Международное сотрудничество в борьбе с преступностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:37, контрольная работа

Краткое описание

Международная борьба с преступностью - одна из многих областей сотрудничества государств. Как и все сотрудничество, она развивается на единой базе исторически сложившихся в международном праве основных или общих принципов их общения. Эти принципы дисциплинируют сотрудничество, подчиняют себе правила и процедуры взаимодействия государств во всех областях, так как наделены свойством императивности. "Как универсальные, общепризнанные и общеобязательные нормы"1 взаимного поведения государств, они содействуют его нормальному развитию, закреплению его достижений, в концентрированной форме выражают сущность международного права.

Файлы: 1 файл

МП контр. раб.2.doc

— 214.50 Кб (Скачать)
 

КОНТРОЛЬНая работа

по дисциплине

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

    Тема 5. Международное сотрудничество в  борьбе с преступностью

 
  1. Принципы, формы и основания  международного сотрудничества

государств в борьбе с преступностью. 

     Международная борьба с преступностью - одна из многих областей сотрудничества государств. Как и все сотрудничество, она развивается на единой базе исторически сложившихся в международном праве основных или общих принципов их общения. Эти принципы дисциплинируют сотрудничество, подчиняют себе правила и процедуры взаимодействия государств во всех областях, так как наделены свойством императивности. "Как универсальные, общепризнанные и общеобязательные нормы"1 взаимного поведения государств, они содействуют его нормальному развитию, закреплению его достижений, в концентрированной форме выражают сущность международного права.

     Как высший критерий законности, они служат нормативной основой правотворческого и правоосуществительного процесса во всех сферах сотрудничества государств, в том числе и в их совместной борьбе с уголовной преступностью. Основные принципы составляют фундамент международного правопорядка, который создается и поддерживается государством. Сам уровень правопорядка зависит от степени признания ими этих принципов, следования их указаниям.

     Становление этих принципов в межгосударственном общении было долгим. Каждый прошел собственный путь признания мировым  сообществом. Самыми авторитетными международно - правовыми документами, где они были впервые собраны, стали Устав Организации Объединенных Наций, принятый в 1945 году, а также специальный документ с пространным названием "Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН", принятый в 1970 году. Декларация призвала государства "руководствоваться ими в международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения2
В обоих документах названы 7 принципов. Сейчас их больше. В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанном в 1975 году в Хельсинки всеми странами континента тех лет, а также США и Канадой (всего 35 государств), названы десять принципов 3. Первые пять: неприменение силы и угрозы силой, нерушимость государственных границ4, территориальная целостность государств, мирное урегулирование конфликтов, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой - объединены в общую группу принципов, обеспечивающих мир и безопасность на Земле.

     Вторую  группу составляют принципы, нацеливающие государства на сотрудничество во всех областях и требующие их неукоснительного соблюдения. Это принципы суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела друг друга; сотрудничества, добросовестного выполнения обязательств, принятых на себя по международным договорам.

     Отдельное место в перечне занимает недавно  включенный в него принцип уважения прав и основных свобод человека5.

     В приведенном перечне каждый из десяти принципов силен его взаимосвязанностью со всеми остальными: "ослабление единства основных принципов подрывает их эффективность в целом. Только в единстве, в тесном взаимодействии они могут функционировать должным образом6. На это было указано и в Декларации 1970 года: "Принципы являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов" 7.

     Следует отметить, что существует неразрывная  связь между общими и специальными принципами, действующими в отдельных сферах общения государств. Специальные принципы черпают свою силу в единстве общих принципов. Именно в привязке к общим принципам могут "работать" специальные принципы в сферах сотрудничества государств, в том числе и в их совместной борьбе с уголовной преступностью: в общих принципах заключено жесткое императивное требование - осуществлять такое сотрудничество только в строгом соответствии с общими принципами международного права.

     В сфере сотрудничества государств в борьбе с преступностью выработана группа собственных принципов - специальных. Между специальными и общими принципами действуют отношения подчиненности, субординации. "Специальные принципы не могут противоречить основным (общим) принципам современного международного права"8.

     В этой связи, рассмотрение специальных принципов необходимо предварить кратким анализом некоторых общих принципов международного права, тех из них, которые чаще других называются в международных соглашениях о борьбе с преступностью.

     Ссылки  на общие принципы - все вместе или  два - три из них - есть во многих таких соглашениях. Например, в преамбуле Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, подписанной в Риме 10 марта 1988 года, ее участники призываются к строгому соблюдению общих принципов международного права. В принятой в том же году Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ указано, что "...стороны осуществляют свои обязательства по настоящей Конвенции в соответствии с принципами суверенного равенства и территориальной целостности государств и принципом невмешательства во внутренние дела других государств" (ст. 2, ч. 2).

     Три из общих принципов, а именно сотрудничества, невмешательства во внутренние дела друг друга и соблюдения основных прав и свобод человека - необходимо рассмотреть, так как они действуют в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью не только как общие, но и как специальные.

     1. Общие принципы международного права в сотрудничестве государств в борьбе с преступностью.

     Принцип сотрудничества государств кодифицирован в упомянутой выше Декларации 1970 года, где его нормативное содержание раскрыто следующим образом: "Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов...".

     В равной мере это касается и сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Хотя уголовная преступность не представляет фатальной угрозы безопасности государств и миру в целом, тем не менее, для каждой из них она - огромное зло.

     Противостоять преступности государства пытаются сообща путем постоянного и конструктивного сотрудничества. Иной альтернативы нет. Поэтому сотрудничество государств в борьбе с преступностью и без предписаний рассматриваемого принципа давно приобрело характер непреложного императива. Это подтверждается большим количеством заключенных государствами двусторонних и многосторонних договоров по борьбе с преступностью, общее число которых сегодня уже не поддается подсчетам.

