Международное сотрудничество в борьбе с преступностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:37, контрольная работа

Краткое описание

Международная борьба с преступностью - одна из многих областей сотрудничества государств. Как и все сотрудничество, она развивается на единой базе исторически сложившихся в международном праве основных или общих принципов их общения. Эти принципы дисциплинируют сотрудничество, подчиняют себе правила и процедуры взаимодействия государств во всех областях, так как наделены свойством императивности. "Как универсальные, общепризнанные и общеобязательные нормы"1 взаимного поведения государств, они содействуют его нормальному развитию, закреплению его достижений, в концентрированной форме выражают сущность международного права.

Файлы: 1 файл

МП контр. раб.2.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

     Каждый  подследственный заключенный вправе обращаться за бесплатной юридической  помощью, встречаться с адвокатом, передавать ему конфиденциальные документы, подготовленные им. Его встречи с адвокатом должны происходить в присутствии, но за пределами слуха сотрудников полицейских или тюремных органов (ст. 93).

     2.Специальные принципы сотрудничества государств в борьбе с преступностью.

     Формирование  специальных принципов сотрудничества государств в борьбе с преступностью проходило при самом непосредственном воздействии практики такого сотрудничества. А такие принципы, как неотвратимость ответственности за совершенное правонарушение и принцип гуманности, были почти целиком восприняты практикой международного сотрудничества из национальных систем уголовного правосудия22. Первый из них стал главным его двигателем. А принцип гуманности получил дополнительную и весьма ощутимую подпитку своего содержания. Ряд других принципов национального права оказался невостребованным из-за невозможности их использования в практике международной борьбы с преступностью.

     Вместе  с тем в ходе сотрудничества были наработаны и собственные правила, ставшие со временем принципами, отразившими его специфические условия и особенности, отличающие его от других сфер сотрудничества государств. 
В XIX веке известный русский публицист Н.Г. Чернышевский писал, что "каждый предмет имеет свой собственный характер, которым отличается от других предметов, или, как говорится, имеет свою индивидуальность. Поэтому основной принцип каждой науки должен иметь в себе особенность, должен быть таков, чтобы принадлежал именно этой науке; например, нравственная философия говорит "поступай честно", юриспруденция - "заботься об оправдании невиновного и осуждении виновного"23.

     Вопрос  о специальных принципах, сложившихся или только нарабатываемых в нем мировым сообществом, нельзя считать решенным. Как нельзя считать законченным их перечень. Два российских автора, уделившие место в своих публикациях специальным принципам, - Л.Н. Галенская и В.П. Зимин - разошлись во мнении об их количестве и перечне. Л.Н. Галенская называет четыре принципа: неотвратимость ответственности за совершенное преступление, гуманность, защита государством прав собственных граждан за границей, невыдача политических эмигрантов24. В.П. Зимин принимает первые три принципа, а четвертый - невыдача политических эмигрантов - заменяет на более широкий - неоказание помощи по делам политического характера25.

     По  мнению многих авторов, таких принципов к настоящему времени можно назвать четыре: 1. Ограничение сотрудничества только делами о преступлениях общеуголовного характера. 2. Неотвратимость ответственности за совершенное преступление. 3. Гуманность. 4. Выполнение запрашиваемых зарубежными правоохранительными органами действий - процессуальных или оперативно - розыскных - только по своему национальному законодательству.

     В международных договорах о борьбе с преступностью называются и  другие специальные принципы. Но при  этом всегда речь идет о принципах, сфера действия которых бывает ограничена каким-либо институтом сотрудничества. Например, в экстрадиционной практике известны такие принципы, как невыдача собственных граждан, неприменимые к лицам, прошедшим через процедуру выдачи высшей меры наказания, и др. По поводу этих принципов, а это действительно специальные принципы, надо заметить, что, во-первых, как уже указано выше, они действуют только применительно к одному - двум международно - правовым институтам, а во-вторых, и здесь каждый из них не является общепризнанным: одни государства следуют им, другие - нет.

     Принцип ограничения сотрудничества только делами о преступлениях  общеуголовного характера. Сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью проводится только по преступлениям, получившим за рубежом название общеуголовных. Это название охватывает самую значительную часть преступлений, имеющихся в уголовном законодательстве стран. Но в их число не входит ряд видовых групп преступлений, прежде всего политических или преступлений, в основе которых был политический мотив их совершения. Поэтому политические преступления, а также лица, их совершившие, не подпадают под действие международных соглашений государств о совместной борьбе с уголовной преступностью.

