Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 07:03, контрольная работа
Трудовые отношения составляют предмет МЧП в «широком смысле»: часть правоотношений в области трудовой деятельности имеет гражданско-правовой характер (например, условия выплаты и определение размера заработной платы; регламентация порядка и условий возмещения ущерба, причиненного работнику трудовым увечьем), часть—административно-правовой характер (например, порядок образования и деятельности комиссии по трудовым спорам; порядок наложения дисциплинарных взысканий; регламентация правил внутреннего трудового распорядка).
Вопрос №1.Международные трудовые отношения и коллизионные вопросы в области трудовых отношений 3-11
Вопрос №2. Исполнение иностранных судебных решений 11-17
Список использованных источников информации 18
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Международное частное право»
вариант
6
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос №1.Международные
трудовые отношения и коллизионные
вопросы в области трудовых отношений
Вопрос
№2. Исполнение иностранных
судебных решений
Список использованных источников информации 18
Вопрос
№1.Международные трудовые отношения
и коллизионные вопросы в области
трудовых отношений
Трудовые
отношения составляют предмет МЧП
в «широком смысле»: часть правоотношений
в области трудовой деятельности
имеет гражданско-правовой характер
(например, условия выплаты и определение
размера заработной платы; регламентация
порядка и условий возмещения
ущерба, причиненного работнику трудовым
увечьем), часть—административно-правовой
характер (например, порядок образования
и деятельности комиссии по трудовым
спорам; порядок наложения
В предмет МЧП входит только та часть трудовых отношений, которая имеет гражданско-правовой характер.
Вопрос
о том, какие именно отношения, регулируемые
трудовым законодательством, следует
относить к гражданско-правовым, а
какие—к административно-
Отсутствие
коллизионных норм в российском законодательстве
о труде не означает, что при
регулировании трудовых отношений,
осложненных иностранным
На первый взгляд, такое положение может показаться не имеющим юридической силы, поскольку оно не закреплено в действующем трудовом законодательстве РФ. Однако законодательство является лишь одной из составляющих правового регулирования, которое также включает судебные прецеденты, правовые обычаи (причем как национальные, так и международные).
Кроме того, в теории права не случайно разработаны такие категории, как «аналогия права», «аналогия закона». Эти категории представляют собой своего рода правовой «инструмент», позволяющий применять правила аналогичного закона или отрасли права, регулирующих сходные отношения, в том случае, когда для регулирования этих отношений не существует специального закона.
Область
международных трудовых отношений
в Российской Федерации может
рассматриваться в качестве примера
для применения «аналогии права»
или «аналогии закона». Так, в
гражданском законодательстве в
отношении определения
Наряду с законом наиболее тесной связи в статье 1210 ГК РФ закрепляется также «автономия воли» сторон при определении права, регулирующего обязательства сторон по сделке1. Препятствий для применения этого принципа в сфере трудовых правоотношений ни в одном нормативном акте не содержится. Это значит, что стороны (участники международных трудовых отношений) вправе использовать «автономию воли», применяя «аналогию закона» при заключении трудового контракта.
При
этом положениями, ограничивающими
применение иностранного права, могут
быть содержащиеся в Трудовом кодексе
РФ императивные нормы. К таким нормам
относятся правила, устанавливающие
максимальную продолжительность рабочей
недели, продолжительность
Кроме
того, основным принципом, допускающим
«нормотворчество» при
В отличие от трудового законодательства, в КТМ РФ 1999 г. содержатся национальные коллизионные нормы, посвященные регулированию трудовых отношений. В статье 416 закрепляется принцип автономии воли применительно к трудовым отношениям2. Разрешая сторонам трудового договора выбор права, подлежащего применению к отношениям между судовладельцем и членами экипажа судна, законодатель в то же время устанавливает, что этот выбор не должен приводить к ухудшению условий труда членов экипажа судна по сравнению с нормами права того государства, которыми должны регулироваться данные отношения при отсутствии соглашения сторон.
