Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:37, контрольная работа
Международная борьба с преступностью - одна из многих областей сотрудничества государств. Как и все сотрудничество, она развивается на единой базе исторически сложившихся в международном праве основных или общих принципов их общения. Эти принципы дисциплинируют сотрудничество, подчиняют себе правила и процедуры взаимодействия государств во всех областях, так как наделены свойством императивности. "Как универсальные, общепризнанные и общеобязательные нормы"1 взаимного поведения государств, они содействуют его нормальному развитию, закреплению его достижений, в концентрированной форме выражают сущность международного права.
КОНТРОЛЬНая работа
по дисциплине
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Тема 5. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
государств
в борьбе с преступностью.
Международная борьба с преступностью - одна из многих областей сотрудничества государств. Как и все сотрудничество, она развивается на единой базе исторически сложившихся в международном праве основных или общих принципов их общения. Эти принципы дисциплинируют сотрудничество, подчиняют себе правила и процедуры взаимодействия государств во всех областях, так как наделены свойством императивности. "Как универсальные, общепризнанные и общеобязательные нормы"1 взаимного поведения государств, они содействуют его нормальному развитию, закреплению его достижений, в концентрированной форме выражают сущность международного права.
Как
высший критерий законности, они служат
нормативной основой
Становление
этих принципов в межгосударственном
общении было долгим. Каждый прошел
собственный путь признания мировым
сообществом. Самыми авторитетными международно
- правовыми документами, где они были
впервые собраны, стали Устав Организации
Объединенных Наций, принятый в 1945 году,
а также специальный документ с пространным
названием "Декларация о принципах
международного права, касающихся дружественных
отношений и сотрудничества между государствами
в соответствии с Уставом ООН", принятый
в 1970 году. Декларация призвала государства
"руководствоваться ими в международной
деятельности и развивать свои взаимоотношения
на основе их строгого соблюдения2.
В обоих документах названы 7 принципов.
Сейчас их больше. В Заключительном акте
Совещания по безопасности и сотрудничеству
в Европе, подписанном в 1975 году в Хельсинки
всеми странами континента тех лет, а также
США и Канадой (всего 35 государств), названы
десять принципов 3. Первые пять:
неприменение силы и угрозы силой, нерушимость
государственных границ4, территориальная
целостность государств, мирное урегулирование
конфликтов, равноправие и право народов
распоряжаться своей судьбой - объединены
в общую группу принципов, обеспечивающих
мир и безопасность на Земле.
Вторую группу составляют принципы, нацеливающие государства на сотрудничество во всех областях и требующие их неукоснительного соблюдения. Это принципы суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела друг друга; сотрудничества, добросовестного выполнения обязательств, принятых на себя по международным договорам.
Отдельное место в перечне занимает недавно включенный в него принцип уважения прав и основных свобод человека5.
В
приведенном перечне каждый из десяти
принципов силен его
Следует отметить, что существует неразрывная связь между общими и специальными принципами, действующими в отдельных сферах общения государств. Специальные принципы черпают свою силу в единстве общих принципов. Именно в привязке к общим принципам могут "работать" специальные принципы в сферах сотрудничества государств, в том числе и в их совместной борьбе с уголовной преступностью: в общих принципах заключено жесткое императивное требование - осуществлять такое сотрудничество только в строгом соответствии с общими принципами международного права.
В сфере сотрудничества государств в борьбе с преступностью выработана группа собственных принципов - специальных. Между специальными и общими принципами действуют отношения подчиненности, субординации. "Специальные принципы не могут противоречить основным (общим) принципам современного международного права"8.
В этой связи, рассмотрение специальных принципов необходимо предварить кратким анализом некоторых общих принципов международного права, тех из них, которые чаще других называются в международных соглашениях о борьбе с преступностью.
Ссылки на общие принципы - все вместе или два - три из них - есть во многих таких соглашениях. Например, в преамбуле Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, подписанной в Риме 10 марта 1988 года, ее участники призываются к строгому соблюдению общих принципов международного права. В принятой в том же году Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ указано, что "...стороны осуществляют свои обязательства по настоящей Конвенции в соответствии с принципами суверенного равенства и территориальной целостности государств и принципом невмешательства во внутренние дела других государств" (ст. 2, ч. 2).
Три из общих принципов, а именно сотрудничества, невмешательства во внутренние дела друг друга и соблюдения основных прав и свобод человека - необходимо рассмотреть, так как они действуют в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью не только как общие, но и как специальные.
1. Общие принципы международного права в сотрудничестве государств в борьбе с преступностью.
Принцип сотрудничества государств кодифицирован в упомянутой выше Декларации 1970 года, где его нормативное содержание раскрыто следующим образом: "Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов...".
В равной мере это касается и сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Хотя уголовная преступность не представляет фатальной угрозы безопасности государств и миру в целом, тем не менее, для каждой из них она - огромное зло.