     Сотрудничество  также не поддерживается по воинским преступлениям. А в ст. 3 Устава Интерпола, кроме двух названных групп преступлений, по которым члены этой организации не должны оказывать содействия друг другу, указаны также дела расового и религиозного характера. Подобные преступления создают в отношениях между странами весьма деликатные ситуации. Поэтому в их разрешение практика вносит свои разумные коррективы: в помощи по делам расового или религиозного характера отказывается, только если их совершители руководствовались исключительно политическими мотивами, преступления носили явно выраженный или скрытый политический характер.

     Принцип неотвратимости ответственности  за совершенное правонарушение принят в уголовной юстиции всех стран как необходимое условие поддержания в обществе духа нетерпимости к преступлениям и преступникам, как выражение исконной веры человечества в то, что всякое зло должно быть наказано. И человек, преступивший законы общества, должен ответить за это. Наказание изобличенных в совершении преступления лиц и есть претворение в жизнь этого принципа. 
Угрозой наказания виновных не исчерпывается роль этого принципа в обществе и государстве. Этот принцип оказывает и большое предупредительное воздействие на неустойчивых людей. Известный итальянский криминолог Чезаре Беккариа отметил, что "одно из самых действенных средств, сдерживающих преступления, заключается не в жестокости наказаний, а в их неизбежности... Уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного наказания произведет всегда большее впечатление, чем страх перед другим, более жестоким, но сопровождаемый надеждой на безнаказанность"26.

     В рассматриваемой сфере международного сотрудничества принцип неотвратимости ответственности за совершенное преступление несет на себе значительно большую нагрузку. Более ста лет назад известный российский автор В.П. Даневский высказал эту мысль так: каждое преступление, где и кем бы оно ни совершалось, есть посягательство на общий юридический порядок, объемлющий все государства, поэтому никакое преступление не должно быть оставлено безнаказанным, и каждое государство, держащее преступника во власти, должно наказать его"27. Поэтому именно этот принцип стал и фундаментом, на котором развивается сотрудничество, и скрепляющим его цементом, и двигателем, толкающим государства к новым совместным действиям, поиску эффективных средств и методов борьбы с преступностью. А главное - он заставляет государства заключать международные соглашения, создающие правовую базу их постоянного сотрудничества, учреждать международные организации.

     На II Международном конгрессе полиции  в 1923 году в Вене, где происходило создание будущего Интерпола, один из выступающих (представитель полиции Австрии Бруно Шульц) сказал, что "международное сотрудничество в борьбе с преступностью преследует двоякую цель - идеальную и реальную. Первая - добиться признания идеи о том, что преступник является преступником везде и как враг общества нигде не должен заслуживать снисхождения, ему всюду должно быть отказано в праве убежища. Он должен быть подвергнут уголовному преследованию независимо от того, из какой страны прибыл или где совершил преступление. Эта мысль должна получить всеобщее признание.

     Реальная  цель - практическое осуществление  этой идеи, сплочение государств в единый международный фронт борьбы с преступностью".

     На  международном уровне в наши дни  принцип неотвратимости ответственности за совершенное преступление реализуется в самом факте сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Думается, что именно поэтому этот принцип не упоминается в преамбулах заключаемых договоров. Он не нуждается в особом упоминании. Это и без того ясно.

     Лишь  изредка такую ссылку на рассматриваемый  принцип можно встретить в  отдельных договорах, например в  преамбуле Европейской конвенции  о пресечении терроризма 1977 года (Страсбург). Ее подписание страны - участницы мотивировали желанием "принять эффективные меры для обеспечения того, чтобы лица, совершающие такие акты, не избежали преследования и наказания". Этот принцип в Конвенции выделен специально, так как не во всех странах и не всегда к каждому случаю терроризма проявляется одинаковое резко негативное отношение.

