Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:18, реферат
Работа содержит следующие сведения: Становление и развитие антимонопольного законодательства РК. Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий
Введение
1. Становление и развитие антимонопольного законодательства………4
2. Структура государственных антимонопольных органов…………….6
3. Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий…………………………………………………8
4. Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий……………………………………………11
Заключение
Список использованной литературы
Ценовая политика – комплекс
мер, принимаемых государством для
обеспечения паритетности интересов
продавцов и покупателей
До 1992 г. во всех сферах экономики Казахстана цены на все виды товаров и услуг регулировались государством. С 1992 г. регулирование цен осуществлялось только на продовольственные товары первой необходимости, продукцию хозяйствующих субъектов-монополистов. Регулирование цен на продукцию естественных монополистов заключалось только в корректировке тарифов на уровень инфляции.
В 1992-1994 гг. регулирование цен было ослаблено. К концу 1994 г. возникли ценовые перекосы, значительно возросли цены на электроэнергию, природный газ при сравнительно низком среднем индексе роста цен в индустрии, легкой и пищевой промышленности, где уже была конкуренция. Только остановив рост цен у предприятий-монополистов, можно было решать вопрос финансовой стабилизации экономики Казахстана.
С выходом постановления
Правительства от 19 октября 1994 года
№ 1171 "О регулировании цен на
продукцию хозяйствующих
Эти меры позволили
замедлить темпы роста цен
в отраслях, относящихся к сфере
естественной монополии, и в
экономике в целом. В 1995-1997 гг.
отменено регулирование цен на
продовольственные товары. Прекращено
регулирование уровня
Правовую основу государственного
антимонопольного регулирования в
сфере естественных монополий составляют:
Закон Республики Казахстан "О
естественных монополиях", принятый
во второй половине 1998 года Парламентом
Республики Казахстан. В рамках реализации
этого Закона разработаны ряд
нормативных актов
Естественная монополия - состояние рынка услуг (товаров), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических условий производства и предоставления данного вида услуг.
Правоотношения, возникающие
на рынке услуг субъектов
- транспортировка нефти
и нефтепродуктов по
- транспортировка газа
и газового конденсата по
- передача и распределение
электрической и тепловой
- эксплуатация железнодорожных магистралей;
- услуги аэронавигации, портов, аэропортов;
- услуги телекоммуникаций с использованием сети местных линий;
- услуги водохозяйственной и канализационной систем;
- услуги почтовой связи;
- иные виды, установленные
законодательными актами
В сфере естественной монополии действует особый субъектный состав участников правоотношений, который включает потребителей и субъектов естественной монополии. К потребителям относятся физические и юридические лица, приобретающие товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии. Субъект естественной монополии - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занятый производством товаров, работ и (или) предоставлением услуг потребителям в условиях естественной монополии.
Стороны правоотношений наделены взаимными юридическими правами и обязанностями, закрепленными в законодательном порядке. В данном случае, потребитель услуг наделен правом, покупать услуги по ценам, установленным Антимонопольным органом и обязанностью в своевременной оплате. На субъекта естественной монополии возлагается юридическая обязанность по обеспечению качественного всеобщего обслуживания потребителей услуг, предоставлению равных условий для всех и право по установлению обязательных технических требований для соблюдения потребителями. Правоотношения в сфере естественных монополий гарантируются государством в лице Антимонопольного органа и охраняются в необходимых случаях принудительной силой. Если нарушается мера свободы правомочных или обязанных лиц, вступивших в правоотношения, то применяются принудительные меры к их обеспечению.
В целях защиты прав потребителей субъектам естественной монополии установлен ряд запретов. Это оказывать услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к основной деятельности, иметь в собственности или на праве хозяйственного управления имущество, которое не связано с предоставлением услуг, владеть акциями других коммерческих организаций и др.
Органы по регулированию естественных монополий наделены важными полномочиями:
1) государственное регулирование;
2) контроль за соблюдением действующего законодательства;
3) применение мер по пресечению нарушений.
К полномочиям, обеспечивающим выполнение государственных регулирующих функций в сфере естественных монополий, относятся следующие:
Государственная монополия – услуги, предоставляемые государственными учреждениями в эксклюзивном порядке. Это учреждения и предприятия, созданные и, как правило, лишь частично финансируемые государством. Другими источником финансирования их деятельности являются поступления от платных услуг физическим и юридическим лицам.
Во всём мире объективно существует проблема правового регулирования деятельности группы субъектов, выполняющих специфические функции. Это деятельность государственных органов по обеспечению управления, правопорядка, обеспечение безопасности государства и многие другие виды деятельности. Вместе с тем, перед каждым государством стоит проблема создания стройной системы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность общества в части обслуживания ежедневных его потребностей.
Немаловажно и то, что надлежащее качество и обоснованный уровень цен на эти услуги играет важную роль в становлении и развитии отечественного производителя, так как существенно влияет на уровень цен всех групп товаров, особенно товаров народного потребления.
Продолжительное время в
вопросах цен и тарифов на услуги
этой сферы наблюдался хаос. Каждой
организацией и учреждением цены
и тарифы устанавливались
В целях реализации Указа
Президента Республики Казахстан от
27 апреля 1998г. № 3928 «О защите прав граждан
и юридических лиц на свободу
предпринимательской
2) Правила установления
и определения размера платы
за услуги государственных
3) Правила ведения
Правила оказания услуг регулируют отношения между потребителями и государственными органами, оказывающими платные услуги. Государственные органы в местах оказания платных услуг должны иметь наглядную информацию, а именно:
1) настоящие правила, изложенные в полном объеме;
2) перечень платных услуг,
оказываемых данным
3) цены на предоставляемые
услуги, утвержденные уполномоченным
органом по согласованию с
Министерством финансов
4) исчерпывающий перечень документов, предъявляемых потребителем для получения услуги, образцы их заполнения;
5) порядок и условия обслуживания ( режим работы, реквизиты, льготы по обслуживанию, порядок рассмотрения заявления).
Настоящими правилами
определены права и обязанности
государственных органов и
При нарушении установленного порядка оказания услуг должностные лица государственных органов, виновные в нарушении, привлекаются у ответственности.
Правилами установления и
определения размера платы за
услуги государственных органов
жестко регламентирован порядок
и сроки предоставления к утверждению
проектов цен. Цены на услуги государственных
органов, включенных в Государственный
регистр платных услуг, утверждаются
Антимонопольным Агентством и его
территориальными органами (Департаментами)
и согласовываются
Запрещенные действия органов государственной власти и управления и хозяйствующих субъектов
Таким образом, за сравнительно
небольшой срок перехода Республики
Казахстан к цивилизованному
рынку, законодательство обогатилось
достаточно стройной системой правовых
норм, регулирующих деятельность субъектов
всех сфер экономики, множественность
и специфичность которых
Система государственного
антимонопольного регулирования формируется
во всех странах, где экономика строится
на рыночных принципах. И в нашем
государстве решена задача правового
регулирования субъектов всех сфер
экономики. В сфере естественной
монополии государственное
Как показал анализ применения в Республике Казахстан антимонопольного законодательства, для повышения эффективности антимонопольной деятельности необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