Общая характеристика коллизионного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:32, контрольная работа

Краткое описание

Жизнь общества и государства, как и граждан, требует упорядоченности и стабильности. Без правил поведения нельзя наладить совместное существование и деятельность людей. Право, как известно, и выступает официально установленным сводом формализованных норм общественного поведения. Это признано всеми, к этому привыкли, это соблюдается.

Оглавление

Введение............................................................................с.3
1. Развитие коллизионных идей и концепций.......................с.5
2. Предмет и система коллизионного права..........................с.11
3. Нормы коллизионного права..............................................с.13
Заключение.......................................................................с.18
Список использованной литературы..............................с.21

Файлы: 1 файл

контрольная работа колизионное право.docx

— 44.83 Кб (Скачать)

Коллизионное право представляет собой своеобразную комплексную  супер-отрасль права предметом правового регулирования которой, являются общественные отношения, регулирование которых вызывает разногласия и споры. Предмет коллизионного права образуют как предвидимые спорные отношения, так и динамично возникающие отношения, по поводу которых у участников складываются разные взгляды и позиции.

 Можно выделить следующие особенности присущие коллизионному праву:

  1. оно охватывает своим воздействием все фазы развития коллизий и конфликтов;
  2. гибко регулирует подвижные и сменяющие друг друга различные коллизионные ситуации, создавая длящийся правовой режим для их преобразования;
  3. коллизионное регулирование распространяется на все сферы государственной жизни, что означает использование всех находящихся в его арсенале средств воздействия разных отраслей права24.

 

 

 

3.Нормы коллизионного  права.

 

В процессе правоприменения часто складывается ситуация, когда несколько правовых норм могут быть направлены на регулирование одних и тех же общественных отношений, при чем содержание одной правовой нормы противоречит содержанию правового предписания содержащегося в другой  - возникает коллизионная ситуация. В такой ситуации правоприменителю сложно принять верное решение, поскольку при совпадении предмета правового регулирования сразу несколько правовых норм претендуют стать потенциальными регуляторами сложившихся общественных отношений.   

     Коллизионное право как раз та отрасль права, которую образуют правовые нормы, призванные способствовать преодолению и устранению коллизий в праве. В него включаются нормы коллизионного права, действующие в разных сферах. Их нельзя отождествлять с коллизионными нормами, характерными для международного частного права.

     По мнению Ю. А. Тихомирова  коллизионное право включает  в себя следующий комплекс правовых норм:

а) материальные предметные нормы, определяющие права, обязанности и ответственность граждан и юридических лиц, государства;

б) нормы-принципы, дающие четкую ориентацию для нормального  правотворчества;

и специальные  коллизионные нормы:

в) нормы-приоритеты;

г) нормы-доминанты;

д) нормы-запреты;

е) нормы-предпочтения;

ж) нормы-санкции;

з) процедуры использования указанных норм25.

К нормам-принципам  относятся правовые нормы закрепляющие общеправовые принципы: а) общие начала правовой системы и законодательства; б) официальная классификация нормативных правовых актов, в т.ч. законов; в) критерии выделения и соотношения отраслей, подотраслей законодательства, правовых институтов, правовых актов; г) ведущее положение Конституции как основы законодательства; д) общие научные понятия и юридические термины.

Нормы-приоритеты означают преобладающую меру юридической  силы одного акта в сравнении с  другим. Таковы приоритеты федеральной  Конституции перед федеральными законами и иными актами, перед конституциями и уставами субъектов РФ, приоритеты федеральных и региональных актов друг перед другом - пп. 5, 6 ст. 76 Конституции РФ. Есть приоритеты конституций и уставов субъектов РФ перед другими региональными актами, конституционных законов перед обычными законами, международных договоров перед национальными законами, законов перед подзаконными актами. Существует иерархия актов в системах управления в зависимости от места органа, принимающего акт.

Для норм-приоритетов  характерна своего рода "признаваемая презумпция", когда установление критерия их однозначного выбора из суммы "сталкивающихся" норм предполагает официальное подтверждение. Государственный орган в соответствии с процедурой разрешения споров рассматривает коллизионную ситуацию, сопоставляет разные акты и нормы, оценивает основания, достаточные или не достаточные для подтверждения приоритета нормы, ранее установленного как бы потенциально.

