Внешняя Торговля России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить роль внешней торговли в макроэкономической стабилизации страны, рассмотреть методы государственного регулирования внешней торговли, некоторые теории международной торговли, а также современные аспекты внешней торговли России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теории международной торговли…………………………………...4
1.1 Понятие международной торговли………………………………………..4
1.2 Характеристика внешней торговли в работах меркантилистов………..7
1.3 Теория международной торговли английских классиков…………….....9
1.4 Факторная теория международной торговли Хекшера-Олина………..11
Глава 2. Методы государственного регулирования внешней торговли…...13
2.1 Тарифные методы………………………………………………………….13
2.2 Нетарифные методы………………………………………………………..16
2.3 Платежный баланс страны………………………………………………..18
Глава 3. Макроэкономическая стабилизация………………………………..23
3.1 Влияние внешней торговли на ВВП в краткосрочном периоде………23
3.2 Роль внешней торговли в обеспечении экономического роста……….23
Глава 4. Современные аспекты внешней торговли России…………………27
4.1 Какие сравнительные преимущества имеет российская экономика.....27
4.2 Вступление России в ВТО: плюсы и минусы……………………………28
Заключение……………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………32

Файлы: 1 файл

МО КУРСОВАЯ.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

     Помимо  стимулирования высокого уровня сбережений и инвестиций, страны могут добиться ускорения экономического роста  за счет проведения определенной политики и формирования определенных институтов. Важными условиями являются стабильный макроэкономический климат, гарантированные права собственности на материальные активы, а также на интеллектуальную собственность, конвертируемость валюты при очень низких ограничениях на пути потоков капитала, политическая и экономическая стабильность. 

 

      Глава 4. Современные  аспекты внешней  торговли России 

     4.1 Какие сравнительные преимущества  имеет российская экономика? 

     Анализируя  развитие внешней торговли России, некоторые исследователи высказывают  мнение, что ей ранее никогда не удавалось полностью вписаться в теорему Хекшера— Олина. Вместо вывоза товаров, для изготовления которых использованы избыточные факторы производства (прежде всего сырье), экспортировались сами избыточные факторы, в частности нефть и газ. Поэтому задача снижения в экспорте доли низкотехнологических факторов (сырья и малоквалифицированного труда) является одной из важнейших.

     Факторами, обеспечивающими российской экономике  традиционные сравнительные преимущества, являются, в частности, хорошая обеспеченность сырьевыми ресурсами, сочетание высокого интеллектуального потенциала и невысокой оплаты труда, большие масштабы производства, позволяющие получить соответствующую экономию (так называемый «эффект масштаба»), уровень образования, существенно более высокий, чем тот, который может позволить себе страна с уровнем среднедушевого дохода, подобным нынешнему российскому.

     Однако  в результате преобразований в экономике  России, имевших место в 90-х годах  XX в., конкурентоспособность российской экономики существенно снизилась. В мировом «табеле о рангах» по этому показателю она, как правило, находится на одном из последних мест.

     По  мнению специалистов, Россия сможет более  успешно конкурировать на мировых  рынках при соблюдении ряда условий, в том числе регулирования  в разумных пределах цен на продукцию и услуги естественных монополий, а также управления валютным курсом рубля.

     Вряд  ли возможно в принципе повысить конкурентоспособность  без разработки долговременной общенациональной программы при активном участии  государства. Перспективными с точки зрения конкурентоспособности являются российские энергетические и топливные компании, а также ряд предприятий и организаций, занимающих передовые позиции в сфере новейших военных и космических технологий.

     Совершенно  очевидно также, что использование существующих сравнительных преимуществ российской экономики предполагает разработку и проведение соответствующей государственной политики для создания условий, в которых могли бы реализоваться сравнительные преимущества, отвечающие императивам глобальной экономики на стадии развертывающейся информационной революции. 

