Этапы создании ООН. Значение конференции в Сан-Франциско 1945г.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:51, контрольная работа

Краткое описание

В современных международных отношениях международным организациям отводится значительная роль. Начиная с 19 века, стремление к интернационализации многих сторон жизни общества вызвало необходимость создания новой формы международного сотрудничества. Новым этапом в развитии мирового сообщества явилось учреждение первых международных универсальных организаций - Всемирного телеграфного союза в 1865 г. и Всемирного почтового союза в 1874 г. В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, имеющих различный правовой статус. Это позволяет говорить о системе международных организаций, центром которой является ООН (Организация Объединенных Наций).

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 33.41 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

“САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МПП РФ

“Этапы создании ООН. Значение конференции в Сан-Франциско 1945г. ”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сызрань,2012

Введение.

В современных международных  отношениях международным организациям отводится  значительная роль.  Начиная  с 19 века, стремление к интернационализации  многих сторон жизни общества  вызвало  необходимость создания новой формы  международного сотрудничества.  Новым  этапом в развитии мирового сообщества явилось учреждение первых международных  универсальных организаций - Всемирного телеграфного союза в 1865 г. и Всемирного почтового союза в 1874 г.  В настоящее  время насчитывается более 4 тысяч  международных организаций, имеющих  различный правовой статус.  Это  позволяет говорить о системе  международных организаций,  центром  которой является ООН (Организация  Объединенных Наций). 

ООН - универсальная международная  организация, созданная в целях  поддержания мира и международной  безопасности и развития сотрудничества между государствами.  Устав ООН  обязателен для всех государств и  его преамбула гласит: “Мы, народы объединенных наций,  преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, обеспечить,  чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах, решили объединить наши усилия для достижения этих целей.

 

 

 

 

 

Основные этапы  развития ООН.

Тегеранская конференция 1943 г. - знаменательная дата в новейшей истории, так как явилась, по сути, первой встречей лидеров антигитлеровской коалиции. Тогда в самый разгар войны они договорились об открытии второго фронта и набросали контуры будущего миропорядка. Три лидера встретились в здании российского посольства, роскошной усадьбе помещика Атабека для решения важнейших проблем того времени. Президент США совершил неслыханное: он отстранил Госдепартамент от переговоров и решил вест

и их лично. По совокупности причин, декларацию по итогам конференции  подписали в спешке. Мятый серый  листок бумаги с неаккуратными росчерками - так запомнят ее очевидцы. В этом документе зафиксирован только один результат тегеранских переговоров : было принято конкретное решение о создании ООН. Так, одна из участниц конференции, тогда молодая переводчица, поделилась своими впечатлениями: «На конференции не были назначены повестки дня и каждый мог поднять любой вопрос, что создавало непринужденную обстановку». Она также стала свидетельницей беседы один на один, в ходе которой Рузвельт поделился своими идеями по поводу будущей организации с главой СССР Сталиным. Он говорил, что она должна давать лишь рекомендации и будет заседать всегда в разных местах; что необходимо учредить исполнительный комитет в составе 10-11 членов и что он займется экономическими и социальными вопросами; также что в рамках ООН следует создать Полицейский комитет, - прообраз Совета Безопасности. Комитет должен следить за сохранением мира и «не допустить повторной агрессии со стороны Германии». Комитет являлся уже органом принуждения. А под четырьмя полицейскими Рузвельт понимал США, СССР, Великобританию и Китай. Таким образом, руководители пришли к выводу, что после войны необходимо создать организацию, которая смогла бы обеспечить длительный мир. В Тегеранской декларации лидеры трех держав записали: "Что касается мирного времени, то мы уверены, что существующее между нами согласие обеспечит прочный мир. Мы полностью признаем высокую ответственность, лежащую на нас и на всех Объединенных нациях, за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей массы народов земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения".