Все указанные  принципы и нормы-приоритеты носят  характер конституционных и законодательных презумпций. Одни - официально установлены, служат нормативной ориентацией и одновременно запретом, нарушение которого влечет признание акта или действий неконституционными. Другие - требуют признания официальным путем, в том числе  путем толкования. Третьи - подтверждения в коллизионных ситуациях в судебных и иных решениях.

Подобные  принципы и нормы получают более  подробную регламентацию в законах  о нормативных правовых актах, принятых как на федеральном, так и региональном уровнях.

В многолетней  правовой практике утвердились и  другие, более специальные принципы соотношения актов и норм. Еще раз подчеркнем: последний по времени принятия сходный закон имеет приоритет перед ранее принятым законом. Правда, это порождает нередко нигилистическое отношение к праву и ведет к разрыву правопреемственности. Не лучше ли точно определять, какой правовой акт и в какой части сохраняет юридическую силу? Действует также правило о том, что специальные предписания имеют приоритет перед общими предписаниями. Но и оно должно быть более строгим по своему объему.

Кроме общеправовых установлены и внутриотраслевые юридические приоритеты. Например, в ст. 3 Бюджетного кодекса РФ есть нормы о том, что в случае противоречия между кодексом, актами, относящимися к структуре бюджетного законодательства, и другими нормативными правовыми актами, применяются этот кодекс и акты, указанные в ст. 2 БК РФ (ст. 3). В ст. 2 установлено, что иные акты бюджетного законодательства не могут противоречить кодексу. Как видно, налицо норма-доминант и норма-запрет.

Существуют  юридические приоритеты в регулировании  смежных отношений. В Гражданском кодексе РФ закреплено важное положение - нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать указанному кодексу. Имеются в виду федеральные законы, входящие в структуру гражданского законодательства (п. 2 ст. 3). В отношении регулирования имущественных отношений на "стыке" с административным, финансовым правом сделана оговорка о неприменении норм гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством.

Правоприменительная практика ориентируется на соблюдение установленных соотношений между законодательными актами. Довольно часто в последние годы данное явление наблюдается в отношении доминирующей роли ГК РФ. Достаточно сослаться на постановление Конституционного Суда РФ от 23 февраля 1999 г. по делу о проверке конституционности части второй ст. 29 ФЗ от 3 февраля 1996 г. "О банках и банковской деятельности" в связи с жалобами граждан. Речь шла о допустимости действий банков в одностороннем порядке снижать размер процента по вкладу на основе части второй ст. 29 названного федерального закона. Между тем ГК РФ не допускает к разрыву правопреемственности. Не лучше ли точно определять, какой правовой акт и в какой части сохраняет юридическую силу? Действует также правило о том, что специальные предписания имеют приоритет перед общими предписаниями. Но и оно должно быть более строгим по своему объему.

В законодательстве отражено правило о приоритете норм специального отраслевого законодательства в отношении регулирования смежных  отношений. Такие правила содержатся в Семейном кодексе РФ.

Семейное  законодательство, как известно, относится  к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов (п. "и" ст. 72 Конституции РФ). Поэтому в ст. 3 СК РФ установлено: нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Федерации, должны соответствовать указанному кодексу (п. 2 ст. 3). То же относится и к федеральным законам, действующим в данной сфере.

Весьма  важной линией зависимостей правовых актов является соотношение закона и подзаконного акта. Оно выступает как определяющий фактор в формировании и развитии всего правового массива. Причем верховенство закона признано в качестве главного проявления принципа верховенства права. Конституционное закрепление приоритета закона среди других правовых актов позволяет характеризовать последние как подзаконные, создаваемые на основе и во исполнение закона.

Юридические приоритеты должны быть обеспечены и  неуклонно действовать, поскольку, они юридические приоритеты способствуют гармонизации правовой системы и устойчивым связям актов и норм между собой.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Современное правовое развитие обусловило более глубокое изучение юридических  коллизий и противоречий в целом.  
Ранее процесс устранения юридических коллизий носил зачастую характер ожидания. Сейчас же речь может идти о формировании правового механизма преодоления юридических коллизий. 

