Международное право и мусульманство

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 10:49, доклад

Краткое описание

Мусульманство. Право собственности. Обязательное право. Брак и семья. Наследственное право. Уголовное право.

Файлы: 1 файл

кр Международное право и мусульманство.docx

— 28.53 Кб (Скачать)

     Международное право и мусульманство.

     Мусульманское право тесно связано с религиозными и моральными установлениями, нормами. На раннем этапе истории Арабского  халифата и развития ислама мусульманское  богословие и правоведение тесно  переплетались и составляли как  бы единое целое. Однако в дальнейшем (примерно, с середины X в.) правоведение стало отделяться от мусульманской теологии, что проявилось в деятельности мусульманско-правовых школ (толков).

     Основным  источником мусульманского права является Коран - главная священная книга  мусульман, которая по учению ислама существовала вечно и была сообщена богом Мухаммеду, как откровение. Эти "откровения от бога" со слов Мухаммеда записывались его последователями. Коран был собран в единую книгу, отредактирован и разделен на 114 глав (сур) при халифе Османе (644-656 гг.). Суры состоят из разного количества (от 3 до 286) айятов-стихов. В Коране всего насчитывается 6225 айятов. Большая часть Корана имеет богословское и мифологическое содержание. Для начального ислама не существовало разницы между духовными лицами и мирянами, между мусульманской общиной и государственной организацией, между религией и правом. Однако вопросы права в той или иной степени затрагиваются лишь в 500 айятах.

     К Корану - главному источнику мусульманского права с конца VII в. присоединился еще и другой - сунна (по арабски обычай, пример), состоявшая из хадисов (рассказов) из жизни Мухаммеда, о его суждениях. Дело в том, что после смерти пророка новые поколения мусульман столкнулись со множеством вопросов, для решения которых Корана оказалось недостаточно даже при крайне расширенном его толковании. Поэтому появилась необходимость в хадисах, содержащих важные нормы мусульманского права. По мере того, как арабское общество развивалось и жизнь становилась все более сложной, выяснилось, что Коран и хадисы не дают ответа на многие вопросы. Тогда появилось еще два источника мусульманского права: иджма - согласованное мнение наиболее авторитетных богословов и правоведов и кияс - решение судебных дел по аналогии. Иджму дополняла фетва - сборники судебных решений и комментарии наиболее крупных мусульманских законоведов.

     Самого  Мухаммеда мусульмане называли шариа - законодателем; поэтому вся система мусульманского права получила название шариата.

     Дополнительным  источником мусульманского права является так же обычай (адат), который применяется в случаях, если имеется пробел в законодательстве или если закон прямо ссылается на обычаи.

     Конечно, источником права в Халифате были указы халифов - фирманы. В более  поздних мусульманских странах (Турции и др.) источником права стали  государственные законы - кануны.

     Основной  чертой мусульманского права является то, что оно вытекает из религии - ислама. Поэтому для мусульман, в  какой бы стране они не проживали, обязательным является только мусульманское  право.

     В Арабском халифате не было разделения населения на сословия. По религиозному признаку население делилось на мусульман  и немусульман; первые были привеллигированными. Правоспособность и дееспособность в полном объеме закреплялась за мусульманами. Так, лица, исповедовавшие христианскую или иудейскую веру, занимали более низкое положение, обязаны были платить поземельную подать с земель, завоеванных мусульманами (харадж) и тяжелый государственный налог (джизьет). Нормы шариата распространялись на них лишь в том случае, когда они совершали преступления или заключали сделки с мусульманами.

     Право собственности.

     Вещи  делились прежде всего на те, которые могут находиться в собственности мусульман, и на те, которые были изъяты из гражданского оборота. Ко вторым относились: воздух, море, пустыня, мечети и др. Было понятие "нечистых вещей" (например, вино, свинина; книги, противоречащие положениям ислама). Земли в основном подразделялись на государственные; находящиеся у частных лиц; брошенные земли; земли, не пригодные для обработки.