Для выполнения задачи по сохранению мира такие мировые державы как  США, Соединенное Королевство, СССР и Китай созвали специальную  конференцию, которая занимает особое место в истории Организации  Объединенных Наций. Думбартон-Оксе - старинная вилла в Вашингтоне, встреча на которой стала, по сути, первым конкретным шагом на пути создания ООН. Место проведения встречи было предложено сотрудником Госдепартамента Алжером Хиссом (в будущем генеральный секретарь конференции в Сан-Франциско) ввиду ее удобного расположения и возможности обеспечить безопасность делегатов. Переговоры начались в августе 1944 года и проходили в два этапа. С 21 августа по 28 сентября в них принимали участие представители СССР, Великобритании и США, а с 29 сентября по 7 октября - представители Китая, Великобритании и США. Так решено было сделать, потому что СССР официально был в союзе с Японией, а Китай воевал с ней, так что две страны не могли одновременно принимать участие в переговорах. Открытие встречи «ознаменовалось скандальными публикациями газетой «Нью-Йорк таймс» секретных программ всех делегаций, которые раздобыл журналист Джеймс Рестон. Руководители делегаций решили, что все должно проходить за закрытыми дверями. Советскую делегацию возглавлял Андрей Громыко, в то время молодой посол в Вашингтоне. Американскую делегацию возглавил заместитель Госсекретаря Эдуард Р. Стеттиниус, а английскую - сэр Александр Кадоган, заместитель министра иностранных дел. Первым делом был решен вопрос об официальных языках переговоров - английском и русском, хотя на деле чаще использовался английский. На заседаниях Объединенный руководящий комитет (в состав которого вошло 8 делегатов) учредил три подкомитета - по общим вопросам международной организации, по вопросам безопасности и юридический. Была создана и четвертая рабочая группа - Редакционный подкомитет, а также две небольшие группы по формулировкам, которые впоследствии сыграли ключевую роль на переговорах. Они обеспечивали наиболее детальное и аналитическое рассмотрение всех положений, относящихся к создаваемой организации. Позже необходимо было учредить еще два дополнительных органа - Специальную неофициальную группу, а также подкомитет по номенклатуре. Он должен был рекомендовать названия и титулы новой всемирной организации, ее различных органов и служащих. На конференции меры безопасности были настолько сильны, что вызвало очередные проблемы с американскими журналистами. Они говорили, что их правительство от них что-то скрывает. Желая наладить отношения с прессой, Стеттиниус, Кадоган и Громыко провели совместную пресс-конференцию для двухсот журналистов. Как писал Кадоган, ее целью было «сказать им, что мы не собираемся ничего им рассказывать». Еще один интересный факт: как глава делегации, Стеттиниус получал немало писем с критикой о том, что в состав делегации не были включены женщины. В письмах писали, что если мужчины отличаются особой склонность к войне, то женщины лучше знают, как находить пути к миру. В работе конференции доминировали четыре главных вопроса:·структура и цели новой организации·предложение СССР по международным воздушным силам·членство в Организации·процедура голосования в Совете Безопасности. По настоянию Андрея Громыко на открытии конференции за основу обсуждения был взят советский план, следуя которому организация должна иметь три основных цели: поддержание международного мира и безопасности посредством коллективных мер по предупреждению и подавлению агрессии; учреждение мирных средств для решения международных споров, которые могут вести к нарушению мира, и принятие других мер по укреплению безопасности и развитию дружественных отношений между нациями. Эти общие цели были схожи с целями, указанными в американском и британском планах. Однако США считали, что сфера интересов Организации должна быть значительно шире и что, в частности, должны быть созданы «дополнительные органы». При этом в первую очередь они называли Экономический и Социальный Совет для «содействия наиболее полному и эффективному использованию мировых экономических ресурсов». Великобритания поддержала эту идею, а Громыко заявил, что Лига наций потерпела поражение во многом вследствие того, что тратила «77 процентов своего времени» на подобные «второстепенные» проблемы. Значительно меньше трудностей было при обсуждении основной структуры создаваемой организации. 23 августа было решено, что она должна состоять из четырех основных органов: ассамблеи, объединяющей все государства-члены, небольшого по численности совета для рассмотрения вопросов безопасности, международного суда и секретариата, возглавляемого главным международным судом. В тот же день Громыко внес предложение о создании воздушных сил объединенных наций с целью обеспечения «преимущества быстрого развертывания во время кризиса». И тут мнения делегатов разошлись. Как и в случае с первым вопросом, глава советской делегации не стал настаивать на своем предложении. Одним из самых противоречивых оказался вопрос о членстве новой организации. Сначала было обсуждено советское предложение: основателями ООН должны стать только 26 государств, первоначально подписавших Декларацию Объединенных Наций. «С Советской точки зрения вопросы критериев и процедур для членства в ООН были напрямую связаны с проблемой голосования в Совете Безопасности. В Советском Союзе осознавали, что в новой организации он всегда будет идеологически и политически в меньшинстве», - пишет Арыстанбекова Акмарал. Поэтому Советский Союз выдвинул уже требование, а не предложение, включить все 16 союзных республик в состав будущей организации. (Дело в том, что внесенные изменения в феврале 1944 года в Конституцию СССР разрешали советским республикам иметь непосредственные международные отношения с иностранными государствами). Слова Громыко «само собой разумеется, что все 16 советских республик должны быть включены в состав членов - инициаторов Организации» прозвучали как гром среди ясного неба. Кадоган заявил, что его правительство обсудит этот вопрос непосредственно с Кремлем. Президент США Рузвельт 1 сентября лично и секретно писал И.Сталину: «…вопрос о членстве для каждой из шестнадцати республик…меня весьма беспокоит. Весь проект…определенно оказался бы в опасности…». На что 7 сентября премьер И.В.Сталин секретно и лично ответил президенту г-ну Ф.Рузвельту: «…Заявление советской делегации по этому вопросу я придаю особое значение…Украина и Белоруссия…должны быть отнесены к числу инициаторов создания Международной организации». После того, как шок прошел, первым делом американцам надо было проследить, чтобы не произошло утечки информации о советском предложении. Они боялись, что это вызовет недовольство общественности. С тех пор в документах этот прецедент стал называться «Дело икс». Вопрос о количестве стран был решен на конференции в Ялте в 1945 г.(Украина и Беларуссия вошли в состав ООН как страны, наиболее пострадавшие от нападений фашисткой Германии).                           