Противостоять преступности государства пытаются сообща путем постоянного и конструктивного сотрудничества. Иной альтернативы нет. Поэтому сотрудничество государств в борьбе с преступностью и без предписаний рассматриваемого принципа давно приобрело характер непреложного императива. Это подтверждается большим количеством заключенных государствами двусторонних и многосторонних договоров по борьбе с преступностью, общее число которых сегодня уже не поддается подсчетам.
Отдельные
исследователи преступности отрицают
обязательность международного сотрудничества
в борьбе с нею. Действительно, за исключением
ничтожного числа видов преступлений,
таких, как морское пиратство, пиратское
радиовещание из открытого моря и некоторые
другие, совершаемых, как говорят, на "ничейной"
(нейтральной) территории - в международных
водах, все остальные преступления совершаются
в границах территориальной юрисдикции
какого-либо конкретного государства.
Каждое из них само, без помощи других
государств, в состоянии разыскать, изобличить
и наказать виновного (если, конечно, захочет
это сделать и если удастся его "достать"),
то есть если он не скрылся за границу.
Если совершенное им деяние не представляет
большой опасности, государство может
вообще отказаться от преследования и
наказания виновного. Следовать или не
следовать в таких случаях принципу "неотвратимости
ответственности за совершенное преступление"
- внутреннее дело каждого государства.
Однако лиц, совершивших тяжкое преступление,
государства всегда стремятся не оставлять
безнаказанными, даже если для этого нужно
обратиться за помощью к другим странам.
Рост числа таких случаев в мировой практике
борьбы с преступностью превратил такое
сотрудничество из необязательного в
"насущную необходимость".
Подобная убежденность была выражена в преамбуле Европейской конвенции о международной действительности приговоров по уголовным делам, подписанной в 1970 году в Гааге государствами - участниками Европейского Совета, в которой они отметили, что "...борьба с преступностью начинает вырастать в международную проблему".
Принципы невмешательства государства во внутренние дела друг друга.
Сотрудничество государств в борьбе с преступностью неуклонно расширяется за счет включения в него новых проблем, требующих их совместного регулирования. Объектом такого регулирования становятся и отдельные вопросы, традиционно относимые к "внутренним делам" государств, но в решении которых все они (или их большинство) оказались крайне заинтересованы.
Исходя из собственного суверенитета, государства сами определяют, что именно из сферы своих "внутренних дел" собственной компетенции и в каких пределах можно и следует передать на международное регулирование. При этом "государства воздерживаются от того, чтобы объектом договора становились вопросы, составляющие исключительно внутреннюю компетенцию государств"9.
"Внутренние дела - это вообще все дела, которые "по своей природе" являются внутренними" для государств10 и которые могут стать объектом международных договоренностей лишь с их согласия. Но став ими, эти дела не перестают входить во внутреннюю компетенцию государств.
"Внутренние
дела" государства отличаются
разнообразием: это вопросы
1. Каждое государство само определяет
для себя проблемы и направления сотрудничества
с другими странами, правовые и организационные
формы, в которых готово его поддерживать,
объем своего участия в каждой из форм.
2. Государства
также сами определяют объем
принимаемых на себя
Например, СССР при подписании Гаагской конвенции 1970 года о борьбе с захватом воздушных судов сделал оговорку о непризнании обязательной для себя юрисдикции Международного суда ООН по возможным спорам между двумя или более государствами, касающимся толкования или применения этой Конвенции (ст. 12)12.
3. Даже решения, принимаемые в борьбе с преступностью в рамках международных организаций - например: ООН, ИКАО, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) или Интерпола - не носят для государств характера вмешательства в их внутренние дела, так как имеют по своей правовой силе только рекомендательный характер.
Обратимся теперь к договорам, формирующим политику и практику государств в их совместной борьбе с преступностью. Выше было проведено разделение этих договоров на две группы:
а) договоры, а правильнее сказать, многосторонние конвенции по борьбе с преступлениями отдельных видов;
б) договоры,
преимущественно двусторонние (многосторонних
соглашений этого типа - единицы), регламентирующие
процедурные институты
Каждый из договоров первой или второй группы по-своему воздерживается от вмешательства во внутреннюю компетенцию стран - участниц.
Принцип невмешательства во внутренние дела государств как главное положение этой политики сформулирован в договорах первой группы. Так, в ст. 18 Международной конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков13 сказано, что "...настоящая Конвенция оставляет незатронутым тот принцип, что действия, предусмотренные в статье 3 (определены деяния, подпадающие под действие Конвенции), должны быть в каждой стране квалифицируемы, преследуемы и судимы согласно общим правилам ее внутреннего законодательства".
В каждой из конвенций первой группы есть обязательная статья, содержащая варианты той же нормы. Приведем ее так, как она подана, например, в п. 4 ст. 36 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года: "Ничто содержащееся в настоящей статье не затрагивает принципа, что преступления, к которым она относится, определяются, преследуются и караются Стороной согласно внутреннему праву данной Стороны".
Аналогичная
по содержанию и почти совпадающая
по формулировке норма есть и в
Конвенции ООН о борьбе против
незаконного оборота
Информация о работе Международное сотрудничество в борьбе с преступностью