Поэтому мнение Тихомирова М.Ю. о формировании суперотрасли коллизионного права имеет под собой почву. "Новой комплексной отрасли права еще предстоит пройти период формирования и самоорганизации, структуризации. Но уже сейчас очевидны ее главные перспективные подотрасли и институты, создающие комплексный правовой режим предотвращения и преодоления юридических коллизий. В коллизионном праве органично сближаются и развиваются нормы национального и международного права. Их согласованное применение объяснимо появлением своего рода общего предмета регулирования, фокусирующего наиболее значимые социальные интересы". 

Для развития коллизионного права  России необходимо принятия ряда специальных  законов: ФЗ "О процедурах преодоления  разногласий и разрешения споров между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации". Кроме того, будет полезно в ФЗ "О нормативных  правовых актах", расширить главу  о коллизиях между актами. В  перспективе же целесообразно готовить ФЗ "О федеральном коллизионном праве", основной содержание которого бы стали процедуры преодоления разногласий и споров. 

В настоящее время огромное значение для создания режима предотвращения появления юридических коллизий играет принцип обеспечения верховенства конституции и закона, соблюдение юридических приоритетов, неотвратимость ответственности за нарушение законности, широкое использование процедур достижения договоренности и социального  согласия, формирование высокой правовой культуры.  
Необходимо учитывать, что первоначально споры приобретают смысл разногласий и касаются понимания той или иной политической, управленческой и экономической ситуации, оценки объема и характера информации по спорному вопросу, принятых или готовящихся решений. На этой стадии развития коллизионной ситуации споры могут быть урегулированы мягкими средствами. 

Следует, однако, отметить, что существуют такие противоречия, которые трудно искоренить в виду их объективности. Речь идет о противоречиях берущих  свое начало из государственных переворотов, экономических кризисов, техногенных  катастроф и т.д.  
Кроме того, в международной сфере неизбежны коллизии между государствами, между государствами и наднациональными структурами и международными организациями.

При разрешении юридических противоречий, необходимо объективно оценивать различные  правовые взгляды и неодинаковое правопонимание. В них заложено не только содержание будущих законов и иных правовых актов, но и отношение к ним правоисполнителей и их возможные разногласия и споры. Выяснение правовых позиций позволяет использовать те способы толкования и разъяснений спорных правовых положений, которые служат первым препятствием на пути движения права в жизни. Устранение его легальными путями способствует также повышению правовой культуры депутатов, должностных лиц и служащих, всех граждан, а значит, укреплению правового порядка в стране. 

В заключение еще раз отметим, что  необходимо развивать и совершенствовать правовую регламентацию процедур разрешения юридических коллизий, целесообразно  шире и глубже осваивать разнообразные  процедуры, как путем изучения их признаков, так и типологии ситуаций возможного применения. Для этого  оправдано введение спецкурсов "Процедуры  преодоления разногласий и разрешения проведение тематических семинаров  и ситуационных занятий в юридических  вузах, в системах повышения квалификации госслужащих, коммерческих работников и др. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

 

1. Конституция  Российской Федерации (с изменениями). - М.: АСТ: Астрель - Владимир, 2010. - 63 с.

2. Алексеев, С. С. Государство и право:  начальный курс / С. С. Алексеев. - М.: Юридическая литература, 1993. - 410 с.

3. Алексеев, С. С. Теория права: учебник  / С. С. Алексеев. - М.: БЕК, 1995. - 320 с.

4. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. - М.: Норма-Инфра, 1999. - 360 с.

5. Буяков, А. Ю. Юридические коллизии  и способы их устранения - СГАП, Саратов, 1999. - 178 с.

6. Власенко, Н. А. Коллизионные нормы в  советском праве / Н. А. Власенко. - Иркутск, 2001. - 142 с.

7. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. - М.: Просвещение, 1990. - 390 с.

Информация о работе Общая характеристика коллизионного права