Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить роль внешней торговли в макроэкономической стабилизации страны, рассмотреть методы государственного регулирования внешней торговли, некоторые теории международной торговли, а также современные аспекты внешней торговли России.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теории международной торговли…………………………………...4
1.1 Понятие международной торговли………………………………………..4
1.2 Характеристика внешней торговли в работах меркантилистов………..7
1.3 Теория международной торговли английских классиков…………….....9
1.4 Факторная теория международной торговли Хекшера-Олина………..11
Глава 2. Методы государственного регулирования внешней торговли…...13
2.1 Тарифные методы………………………………………………………….13
2.2 Нетарифные методы………………………………………………………..16
2.3 Платежный баланс страны………………………………………………..18
Глава 3. Макроэкономическая стабилизация………………………………..23
3.1 Влияние внешней торговли на ВВП в краткосрочном периоде………23
3.2 Роль внешней торговли в обеспечении экономического роста……….23
Глава 4. Современные аспекты внешней торговли России…………………27
4.1 Какие сравнительные преимущества имеет российская экономика.....27
4.2 Вступление России в ВТО: плюсы и минусы……………………………28
Заключение……………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………32
Помимо
стимулирования высокого уровня сбережений
и инвестиций, страны могут добиться
ускорения экономического роста
за счет проведения определенной политики
и формирования определенных институтов.
Важными условиями являются стабильный
макроэкономический климат, гарантированные
права собственности на материальные
активы, а также на интеллектуальную собственность,
конвертируемость валюты при очень низких
ограничениях на пути потоков капитала,
политическая и экономическая стабильность.
Глава 4. Современные
аспекты внешней
торговли России
4.1
Какие сравнительные
Анализируя
развитие внешней торговли России,
некоторые исследователи
Факторами, обеспечивающими российской экономике традиционные сравнительные преимущества, являются, в частности, хорошая обеспеченность сырьевыми ресурсами, сочетание высокого интеллектуального потенциала и невысокой оплаты труда, большие масштабы производства, позволяющие получить соответствующую экономию (так называемый «эффект масштаба»), уровень образования, существенно более высокий, чем тот, который может позволить себе страна с уровнем среднедушевого дохода, подобным нынешнему российскому.
Однако в результате преобразований в экономике России, имевших место в 90-х годах XX в., конкурентоспособность российской экономики существенно снизилась. В мировом «табеле о рангах» по этому показателю она, как правило, находится на одном из последних мест.
По мнению специалистов, Россия сможет более успешно конкурировать на мировых рынках при соблюдении ряда условий, в том числе регулирования в разумных пределах цен на продукцию и услуги естественных монополий, а также управления валютным курсом рубля.
Вряд ли возможно в принципе повысить конкурентоспособность без разработки долговременной общенациональной программы при активном участии государства. Перспективными с точки зрения конкурентоспособности являются российские энергетические и топливные компании, а также ряд предприятий и организаций, занимающих передовые позиции в сфере новейших военных и космических технологий.
Совершенно
очевидно также, что использование
существующих сравнительных преимуществ
российской экономики предполагает разработку
и проведение соответствующей государственной
политики для создания условий, в которых
могли бы реализоваться сравнительные
преимущества, отвечающие императивам
глобальной экономики на стадии развертывающейся
информационной революции.
4.2
Вступление России в ВТО:
Процесс рыночных преобразований в России пока не принес ожидаемого эффекта ни в макро-, ни в микроэкономике. На этом фоне стремительно возрастает вектор зависимости России от внешнего рынка. В связи с этим возникает вопрос: готова ли Российская Федерация вообще к вступлению в ВТО и что это даст ей в связи с подключением через механизм ВТО российской экономики в мирохозяйственные связи?
В торговом балансе РФ удельный вес конкурентной продукции на сегодня составляет всего 7%, поскольку отечественные товаропроизводители не могут обеспечить, прежде всего, конкурентный уровень цен. Однако для того, чтобы стать полноправным членом ВТО, любое государство должно заявить о готовности соблюдать ряд обязательных требований, в том числе о своем стремлении содействовать: дальнейшей либерализации внешней торговли; снижению таможенных тарифов; снятию количественных ограничений на импорт; устранение внешнеторговой дискриминации в отношении государств-партнеров по ВТО.
Россия
не вышла еще из опасной зоны стагфляции,
а это значит, процесс ее включения
в международную систему
Россия пока не выстроила своего алгоритма устранения отрицательных последствий в результате присоединения к ВТО, что, в частности, сделал Китай, который 14 лет добивался вступления в ВТО, а когда достиг желанной цели, принялся выстраивать свое ВТО в рамках Азиатско-тихоокеанского региона.
