития общественных объединений в России, потому что интерес к данному правовому институту на протяжении еще многих лет будет возрастать и оставаться наиболее значимым.

Целью данной курсовой работы является извлечение из норм Конституции Российской Федерации[1] и федерального законодательства, посвященного правовому регулированию общественных объединений, того смысла, который был заложен в них законодателем, а также раскрытие противоречий законодательной регламентации данного правового института для извлечения способов устранения данных недоработок.

Для достижения поставленной цели в данной курсовой работе необходимо тщательно и подробно изучить правовую регламентацию общественных объединений РФ.

 


1. Правовое регулирование общественных объединений в Российской Федерации.

 

1.1 Понятие и виды общественных объединений.

 

«Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения», – говорится в ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г., «Об общественных объединениях».[2] Этим Законом предусмотрены различные формы реализации гражданами конституционного права на объединения. Граждане вправе объединятся в политические партии, профессиональные союзы, благотворительные и иные организации. Деятельность таких объединений регламентируется не только упомянутым Законом, но и специальным федеральным законодательством. Добровольность формирования – важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения права юридического лица. Членами общественного объединения могут быть физические и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов.[3] Законодательство различает пять организационно-правовых форм общественных объединений, созданных в виде организации, движения, фонда, учреждения и органа общественной самодеятельности, однако фиксированное членство предусмотрено Законом только для общественных организаций. В то же время закреплены четкие правовые различия движений, фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности.[4]

Каждое из этих объединений имеет свои особенности.

- Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения установленных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган общественной организации – выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференции) или по общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации, и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.[5]

- Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высший руководящий орган общественного движения – съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения выступает выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференция) или по общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.[6]

- Общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах. Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.[7]

- Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.[8]

- Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого – совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализаций программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.[9]

- Федеральным законом от 19 июля 1998 г. № 112 – ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях»» вводится ст. 12.1, в соответствии с которой «политическим общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации участие в организации и деятельности указанных органов».[10]

- Общественные объединения могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы). Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» и «союз».

Общественные объединения в соответствии с Законом подразделяются так же на различные виды по территориальному признаку, объединения бывают:

- общероссийские - действующие на территории более чем половины субъектов федерации;

- межрегиональные - действующие на территории менее половины субъектов федерации;

- региональные - действующие в пределах территории одного субъекта федерации;

- местные - действующие в пределах территории органа местного самоуправления.


1.2 Права, обязанности и ответственность общественных объединений.

 

Раскрытие правового статуса общественных объединений невозможно без рассмотрения вопроса о правах, обязанностях и ответственности общественных объединений.

Основным нормативно – правовым актом, регулирующим данный вопрос, является Федеральный закон «Об общественных объединениях», главы 4, 5[11].

Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право:

- свободно распространять информацию о своей деятельности;

- участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;

- проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

- учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

- осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

- участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах;

- выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения).

Осуществление указанных прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Обязанности общественного объединения:

- соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

- ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

- ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

- представлять по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

- допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

- оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Информация о работе Общественные объединения в Российской Федерации