История создания романа и значение символики цвета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:52, реферат

Краткое описание

В своей работе я остановлюсь на особенностях символики цвета (цветописи), которая, несомненно, поможет лучше понять произведение, осмыслить мастерство и талант писателя.
Цветопись – понятие широкое и важное. Оно заслужено привлекает внимание ученых разных отраслей науки благодаря тому, что цветовая система важна для многих сфер человеческого общества.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 55.75 Кб (Скачать)

Введение

Одно  из самых загадочных, ярких, фееричных  произведений ХХ века – роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Оно привлекает внимание своей необычностью, философской глубиной, необыкновенно  гармоничным сочетанием реальности и фантастики.

Однако  роман «Мастер и Маргарита» - произведение не только философское и фантастическое, но и сатирическое. Оно принадлежит  к тем произведениям, которые  нужно перечитывать, чтобы глубже понять подтекст, увидеть новые детали. Ведь зашифрованные в нем символы  при первом прочтении можно и  не заметить. Мне кажется, использование  символики - это один из способов Булгакова  донести до читателя свои мысли, видение  мира. Символика в произведении часто  носит характер политический. Михаилу  Афанасьевичу приходилось тщательно  маскировать политические аллюзии, убирать их с поверхности вглубь текста, делать так, что опасные прототипы  обнаруживались только при знакомстве с конкретными литературными  источниками.

Булгаковское творчество было остроактуальным, затрагивающим самые болевые точки современной жизни. В этом и заключалась причина неприятия Булгакова официальной советской критикой и коммунистической властью.

В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков продемонстрировал  умение просто и с минимумом словесных  средств говорить о вещах сложных, будь то история и нравственная доктрина христианства или последние открытия биологии или физики.

Михаил  Булгаков – один из самых интересных и загадочных писателей двадцатого столетия. Хотя его произведения наполнены  фантастическими элементами, которые, на первый взгляд, не имеют никакого отношения к реальным проблемам, каждая деталь, даже самая несущественная, несёт в себе какой-то скрытый  смысл, позволяющий понять произведение, его идею.

Не является исключением и философский роман  «Мастер и Маргарита», сумевший завоевать  сердца даже самых привередливых  читателей. Это произведение посвящено  борьбе добра и зла, которые будут  противостоять, пока живёт на земле  человек. Именно эта вечная тема, которую  человек просто не в силах проигнорировать  или полностью исчерпать, привлекла  наше внимание. К тому же при чтении романа в глаза сразу бросаются  некоторые часто используемые детали, в том числе цвета и с  ними связанные образы героев. Конечно же, писатель не просто так вводит в повествование определённые элементы, а с целью донести до читателя нечто важное, что поможет проанализировать и понять персонажи, их действия, значение в произведении. Возможно, цвета и некоторые соответствующие им образы, окружающие героев, также что-то означают. Мне пришла идея попробовать систематизировать детали, понять их роль, потому что, во-первых, достаточно часто указанные элементы игнорируются читателями как несущественные, а значит, совершенно неважные, выступающие только в роли фона.

Но ведь на самом деле нет ничего случайного, поэтому при анализе героев произведения следует обращать внимание не только на их действия, прямые авторские характеристики, но и на скрытые, неявные, но при этом позволяющие более полно осознать не только роль персонажей, но и авторское  отношение к ним. Во-вторых, символы очень интересны, потому что в жизни с ними сталкивается каждый из нас. К тому же, они позволяют взглянуть на мир несколько с другой позиции, немного отойти от обыденных, стандартных взглядов на вещи. Третья причина, менее важная, но оказавшая своё влияние на выбор темы, заключается в том, что подобные вопросы в школьной программе обычно рассматриваются поверхностно или не рассматриваются вовсе.

Если  говорить о цели работы, то она представляет собой систематизацию значений отдельных  деталей, встречающихся в повествовании (цвета), чтобы можно было бы использовать результаты проделанной работы в  дальнейшем (например, в других исследованиях  или при изучении каких-либо произведений).

Что же конкретно собираюсь исследовать? В первую очередь значение отдельных  цветов, которые наиболее часто использует в повествовании Булгаков. Затем  нужно определить взаимосвязь между  этими деталями и содержанием  романа, чтобы установить, какое  значение они несут в себе конкретно  в исследуемом тексте. Всем известно, что те или иные детали в зависимости  от текста могут нести в себе различные  значения, иногда даже противоположные, поэтому возможно возникновение  сложностей при систематизации результатов  работы.

Говоря  о практическом значении работы, следует  отметить, что оно достаточно велико, поскольку выводы могут помочь не только лучшему пониманию романа Булгакова «Мастер и Маргарита» и его основных идей, но и пониманию  других произведений, которые будут  изучены нами в дальнейшем.

