Контрольная работа по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:12, контрольная работа

Краткое описание

В общей теории права признано, что субъектом права является лицо, на которое распространяется действие его норм. Однако международное право, как уже отмечалось, - самостоятельная правовая система. Поэтому понятия и категории, используемые в национальном праве различных государств, не всегда идентичны по содержанию понятиям и категориям международного права. Особенности международного права как особой системы права предопределяют специфику международной правосубъектности и в конечном итоге качественные характеристики субъектов международного права.

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

1. Субъекты международного  права и их особенности.

В общей теории права  признано, что субъектом права  является лицо, на которое распространяется действие его норм. Однако международное  право, как уже отмечалось, - самостоятельная  правовая система. Поэтому понятия и категории, используемые в национальном праве различных государств, не всегда идентичны по содержанию понятиям и категориям международного права. Особенности международного права как особой системы права предопределяют специфику международной правосубъектности и в конечном итоге качественные характеристики субъектов международного права.

Субъект международного права –  это независимый (не подчиненный  какой-либо политической власти извне) участник международных отношений, обладающий правами и обязанностями, установленными международными договорами.

Необходимо заметить, что содержание термина «международная правосубъектность» в нормах международного права не раскрывается; существуют лишь теоретические  конструкции, характеризующие юридическую  природу, основания и пределы международной правосубъектности.

В самом общем плане международную  правосубъектность можно определить как юридическую способность  лица быть субъектом международного права. Содержание международной правосубъектности  образуют основные права и обязанности такого субъекта, вытекающие из международно-правовых норм. Международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую.

Любой субъект международного права  обладает правоспособностью, дееспособностью  и деликтоспособностью.

Правоспособность – это способность  субъекта международного права иметь  субъективные права и юридические  обязанности.

Дееспособность означает осуществление  субъектами международного права самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей.

Деликтоспособность – способность  нести юридическую ответственность  за совершенные правонарушения.

Признаки субъектов международного права:

1) субъекты международного права  – это лица, участники международных  отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами, к числу которых относятся:

известная внешняя обособленность;

персонификация (выступление  в международных отношениях в  виде единого лица);

способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю;

участвовать в принятии норм международного права.

2) все субъекты международного  права – это такие лица, которые  приобрели свойства субъекта  в силу норм международного  права. Иначе говоря, юридические нормы образуют обязательную основу деятельности акторов как субъектов международного права1.

Субъекты международного права обладают общей, отраслевой и  специальной правосубъектностью.

Общая правосубъектность  – это способность акторов ipso facto быть субъектом международного права вообще. Такой правосубъектностью обладают только суверенные государства, а также нации, борющиеся за свою независимость (первичные субъекты).

Отраслевая правосубъектность  – это способность акторов  быть участниками правоотношений в определенной области межгосударственных отношений. Такой правосубъектностью обладают межправительственные организации.

Специальная правосубъектность  – это способность акторов  быть участником лишь определенного  круга правоотношений в рамках отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью обладают, например, физические лица. Их правосубъектность, в частности, признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (ст. 6), Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 2 и др.).

Категории субъектов  международного права:

Первичные (основные, суверенные) – государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость;

Производные (несуверенные) – международные организации; государственно-подобные образования (Ватикан, Мальтийский орден).

Первичные (основные) субъекты международного права (государства  и нации, борющиеся за независимость) в силу присущего им государственного или национального суверенитета ipso facto признаются носителями международно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (государственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях.

Не существует норм, наделяющих правосубъектностью первичные субъекты международного права; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, в этом случае правосубъектность не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.

Юридическим источником правосубъектности для производных (несуверенных) субъектов международного права служат их учредительные документы. Такими документами для международных  организаций являются их уставы, принимаемые  и утверждаемые субъектами международного права (прежде всего, первичными) в форме международного договора. Производные субъекты международного права обладают ограниченной правосубъектностью, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первоначальных субъектов. Таким образом, объем и содержание правосубъектности производных субъектов зависят от воли первичных субъектов международного права2.

Таким образом, субъекты международного права должны обладать способностью самостоятельно участвовать  в урегулированных международным правом международных отношениях, непосредственно вступать в юридическое взаимодействие с другими управомоченными или обязанными международным правом лицами.

 

Государства являются основными  субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.

Суверенитет государства (фр. souverainete – верховная власть) – вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а также подчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета3.

Суверенитет государства  имеет международно-правовой и внутренний аспекты. Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное  право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.

Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной  власти внутри страны и за рубежом.

Каждое государство  как субъект международного права  имеет основные права и несет основные обязанности в качестве участника межгосударственного общения. Эти права и обязанности присущи любому государству, составляют ядро международной правоспособности государства, вытекают из основных принципов международного права и неразрывно друг с другом связаны.

