Международное сотрудничество в борьбе с преступностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:37, контрольная работа

Краткое описание

Международная борьба с преступностью - одна из многих областей сотрудничества государств. Как и все сотрудничество, она развивается на единой базе исторически сложившихся в международном праве основных или общих принципов их общения. Эти принципы дисциплинируют сотрудничество, подчиняют себе правила и процедуры взаимодействия государств во всех областях, так как наделены свойством императивности. "Как универсальные, общепризнанные и общеобязательные нормы"1 взаимного поведения государств, они содействуют его нормальному развитию, закреплению его достижений, в концентрированной форме выражают сущность международного права.

Файлы: 1 файл

МП контр. раб.2.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

     Содержащие в себе принцип гуманности документы можно разделить как бы на два блока:

а) Первый блок международных документов с  гуманистической направленностью действия касается именно обращения с лицами, арестованными или взятыми под стражу в порядке меры пресечения, а также лицами, осужденными к лишению свободы. Это:

- Минимальные  стандартные правила обращения  с заключенными, принятые I Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 года и одобренные ЭКОСОС как рекомендация к их применению практическими органами;

- Процедуры  эффективного выполнения Минимальных  стандартных правил, касающихся обращения с заключенными, принятые и рекомендованные к исполнению Экономическим и Социальным Советом ООН в 1984 году;

- Свод  принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 в 1988 году32;

- Стандартные  минимальные правила Организации  Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятые Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/110 в 1990 году. 
б) Второй блок - это документы, нацеленные на то, чтобы в практике правоохранительных органов по борьбе с правонарушениями были навсегда изжиты пытки и факты жестокого, бесчеловечного обращения и наказания лиц, с которыми приходится иметь дело сотрудникам этих органов, особенно лиц, лишенных свободы. Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности (ст. 10, п. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах; принцип 1 Свода принципов защиты всех лиц... 1988 года).

     Принятию  специальных международных документов по этому вопросу предшествовало требование запрещения пыток и жестоких методов обращения с людьми, сформулированное впервые в ст. 5 Всеобщей Декларации прав человека 1948 года и ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах. 
Причины появления таких статей в названных документах, а также принятия вслед за ними и двух специальных международных актов говорят сами за себя, а вот скорость их следования одного за другим с небольшими интервалами указывает на то, что каждый предыдущий не возымел действия, на которое был рассчитан. Особое беспокойство было проявлено мировым сообществом, когда такая участь фактически постигла первый специальный документ, которым стала Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 году в качестве рекомендации странам33. Через девять лет, в 1984 году, ООН приняла посвященный этой проблеме более действенный документ - Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. От Декларации она отличалась не только объемом (33 статьи, в Декларации - 12), но и, главным образом, тем, что все ее положения имели обязательный характер для подписавших ее стран (см. о Конвенции ниже). В частности, Конвенция обязала всех ее участников в рамках их национальной юрисдикции принять эффективные меры по недопущению применения пыток и аналогичных видов обращения и наказания.

     Идеями  гуманизма пропитаны все нормы  Всеобщей Декларации прав человека 1948 года (например, ст. ст. 3, 4, 5, 9, 11), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года.

     В ст. 10 п. 1 этого Пакта указывается, что "все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности".

     В соответствии со ст. 10 Европейской конвенции  о международной действительности приговоров по уголовным делам, подписанной в 1970 году 16 государствами - членами Совета Европы, приговор, вынесенный судом одной страны, в случае его исполнения в другой стране переходит в сферу регулирующего действия законов той страны. А вот правом амнистии или помилования может пользоваться и то, и другое государство.

     Идеями  гуманности проникнуты нормы и положения международных документов, где речь идет о применении к осужденным высшей меры наказания. В частности, в ст. 6 Пакта о гражданских и политических правах сказано, что право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

     В странах, которые не отменили высшей меры наказания, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления. А назначенное наказание может быть исполнено только после вступления в силу окончательного приговора, вынесенного компетентным судом.

     Следует добавить, что основными формами международного сотрудничества в борьбе с преступностью являются такие формы, как:

а)  оказание взаимной правовой помощи по уголовным делам;

     Правовая  помощь по уголовным делам, как правило, включает составление и пересылку  документов, проведению осмотров, обысков, изъятие, передачу вещественных доказательств, проведение экспертизы, допрос подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов, розыск лиц, осуществление уголовного преследования, выдачу лиц для привлечения их к уголовной ответственности или приведение приговора в исполнение, вручение документов34.

б)  выдача лиц, совершивших преступления, для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора;

в)  передача осужденных к, лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания в государства их гражданства или постоянного места жительства;

г)  обмен оперативной, правовой и иной информацией;

д)  выполнение поручений по международному розыску;

е)  обеспечение прав и свобод граждан данного государства при осуществлении уголовного правосудия в другой стране;

ж) подготовка кадров, обмен опытом работы правоохранительных органов различных государств в борьбе с международной преступностью;

з)  предоставление экспертных и консультативных услуг, специальных научно-технических средств и оказание иной материально-технической помощи;

и) совместное изучение проблем преступности и борьбы с ней, прогнозирование и программирование этой деятельности;

к) участие  в официальных мероприятиях (конгрессах, совещаниях) и научно-практических конференциях (семинарах, симпозиумах), обсуждающих проблемы международного сотрудничества в предупреждении преступности, борьбе с ней и при обращении с правонарушителями.

