Антимонопольное законодательство РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:18, реферат

Краткое описание

Работа содержит следующие сведения: Становление и развитие антимонопольного законодательства РК. Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий

Оглавление

Введение
1. Становление и развитие антимонопольного законодательства………4
2. Структура государственных антимонопольных органов…………….6
3. Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий…………………………………………………8
4. Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий……………………………………………11
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РК.docx

— 41.24 Кб (Скачать)

 

Ценовая политика – комплекс мер, принимаемых государством для  обеспечения паритетности интересов  продавцов и покупателей товаров, работ и услуг на рыночном пространстве. Ценовое регулирование в Республики прошло несколько этапов.

До 1992 г. во всех сферах экономики Казахстана цены на все виды товаров и услуг регулировались государством. С 1992 г. регулирование цен осуществлялось только на продовольственные товары первой необходимости, продукцию хозяйствующих субъектов-монополистов. Регулирование цен на продукцию естественных монополистов заключалось только в корректировке тарифов на уровень инфляции.

В 1992-1994 гг. регулирование  цен было ослаблено. К концу 1994 г. возникли ценовые перекосы, значительно возросли цены на электроэнергию, природный газ при сравнительно низком среднем индексе роста цен в индустрии, легкой и пищевой промышленности, где уже была конкуренция. Только остановив рост цен у предприятий-монополистов, можно было решать вопрос финансовой стабилизации экономики Казахстана.

С выходом постановления  Правительства от 19 октября 1994 года № 1171 "О регулировании цен на продукцию хозяйствующих субъектов  естественных монополистов", началась работа по регулированию цен предприятий - естественных монополистов. Было запрещено  пересматривать цены чаще одного раза в квартал. Установлен контроль над  уровнем монопольно высокой прибыли. При предприятиях - естественных монополистах ликвидированы структуры, дублирующие  основную деятельность.

 Эти меры позволили  замедлить темпы роста цен  в отраслях, относящихся к сфере  естественной монополии, и в  экономике в целом. В 1995-1997 гг. отменено регулирование цен на  продовольственные товары. Прекращено  регулирование уровня рентабельности  монополистов, работающих на конкурентном  рынке. Демонополизированы национальные акционерные компании, государственные национальные компании и другие организационно-управленческие образования, объединяющие родственные предприятия и ограничивающие конкуренцию. Усилилась активная деятельность государства, направленная на расширение конкурентно-рыночного регулирования, что способствовало стабилизации цен и финансового положения республики. Было прекращено бюджетное дотирование коммунальной сферы. Население, в основном, стало платить за воду, газ, тепло и электроэнергию по реальной стоимости этих услуг. Отсутствие законодательно закрепленного понятия - "естественная монополия", не говоря уже о методических приемах определения уровня цен, ограничивало возможности регулирующего органа.

Правовую основу государственного антимонопольного регулирования в  сфере естественных монополий составляют: Закон Республики Казахстан "О  естественных монополиях", принятый во второй половине 1998 года Парламентом  Республики Казахстан. В рамках реализации этого Закона разработаны ряд  нормативных актов межведомственного  характера, прошедших регистрацию  в установленном порядке в  Министерстве юстиции Республики Казахстан. В том числе: "Инструкция об особом порядке формирования затрат, учитываемых при расчете цен (тарифов) на производство и предоставление услуг (товаров, работ) субъектами естественной монополии", "Правила закупки материальных и финансовых ресурсов субъектами естественной монополии на тендерной основе", "Инструкция о порядке представления, рассмотрения, утверждения и введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии", "Инструкция по применению экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен", "Правила формирования и ведения Государственного регистра субъектов естественной монополии Республики Казахстан", что существенно позволили стабилизировать экономику Республики.

Естественная монополия - состояние рынка услуг (товаров), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно  в силу технологических условий  производства и предоставления данного  вида услуг.