Факт присутствия коллизионных норм, регулирующих трудовые отношения, в КТМ РФ не может не вызывать интерес у специалистов в области МЧП. Исследованию трудовых отношений как объекта МЧП РФ в последнее время было посвящено несколько кандидатских диссертаций. В основном рассматривался вопрос, связанный с выяснением причин отсутствия коллизионных норм в трудовом законодательстве: что это — позиция государства или пробел в коллизионном регулировании, подлежащий восполнению.
Международное частное право России, регулирующее трудовые отношения, составляют также нормы международных договоров. Как правило, такие нормы включаются в специальные двусторонние соглашения, заключенные между Россией и иностранным государством по вопросам приема и направления граждан на работу в организации, предприятия и объединения договаривающихся государств. Подобные соглашения действуют между Российской Федерацией и Болгарией, Вьетнамом, Китаем, Польшей, Финляндией и другими государствами.
В области охраны труда был заключен ряд соглашений в рамках СНГ. Среди них: Соглашение между Правительствами государств СНГ о сотрудничестве в области охраны труда, 1994 г.; о временном признании прав и возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, 1994 г.; Соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, 1994 г.
Основным
вопросом, закрепленным во всех соглашениях,
являются гарантии реализации права
на труд, предоставляемые иностранным
гражданам государств-
Коллизионные принципы
в области международных
В отличие от российского, законодательство зарубежных стран содержит специальные коллизионные нормы, регулирующие международные
трудовые отношения:
— закон государства, на территории которого следует выполнять работу (Указ Президиума ВНР 1979 г. № 13 «О международном частном праве»);
в венгерском законодательстве:
• личный закон назначающего органа власти или избирающего коллектива — для трудовых отношений, возникающих при выборах или назначении соответствующего работника;
• личный закон работодателя — при выполнении работы на территории нескольких государств;
• венгерский закон — при командировке венгерских трудящихся за границу;
•
закон флага — для трудовых
отношений, возникающих в процессе
осуществления международной
•
личный закон перевозчика — при
регулировании трудовых отношений,
возникающих в сфере
• закон государства места работы — lex loci laboris (законодательство Австрии, Венгрии, Испании, Чехии, Европейская конвенция относительно права, применяемого к договорным обязательствам, 1980 г. и др.);
• закон места заключения трудового контракта;
• закон гражданства (или домицилия работника);
• закон места деятельности предпринимателя;
•
закон перевозчика, закон флага,
закон места регистрации
• принцип «автономии воли». Например, в законодательстве Польши: стороны имеют право подчинять трудовые отношения выбранному ими закону, при условии, что такой выбор будет обоснованным (правопорядок будет иметь связь с регулируемыми им отношениями).
Регулирование трудовой деятельности иностранцев в России
Основным
принципом в области
Смысл этого принципа состоит в том, что иностранные граждане (а также лица без гражданства) имеют на территории России такие же права в сфере трудовых отношений, что и граждане Российской Федерации. Содержанием этих прав является возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию, требовать обеспечения безопасных условий труда, предоставления права на отдых при осуществлении трудовых обязанностей, вознаграждения за труд (причем не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом Российской Федерации).
Иностранцы
могут реализовывать свое право
на труд различными способами: путем
осуществления трудовой деятельности
в качестве работников коммерческих
и некоммерческих организаций, а
так же у индивидуальных предпринимателей;
осуществлять предпринимательскую
деятельность; работать в дипломатических
и консульских учреждениях
Распространяя
национальный режим на иностранцев
при осуществлении ими трудовых
отношений, российский законодатель предусмотрел
ряд изъятий из этого принципа.
Иностранцы не имеют возможности
реализовывать свое право на труд
в «закрытых» для них сферах. Например,
в соответствии со статьей 3 Федерального
закона 1995 г. «Об основах государственной
службы РФ» (утратил силу) и ст.13 Федерального
закона «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» 2004 г. государственным
служащим может быть только гражданин
России. В ряде нормативных актов
установлены специальные нормы,
позволяющие иностранным
Информация о работе Контрольная работа по «Международное частное право»