Конференция в  Думбартон-Оксе завершила свою работу 7 октября 1944 года. В день закрытия конференции было опубликовано совместное заявление четырех государств, озаглавленное «Предложения по созданию всеобщей международной организации», в котором упоминалось, что «должна быть создана международная организация под названием Объединенные Нации». Предложенное Рузвельтом название «Объединенные нации» было принято после долгих споров и дискуссий в Подкомитете по номенклатуре. Американцы верили, что это название, родившиеся в процессе объединения военных усилий антигитлеровской коалиции, послужит поднятию престижа международной организации в мирное время. Советские делегаты предпочитали название «Международная организация по безопасности», которое подчеркивало ее прямое предназначение. Чтобы поддержать эту идею, было принято решение назвать главный орган по поддержанию мира Советом Безопасности. Названию «Генеральная Ассамблея» было отдано предпочтение по сравнению с «Всемирной Ассамблеей». Титул главного административного должностного лица «Генеральный секретарь» был принят по советскому предложению вместо «Генеральный директор». Название «Международный Суд» было принято единогласно. Достигнутые соглашения в ходе переговоров в Думбартон-Оксе стали основой для Устава Организации Объединенных Наций, принятого в Сан-Франциско в июне 1945 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение конференции  в Сан-Франциско 1945г.

25 апреля в Сан-Франциско  открылась конференция по созданию  Организации Объединенных Наций.  Она должна была выработать  окончательный текст Устава ООН,  иными словами, учредить международную  организацию, призванную объединить  усилия миролюбивых государств  ради сохранения мира и обеспечения  международной безопасности и  сотрудничества. В ходе подготовки  к конференции, как уже отмечалось, было немало сложных проблем.  «Творцы американской политики, — свидетельствует профессор  нью-йоркского университета Г.  Колко, — намечали структуру  будущей Организации Объединенных  Наций, исходя прежде всего из основных интересов Соединенных Штатов как мировой державы» {901}. Среди влиятельных деятелей США были и противники созыва конференции. Так, сенатор-республиканец Д. Даллес выражал сомнение «в разумности предоставления всем малым государствам возможности выражать свое мнение по всем проблемам международных отношений». Он считал достаточным проводить встречи трех держав — США, Англии и СССР, чтобы эта тройка могла «совместно попытаться обеспечить длительный мир» {902}.

Английская дипломатия рассчитывала занять в аппарате будущей организации  такое положение, которое дало бы Англии возможность оказывать свое влияние на ее деятельность. В английском правительстве также обсуждался вопрос о том, чтобы «отложить  или даже совсем отменить конференцию  в Сан-Франциско» {903}. Однако все  попытки помешать организации конференции  не имели успеха. Созыв ее явился одним из важных политических итогов победы антигитлеровской коалиции в  войне, выражением объективной необходимости  мирного сосуществования и сотрудничества в послевоенное время государств с различным социальным строем.

При определении состава  участников конференции ее организаторы — СССР, США, Великобритания и Китай  в соответствии с Крымским соглашением  пригласили на нее все страны, подписавшие 1 января 1942 г. Декларацию Объединенных Наций, а также государства, присоединившиеся к этой декларации впоследствии и объявившие войну фашистскому блоку. Равноправными членами ООН стали правительства Белорусской и Украинской ССР. Из 42 государств, которым от имени четырех великих держав было направлено приглашение на конференцию {904}, 19 были латиноамериканскими, 4 — британскими доминионами. Это обстоятельство обеспечивало США и Англии на первых порах большинство в Организации Объединенных Наций. После освобождения Дании ее правительство также получило приглашение на конференцию. В ходе ее был решен вопрос о допуске представителей Аргентины.

