Так же предусмотрены
Конвенцией и меры, направленные
на расширение сотрудничества между правоохранительными органами
государств-участников, сбор и анализ
информации о характере организованной преступности и обмен такой информацией,
подготовка кадров и техническая помощь,
а так же другие меры для осуществления
Конвенции посредством экономического развития
и технической помощи.
Для целей практического
применения Конвенции государства-участники
рассматривают возможность заключения
двусторонних или многосторонних
соглашений или договоренностей
о непосредственном сотрудничестве между
их правоохранительными органами, а в
тех случаях, когда такие соглашения или
договоренности уже имеются, их изменения.
Государства-участники стремятся сотрудничать,
в пределах своих возможностей, с целью
противодействия транснациональным организованным
преступлениям, совершаемым с использованием
современных технологий.
Каждое государство-участник
рассматривает возможность проведения,
в консультации с научно-исследовательскими
кругами, анализа тенденций в
области организованной преступности
на своей территории, условий, в которых
действует организованная преступность,
а также изучения вовлеченных профессиональных
групп и используемых технологий.
Каждое государство-участник
в необходимых пределах осуществляет,
разрабатывает или совершенствует
конкретные программы подготовки персонала
правоохранительных органов, в том числе
работников прокуратуры, следователей
и сотрудников таможенных органов, а также
других сотрудников, отвечающих за предупреждение,
выявление и пресечение преступлений,
охватываемых Конвенцией. Такие программы
могут включать командирование сотрудников
и обмен ими. Согласно статье 29 государства-участники
содействуют оказанию помощи в подготовке
кадров и технической помощи, которые
будут способствовать выдаче и взаимной
правовой помощи. Такая помощь в подготовке
кадров и техническая помощь могут включать
изучение иностранных языков, командирование
и обмен сотрудниками центральных органов
или учреждений, выполняющих соответствующие
функции.
Государства-участники стремятся
разрабатывать и оценивать эффективность
национальных проектов, а также выявлять
и внедрять оптимальные виды практики
и политики, направленные на предупреждение
транснациональной организованной преступности.
В соответствии со статьей
32 Конвенции учреждается Конференция
участников Конвенции в целях расширения
возможностей государств-участников по
борьбе с транснациональной организованной
преступностью, а также содействия осуществлению
настоящей Конвенции и проведения обзора
хода ее осуществления.
Генеральный секретарь Организации
Объединенных Наций созывает
Конференцию участников не позднее
чем через один год после вступления в
силу Конвенции.
Конференция участников
согласовывает механизмы для
достижения целей Конвенции, включая
следующее:
- содействие деятельности государств-участников согласно статьям 29, 30 и 31 настоящей Конвенции, в том числе путем
содействия мобилизации добровольных
взносов;
- содействие обмену информацией между государствами-участниками о формах транснациональной организованной преступности
и тенденциях в этой области, а также об
успешных методах борьбы с ней;
- сотрудничество с соответствующими международными и региональными организациями, а также неправительственными
организациями;
- периодическое рассмотрение вопроса об осуществлении настоящей
Конвенции;
- вынесение рекомендаций, касающихся совершенствования настоящей Конвенции и ее осуществления.
Осуществление Конвенции
производится согласно статье 34. В соответствии с ней каждое государство-участник
принимает в соответствии с основополагающими
принципами своего внутреннего законодательства
необходимые меры, включая законодательные
и административные меры, для обеспечения
осуществления своих обязательств согласно
настоящей Конвенции.
Каждое государство-участник
может принимать более строгие или суровые
меры, чем меры, предусмотренные настоящей
Конвенцией, для предупреждения транснациональной
организованной преступности и борьбы
с ней.
Государства-участники стремятся
урегулировать споры относительно
толкования или применения настоящей
Конвенции путем переговоров (статья 35).
Конвенция по борьбе с
транснациональной организованной
преступностью открыта для присоединения
любого государства или любой региональной
организации экономической интеграции,
по меньшей мере, одно из государств-членов
которой является Участником Конвенции.
Ценность указанной конвенции
состоит в том, что в ней
дано понятие транснациональной
организованной преступности, обобщены
и конкретизированы все предшествующие
формы сотрудничества государств в борьбе
с преступностью, закреплен механизм борьбы
с ней: государство либо привлекает к уголовной
ответственности лиц, виновных в совершении
преступлений, либо выдают их для осуществления
уголовного преследования по просьбе
заинтересованного государства.
Республика Беларусь ратифицировала
данную Конвенцию.
- Дать определение понятий.
- Серьезное преступление – это преступление
наказуемое лишением свободы на максимальный
срок не менее четырех лет или более строгой
мерой наказания (ст. 2 Конвенции Организации
Объединенных Наций против транснациональной
организованной преступности от 15 ноября
2000 года, ратифицированной Законом Республики
Беларусь от 3 мая 2003г. № 195-3 «О ратификации
Конвенции Организации Объединенных Наций
против транснациональной организованной
преступности»).
- Поверенный в делах – глава дипломатического представительства
младшего в протокольном отношении уровня
(миссии, возглавляемой поверенным в делах).
Термин поверенный в делах означает «младший»
(после соответствующего посла и посланника)
класс главы дипломатического представительства,
определяемый в соглашении государствами,
обменивающимися дипломатическими представительствами,
путем выбора среди классов глав дипломатического
представительства. Поверенный в делах
аккредитуется, в отличие от посла и посланника,
не при главе государства, а при главе
ведомства иностранных дел.
- Новация – (от позднелатинского novatio - обновление
- изменение), обновление обязательств
по международному договору путем полной
или частичной замены старых обязательств
новыми, чтобы привести их в соответствие
с целями договора применительно к новым
условиям. Новация может касаться всего
договора или какой-либо его части.