     Отдельные исследователи преступности отрицают обязательность международного сотрудничества в борьбе с нею. Действительно, за исключением ничтожного числа видов преступлений, таких, как морское пиратство, пиратское радиовещание из открытого моря и некоторые другие, совершаемых, как говорят, на "ничейной" (нейтральной) территории - в международных водах, все остальные преступления совершаются в границах территориальной юрисдикции какого-либо конкретного государства. Каждое из них само, без помощи других государств, в состоянии разыскать, изобличить и наказать виновного (если, конечно, захочет это сделать и если удастся его "достать"), то есть если он не скрылся за границу. Если совершенное им деяние не представляет большой опасности, государство может вообще отказаться от преследования и наказания виновного. Следовать или не следовать в таких случаях принципу "неотвратимости ответственности за совершенное преступление" - внутреннее дело каждого государства. Однако лиц, совершивших тяжкое преступление, государства всегда стремятся не оставлять безнаказанными, даже если для этого нужно обратиться за помощью к другим странам. 
Рост числа таких случаев в мировой практике борьбы с преступностью превратил такое сотрудничество из необязательного в "насущную необходимость".

     Подобная  убежденность была выражена в преамбуле  Европейской конвенции о международной действительности приговоров по уголовным делам, подписанной в 1970 году в Гааге государствами - участниками Европейского Совета, в которой они отметили, что "...борьба с преступностью начинает вырастать в международную проблему".

     Принципы  невмешательства  государства во внутренние дела друг друга.

     Сотрудничество  государств в борьбе с преступностью неуклонно расширяется за счет включения в него новых проблем, требующих их совместного регулирования. Объектом такого регулирования становятся и отдельные вопросы, традиционно относимые к "внутренним делам" государств, но в решении которых все они (или их большинство) оказались крайне заинтересованы.

     Исходя  из собственного суверенитета, государства  сами определяют, что именно из сферы  своих "внутренних дел" собственной  компетенции и в каких пределах можно и следует передать на международное регулирование. При этом "государства воздерживаются от того, чтобы объектом договора становились вопросы, составляющие исключительно внутреннюю компетенцию государств"9.

     "Внутренние  дела - это вообще все дела, которые  "по своей природе" являются внутренними" для государств10 и которые могут стать объектом международных договоренностей лишь с их согласия. Но став ими, эти дела не перестают входить во внутреннюю компетенцию государств.

     "Внутренние  дела" государства отличаются  разнообразием: это вопросы образования, здравоохранения, путей сообщения, работа почтовых служб, экономическая и социально - культурная деятельность и т.д. Социальная политика государства и связанные с нею социальные процессы и явления также составляют внутреннюю компетенцию государства. Преступность - социальное явление, а поэтому и сама преступность, и борьба с нею - "дело внутренней компетенции каждого государства"11. Отсюда становится понятным, почему принцип невмешательства во внутренние дела друг друга впрямую действует в сфере сотрудничества государств в совместной борьбе с преступностью, где проявляет себя многопланово. 
1. Каждое государство само определяет для себя проблемы и направления сотрудничества с другими странами, правовые и организационные формы, в которых готово его поддерживать, объем своего участия в каждой из форм.

2. Государства  также сами определяют объем  принимаемых на себя обязательств по каждому заключаемому договору, фиксируя это путем внесения в него оговорок.

     Например, СССР при подписании Гаагской конвенции 1970 года о борьбе с захватом воздушных судов сделал оговорку о непризнании обязательной для себя юрисдикции Международного суда ООН по возможным спорам между двумя или более государствами, касающимся толкования или применения этой Конвенции (ст. 12)12.

3. Даже  решения, принимаемые в борьбе с преступностью в рамках международных организаций - например: ООН, ИКАО, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) или Интерпола - не носят для государств характера вмешательства в их внутренние дела, так как имеют по своей правовой силе только рекомендательный характер.

     Обратимся теперь к договорам, формирующим  политику и практику государств в их совместной борьбе с преступностью. Выше было проведено разделение этих договоров на две группы:

а) договоры, а правильнее сказать, многосторонние конвенции по борьбе с преступлениями отдельных видов;

б) договоры, преимущественно двусторонние (многосторонних соглашений этого типа - единицы), регламентирующие процедурные институты сотрудничества - правовую помощь по уголовным делам, экстрадицию, ведомственную (административную) помощь.

     Каждый  из договоров первой или второй группы по-своему воздерживается от вмешательства  во внутреннюю компетенцию стран - участниц.

     Принцип невмешательства во внутренние дела государств как главное положение этой политики сформулирован в договорах первой группы. Так, в ст. 18 Международной конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков13 сказано, что "...настоящая Конвенция оставляет незатронутым тот принцип, что действия, предусмотренные в статье 3 (определены деяния, подпадающие под действие Конвенции), должны быть в каждой стране квалифицируемы, преследуемы и судимы согласно общим правилам ее внутреннего законодательства".

     В каждой из конвенций первой группы есть обязательная статья, содержащая варианты той же нормы. Приведем ее так, как она подана, например, в п. 4 ст. 36 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года: "Ничто содержащееся в настоящей статье не затрагивает принципа, что преступления, к которым она относится, определяются, преследуются и караются Стороной согласно внутреннему праву данной Стороны".

     Аналогичная по содержанию и почти совпадающая  по формулировке норма есть и в  Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических  средств и психотропных веществ (Вена, 1988 г.) - ст. 3, п. 11: "Ничто в настоящей статье не затрагивает тот принцип, что описание правонарушений, о которых в ней говорится, входит в компетенцию национального законодательства каждой стороны и что преследование и наказание за такие правонарушения осуществляются в соответствии с этим законодательством".

Информация о работе Международное сотрудничество в борьбе с преступностью