     4.2 Вступление России в ВТО: плюсы  и минусы 

     Процесс рыночных преобразований в России пока не принес ожидаемого эффекта ни в  макро-, ни в микроэкономике. На этом фоне стремительно возрастает вектор зависимости России от внешнего рынка. В связи с этим возникает вопрос: готова ли Российская Федерация вообще к вступлению в ВТО и что это даст ей в связи с подключением через механизм ВТО российской экономики в мирохозяйственные связи?

     В торговом балансе РФ удельный вес конкурентной продукции на сегодня составляет всего 7%, поскольку отечественные товаропроизводители не могут обеспечить, прежде всего, конкурентный уровень цен. Однако для того, чтобы стать полноправным членом ВТО, любое государство должно заявить о готовности соблюдать ряд обязательных требований, в том числе о своем стремлении содействовать: дальнейшей либерализации внешней торговли; снижению таможенных тарифов; снятию количественных ограничений на импорт; устранение внешнеторговой дискриминации в отношении государств-партнеров по ВТО.

     Россия  не вышла еще из опасной зоны стагфляции, а это значит, процесс ее включения  в международную систему торгово-экономического сотрудничества не может привести автоматически к решению накопившихся проблем, т.к. присоединение новых государств к ВТО приводит к очередным осложнениям, а не к их устранению.

     Россия  пока не выстроила своего алгоритма  устранения отрицательных последствий  в результате присоединения к  ВТО, что, в частности, сделал Китай, который 14 лет добивался вступления в ВТО, а когда достиг желанной цели, принялся выстраивать свое ВТО в рамках Азиатско-тихоокеанского региона.

     Продукция российских товаропроизводителей, кроме  отраслей ВПК, не находит спроса на мировом рынке, и это следует учитывать в процессе вступления РФ в ВТО. Остается сырьевая составляющая.

     Российские  интересы в ВТО: здесь следует  учитывать позицию трех сторон, а  именно: Правительства РФ, деловых  кругов, т.е. бизнеса, и трудящихся. Из 147 стран, входящих в состав ВТО, с Россией решили отрегулировать свои торговые споры 49 стран на двусторонней основе, что предусмотрено правилами ВТО. На начало 2002 г. была достигнута договоренность о размерах ставок импортных пошлин примерно на 70—80% товаров, которые должны были быть установлены после принятия России в ВТО. Между тем и в настоящее время за чертой тарифных переговоров, как и прежде, остаются самые «чувствительные» для РФ товары, начиная с самолетостроения и автомобильной промышленности, кончая фармацевтической, мебельной промышленностью и текстильными подотраслями, производством одежды, а также продукции российских сельхозпроизводителей.

     Резкое  снижение пошлин на продукцию указанных  отраслей неминуемо может привести к наплыву на отечественный рынок  зарубежных товаров и, в конечном счете, к свертыванию этих отраслей, поскольку последние не готовы к жесткой конкуренции с иностранными производителями, что приведет к росту безработицы и социальному взрыву в российском обществе.

     В приведенной ниже таблице отражены основные положения «за» и «против» вступления России в ВТО. 

     Таблица 3. ВТО и Россия: "За" и "Против"

