Контрольная работа по «Международное частное право»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 07:03, контрольная работа

Краткое описание

Трудовые отношения составляют предмет МЧП в «широком смысле»: часть правоотношений в области трудовой деятельности имеет гражданско-правовой характер (например, условия выплаты и определение размера заработной платы; регламентация порядка и условий возмещения ущерба, причиненного работнику трудовым увечьем), часть—административно-правовой характер (например, порядок образования и деятельности комиссии по трудовым спорам; порядок наложения дисциплинарных взысканий; регламентация правил внутреннего трудового распорядка).

Оглавление

Вопрос №1.Международные трудовые отношения и коллизионные вопросы в области трудовых отношений 3-11
Вопрос №2. Исполнение иностранных судебных решений 11-17
Список использованных источников информации 18

Файлы: 1 файл

контрольная работа по мчп.docx

— 48.72 Кб (Скачать)

    В 1993 г. был принят Указ Президента РФ, утвердивший Положение о привлечении  и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей  силы. Этим Положением было предусмотрено  лицензирование деятельности по привлечению иностранной рабочей силы. Но следует помнить, что порядок привлечения иностранцев к трудовой деятельности регулируется прежде всего Федеральным законом о правовом положении иностранных граждан, в соответствии с которым работодатель обязан оформить соответствующим образом разрешение на привлечение и использование иностранных работников и только потом предоставить им приглашения для въезда в Россию.

    В 2002 г. постановлением Правительства  РФ было утверждено Положение о порядке  выдачи иностранным гражданам и  лицам без гражданства разрешения на работу. Учитывая, что привлечение  иностранных граждан для осуществления  ими трудовой деятельности на территории России находится под контролем  органов исполнительной власти, ежегодно устанавливаются квоты, определяющие число иностранных работников. Эти  квоты устанавливает федеральный  орган исполнительной власти. При  приеме иностранных граждан на работу учитываются приоритетные виды трудовой деятельности, а также те регионы, которые наиболее всего заинтересованы в привлечении иностранной рабочей  силы. Перечень российских регионов, обладающих приоритетным правом найма иностранных  работников, и список приоритетных профессий ежегодно должны утверждаться Правительством Российской Федерации.

    По  общему правилу иностранцы, постоянно  проживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью в таком  же порядке, какой предусмотрен и  для российских граждан, за исключением  занятия определенных должностей, которые  могут занимать только российские граждане. Что касается иностранцев, временно проживающих в России, то для них  согласно статье 13 упомянутого Федерального закона предусмотрены специальные  ограничения по осуществлению трудовой деятельности. Эта категория иностранцев  не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранцам  разрешается временное проживание.

    Изъятия из принципа национального режима в  сфере регулирования трудовых отношений  содержатся в различных законах, однако все они базируются на общем  Федеральном законе 2002 г., закрепляющем правовой статус иностранцев в Российской Федерации, пришедшим на смену союзному Закону о правовом положении иностранных  граждан в СССР 1981 г.4

    Согласно  Закону 2002 г. иностранный гражданин  не может:

    • находиться на государственной или  муниципальной службе;

    • замещать должности капитана, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста в составе  экипажа судна, плавающего под государственным  флагом России (данное ограничение  установлено ст. 56 КТМ РФ на которую  в Законе дается ссылка)5;

    • быть командиром воздушного судна гражданской  авиации Российской Федерации;

    • быть членом экипажа военного корабля  России или другого эксплуатируемого вне коммерческих целей судна, а  также летательного аппарата государственной  или экспериментальной авиации;

    • быть принятым на работу на объекты  и в организации, деятельность которых  связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (их перечень утверждается Правительством РФ).

    Перечень  изъятий, установленных Законом, остается открытым, поскольку сопровождается обобщающим предложением о том, что  иностранцам запрещается заниматься иной деятельностью, замещать иные должности, допуск к которым ограничен федеральным  законом. В качестве примера к  данному положению можно назвать  Закон 1992 г. «О частной детективной  и охранной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которым  частным детективом может быть только гражданин Российской Федерации.