     В зависимости от масштабности и комплексности  международного сотрудничества в борьбе с преступностью могут быть выделены такие его формы, как многостороннее и двустороннее сотрудничество. В свою очередь многостороннее сотрудничество подразделяется на глобальное и региональное. Примером глобального сотрудничества является подготовка, подписание и реализация Международной конвенции по борьбе с захватом заложников (1979 г.), принятой Генеральной Ассамблеей ООН. Региональное сотрудничество осуществляется, например, в рамках Совета Европы. Каждая из названных форм может иметь как универсальный, так и целевой характер. Любая из форм международного сотрудничества в борьбе с преступность наполняется конкретным содержанием, дифференцируется и реализуется конкретным субъектом (международной организацией, государством или государственным органом), участвующим в таком сотрудничестве. 

     
  1. Задача 1

     РЕШЕНИЕ.

     Перед тем как рассмотреть институт наемничества, следует сказать, что различают три вида международных правонарушений: международные преступления, преступления международного характера, иные международные правонарушения (международные деликты).

     Международное преступление — это деяние, нарушающее столь основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, что оно рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. К международным преступлениям относятся агрессия, апартеид, геноцид, рабство, наемничество.

     Наемничество было квалифицировано преступным и наказуемым  деянием в международном уголовном праве сначала в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. Так, в 1968 г. в Резолюции № 2465 устанавливалось, что практика использования наемников – уголовно наказуемое деяние, а наемники должны по суду объявляться преступниками,  находящимися вне закона. Государствам – членам ООН было рекомендовано принятие законов, устанавливающих ответственность за набор, финансирование, обучение наемников, а также за поступление граждан  на службу в этом качестве и участие их в боевых действиях. Необходимость наказания наемников в уголовном порядке установлена и в  "Основных принципах правового режима комбатантов, борющихся против колониального и иностранного господства и расистских режимов"  1973 г. Наемники – это лица, завербованные для участия в боевых действиях с целью получения материальной выгоды, соучастники (должностные лица), лица, осуществляющие вербовку, финансирование, обучение.

     Международная опасность наемничества заключается  в подрыве стабильных отношений между государствами, при этом наемники являются  орудием в руках реакционных, противоправных, колониальных и расистских режимов. Если наемников засылает государство, то такие действия могут быть квалифицированы как агрессия со всеми вытекающими  для такого государства и наемников последствиями.

     Уголовное преследование наемников осуществляется двумя путями. Во-первых, по уголовным законам государства, на территории которого они совершили преступления. Ряд государств установили уголовную ответственность за наемничество, в других странах они предаются  суду по статьям за убийства, уничтожение техники и других объектов.

     Во-вторых, уголовное преследование осуществляется специально  созданными военными трибуналами или другими международными судами, если наемники совершили преступления на территории нескольких государств.

     Международные преступления:

- совершаются  государствами, должностными лицами  государств, использующими механизм государства в преступных целях, а также рядовыми исполнителями;

- совершаются в непосредственной связи с государством;

- посягают  на международный мир и безопасность, угрожают основам международного правопорядка;

- влекут  ответственность государства как  субъекта международного права и персональную уголовную ответственность исполнителей.

     Ответственность за международные преступления наступает  в рамках международной, а в некоторых случаях национальной юрисдикции.

     Преступление  международного характера  — это деяние физического лица, посягающее на права и интересы двух или нескольких государств, международных организаций, физических и юридических лиц. К преступлениям международного характера относятся:

- посягательства на лиц, пользующихся международной защитой; незаконный захват воздушных судов; подделка денежных знаков; захват заложников; незаконные операции с радиоактивными веществами и др.

     Преступления  международного характера:

- затрагивают интересы двух или нескольких государств, юридических лиц и/или граждан;

- совершаются отдельными физическими лицами вне связи с политикой государства;

- влекут персональную уголовную ответственность правонарушителей в рамках национальной юрисдикции.

     К международным деликтам следует относить международные правонарушения, не вошедшие в две первые группы. К ним относятся: нарушение государством договорных обязательств, не имеющих основополагающего значения; невыполнение юридическими и физическими лицами положений международных конвенций (например, Конвенции о международной купле-продаже товаров 1980 г.); невыполнение решений международных судов и арбитражей; нарушение государствами своих односторонних международных обязательств и т.д.

     Международные деликты, таким образом:

- не  носят характера преступлений  и не имеют общественной опасности международных преступлений и преступлений международного характера;

- могут  совершаться любыми субъектами  международных правоотношений, нарушающими положения международно-правовых норм;

- влекут  ответственность субъектов, которая  может выражаться и в форме  самоограничений, следующих в результате официального признания противоправности поведения субъекта.

     Институт  наемничества, тесно переплетаясь и  взаимодействуя с такими явлениями как терроризм и экстремизм, незаконной торговлей оружием и наркотиками, другими видами организованной преступности, представляет собой серьезную угрозу безопасности для стран мирового сообщества. Нередки случаи участия наемников в дестабилизации законных правительств, в действиях, связанных с установлением с помощью силы контроля над ценными природными ресурсами, избирательных убийствах, похищениях, к услугам наемников могут прибегать также и террористические организации. Наемники игнорируют нормы международного гуманитарного права и легко идут даже на совершение тяжких преступлений и серьезных нарушений прав человека.  Международное сообщество впервые непосредственно занялось проблемой наемничества в 60-70-е гг. ХХ в., что было связано, прежде всего, с активным участием наемников из развитых стран Запада в локальных межэтнических конфликтах в ряде африканских государств. В 1970 г. ГА ООН приняла Декларацию, в которой осуждалось наемничество и подчеркивалось, что государства обязаны воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.

Информация о работе Международное сотрудничество в борьбе с преступностью