Правоотношения, возникающие  на рынке услуг субъектов естественных монополий, регулируются Законом «О естественных монополиях» от 09.07.1998, в соответствии со статьей 4 которого к сфере естественных монополий  в Республике Казахстан относятся  следующие виды деятельности:

- транспортировка нефти  и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам;

- транспортировка газа  и газового конденсата по магистральным  и распределительным трубопроводам;

- передача и распределение  электрической и тепловой энергии;

- эксплуатация железнодорожных  магистралей;

- услуги аэронавигации,  портов, аэропортов;

- услуги телекоммуникаций  с использованием сети местных  линий;

- услуги водохозяйственной  и канализационной систем;

- услуги почтовой связи;

- иные виды, установленные  законодательными актами Республики  Казахстан.

В сфере естественной монополии  действует особый субъектный состав участников правоотношений, который  включает потребителей и субъектов  естественной монополии. К потребителям относятся физические и юридические  лица, приобретающие товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии. Субъект естественной монополии - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занятый производством  товаров, работ и (или) предоставлением  услуг потребителям в условиях естественной монополии.

Стороны правоотношений наделены взаимными юридическими правами  и обязанностями, закрепленными  в законодательном порядке. В  данном случае, потребитель услуг  наделен правом, покупать услуги по ценам, установленным Антимонопольным  органом и обязанностью в своевременной  оплате. На субъекта естественной монополии возлагается юридическая обязанность по обеспечению качественного всеобщего обслуживания потребителей услуг, предоставлению равных условий для всех и право по установлению обязательных технических требований для соблюдения потребителями. Правоотношения в сфере естественных монополий гарантируются государством в лице Антимонопольного органа и охраняются в необходимых случаях принудительной силой. Если нарушается мера свободы правомочных или обязанных лиц, вступивших в правоотношения, то применяются принудительные меры к их обеспечению.

В целях защиты прав потребителей субъектам естественной монополии  установлен ряд запретов. Это оказывать  услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к основной деятельности, иметь в собственности или  на праве хозяйственного управления имущество, которое не связано с  предоставлением услуг, владеть  акциями других коммерческих организаций  и др.

Органы по регулированию  естественных монополий наделены важными  полномочиями:

1) государственное регулирование;

2) контроль за соблюдением действующего законодательства;

3) применение мер по  пресечению нарушений.

К полномочиям, обеспечивающим выполнение государственных регулирующих функций в сфере естественных монополий, относятся следующие:

  1. принимать решения о включении в Государственный регистр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;
  2. принимать обязательные для субъектов естественной монополии решения о введении, изменении или прекращении государственного регулирования.
    • Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий

    Государственная монополия – услуги, предоставляемые государственными учреждениями в эксклюзивном порядке. Это учреждения и предприятия, созданные и, как правило, лишь частично финансируемые государством. Другими источником финансирования их деятельности являются поступления от платных услуг физическим и юридическим лицам.

    Во всём мире объективно существует проблема правового регулирования  деятельности группы субъектов, выполняющих  специфические функции. Это деятельность государственных органов по обеспечению  управления, правопорядка, обеспечение  безопасности государства и многие другие виды деятельности. Вместе с  тем, перед каждым государством стоит  проблема создания стройной системы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность общества в части обслуживания ежедневных его потребностей.

    Немаловажно и то, что  надлежащее качество и обоснованный уровень цен на эти услуги играет важную роль в становлении и развитии отечественного производителя, так  как существенно влияет на уровень  цен всех групп товаров, особенно товаров народного потребления.

    Продолжительное время в  вопросах цен и тарифов на услуги этой сферы наблюдался хаос. Каждой организацией и учреждением цены и тарифы устанавливались самостоятельно. В целях защиты интересов потребителей Правительство Республики Казахстан  принимает постановление от 31 декабря 1996г. № 1745 «О мерах по упорядочению взимания платы за услуги, оказываемые  центральными и местными исполнительными  органами». Данный нормативно-правовой акт устанавливает запреты центральным  и местным исполнительным органам  по взиманию платы за оказание услуг, не предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан и передаче выполнения государственных функций, возложенных на них, хозяйствующим  субъектам с негосударственной  формой собственности.