Продукция российских товаропроизводителей, кроме отраслей ВПК, не находит спроса на мировом рынке, и это следует учитывать в процессе вступления РФ в ВТО. Остается сырьевая составляющая.
Российские интересы в ВТО: здесь следует учитывать позицию трех сторон, а именно: Правительства РФ, деловых кругов, т.е. бизнеса, и трудящихся. Из 147 стран, входящих в состав ВТО, с Россией решили отрегулировать свои торговые споры 49 стран на двусторонней основе, что предусмотрено правилами ВТО. На начало 2002 г. была достигнута договоренность о размерах ставок импортных пошлин примерно на 70—80% товаров, которые должны были быть установлены после принятия России в ВТО. Между тем и в настоящее время за чертой тарифных переговоров, как и прежде, остаются самые «чувствительные» для РФ товары, начиная с самолетостроения и автомобильной промышленности, кончая фармацевтической, мебельной промышленностью и текстильными подотраслями, производством одежды, а также продукции российских сельхозпроизводителей.
Резкое снижение пошлин на продукцию указанных отраслей неминуемо может привести к наплыву на отечественный рынок зарубежных товаров и, в конечном счете, к свертыванию этих отраслей, поскольку последние не готовы к жесткой конкуренции с иностранными производителями, что приведет к росту безработицы и социальному взрыву в российском обществе.
В
приведенной ниже таблице отражены
основные положения «за» и «против» вступления
России в ВТО.
Таблица 3. ВТО и Россия: "За" и "Против"
№ | За | Против |
1 | Опыт развитых стран показывает, что новые технологии и инновации стали ключевым ресурсом экономического роста, в перспективе их значение усиливается. Однако инновационный тип экономического роста невозможен без присутствия на мировых рынках высоких технологий. Россия без участия в МРТ по правилам ВТО обрекает себя на конверсию технической отсталости, усиление сырьевой ориентации экономики, сохранение непригодных в рыночных условиях форм организации и управления хозяйством. | Россия на мировом рынке представлена главным образом сырьевыми товарами, а возможности увеличения экспорта высокотехнологичных товаров невелики. Нельзя вступать в ВТО прежде, чем будет повышена конкурентоспособность основных высокотехнологичных отраслей промышленности, ведь открытие рынков по нормативам ВТО может окончательно подорвать позиции слабых российских производителей товаров и услуг. |
2 | Мировая практика свидетельствует, что членство в ВТО не мешает проведению "прозрачной" промышленной и инновационной политики, допуская бюджетное финансирование НИОКР, отраслевые, региональные и др. адресные льготы производителям наукоемкой и технически сложной продукции. | Вступление России в ВТО не позволит ей проводить самостоятельную политику, предоставляя бюджетные субсидии и тарифную защиту традиционно слабым, однако критически важным отраслям производства. |
3 | Технологическая безопасность в настоящее время обеспечивается не только оборонными, но также и чисто гражданскими производствами. | Интересы национальной безопасности требуют уменьшения зависимости от импорта ряда высокотехнологичных товаров, исключают захват иностранным капиталом ключевых позиций на стратегически важных сегментах российского рынка. |
4 | Правилами ВТО предусмотрено, в течение переходного периода использовать специальные меры по защите экономики и ограничению возможных отрицательных последствий, а уступки присоединяющейся страны частично компенсируются удовлетворением ряда встречных требований по "чувствительным" позициям экспорта. | России придется пойти на определенные уступки, которые обязательно затронут интересы отечественных производителей и потребителей. |
5 | Повышается инвестиционная привлекательность страны за счет внедрения в законодательство общепринятых в ВТО механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности. | До вступления в ВТО России придется перейти к новой модели внешнеэкономической политики, которая более эффективно защищала бы национальные интересы. |
Заключение
На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое.
Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.
При проведении грамотной внешнеторговой политики можно добиться улучшения важнейших макроэкономических показателей: повышения уровня ВВП, ускорения экономического роста, снижения уровня безработицы и др. Инструментами для этого служат как политика государства, так и отдельных фирм.
Политика государственного регулирования внешней торговли выражается прежде всего во вмешательстве в экспортно-импортные операции, где различают тарифные и нетарифные методы. Также используется политика платежного баланса страны и валютная политика.
Происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений.
Важнейшей
задачей России во внешнеэкономической
сфере является вступление во Всемирную
торговую организацию, без чего невозможно
эффективно защитить интересы отечественных
экспортеров. Вступление России в ВТО,
конечно, вызовет не только положительные,
но и негативные последствия. Однако эта
экономическая организация связывает
воедино все страны мира, и дальнейшее
«непребывание» России в ней еще более
губительно скажется на положении страны.
Список использованной
литературы
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика, М.: «Дело»