Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:52, реферат
В своей работе я остановлюсь на особенностях символики цвета (цветописи), которая, несомненно, поможет лучше понять произведение, осмыслить мастерство и талант писателя.
Цветопись – понятие широкое и важное. Оно заслужено привлекает внимание ученых разных отраслей науки благодаря тому, что цветовая система важна для многих сфер человеческого общества.
Вспомните появление чёрного мага, за которым вскоре последовала его свита, в квартире Степана Лиходеева, директора театра Варьете, у которого перед визитом профессора чёрной магии «в голове гудел тяжёлый колокол, между глазными яблоками и закрытыми веками проплывали коричневые пятна с огненно-зелёным ободком». Предчувствовал ли директор приход таинственного незнакомца, или употребление огненно-зелёного представляет собой лишь художественную деталь, помогающую предать плохое состояние директора театра? Конечно же, возможна и такая трактовка, но при этом значение рассматривается поверхностно, не как символ. Важен и оттенок цвета (огненно-зелёный), применённый при описании. Огонь в сочетании с зеленью даёт более глубокое значение: если зелень говорит просто о магии или, в крайнем случае, о смерти человека (духовной или физической), то огонь подразумевает ещё и связь с подземным миром – с миром дьявола, кем и является Воланд.
Однако не всегда цвет имеет несколько различное значение (например, зелёный цвет – это или тревожный знак, или болезнь, или гибель), иногда смысл чётко определён, в доказательство чему можно привести появление в повествовании ещё одного персонажа – мёртвую девицу, члена шайки Воланда. Чтобы лучше понять значение этого образа, и его связь с рассматриваемым цветом, обратимся к следующей цитате из главы «Слава петуху!»: «Рука её стала удлиняться, как резиновая, и покрылась трупной зеленью. Наконец зелёные пальцы мертвой обхватили головку шпингалета, повернули её, и рама стала открываться. Римский слабо вскрикнул, прислонился к стене и портфель выставил вперёд, как щит. Он понимал, что пришла его гибель». В данном случае зелень означает не что иное, как приближающуюся смерть героя, о чём прямо говорит Булгаков.
Упоминание зелёного цвета имеет место и при описании состояния Понтия Пилата. Стоит отметить тот факт, что в данном случае писатель использует зеленый цвет в двояком значении, что мы сейчас попытаемся рассмотреть. Вспомните следующие слова автора о самочувствии прокуратора во время разговора с Иешуа Га-Ноцри: «Пилату показалось, что исчезли розовые колонны балкона и кровли Ершалаима вдали, внизу за садом, и всё утонуло вокруг в густейшей зелени капрейских садов». С одной стороны, внезапно вспыхнувший зеленью сад говорит о надежде прокуратора Иудеи на возможность спасти Иешуа от казни, заключив его в тюрьму в Кесари Стратоновой на Средиземном море, где и находилась его резиденция, ведь не смотря на противоречащие интересам власти речи, произносимые Га-Ноцри, Пилат испытывал к нему некоторую симпатию и даже уважение. Рассматриваемый цвет олицетворяет надежду также тогда, когда Пилат разговаривает с первосвященником Каифой. Обратите внимание на следующие слова: «Пропали кипарисы, окаймляющие верхнюю террасу, и гранатовое дерево, и белая статуя в зелени, да и сама зелень». Стоит отметить, что эти слова автор пишет именно в тот момент, когда Каифа даже после третьей просьбы Пилата отказывается помиловать Га-Ноцри и выражает своё окончательное решение отпустить в связи с наступающим праздником Вар-раввана, разбойника и убийцу. «Растаявшая» зелень символизирует утрату прокуратором последней надежды на спасение мудреца. С другой стороны, описание капрейских садов приводится Булгаковым как раз в тот момент, когда прокуратор осознаёт, что за выступление против «великого кесаря», даже в честь праздника Пасхи Иешуа не будет отпущен, вот почему в его голове пронеслась мысль: «Погиб!.. Погибли!» Пилат имел в виду не только осуждённого, но и самого себя, не сумевшего защитить невинного лишь по той причине, что ему была дорога его репутация, его положение и он не мог пойти против власти. То есть зелёный в этом случае передает тревогу. [9; С. 93]
Если обобщить всё сказанное, то стоит отметить, что зелёный цвет имеет три основных значения: надежды, колдовства и тревоги или смерти. В зависимости от текста цвет может передавать какое-либо одно определённое значение, либо несколько схожих (тревога, приближающаяся гибель), либо сочетание противоположных значений (например, надежда и тревога).