На конференцию не были приглашены страны, остававшиеся в  войне нейтральными (Ирландия, Исландия, Португалия, Швеция и другие), а также  те, которые еще были оккупированы Германией или Японией (Австрия, Таиланд). В работе ее не смогли принять  участие государства, правительства  которых не были признаны США и  Англией (Албания, [467] Польша, Монгольская  Народная Республика), несмотря на то что Советский Союз не возражал против присутствия некоторых стран, которые не имели с ним дипломатических отношений. В конференции не участвовали бывшие союзники и сателлиты Германии и Японии, хотя они порвали с агрессорами и объявили им войну.

Еще до открытия конференции  Советское правительство высказало  президенту Соединенных Штатов Америки  свое мнение о том, что, «если в  ближайшем будущем не будет осуществлена или закончена реорганизация  Временного Польского Правительства, на Конференцию в Сан-Франциско  следует пригласить представителей Временного Польского Правительства  в Варшаве, как осуществляющего  власть на всей территории Польши и  пользующегося поддержкой польского  народа» {905}. Тем не менее американская делегация выступила против этого предложения, и польские представители не получили приглашения. После длительной дискуссии советской делегации удалось добиться решения рассматривать Польшу в качестве государства-учредителя Организации Объединенных Наций.

На конференции обсуждался вопрос о приглашении (с правом совещательного голоса) Всемирной федерации профсоюзов — самой крупной международной  организации трудящихся. СССР поддержал  предложение об участии этой организации  в подготовке Устава ООН. Однако представители  профсоюзов не были допущены в Сан-Франциско.

По настоянию советской  делегации председательствование  осуществлялось попеременно главами  делегаций: от СССР — В. М. Молотовым, а после его отъезда — А. А. Громыко, от США — Э. Стеттиниусом, от Великобритании — А. Иденом и от Китая — Сун Цзы-венем.

В отличие от довоенных  международных конференций, работа которых велась на французском или  английском языках, в Сан-Франциско  при рабочем языке английском официальными языками были признаны английский, французский, русский, китайский  и испанский. Тем самым русский  язык был утвержден в качестве международного, что соответствовало  роли СССР в мире. На повестке дня  конференции, как уже упоминалось, стоял единственный вопрос — разработка Устава Организации Объединенных Наций. Основой для обсуждения явились  предложения, выработанные в Думбартон-Оксе, с дополнениями, принятыми в Крыму. Однако к предложениям, принятым в Думбартон-Оксе, было внесено около 1200 поправок, которые после систематизации составили целый том, насчитывавший свыше 400 страниц текста.

Поправки делились на несколько  групп. В первой из них содержались  требования расширения прав Генеральной  Ассамблеи. Во второй — предусматривалось  ограничение прав Совета Безопасности и его постоянных членов, а также  увеличение числа членов Совета Безопасности. Третью группу поправок составляли предложения  о расширении прав Международного суда. Остальные предложения носили редакционно-технический  характер {906}.

Внимание участников конференции  было в основном сосредоточено на первой и второй группах поправок, поскольку их смысл заключался в  том, чтобы предоставить Генеральной  Ассамблее все права, присущие Совету Безопасности, а последний подчинить Генеральной Ассамблее как высшему органу Организации Объединенных Наций. В результате усилий советской делегации эти поправки были отклонены. [468]

Самая острая дискуссия развернулась по вопросу о Совете Безопасности, прежде всего о порядке голосования  в нем. Предусмотренный решениями  Крымской конференции принцип единогласия  великих держав — постоянных членов Совета Безопасности — при принятии решений в Совете по всем вопросам, кроме процедурных, вызвал критику  со стороны ряда делегаций (Австралии, латиноамериканских стран и других). Эти делегации противопоставляли  великие державы остальным государствам — членам Организации Объединенных Наций и стремились к максимальному  ограничению права единогласия. Наряду с прямыми нападками на принцип единогласия великих  держав предпринимались и обходные маневры, направленные на то, чтобы  ослабить значение Совета Безопасности и тем самым сузить рамки компетенции  постоянных его членов. С этой целью  вносились предложения изъять из компетенции Совета Безопасности решение  международных конфликтов, относящихся  к различным региональным организациям. Конкретно речь шла о претензии  некоторых латиноамериканских стран  рассматривать связывавший американские страны региональный пакт как верховный  орган при решении любых возникающих  на Американском континенте споров. Было очевидно, что за спиной инициаторов  всех этих предложений стояли США  и Англия, хотя ни американские, ни английские представители открыто не высказывались  по рассматриваемому вопросу. В выступлениях делегаций американо-английского  большинства явно прослеживалось стремление поставить будущую Организацию  Объединенных Наций под контроль западных держав.

Информация о работе Этапы создании ООН. Значение конференции в Сан-Франциско 1945г.