     Деятельность Международной организации труда

     

    Главной международной организацией, осуществляющей свою деятельность в области трудовых отношений, по праву считается Международная  организация труда (МОТ).

    Эта организация, являющаяся специализированным учреждением ООН, относится к  числу первых межправительственных организаций. Она была создана в 1919 г. представителями 42 стран для  разработки и внедрения международных  трудовых норм в национальное законодательство государств. В настоящее время  МОТ насчитывает более 170 государств, объединяя при этом представителей правительств, предпринимателей и трудящихся для решения одной, общей для  всех задачи — создания оптимальных  условий труда и обеспечения  социальной защиты граждан всех государств.

    Разумеется, что деятельность МОТ не дифференцируется на проблемы международного частного и международного публичного права. Основной смысл существования этой организации заключается в содействии «установлению всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости» (так записано в преамбуле к  Уставу МОТ). Результатом деятельности этой организации является принятие международных конвенций, посвященных  отдельным вопросам регулирования  международных трудовых отношений. В настоящее время в рамках МОТ было принято более 180 конвенций  и 180 рекомендаций. Россия является участником более 50 конвенций.

    Комплексный характер трудовых отношений, включающих элементы как гражданского, так и  административного права, вызывает трудности и при определении  правового характера принимаемых  МОТ конвенций. Большая часть  конвенций относится к источникам международного публичного права, поскольку  предметом их регулирования являются не гражданско-правовые, а в основном административно-правовые отношения. К таким конвенциям относятся, например, Конвенция относительно права на ассоциацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве 1921 г.; Конвенция  о сокращении рабочего времени до 40 часов в неделю 1935 г.; Конвенция  об ограничении ночного труда  детей и подростков на непромышленных работах 1946 г.; Конвенция об упразднении  принудительного труда 1957 г. и др.

    Вместе  с тем ряд конвенций направлен  на установление определенных правил, затрагивающих имущественные отношения  в области труда или сфере  социального обеспечения. Например, в Конвенции об охране материнства 1952 г. (участницей которой является Российская Федерация в силу правопреемства) для женщины, находящейся в отпуске  по беременности и родам, закрепляется право на получение денежного  пособия и медицинской помощи, и формулируется коллизионная норма  о том, что размер денежного пособия  определяется по законодательству государства, где предоставляется отпуск. Далее  в Конвенции содержится ряд материально-правовых норм, подробным образом регламентирующих источник финансирования, порядок исчисления размера денежных пособий, учет перерывов  в работе для кормления ребенка  с точки зрения их оплаты.

    Деятельность  МОТ не исчерпывается только разработкой  и принятием международных конвенций. Ее усилия, особенно в последние  годы, направлены на оказание помощи своим  участникам путем предоставления информации и специальных материалов по проблемам  труда и занятости. Организация  оказывает содействие в привлечении  экспертов из правительственных учреждений, представителей неправительственных организаций, научно-исследовательских центров для выработки социальной политики и разработки трудового законодательства с учетом геополитических, географических, экономических и других факторов определенного государства. При МОТ создан международный институт социально-трудовых исследований, который и проводит встречи представителей государств со специалистами в области трудовых отношений.  

         Вопрос №2. Исполнение иностранных судебных решений 

    Вынесение решения по конкретному спору, т.е. достижение определенного правового  результата, часто бывает недостаточным  для сторон. Целью судебного разбирательства  является упорядочение общественных отношений, реальная защита прав физических и  юридических лиц. Поэтому лицо, обратившееся в суд, надеется на восстановление своего нарушенного права, что в первую очередь означает фактическое выполнение ответчиком указанных в решении  действий. Получение документа, в  котором закреплено право истца (или, наоборот, ответчика), еще не является гарантией того, что это право  он сможет реализовать.