В своей  работе я остановлюсь на особенностях символики цвета (цветописи), которая, несомненно, поможет лучше понять произведение, осмыслить мастерство и талант писателя.

Цветопись – понятие широкое и важное. Оно заслужено привлекает внимание ученых разных отраслей науки благодаря тому, что цветовая система важна для многих сфер человеческого общества.

В химии  цвет рассматривают как краситель, в физике занимаются изучением цветового  спектра, в ботанике, зоологии цвет рассматривают как признак отдельных  разновидностей животных и растений, в психологии цвет изучается с  точки зрения восприятия и ощущения человека.

Лингвистика, как наука о языке, занимается изучением процесса номинации цветового  пространства. Наблюдения взаимодействия разных аспектов цвета приводят к  выводу, который ясно сформулирован  Томасом Бриллом в его книге «Свет: воздействие на произведения искусства».

Т. Брилл заключает: «…конкретный свет окружен ассоциативным ореолом, он носитель связанных с ним сторон человеческого опыта. В конкретном акте восприятия цвета реализована история «человеческой чувственности» [5, 67].

Первыми к попытке дать теоретическую  оценку цветовому слову пришли поэты. Это объясняется тем, что лирическая поэзия обладает наибольшей точностью  самовыражения, и поэты часто  обращаются к средствам создания утонченного образа. Одним из таких  средств и является цветопись.

Исследование  колористической лексики в современном  языкознании объединяют в самостоятельную  отрасль – лингвистику цвета, которая представлена несколькими  направлениями – компаративным, психолингвистическим, когнитивным, лингвокульторологическим.

История исследования русской литературной колористики имеет давние традиции. Выделяются труды, в которых освещены значение и функционирование колористической лексики в поэтических текстах XVIII-XIX в.в., изучены необычные сочетания с прилагательными цвета на материале прозы, проанализирована символика цвета, например, красного в поэтике А. Блока, обобщены разные аспекты значения колоративов.

Вопрос  о семантике колоративов и их функционировании как особом предмете лингвистических исследований впервые привлек внимание языковеда В.В. Виноградова. Он подчеркивал, что для художников слова очень важны распределения света и тени при помощи выразительных речевых средств, переливы и сочетания словесных красок.

  1. История создания романа и значение символики цвета
    1. История создания романа

Последний роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубликован и вслед за тем переведен на многие языки  в конце 1966 - начале 1967 года, тогда  же творчество писателя получило мировой  резонанс, изменив в определенной степени представление о русской  прозе 1930-х годов. Об этом романе было написано огромное множество статей. Если попытаться взглянуть на это  множество, существующее в весьма разрозненном виде, как на некое целое, перед  нами откроется картина мучительных  поисков путей осмысления романа. Работы о романе, появившиеся вскоре после его первой публикации в  журнале «Москва», отличаются эмоциональным  восприятием произведения и желанием дать его целостную интерпретацию.

Конечно, первые критики столкнулись  с огромными трудностями: еще  не были опубликованы первые произведения Булгакова, которые помогли бы освоить  весь его художественный мир и  понять последний роман, не были описаны  архивы писателя - то есть не было необходимой  исследовательской базы. Но на данный момент существует достаточно большой  объем информации, касающийся как  самого М.Булгакова, его биографии  и творческого пути, так и романа «Мастер и Маргарита» в частности, что очень помогло мне при  работе с этим произведением.

Время начала работы над «Мастером  и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. К 1928 году относится возникновение  замысла романа, а работа над текстом  началась в 1929 году. В первой редакции роман имел варианты названий: «Черный  маг», «Копыто инженера», «Жонглер с  копытом», «Сын В(елиара?)», «Гастроль (Воланда?)». [5; С. 218]

Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 года после получения известия о запрете  пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству 28 марта 1930 года: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о  дьяволе...». Работа над «Мастером  и Маргаритой» возобновилась  в 1931 году. К роману были сделаны  черновые наброски, причем уже здесь  фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник - будущий Мастер. В конце 1932 или начале 1933 года писатель начал  вновь, как и в 1929-1930 гг., создавать  фабульно завершенный текст. 2 августа 1933 года он сообщал своему другу писателю Викентию Вересаеву (Смидовичу) (1867-1945): «В меня... вселился бес. Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатенках, я стал марать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю. Я тешу себя сам! Пусть упадет в Лету! Впрочем, я, наверное, скоро брошу это». Однако Булгаков уже больше не бросал «Мастера и Маргариту» и с перерывами, вызванными необходимостью писать заказанные пьесы, инсценировки и сценарии, продолжал работу над романом практически до конца жизни. Вторая редакция «Мастера и Маргариты», создававшаяся вплоть до 1936 года имела подзаголовок "Фантастический роман" и варианты названий: «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Черный богослов», «Подкова иностранца», «Он явился», «Пришествие», «Черный маг», «Копыто иностранца».