Черный – противоположность белому. Там где белый – начало, черный – конец. Лист бумаги зачирикали полностью, не оставив живого места. С другой стороны, если «белому» все ясно, то «черному» не ясно ничего. Поэтому черный устремлен в будущее (также как белый – в прошлое). Мрак рассеется и проявится «нечто».
Чёрный и белый. Эти цвета являются противоположными, но их символическое значение лучше рассматривать не по отдельности, а вместе, так как это поможет лучше понять их роль не только в понимании конкретных образов, персонажей, но и в понимании идей романа Булгакова. Стоит отметить, на наш взгляд, что в отличие от многих других цветов, использованных в романе и имеющих зачастую двоякий смысл, а следовательно, неоднозначную трактовку, значения чёрного и белого однозначны, поскольку они противоположны относительно друг друга. Сначала определим, какой смысловой оттенок несёт каждый из цветов.
Белый цвет представляет собой символ чистоты, чего-то возвышенного, величественного. Он означает упорядоченность, космический порядок, отождествляется с Солнцем, для которого характерна «любовь к добру и ненависть к злу. [1; C. 59]
Этот цвет достаточно часто применяется автором в «Мастере и Маргарите», но мы рассмотрим лишь несколько случаев. Обратимся к уже использованной цитате: «Пропали кипарисы, окаймляющие верхнюю террасу, и гранатовое дерево, и белая статуя». Эти слова описывают состояние Пилата после принятия Каифой окончательного решения о казни Иешуа, но что означает исчезнувшая белая статуя?
Основываясь на тексте, мы пришли к тому выводу, что автор имел в виду, в первую очередь, исчезновение из жизни прокуратора надежды на лучшее, разочарование в себе самом, ведь он не совершил тот добрый поступок, который мог совершить, избавив осуждённого от казни, от общества Гестаса и Дисмаса на холме. Можно предположить, что белая статуя олицетворяет собой не что иное, как Иешуа Га-Ноцри, честнейшего и правдивейшего из всех людей, считающего, что страх – самый страшный грех, а исчезновение этой статуи предвещает неминуемую гибель мудреца. В белом плаще был и сам Понтий Пилат, когда к нему привели подозреваемого, что говорит о высоком положении прокуратора и его добросовестности, однако мы не можем утверждать его «святость» в связи с тем же плащом, ведь на нём был «кровавый подбой», означающий, что хозяин плаща, выполняя свои обязанности, лишил жизни немалое число людей, некоторые из которых, возможно были невинны, как Га-Ноцри.
Что касается
чёрного цвета, то он употребляется
значительно чаще, чем белый, что
тоже имеет символическое значение,
о котором будет сказано
Хотя в основном для привлечения зла используется пентаграмма, заключённая в двойной круг с изображением козла, имеет место и другие пантакли, к числу которых относится гексаграмма с изображением в центре собачьей головы, обычно головы пуделя. [1; C. 119-120]
А если учесть, что данный пантакль должен создаваться в часы Луны, которые являются благоприятными для вызывания духов, или в среду, которая соответствует Меркурию, то можно сделать вывод о том, что Воланд – покровитель всего злого, он контактирует с духами и демонами и контролирует их, что он обладает большими магическими способностями и способен подчинить себе силы природы. [2; C. 121]
Чёрный цвет символизирует не только колдовство и истинное зло, но и надвигающуюся беду, в качестве которой обычно предстаёт смерть. В доказательство этому приведём несколько примеров. Когда Берлиоз и Воланд беседовали о планах Берлиоза на вечер и спорили о том, состоится заседание в МАССОЛИТе или нет, в небе «бесшумно чертили чёрные птицы», а Воланд произнёс следующее: «Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но и даже разлила. Так что заседание не состоится». Как известно, упомянутое заседание не состоялось по причине смерти председателя правления МАССОЛИТа, то есть Берлиоза, который лишился жизни из-за того, что поскользнулся на масле, которое разлила некая Аннушка.