     Отсутствие  в договоре ссылки на этот принцип  не означает, что государства игнорируют его. В этом можно убедиться на примере сразу двух родственных  конвенций - Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 год, Гаага) и Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 год). По обеим Конвенциям участвующие в них государства правомочны осуществить свою юрисдикцию над преступником, задержанным на его территории, независимо от места совершения им преступления и его гражданства. Юрисдикция государства состоит в том, что оно согласно каждой из Конвенций может взять преступника под стражу или принять другие необходимые меры, произвести расследование. При поступлении от другого государства требования о выдаче преступника оно либо выдает его запрашивающему государству, либо "без каких-либо исключений и независимо от того, совершено ли преступление на его территории" или нет, оно должно "передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования" (ст. ст. 6 и 7 Конвенции 1970 года и также ст. ст. 6 и 7 Конвенции 1971 года).

     Без всякого указания на этот принцип  неотвратимости ответственности воплощен в институте экстрадиции, широко используемом в международном сотрудничестве в борьбе с преступностью. В договорах государств, где речь идет об экстрадиции, предусматривается, что в том случае, когда преступник не может быть выдан просящему об этом государству, отказывающая в выдаче страна обязана возбудить против него уголовное преследование по собственному законодательству. Речь идет в данном случае о широко известном на Западе требовании, включаемом в договоры, - "aut dedere, aut punire" (или выдай, или накажи сам).

     Отметим, что значение рассматриваемого принципа выходит за обрисованные рамки. Он не только движет сотрудничество государств в борьбе с преступностью, когда оно действует на подготовленной правовой базе. Этот принцип императивным образом воздействует на поведение заинтересованных государств и при отсутствии между ними договорных связей. В частности, он удерживает их от беспричинных отказов в выдаче требуемого преступника или об оказании правовой помощи по уголовному делу. Государства, руководствуясь рассматриваемым принципом, чаще всего выполняют поступившую просьбу на условиях взаимности или так называемой международной вежливости.

     Принцип гуманности. Энциклопедические словари приводят широкое значение термина "гуманность": человечность, человеколюбие, уважение к людям, их человеческому достоинству28.

     Принцип гуманности закреплен в современном уголовном законодательстве многих стран как полное отрицание применения неоправданно жестоких и мучительных их наказаний. Гуманность проявляется прежде всего в наличии в уголовных законах стран нескольких санкций за одно и то же деяние, что дает возможность избрать в каждом конкретном случае меру наказания, необходимую и достаточную, и в то же время наименьшую из тех, которые в данном случае допустимы. Когда новым законом, принятым после совершения преступления, за такое деяние устанавливается более мягкое наказание, действие этого закона распространяется и на данного преступника, если он еще не был осужден.

     Далее, в странах существует широкая  практика смягчения наказания и даже освобождения от него несовершеннолетних (при определенных обстоятельствах), престарелых людей, беременных женщин, неизлечимо заболевших осужденных. Широко применяется амнистия, помилование, меняется отношение к смертной казни, которая уже отменена примерно в половине стран мира29.

       Л.Н. Галенская справедливо отметила связь принципа гуманности, действующего в сфере борьбы с преступностью, с принципом неотвратимости наказания за совершенное правонарушение: совершитель преступления не должен оставаться безнаказанным. Но само наказание не должно быть только карой за содеянное, а включать в себя и "цели ресоциализации преступника" 30, чтобы "по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказался не только готовым, но и способным подчиняться законам и обеспечить свое существование"31.

     В 1950 году Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией 415 приняла решение возглавить все усилия мирового сообщества по борьбе с преступностью, приняла на себя ответственность за ее предупреждение, в том числе и ресоциализацию правонарушителей в целях предотвращения рецидива с их стороны. Эта работа стала постоянной в программах ООН и ее Экономического и Социального Совета. В порядке периодического контроля состояния дел в странах, знакомства с динамикой преступности и принимаемыми странами мерами борьбы с нею ООН стала регулярно, один раз в пять лет, проводить Международные конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

     В свете принципа гуманности необходимо обратить особое внимание на заключительную часть названия этих конгрессов - "обращение с правонарушителями". Английское словосочетание "treatment of offenders", используемое в первоисточнике, означает режим обращения, обхождение с преступниками, некарательное воздействие на них с целью их исправления. И это лучше всего передает содержание принципа гуманности в проводимой ООН политике ресоциализации правонарушителей, особенно осужденных к лишению свободы, с целью их возвращения к жизни в обществе в качестве законопослушных его членов.

Информация о работе Международное сотрудничество в борьбе с преступностью