    Исполнение  национальных, не говоря уже об исполнении иностранных судебных решений, бывает сопряжено со многими трудностями, например, отсутствием денег у  должника, обязанного уплатить причитающуюся  истцу сумму; неустановлением места  жительства ответчика.

    Что касается решений иностранных судов, то помимо объективных причин, затрудняющих их исполнение, существует еще и  ряд дополнительных. Основной проблемой  является то обстоятельство, что решения  суда одного государства не имеют  юридической силы на территории другого  государства. В случае, например, когда  суд Алжира выносит решение по какому-либо гражданско-правовому спору, то для того, чтобы это решение  было исполнено на территории Российской Федерации, необходимо добровольное признание  Российской Федерацией юридической  силы данного решения.

    Подобная  ситуация имеет место в любом  иностранном государстве: для взыскания  алиментов по решению суда Латвии с гражданина Российской Федерации, обязанного выплачивать алименты, необходимо согласие России на признание юридической  силы решения латвийского суда. И  наоборот: решение российского суда не будет иметь юридическую силу в Латвии до тех пор, пока Латвия не признает российское судебное постановление и не примет решение о его исполнении на своей территории.

    Согласие  на исполнение иностранного судебного  решения чаще всего закрепляется в международных договорах об оказании правовой помощи. Международный  договор выступает в качестве своеобразного «спасательного круга»: в нем не только закрепляется процедура  исполнения иностранных решений (хотя и этот вопрос является, несомненно, важным), но и содержится норма, обязывающая  государство — участника договора исполнять решения судов других государств участников.

    В Российской Федерации правовой основой  для исполнения решений иностранных  судов является наличие международного договора.

    Именно  такое императивное правило, не позволяющее  двусмысленно его толковать, закреплено в пункте 1 ст. 409 ГПК РФ6 и пункте 1 ст. 241 АПК7 РФ. Правда, между этими статьями имеются редакционные отличия, позволяющие утверждать, что признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений в российских арбитражных судах более демократично и не требует наличия международного договора. Такое обоснование вытекает из формулировки нормы о том, что решения судов иностранных государств признаются и приводятся в исполнение в Российской Федерации арбитражными судами, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором России и федеральным законом.

    В отличие от Арбитражного процессуального, в Гражданском процессуальном кодексе  признание и исполнение иностранных  судебных решений ставится в зависимость  только от имеющегося международного договора. Ничего о наличии федеральных  законов в статье 409 не говорится. Может ли на практике эта ситуация измениться, если будет принят соответствующий  федеральный закон, позволяющий  признавать и исполнять решения  иностранных судов, покажет будущее. Во всяком случае, на сегодняшний день никаких федеральных законов, допускающих  исполнение иностранных судебных решений  российскими арбитражными судами, также  не имеется.

    По  вопросам признания и исполнения иностранных судебных решений не существует универсальных конвенций. Эти вопросы стали предметом  регулирования региональных международных  соглашений.

    Среди них — Киевское соглашение о порядке  разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г. Согласно статье 7 Киевского соглашения государства-участники  обязаны признавать и исполнять  вступившие в законную силу решения  судов государств-участников. Ходатайство  о приведении в исполнение решения  предусмотрено в статье 8 Киевского  соглашения и по своему назначению соответствует заявлению о возбуждении  исполнительного производства.

    В 1998 г. в рамках СНГ было дополнительно  заключено Московское соглашение о  порядке взаимного исполнения решений  арбитражных, хозяйственных и экономических  судов на территориях государств — участников Содружества. В этом Соглашении подробно определен орган, которому взыскатель должен отправлять документы для приведения в исполнение судебного решения.

    Принципиальное  значение в вопросе признания  и исполнения иностранных судебных решений имеют правовые основания  для отказа в принудительном исполнении. Российский законодатель подробным  образом излагает основания для  отказа в принудительном исполнении решения иностранного суда. В Гражданском  процессуальном кодексе соответствующие  основания изложены в статье 412, которая  содержит исчерпывающий перечень следующих  оснований:

Информация о работе Контрольная работа по «Международное частное право»