     Особый  статус имела святая земля (хиджаз), та часть Аравийского полуострова, где жил Мухаммед; она состояла из двух частей: города Мекки с его областью и остальной части хиджаза. Земля Мекки и окрестности принадлежала богу; здесь неверные не имели права селиться; здесь запрещено было убивать животное на охоте; никакое дерево или растение, выросшее само собой, не должно было быть повреждено или вырыто. Остальная часть хиджаза отличалась тем, что неверные не имели права жить там более трех дней на одном месте; в случае смерти запрещалось их хоронить на этой земле.

     Завоеванные земли считались собственностью государства и поступали в  распоряжение халифа. При этом побежденные  вынуждались заключать договор  с победителями, по которому они  отказывались от права собственности  на принадлежащую им землю, но получали ее для ведения хозяйства с уплатой подати (харадж) в твердо установленном размере или в зависимости от дохода. Эти земли (вакф) являлись собственностью государства.

     Наибольшая  часть земельного фонда и оросительных сооружений в основных областях Халифата являлась собственностью Халифата. Меньшую  часть земельного фонда составляли земли халифов и членов их семьи  и близких родственников (савафи) и земли, находившиеся в частной собственности отдельных лиц (мульк) с правом купли-продажи.

     При Омейядах господствовали еще недостаточно развитые формы феодальной собственности в виде государственных, общинных и мульковых земель. Но при этой династии появились уже зачатки и условной феодальной собственности на землю: земельные участки (катча), отдаваемые за службу военным людям, и более обширные территории (хима), передаваемые арабским племенам, как кочевым, так и земледельческим.

     В дальнейшем, при Абассидах в связи с развитием феодальных отношений получила широкое распространение и условная форма земельных владений, получившая новое название - икта, которая предоставлялась отдельным феодалам за военную или государственную службу. Со временем феодалы добились права передачи икта по наследству вне зависимости от несения службы, после чего эти владения стали приближаться к мульковым землям.

     Обязательное  право.

     В основном мусульманское право регулирует обязательства из договора. В договоры могли вступать лица, обладающие дееспособностью. Полностью недееспособными были несовершеннолетние, умалишенные, банкроты, рабы; ограниченно дееспособными  являлись больные (они могли распоряжаться  только одной третью своего имущества), неверные (кяфир) в отношении некоторых сделок (приобретать в собственность землю или рабов - мусульман). Договор заключался в письменной и устной форме. Недействительными были договоры, заключенные вследствие обмана, по ошибке, по принуждению; а также заключенные с безнравственными целями или с использованием "нечистых" и изъятых из оборота вещей.

     В шариате закреплялся принцип  обязательности исполнения договора. Обязанность соблюдать договоры подчеркивалась в Коране и рассматривалась  как священная.

     Мусульманское право различает следующие виды договоров: купля-продажа, заем, ссуда, наем, дарение, мена, поставка, поклажа, товарищество, поручение и др.

     При договоре купли-продажи совершается  передача вещей. При этом сделка считается  несостоявшейся, если передача товара, вещей и денег за них не произойдет в течение трех дней. В случае обнаружения скрытых недостатков  в приобретенных вещах покупатель мог обратиться в суд с иском  о расторжении договора.

     Шариат  знал договоры о залоге и поручительстве, как средстве, обеспечивающем исполнение обязательства. Неоплатного должника нельзя было обратить в рабство, но он мог быть принужден отработать долг.

     Широкое распространение имел договор аренды земли, который определял размеры  и порядок взимания арендной платы  в пользу арендодателя. В Арабском халифате значительное развитие получили договоры союза и товарищества, которые  заключались с целью совместной торговой деятельности, для совместного  строительства и использования  ирригационных сооружений, совместной обработки почвы и посева и  т. д. Характерным для арабского  общества было распространение специфических  односторонних обязательств - обетов.

     Брак  и семья.