Таким образом, чёрные птицы символизировали не что иное, как скорую гибель Михаила Александровича, и автор вводит их в повествование, чтобы подготовить читателя к развязке этого эпизода и заодно показать образ Воланда как могущественную силу, ведающую и о прошлом (рассказ специалиста по чёрной магии о завтраке с Кантом), и о настоящем (моментальные ответы Воланда на вопросы Берлиоза, не успевшие ещё прозвучать), и о будущем (предсказание специалистом того, каковой будет смерть председателя правления). Другой пример, в котором чёрный является цветом смерти, – чёрная вода в Москве-реке в день несчастного случая.
Следует также отметить, что погибшего закрыли «наглухо до подбородка чёрным платком», а известие о его смерти сопровождалось в Грибоедове «видением в аду», в соответствии с которым «вышел на веранду черноглазый красавец с кинжальной бородой», а под его командой в Караибском море плыл «бриг под чёрным гробовым флагом с адамовой головой». Слова, употреблённые писателем, говорят сами за себя, можно лишь добавить то, что «адамова голова» под флагом – это своеобразное воплощение в ином образе отрезанной головы Берлиоза под платком.
Черный цвет пальто, на фоне которого несет цветы Маргарита, тоже имеет полярное значение. С одной стороны черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть. С другой стороны, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное. У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, «чернота сердца» - любовь. Мастер встречает Маргариту, облаченную именно в черное, она приходит к нему долгожданной любовью, но любовью тревожной, любовью - убийцей, которая поразила героев, как финский нож. Маргарита шьет Мастеру черную шапочку и вышивает ее золотыми нитками, что можно рассматривать как предпосылку к дальнейшей трагедии и помешательству ее возлюбленного. Таким образом, сочетание желтого и черного в «Мастере и Маргарите» служит сигналом для дальнейших тревожных событий.
Хотя и белый, и чёрный цвет дают достаточно хорошее и точное представление о персонажах и о происходящих событиях, их сочетание намного важнее для понимания смысла самого романа «Мастер и Маргарита». Уже в самом начале произведения перед нами предстаёт Бездомный, облачённый в белые штаны и обутый в чёрные тапочки.
В главе «Казнь» встречается описание грозы: «Края её (грозовой тучи) вскипали белой пеной, чёрное дымное облако отсвечивало…», – а также: «Туча залила уже полнеба, стремясь к Ершалаиму, белые кипящие облака неслись впереди напоённой чёрной влагой и огнём тучи». Подобных примеров, в которых встречается сочетание чёрного и белого цветов, можно привести множество, и чаще всего это сочетание представляет собой ярко выраженную антитезу. Если развить мысль о роли такой антитезы в романе «Мастер и Маргарита», то можно прийти к тому выводу, который мы сделали в нашей работе.
Я предполагаю,
что главная тема произведения Булгакова
представляет собой противоборство
добра и зла, света и тьмы, чему
мы находим подтверждение
Исходя из того, что конкретно описывает автор, можно выделить два основных «направления», в соответствии с которыми происходит распределение сил: с одной стороны, противоборство может иметь место в природе, в обществе между отдельными представителями человечества или любыми другими живыми существами, с другой – мы встречаем своеобразное раздвоение самих персонажей, их внутреннюю борьбу, сопротивление или подчинение одного начала другому.
Основываясь
на указанной теме и на том, каким
образом автор применяет
Эта идея заключается, как многие уже поняли, в невозможности существование добра и зла друг без друга. Понимая это уже с первых глав произведения, мы можем найти доказательства, подтверждающие то, что именно эта идея является главной в романе. К числу доказательств можно отнести речь Воланда при встрече с Левием Матвеем: «Ты произносишь свои слова так, как будто ты не признаёшь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Не хочешь ли ты отобрать весь земной шар, снеся с него, прочь все деревья и всё живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?». В данном случае специалист по чёрной магии является резонёром, то есть героем, выражающим авторскую точку зрения на поставленную проблему.
Этот цвет не так часто употребляется в романе Булгакова, однако, на наш взгляд, стоит рассмотреть то, каково его символическое значение в произведении. Если другие используемые Булгаковым цвета применяются при описании и природы, и внешности героев, их состояния, то рыжий цвет применяется лишь в создании образа того или иного персонажа.
Информация о работе История создания романа и значение символики цвета