    В целях реализации Указа  Президента Республики Казахстан от 27 апреля 1998г. № 3928 «О защите прав граждан  и юридических лиц на свободу  предпринимательской деятельности»  Правительство Республики Казахстан  принимает постановление 9 июля 1998г. № 651. Постановлением утверждены:

    1. Правила оказания услуг государственными организациями;

    2) Правила установления  и определения размера платы  за услуги государственных органов; 

    3) Правила ведения государственного  регистра платных услуг, оказываемых  государственными органами.

    Правила оказания услуг регулируют отношения между потребителями  и государственными органами, оказывающими платные услуги. Государственные  органы в местах оказания платных  услуг должны иметь наглядную  информацию, а именно:

    1) настоящие правила, изложенные  в полном объеме;

    2) перечень платных услуг,  оказываемых данным государственным  органом, с указанием сроков  исполнения;

    3) цены на предоставляемые  услуги, утвержденные уполномоченным  органом по согласованию с  Министерством финансов Республики  Казахстан или его территориальными  органами;

    4) исчерпывающий перечень  документов, предъявляемых потребителем  для получения услуги, образцы  их заполнения;

    5) порядок и условия  обслуживания ( режим работы, реквизиты, льготы по обслуживанию, порядок рассмотрения заявления).

    Настоящими правилами  определены права и обязанности  государственных органов и потребителей при оказании (получении) платных  услуг. В частности, государственные  органы обязаны давать исчерпывающие  бесплатные консультации потребителям по вопросам, относящимся к оказываемым  платным услугам, а потребитель  обязан произвести оплату за саму услугу.

    При нарушении установленного порядка оказания услуг должностные  лица государственных органов, виновные в нарушении, привлекаются у ответственности.

    Правилами установления и  определения размера платы за услуги государственных органов  жестко регламентирован порядок  и сроки предоставления к утверждению  проектов цен. Цены на услуги государственных  органов, включенных в Государственный  регистр платных услуг, утверждаются Антимонопольным Агентством и его  территориальными органами (Департаментами) и согласовываются соответственно с Министерством финансов Республики Казахстан или его территориальными органами. Изменение цен на платные  услуги производится не чаще одного раза в квартал и вводятся с 1 числа начала квартала.

     

    Запрещенные действия органов  государственной власти и управления и хозяйствующих субъектов

     


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Таким образом, за сравнительно небольшой срок перехода Республики Казахстан к цивилизованному  рынку, законодательство обогатилось  достаточно стройной системой правовых норм, регулирующих деятельность субъектов  всех сфер экономики, множественность  и специфичность которых позволяют  выделить их в самостоятельную подотрасль.

    Система государственного антимонопольного регулирования формируется  во всех странах, где экономика строится на рыночных принципах. И в нашем  государстве решена задача правового  регулирования субъектов всех сфер экономики. В сфере естественной монополии государственное правовое регулирование осуществляется посредством  установления цен (тарифов) и особым порядком формирования затрат на оказываемые  услуги. Государственное регулирование  в конкурентной сфере экономики  сводится лишь к ограниченному набору действий, направленных на обеспечение  соблюдение правил свободной конкуренции  всеми субъектами рынка независимо от форм собственности и структурно-правовых форм организации деятельности. Деятельность учреждений сферы государственных  монополий находится под жестким  контролем Антимонопольных органов, а порядок утверждения тарифов  устанавливается в строгом соответствии с ценовой и антимонопольной  политикой.

    Как показал анализ применения в Республике Казахстан антимонопольного законодательства, для повышения эффективности антимонопольной деятельности необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы.

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Конституция Республики Казахстан - Алматы: ТОО «Баспа», 1995.
    2. Гражданский кодекс Республики Казахстан: общая часть.- Алматы: Жетi Жаргы, 1995.
    3. Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства // Хозяйственное право. – 1995.
    4. Материалы взяты с сайтов: meatunion.kz, agmp.kz.

     


    Информация о работе Антимонопольное законодательство РК