За Против
1 Опыт развитых стран показывает, что новые технологии и инновации стали ключевым ресурсом экономического роста, в перспективе их значение усиливается. Однако инновационный тип экономического роста невозможен без присутствия на мировых рынках высоких технологий. Россия без участия в МРТ по правилам ВТО обрекает себя на конверсию технической отсталости, усиление сырьевой ориентации экономики, сохранение непригодных в рыночных условиях форм организации и управления хозяйством. Россия на мировом  рынке представлена главным образом сырьевыми товарами, а возможности увеличения экспорта высокотехнологичных товаров невелики. Нельзя вступать в ВТО прежде, чем будет повышена конкурентоспособность основных высокотехнологичных отраслей промышленности, ведь открытие рынков по нормативам ВТО может окончательно подорвать позиции слабых российских производителей товаров и услуг.
2 Мировая практика свидетельствует, что членство в ВТО не мешает проведению "прозрачной" промышленной и инновационной политики, допуская бюджетное финансирование НИОКР, отраслевые, региональные и др. адресные льготы производителям наукоемкой и технически сложной продукции. Вступление  России в ВТО не позволит ей проводить самостоятельную политику, предоставляя бюджетные субсидии и тарифную защиту традиционно слабым, однако критически важным отраслям производства.
3 Технологическая безопасность в настоящее время обеспечивается не только оборонными, но также и чисто гражданскими производствами. Интересы национальной безопасности требуют уменьшения зависимости от импорта ряда высокотехнологичных товаров, исключают захват иностранным капиталом ключевых позиций на стратегически важных сегментах российского рынка.
4 Правилами ВТО  предусмотрено, в течение переходного  периода использовать специальные меры по защите экономики и ограничению возможных отрицательных последствий, а уступки присоединяющейся страны частично компенсируются удовлетворением ряда встречных требований по "чувствительным" позициям экспорта. России придется пойти на определенные уступки, которые обязательно затронут интересы отечественных производителей и потребителей.
5 Повышается  инвестиционная привлекательность  страны за счет внедрения в законодательство общепринятых в ВТО механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности. До вступления в ВТО России придется перейти к новой модели внешнеэкономической политики, которая более эффективно защищала бы национальные интересы.
 

 

      Заключение 

     На  протяжения столетий внешняя торговля была и есть основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое.

     Сфера внешней торговли дает огромные возможности  для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.

     При проведении грамотной внешнеторговой политики можно добиться улучшения  важнейших макроэкономических показателей: повышения уровня ВВП, ускорения экономического роста, снижения уровня безработицы и др. Инструментами для этого служат как политика государства, так и отдельных фирм.

     Политика  государственного регулирования внешней  торговли выражается прежде всего во вмешательстве в экспортно-импортные операции, где различают тарифные и нетарифные методы. Также используется политика платежного баланса страны и валютная политика.

     Происходящие  во внешнеэкономическом комплексе  России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений.

     Важнейшей задачей России во внешнеэкономической  сфере является вступление во Всемирную  торговую организацию, без чего невозможно эффективно защитить интересы отечественных  экспортеров. Вступление России в ВТО, конечно, вызовет не только положительные, но и негативные последствия. Однако эта экономическая организация связывает воедино все страны мира, и дальнейшее «непребывание» России в ней еще более губительно скажется на положении страны. 

 

      Список использованной литературы 

  1. Авдокушкин Е.Ф. Международные экономические отношения, М.: 2008.
  2. «Вестник ХГАЭиП», 2006, №2.
  3. «Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы», №1, 2005.
  4. Вступление России в ВТО: плюсы и минусы // «Мнения», 2005, №23, №24.
  5. Давыдов О.Д. Внешняя торговля: время перемен, М.: «Марко Медия», 1996.
  6. Ивашковский С.Н. Макроэкономика, М.: «Дело», 2000.
  7. Крылов В.И. «Вступление России во Всемирную торговую организацию», «Внешнеэкономический бюллетень», 2002, №1.
  8. Макконнелл К., Брю С. «Экономикс», Таллинн, 1993.
  9. Макроэкономика. Теория и российская практика, М., 2004.
  10. Основы внешнеэкономических знаний. Отв. ред. И.П. Фаминский. М.: “Международные отношения”, 2004.
  11. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения, М.: “Прогресс”, 2004.
  12. Проблемы, успехи и трудности переходной экономики. Под ред. М.А. Портного, М.: «Дело», 2000.
  13. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. Под. ред. И.П. Фаминского, М.: «МО», 2003.
  14. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика, М.: «Вильямс»,2009.

 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика, М.: «Дело»

Информация о работе Внешняя Торговля России