- Реторсия – правомерные принудительные
действия государства, совершаемые в ответ
на недружественный акт другого государства,
например, поставившего в дискриминационные
условия физических или юридических лиц
первого государства.
- Реторсия – это ответная акция
в связи с недружественными действиями,
не составляющими правонарушения (например,
отзыв посла в ответ на недружественное
заявление).
- Реторсия преследует цель восстановления принципа взаимности в отношениях соответствующих государств. Реторсии
должны быть пропорциональны вызвавшему
их акту и прекращаются с момента восстановления
прежнего положения. Реторсия не предусматривает
применения вооруженной силы или угрозы
ее применения.
- Абсолютная ответственность – вид ответственности
международно-правовой, ответственность,
возникающая вне зависимости от вины причинителя
ущерба, т.е. за ущерб, причиненный в процессе
правомерной деятельности. Основанием
для возникновения абсолютной ответственности
является специальный международный договор
в конкретной сфере, который предусматривает
обязанность возмещения материального
ущерба. Пострадавшей стороне необходимо
доказать факт наличия ущерба и наличия
непосредственной причинной связи между
действием (бездействием) и фактом наличия
ущерба.
- Монистическая теория – монистические концепция соотношения
международного и внутригосударственного
права, исходящая из примата какой-либо
одной системы права (международного или
внутригосударственного).
- Чрезвычайная сатисфакция – это различного вида
временные ограничения суверенитета и
правоспособности государства, совершившего
международное преступление. Ее целью
является искоренение причин, породивших
международное преступление, и создание
гарантий от его повторения.
- В качестве чрезвычайной сатисфакции могут выступать: временное приостановление или ограничение прерогатив
законодательных, исполнительных и судебных
органов государства-правонарушителя;
реорганизация отдельных элементов политической
системы и упразднение общественных институтов,
наличие которых способствовало совершению
государством международного преступления;
временная оккупация части или всей территории
и т.д.
- Субституция (от латинского substituo
– ставлю вместо, передаю взамен) – в международном
праве одна из форм материальной ответственности
государств, разновидность реституции,
представляющая собой замену неправомерно
уничтоженного или поврежденного имущества,
зданий, транспортных средств, художественных
ценностей, личного имущества и т.п..
- Редемаркация – проверка и восстановление линии
государственной границы и местности
и обозначение ее пограничными знаками
на основе ранее составленных документов,
как правило, двустороннего характера
(протокола-описания, карт и протоколов
пограничных знаков). Редемаркация предусматривает
кроме восстановления линии границы так
же восстановление утраченных пограничных
знаков, установку новых или дополнительных
пограничных знаков, обозначающих эту
линию, составление нового протокола-описания,
карт и протоколов пограничных знаков,
если в этом появилась необходимость.
- Пограничная зона – устанавливается в приграничных
районах для обеспечения надлежащего
порядка на государственной границе. В
пограничную зону включаются так же территориальные
воды (территориальное море) и внутренние
воды, а так же часть пограничных рек, озер
и иных водоемов и расположенные в этих
водах острова. Режим пограничной зоны
включает правила въезда в зону, временного
пребывания, проживания, передвижения
в ней, производства там работ, а так же
правила учета и содержания плавсредств,
их плавания и передвижения.
В соответствии со ст. 19 Закона
Республики Беларусь от 6 января 1999г. №
235-3 (Ведомости Национального собрания
Республики Беларусь, 1999г., №4) – полоса
местности, непосредственно прилегающая
к государственной границе на ее сухопутных
участках или вдоль берегов пограничных
рек, озер и иных водных объектов.
- Задача.
Условие задачи:
Абу Дауд, известный как организатор
массового убийства израильских атлетов
на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 году
по подложным документам прибыл во Францию,
где был арестован. Западногерманское
и объявили о своем намерении добиваться
выдачи террориста. Помимо преступлений,
совершенных в Мюнхене в 1972 году израильские
власти вменяли в вину Абу Дауду совершение
террористических актов в Израиле. После
оглашения данной информации французские
власти решили в срочном порядке провести
слушание дела Абу Дауда. За неимением
достаточных оснований террорист был
освобожден из-под стражи и отправлен
в Алжир, где ему было предоставлено убежище.
Дайте оценку
данному случаю. Назовите основания для
выдачи лиц, совершивших преступления
международного характера. Каковы основания
для отказа в выдаче.
Решение задачи:
В начале января 1977 года
в Париж прилетел Абу Дауд.
Он получил въездную визу во французском
посольстве в Бейруте, предъявив фальшивый
иракский паспорт на имя Юсуфа Раджи Ханна.
Об этом стало известно
Моссад. Израильтяне уведомили власти
ФРГ, которые хотели судить
Абу Дауда за кровопролитие
в Мюнхене. Судебные чиновники
ФРГ попросили о помощи французскую контрразведку.
Абу Дауд уже находился
во Франции в составе официальной
палестинской делегации, которую пышно
принимали. Французские дипломаты попали
в глупое положение, когда палестинца
арестовали и посадили в парижскую тюрьму
«Санте».
ФРГ и Израиль немедленно
потребовали выдать им Абу
Дауда. Французские власти, узнав,
с кем они имеют дело, испугались собственной
смелости. Париж годами подкупал различные
террористические группы, добиваясь, чтобы
они действовали где угодно, только не
во Франции. История с Абу Даудом угрожала
разрушить эту сложную игру. Палестинца
тут же повели в суд.
Рассмотрение его дела
продолжалось двадцать минут.
Выяснилось, что арестовали Дауда
без соблюдения необходимых формальностей.
Его тут же посадили в машину и с полицейским
эскортом отвезли в аэропорт Орли, снабдили
билетом первого класса и посадили на
первый же рейс в Алжир.