Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:12, контрольная работа
В общей теории права признано, что субъектом права является лицо, на которое распространяется действие его норм. Однако международное право, как уже отмечалось, - самостоятельная правовая система. Поэтому понятия и категории, используемые в национальном праве различных государств, не всегда идентичны по содержанию понятиям и категориям международного права. Особенности международного права как особой системы права предопределяют специфику международной правосубъектности и в конечном итоге качественные характеристики субъектов международного права.
1. Субъекты международного права и их особенности.
В общей теории права признано, что субъектом права является лицо, на которое распространяется действие его норм. Однако международное право, как уже отмечалось, - самостоятельная правовая система. Поэтому понятия и категории, используемые в национальном праве различных государств, не всегда идентичны по содержанию понятиям и категориям международного права. Особенности международного права как особой системы права предопределяют специфику международной правосубъектности и в конечном итоге качественные характеристики субъектов международного права.
Субъект международного права – это независимый (не подчиненный какой-либо политической власти извне) участник международных отношений, обладающий правами и обязанностями, установленными международными договорами.
Необходимо заметить, что содержание термина «международная правосубъектность» в нормах международного права не раскрывается; существуют лишь теоретические конструкции, характеризующие юридическую природу, основания и пределы международной правосубъектности.
В самом общем плане
Любой субъект международного права обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.
Правоспособность – это
Дееспособность означает осуществление субъектами международного права самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей.
Деликтоспособность –
Признаки субъектов
1) субъекты международного права – это лица, участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами, к числу которых относятся:
известная внешняя обособленность;
персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица);
способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю;
участвовать в принятии норм международного права.
2) все субъекты международного права – это такие лица, которые приобрели свойства субъекта в силу норм международного права. Иначе говоря, юридические нормы образуют обязательную основу деятельности акторов как субъектов международного права1.
Субъекты международного
права обладают общей, отраслевой и
специальной
Общая правосубъектность – это способность акторов ipso facto быть субъектом международного права вообще. Такой правосубъектностью обладают только суверенные государства, а также нации, борющиеся за свою независимость (первичные субъекты).
Отраслевая правосубъектность – это способность акторов быть участниками правоотношений в определенной области межгосударственных отношений. Такой правосубъектностью обладают межправительственные организации.
Специальная правосубъектность – это способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью обладают, например, физические лица. Их правосубъектность, в частности, признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (ст. 6), Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 2 и др.).
Категории субъектов международного права:
Первичные (основные, суверенные) – государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость;
Производные (несуверенные) – международные организации; государственно-подобные образования (Ватикан, Мальтийский орден).
Первичные (основные) субъекты международного права (государства и нации, борющиеся за независимость) в силу присущего им государственного или национального суверенитета ipso facto признаются носителями международно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (государственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях.
Не существует норм, наделяющих правосубъектностью первичные субъекты международного права; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, в этом случае правосубъектность не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.
Юридическим источником
правосубъектности для
Таким образом, субъекты международного права должны обладать способностью самостоятельно участвовать в урегулированных международным правом международных отношениях, непосредственно вступать в юридическое взаимодействие с другими управомоченными или обязанными международным правом лицами.
Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.
Суверенитет государства (фр. souverainete – верховная власть) – вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а также подчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета3.
Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты. Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.
Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.
Каждое государство как субъект международного права имеет основные права и несет основные обязанности в качестве участника межгосударственного общения. Эти права и обязанности присущи любому государству, составляют ядро международной правоспособности государства, вытекают из основных принципов международного права и неразрывно друг с другом связаны.
Основные права государств:
право на суверенное равенство во взаимоотношениях с другими государствами;
равноправие государств:
право на независимость, территориальное верховенство и свободное осуществление всех своих законных прав;
право ограждать свою самостоятельность при решении вопросов, входящих в сферу внутренней компетенции;
право на индивидуальную
и коллективную самооборону в
случае вооруженного нападения со стороны
другого государства или
право на защиту своих граждан за рубежом;
право оказывать содействие осуществлению во всем мире прав человека и основных свобод;
право на сотрудничество
с другими членами
Основные обязанности государств:
обязанность уважать суверенитет других государств;
обязанность не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию других государств;
обязанность уважать территориальную целостность и неприкосновенность других государств;
обязанность воздерживаться от присвоения каких-либо территорий, находящихся за пределами территориального верховенства государств;
обязанность решать международные
споры, в которых оно участвует,
а также международные
обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств или иным образом, несовместимым с международным правом;
обязанность поддерживать
индивидуально и совместно с
другими государствами
обязанность уважать право народов на самоопределение;
обязанность уважать права человека и основные свободы;
обязанность добросовестно выполнять свои международные обязательства;
обязанность заботиться об охране окружающей среды4.
Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, то есть существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.
В качестве субъектов международного
права могут выступать
Унитарное государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности ее составных частей в этом случае не возникает.
Федерации являются сложными государствами. В международной практике, а также зарубежной международно-правовой доктрине признано, что субъекты некоторых федераций являются самостоятельными государствами, суверенитет которых ограничен вхождением в состав федерации. За субъектами федерации признается право выступать в международных отношениях в установленных федеральным законодательством рамках.
Основной закон Германии 1949 г., например, предусматривает, что земли, с согласия федерального правительства, могут заключать договоры с иностранными государствами. Нормы аналогичного содержания закреплены и в праве некоторых других федеративных государств. В настоящее время в международных отношениях принимают активное участие земли ФРГ, провинции Канады, штаты США, штаты Австралии и другие образования, которые в этой связи признаются субъектами международного права.
Международная деятельность
субъектов зарубежных федераций
развивается в следующих
В федеративном государстве
актуальным является вопрос об участии
субъектов федерации в
Конституция Российской
Федерации отнесла
Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»6 предусматривает участие субъектов в процессе заключения договоров, затрагивающих их полномочия (ст. 4). Выделяются два вида таких договоров. Во-первых, договоры РФ, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъектов. Во-вторых, договоры, затрагивающие полномочия субъекта по предметам совместного ведения Федерации и субъектов.
Договор, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта, не может быть заключен без согласования с его органами власти. Основные положения или проект договора, затрагивающего полномочия субъекта по предметам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ), направляются федеральными ведомствами органам государственной власти заинтересованного субъекта. Полученные предложения и замечания рассматриваются при подготовке проекта договора7.
Вопросы о компетенции
субъектов Федерации в области
прямых международных связей достаточно полно
урегулированы Федеральным законом от
4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных
и внешнеэкономических связей субъектов
Российской Федерации»8. Субъекты имеют право в пределах своей
компетенции заключать соглашения с административно-
Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"