Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 10:49, доклад
Мусульманство. Право собственности. Обязательное право. Брак и семья. Наследственное право. Уголовное право.
Вторая
группа правонарушений - преступления,
за совершение которых также
Третью категорию составляют все иные правонарушения, которые наказываются не точно установленной санкцией - тазир и могут затрагивать как "права Аллаха" (нарушение религиозных обязанностей - неуплата заката, отказ от совершения молитвы, несоблюдение поста), так государственные и частные интересы (нарушение обязательств по сделкам, неуплата выкупа за кровь, обмеривание, обвешивание, мошенничество, взяточничество, растрата средств казны или сирот, лжесвидетельство, шпионаж, колдовство; нарушение правил поведения в общественных местах, особенно касающихся интересов и морали женщин; умышленное вынесение неправомерного судебного решения; притеснение подданных или произвол по отношению к подчиненным).
Рассмотрим более подробно некоторые преступления различных видов по указанной классификации.
По мусульманско-правовой теории бунт трактуется очень широко и охватывает попытки свержения главы государства, неповиновение властям и иные виды антигосударственной деятельности, за которые Коран и сунна предусматривает смертную казнь.
Основная мера наказания за разбой - смертная казнь, причем если в преступлении участвовало несколько лиц, то все они приговариваются к высшей мере наказания.
Кража наказывается членовредительством. В Коране сказано: "Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха". Для наказания кражи отсечением правой руки само похищенное имущество должно соответствовать определенным требованиям. Так, его стоимость не должна быть ниже определенной цены, которая, согласно выводам различных правовых школ (ханифитов, шафиитов, ханбалитов), устанавливалась в сумме от 1/4 до 1 динара. Кроме того, данное имущество должно относиться к вещам, находящимся в обороте (могло отчуждаться). Поэтому кража "нечистых вещей" (вина, свинины) не относилась к преступлениям хадд. За повторную кражу отрубали левую ногу; за кражу в третий раз виновный лишался левой руки, а в четвертый раз - правой ноги. Однако, по преобладающему мнению, начиная с третьей кражи преступник мог быть подвергнут наказанию по усмотрению судьи (тазир), которому рекомендовалось приговаривать виновного к лишению свободы либо к смертной казни.
Что касается прелюбодеяния, то в Коране имеется немало стихов, посвященных этому опасному преступлению против семьи и устоев морали. Так, например, в Коране говорится: "Прелюбодея и прелюбодейку - побивайте каждого из них сотней ударов. Пусть не овладевает вами жалость к ним в религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха..." Указанная норма была дополнена сунной: по преданию Пророка, если совершившие прелюбодеяние мусульманин или мусульманка состоят в браке, то они наказываются сотней ударов и забиваются камнями до смерти; а за внебрачное сожительство виновные получают по сотне ударов и подлежат высылке сроком на один год.
Употребление спиртных напитков также относится к преступлениям хадд. Коран не предусматривает определенного наказания за это деяние, но сунна предусматривает определенную меру наказания за него. Согласно одному из преданий, Пророк требовал подвергать тех, кто употребляет спиртное, телесному наказанию и даже приговаривать их к смертной казни, если обвиняемый предстает перед судом в четвертый раз. Основная мера наказания за употребление алкоголя - от 40 до 80 ударов плетью.
Рассмотрим
вопрос об ответственности за убийство.
Согласно сунне, умышленное убийство наказывается
смертной казнью, если только ближайшие
наследники убитого не согласятся простить
его, давая ему возможность
В случае неумышленного убийства виновный, помимо выкупа (дийа), должен был нести религиозное искупление каффара (поститься в течение двух месяцев). За убийство неверного выкуп взимался в размере одной трети, за убийство язычника (огнепоклонника) - в размере одной пятнадцатой.
Если свободный убьет чужого раба, то он должен уплатить полную стоимость раба. А если раб убьет свободного, то он выдавался наследникам убитого. Что касается телесный повреждений, то по шариату в принципе предусматривался талион. В Коране говорится: "И предписали Мы им, что душа - за душу, и око - за око, и нос - за нос, и ухо - за ухо, и зуб за зуб и раны - отмщение". Талион не применяется к мужчине за рану, нанесенную женщине, и к свободному за поранение раба.
С
согласия пострадавшего виновный мог
заплатить соответствующий
За правонарушения категории тазир применялись самые различные меры наказания от смертной казни (за шпионаж в пользу врага, за призыв к смуте, за отказ от основных принципов мусульманской веры, за колдовство), и до устного порицания (например, за лжесвидетельство в некоторых случаях) или отлучения ("И покидайте их на на ложах" - так советует Коран мужьям обращаться с провинившимися женами), или унижение нарушителя бритьем головы (но не бороды), чернением лица или вождением в полуобнаженном виде по улицам города с публичным оглашением совершенного им греха, распятие на три дня без лишения жизни, но с запретом принимать пищу. Характерная особенность тазира заключается в том, что он не представляет систему строго установленных санкций за конкретные правонарушения. Поэтому судья может по своему усмотрению определять наказание в зависимости от тяжести деяния и личности виновного; он может, например, сочетать телесное наказание с высылкой; определять срок лишения свободы до тех пор, пока виновный не раскаялся или не исправился - уплатил долг, выполнил религиозную обязанность.
Вместе с тем, шариат допускал даже превентивное наказание тазиром по отношению к лицам, которые не совершили конкретных проступков, но дают основание подозревать, что они могут их совершить.
Суд и процесс.
Начальный
этап правосудия был тесно связан
с деятельностью пророка
Кадий в сложных случаях имеет право советоваться с законоведами, приглашать их на судебные заседания; он может назначить одного или несколько заместителей из числа мусульман безупречного образа жизни, знающих шариат.
Кроме судебных функций кади наблюдали за исполнением судебных решений, ведали вопросам опеки и попечительства, осуществляли надзор за вакфами, за местами заключения, удостоверяли завещания, проверяли законность землепользования.
Что касается процесса, то мусульманское право не знает принципиальных различий в порядке рассмотрения уголовных и гражданских дел. Определенная категория дел (тяжбы гражданско-правового характера по сделкам, телесные повреждения, ложное обвинение в прелюбодеянии) рассматривалась только по заявлению лица, права которого нарушены.
Большинство дел могли стать предметом судебного разбирательства по требованию любого, в том числе и инициативе судьи. Судья единолично принимал решение по рассмотренному делу в течение одного дня.
До середины VIII в. ход судебного разбирательства не фиксировался в письменном виде; принятое по делу решение сразу же приводилось в исполнение. Но уже в начальный период правления Аббасидов процесс стал письменным. Шариат знал следующие виды доказательств: признание, свидетельские показания, письменные документы; клятва; обоснованные, по усмотрению судьи, слухи, и личное убеждение судьи, сложившиеся на основе известных только ему фактов.
Процесс в целом носил состязательный характер; при рассмотрении гражданских споров судья должен был предоставить тяжущимся равные права.
Особое
внимание мусульманское право уделяло
свидетельским показаниям. При этом
отдавалось явное предпочтение показаниям
мужчин: по преступлениям, за которые
предусматривались строго определенные
меры наказания, во внимание принимаются
только свидетельские показания
мужчин (четырех по прелюбодеянию, двух
по иным деяниям). По менее значительным
уголовным делам и обычным
спорам показания одного свидетеля
мужчины могли дополняться
Процесс был публичным, судебные дела рассматривались обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Прокуроров и адвокатов в Арабском халифате не было. В целом процесс отличался простотой и несложностью.