Основные права государств:

право на суверенное равенство  во взаимоотношениях с другими государствами;

равноправие государств:

право на независимость, территориальное верховенство и  свободное осуществление всех своих  законных прав;

право ограждать свою самостоятельность при решении  вопросов, входящих в сферу внутренней компетенции;

право на индивидуальную и коллективную самооборону в  случае вооруженного нападения со стороны  другого государства или государств;

право на защиту своих граждан за рубежом;

право оказывать содействие осуществлению во всем мире прав человека и основных свобод;

право на сотрудничество с другими членами международного сообщества.

Основные обязанности  государств:

обязанность уважать  суверенитет других государств;

обязанность не вмешиваться  в дела, входящие во внутреннюю компетенцию  других государств;

обязанность уважать  территориальную целостность и  неприкосновенность других государств;

обязанность воздерживаться от присвоения каких-либо территорий, находящихся за пределами территориального верховенства государств;

обязанность решать международные  споры, в которых оно участвует, а также международные конфликтные  ситуации, в которые оно вовлечено, мирными средствами;

обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств или иным образом, несовместимым с международным правом;

обязанность поддерживать индивидуально и совместно с  другими государствами международный мир и безопасность;

обязанность уважать право народов  на самоопределение;

обязанность уважать права человека и основные свободы;

обязанность добросовестно выполнять  свои международные обязательства;

обязанность заботиться об охране окружающей среды4.

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, то есть существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.

В качестве субъектов международного права могут выступать государства, различные по своему устройству, - унитарные  и федеративные.

Унитарное государство участвует  в международных отношениях как единый субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности ее составных частей в этом случае не возникает.

Федерации являются сложными государствами. В международной  практике, а также зарубежной международно-правовой доктрине признано, что субъекты некоторых федераций являются самостоятельными государствами, суверенитет которых ограничен вхождением в состав федерации. За субъектами федерации признается право выступать в международных отношениях в установленных федеральным законодательством рамках.

Основной закон Германии 1949 г., например, предусматривает, что  земли, с согласия федерального правительства, могут заключать договоры с иностранными государствами. Нормы аналогичного содержания закреплены и в праве некоторых других федеративных государств. В настоящее время в международных отношениях принимают активное участие земли ФРГ, провинции Канады, штаты США, штаты Австралии и другие образования, которые в этой связи признаются субъектами международного права.

Международная деятельность субъектов зарубежных федераций  развивается в следующих основных направлениях: заключение международных  соглашений; открытие представительств в других государствах; участие в  деятельности некоторых международных организаций5.

В федеративном государстве  актуальным является вопрос об участии  субъектов федерации в международных  и внешнеэкономических отношениях. В связи с этим возникает вопрос о международно-договорной правоспособности и правовом регулировании международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. Для ответа на него необходим анализ соответствующих международно-правовых норм и национального законодательства.

Конституция Российской Федерации отнесла международные  договоры к ведению Федерации (ст. 71), их выполнение – к совместному ведению Федерации и субъектов (ст. 72). Отсутствие у субъектов права участия в международных договорах было подтверждено Конституционным Судом РФ в 2000 году. Однако это вовсе не означает отстранения субъектов от участия в договорном процессе и от осуществления международных связей.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных  договорах Российской Федерации»6 предусматривает участие субъектов в процессе заключения договоров, затрагивающих их полномочия (ст. 4). Выделяются два вида таких договоров. Во-первых, договоры РФ, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъектов. Во-вторых, договоры, затрагивающие полномочия субъекта по предметам совместного ведения Федерации и субъектов.

Договор, затрагивающий  вопросы, относящиеся к ведению  субъекта, не может быть заключен без  согласования с его органами власти. Основные положения или проект договора, затрагивающего полномочия субъекта по предметам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ), направляются федеральными ведомствами органам государственной власти заинтересованного субъекта. Полученные предложения и замечания рассматриваются при подготовке проекта договора7.

Вопросы о компетенции  субъектов Федерации в области  прямых международных связей достаточно полно урегулированы Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»8. Субъекты имеют право в пределах своей компетенции заключать соглашения с административно-территориальными единицами иностранных государств и иными иностранными партнерами в соответствии с законами и договорами Федерации. В Договоре между Россией и Францией, заключенном в Париже 7 февраля 1992 г., говорится, что стороны будут «поощрять прямые связи между административно-территориальными единицами… в соответствии с целями настоящего Договора» (ст.20). На начало 2003 года субъектами Федерации было заключено более двух тысяч соглашений о межрегиональном и приграничном сотрудничестве.

Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"