     Мусульманское право предусматривает брачный  договор, который напоминает своеобразную торговую сделку; причем женщина не является договаривающейся стороной, а составляет предмет договора. Фактически вопрос о замужестве дочери решал  отец, стремясь при этом получить за дочь максимальную цену (выкуп). Брачный  документ составляется кадием (судьей) и должен удостоверяться свидетелями  мужского пола (не менее двух). Препятствием к браку считаются: кровное родство, близость родства по кормилице, свойство, идолопоклонство.

     Шариат  признает за мусульманином право  иметь четырех жен; кроме этого  он может иметь наложниц из числа  рабынь. Жена имеет право на содержание, на отдельное помещение, на выделяемое мужем имущество. Жена не участвовала  в расходах по дому, которые лежали на муже; она была обязана заниматься домашним хозяйством и воспитанием  детей.

     Шариат  в целом закреплял главенство, привилегированное положение мужа в семье; он мог подвергать жену телесным наказаниям; для него существовала свобода развода (талак).

     Жена  могла требовать развод только через  суд и в следующих случаях: если муж не исполняет своих обязанностей (не дает жене содержания, имеет физические недостатки, не состоит с ней в  супружеских отношениях), если он жестоко  обращался с женой.

     Развод  мог иметь место в случаях  взаимного проклятия (лиана). Это  проклятие произносится мужем перед  судьей, когда он считает, что родившийся у жены ребенок является результатом  нарушения ею супружеской верности, но он не в состоянии это доказать. Жена со своей стороны может клятвой  отрицать это заявление. Брак по причине  лиана расторгается окончательно (при  разводе по другим основаниям брак мог быть заключен вторично).

     В случае развода муж должен был  дать жене часть имущества "согласно с обычаем".

     Был еще один способ развода по инициативе жены, когда она по договоренности с мужем давала ему определенное вознаграждение (ивад).

     Наследственное  право.

     Шариат  говорит о наследовании по закону и завещанию. Наследники по закону делились на множество категорий; первая очередь - нисходящие (дети, внуки); вторая - восходящие; третьи - боковые родственники: при этом сперва перечисляются родственники из числа лиц мужского пола; далее наследницы (дочери, внучки, мать, бабка, сестра, супруга). Каждый из наследников имеет право на определенную долю в наследстве. Доля эта уменьшается при наличии других наследников. Так, муж получает половину наследства, оставшегося после смерти жены, если она не оставила ни детей, ни внуков; если же таковые имелись, то муж получал четвертую часть наследства. Наследственная доля женщин составляла половину доли мужчины.

     Завещание было ограниченным, так как наследодатель  мог завещать только одну треть имущества. Завещания допускались как в  письменном виде, так и в устной форме. Завещание не могло быть в  пользу законных наследников. Не имели  права наследования следующие лица: неверные в отношении имущества  мусульманина, виновные в лишении  жизни наследодателя, разведенные, рабы.

     Поскольку наследование по закону было весьма сложным  и запутанным, постольку наследодатель  назначал обычно доверенное лицо, которому поручалось осуществить раздел имущества между наследниками.

     Уголовное право.

     В области уголовного права шариат отличался прежде всего слабо разработанной системой преступлений и наказаний. Отсутствует понятие состава преступления, не разработаны институты рецидива, соучастия. Так, например, укрыватели и попустители не считались соучастниками преступления. Отсутствовали смягчающие и отягчающие вину обстоятельства; сохранялась кровная месть.

     Преступление  рассматривается как совершение запрещенного и наказуемого Аллахом  деяния, так как по шариату все  поступки и даже мысли людей предопределяются в конечном счете волей Аллаха.

     В период средневековья сложилась  в Халифате классификация правонарушений, подразделяемых на три вида. Первый - это преступления, представляющие наибольшую опасность и наказываемые точно определенной санкцией - хадд (бунт, вероотступничество, разбой, кража, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков).

Информация о работе Международное право и мусульманство