Третья редакция «Мастера и Маргариты», начатая во второй половине 1936 года, или в 1937году, первоначально называлась «Князь тьмы», но уже во второй половине 1937 года появилось хорошо известное  теперь заглавие «Мастер и Маргарита». В мае - июне 1938 года фабульно завершенный текст «Мастера и Маргариты» впервые был перепечатан. Авторская правка машинописи началась 19 сентября 1938 года и продолжалась с перерывами почти до самой смерти писателя. Булгаков прекратил ее 13 февраля 1940 года, менее чем за четыре недели до кончины, на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?» Фабульно «Мастер и Маргарита» - вещь завершенная, в ней остались лишь некоторые мелкие несоответствия.

По признанию самого М. Булгакова, «Мастер и Маргарита», последний, «закатный» роман стал для него главным  делом жизни, призванным определить его судьбу, хотя в перспективе  публикации романа писатель далеко не был уверен. Так, после наступления  болезни (нефросклероза, сгубившего его  отца, А. И. Булгакова) Михаил Афанасьевич  на одной из страниц рукописи сделал заметку: «Дописать, прежде чем умереть!», но, увы, как и его Мастер, писатель не увидел свой роман опубликованным. Но в отличие от своего литературного  героя, Булгаков не отказался от своего творения, не предал его. Он умирал с  надеждой, что его книга дойдет до читателя, он верил в свою Маргариту - Елену Сергеевну (третью жену), которая  сохранит рукопись и даст ей жизнь. Писатель хотел, чтобы потомки узнали про его роман. Слова «чтобы знали…»  относились к его «закатному»  роману и были одними из последних в жизни великого писателя. [10; С. 118]

По всей видимости, в 30-е годы Булгаков предчувствовал свою смерть и потому осознавал «Мастера и Маргариту» как «последний закатный» роман, как завещание, как свое главное  послание человечеству. Работа над  романом заняла около 10 лет, и результатом стал шедевр мировой литературы, отражающий уникальную философскую концепцию мира и особенную трактовку Евангелия.

Кроме того, особенного внимания заслуживают  персонажи произведения и связанная  с ними цветовая символика.

    1. Значение символики цвета в романе

Важное  значение в романе играет символика цвета. Выморочность жизни в тоталитарной стране передается зачастую через назойливую, дисгармоничную пестроту красок, тревожащих, раздражающих человека: «пестро раскрашенная будочка с надписью «Пиво и воды», «обильная желтая пена абрикосовой», «старинный двухэтажный дом кремового цвета», собака «цвета папиросного пепла», «пожилая, доедаемая малокровием девушка в оранжевом шелковом измятом платьице», «режиссер с лиловым лишаем во всю щеку».

Но стоит  Булгакову коснуться «вечных» тем, философских проблем, как цветовая гамма приобретает классическую четкость и контрастность. Один из самых  выразительных образов романа —  плащ Понтия Пилата, в котором он появляется на страницах романа Мастера («в белом плаще с кровавым подбоем») — и плащ Воланда — «траурный плащ, подбитый огненной материей». Кроваво красный подбой плаща Понтия Пилата, вдобавок к тому, отраженный в «черно-красной луже вина из разбитого кувшина» перед ним, настраивает читателя на соответственное восприятие его малодушного молчания как кровавого преступления. Огненный подбой плаща Князя Тьмы — символ его принадлежности к Космосу, Вечности, так как огонь — одна из первооснов бытия.

При описании Воланда и его свиты преобладает черный цвет — традиционный цвет зла, колдовства, скорби: не говоря уже о преобладании этого цвета в одежде Воланда и его свиты, он сопровождает и множество деталей быта, и описание состояния героев. Трость Воланда украшает «черный набалдашник в виде головы пуделя», прокуратора — перстень с черным камнем; медальон с изображением черного пуделя повесят Маргарите на грудь перед балом; «ночь закрывает черным платком леса и луга»; «черная тоска сразу подкатила к сердцу Маргариты»; голубые глаза Низы, выманившей Иуду на свидание, кажутся ему черными. Побеждает всю эту черноту золотой свет полной луны, заливающей потоками света весь мир, приносящей недолгое успокоение Ученику Мастера Ивану. [7; С. 45]

Используя мотивы, приемы, даже персонажей, известных  мировой литературе, от Воланда до Малюты Скуратова, Булгаков строит оригинальное повествование, решая вновь и вновь вечные проблемы добра и зла, прекрасного и безобразного, верности и предательства, жизни и смерти, знания и веры, науки и невежества.

Информация о работе История создания романа и значение символики цвета