Сравнительный анализ функционирования различных форм международной таможенной интеграции на примере Европейского союза и СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:35, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.
Цель контрольной работы – проанализировать и сравнить формы таможенной интеграции Европейского союза и СНГ.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 88.74 Кб (Скачать)

1) определение приоритетных направлений в сфере таможенного дела государств-участников Содружества;

2) содействие сближению и гармонизации таможенных законодательств государств-участников Содружества;

3) координация практического взаимодействия таможенных и иных заинтересованных национальных служб и ведомств государств-участников СНГ по основным аспектам таможенной политики;

4) содействие реализации принятых межгосударственных и межправительственных решений в сфере таможенного дела государств - участников СНГ.

За период существования  СРТС проведено 38 заседаний Совета и 41 заседание экспертов таможенных служб государств-участников СНГ, рассмотрены и приняты решения по 285 вопросам.

Необходимость создания наднациональных  институтов при построении продвинутых форм региональных интеграционных объединений наглядно подтверждается при изучении интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Дискуссии на тему о необходимости экономической интеграции, развернувшиеся с момента распада СССР, привели к заключению Договора от 24 сентября 1993 г. стран СНГ «О создании Экономического союза», который с учетом мирового опыта предусматривал поэтапное достижение высшей ступени экономической интеграции путем последовательного прохождения всех интеграционных этапов. Начав с построения зоны свободной торговли, государства СНГ планировали образовать на втором этапе таможенный союз, на третьем этапе сформировать общий рынок товаров, капитала и рабочей силы, а заключительным этапом должно было стать образование экономического (валютного) союза, предполагавшего проведение его участниками согласованной бюджетной, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики и введение единой валюты.7 Однако в силу непреодолимых противоречий между государствами СНГ данному договору не суждено было воплотиться в реальность. К концу 1994 г. в СНГ четко сформировались две группы, имевшие диаметрально противоположные видения развития Содружества. Если первая группа, ведомая Россией и поддерживаемая Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, выступала за углубленную интеграцию между государствами СНГ и преследовала в качестве задачи – минимум построение таможенного союза (т.е. продвинутой формы региональных интеграционных объединений, предполагающей движение к политическому союзу), то вторая группа, представители которой образовали впоследствии такую региональную организацию, считала для себя приемлемым только участие в зоне свободной торговли в качестве верхнего предела интеграции в рамках СНГ. В результате государства СНГ в силу возникших между ними противоречий не смогли договориться даже о создании наиболее простых форм РИО.

К середине 90-х гг. XX в. в рамках СНГ образовалась группа государств, решившая реализовать положения Договора «О создании Экономического союза», и 6 января 1995 г. было подписано Соглашение стран СНГ от 20 января 1995 г. «О Таможенном союзе» на правительственном уровне между Россией и Республикой Беларусь, к которому 20 января 1995 г. присоединилась Республика Казахстан, а 29 марта 1996 г. – Киргизская Республика. Даже то немногое, что было достигнуто, не устояло перед первым серьезным испытанием – мировым финансовым кризисом 1998 г., когда государства-участники Таможенного союза нашли единственно верный способ решения своих экономических проблем в построении барьеров для «защиты» друг от друга. Свидетельством существования Таможенного союза лишь на бумаге является то, что один из его членов – Киргизская Республика – стал в индивидуальном порядке членом ВТО в 1998 году.

26 февраля 1999 года был принят Договор «о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве», в соответствии с которым стороны обязались завершить формирование Таможенного союза и перейти на его основе к следующему этапу интеграции – построению Общего рынка. Кроме того, необходимо отметить, что все государства-участники Таможенного союза (и также Армения) продлили 2 апреля 1999 г. действие подписанного 15 мая 1992 г. Договора о коллективной безопасности, а 7 октября 2002 г. преобразовали свое военно-политическое объединение в полномасштабную международную организацию – Организацию Договора о коллективной безопасности.

19 сентября 2003 года решением  Совета глав государств СНГ  о завершении формирования зоны свободной торговли и развитии взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере был утвержден План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере в 2003-2010 годах, состоящий из 10 разделов и охватывающий все основные направления деятельности в экономической сфере.

В ноябре 2008 года главы правительств СНГ утвердили Стратегию экономического развития Содружества до 2020 года. Среди приоритетных направлений развития взаимодействия государств-участников СНГ в принятой стратегии – завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации, формирование предпосылок для создания общего экономического пространства, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной, создание эффективных механизмов валютно-финансового сотрудничества.

18 октября 2011 года в  Санкт-Петербурге по итогам заседания совета глав правительств стран содружества был подписан Договор о зоне свободной торговли. Договор включает упрощение правовых основ торгово-экономических отношений между подписавшими его странами, замену целого ряда многосторонних и порядка 100 двусторонних документов, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве содружества.

Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан, Молдова и Таджикистан – 8 стран открыли между собой торговые границы - отменили пошлины на большинство ввозимых и вывозимых товаров. «Свободная торговля – это торговля без импортных тарифов и без количественных ограничений, за исключением строго определенных случаев, когда они могут вводиться. Отличие от нынешней системы, которая в СНГ сложилась за 20 лет, заключается в том, что мы перешли от двухсторонних соглашений к одному многостороннему соглашению». Принятие договора позволило убрать многие барьеры и сделать новый, качественный шаг в развитии торгово-экономических связей между странами СНГ.

С 20 сентября 2012г. на территории России, Белоруссии и Украины вступил  в силу договор о зоне свободной  торговли в рамках Содружества Независимых  Государств. Остальные подписавшие  договор государства присоединятся  к зоне свободной торговли после  завершения внутригосударственных процедур и получения депозитарием соответствующих документов. Еще три страны-участницы СНГ оставили за собой право присоединиться к договору о зоне свободной торговли позже.

Договор о зоне свободной  торговли в рамках СНГ предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определенном уровне, а впоследствии поэтапно отменены. Среди целей создания зоны свободной торговли значатся также формирование сети международных транспортных коридоров, повышение эффективности тарифной политики и устранение фискально-административных барьеров при осуществлении международных грузовых перевозок.

Стоит выделить такой шаг на пути к интеграции в рамках СНГ, как подписание 10 октября 2000 г. вышеуказанными пятью государствами Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (далее – ЕврАзЭС), который является правопреемником и продолжателем Таможенного союза и Единого экономического пространства и в настоящее время, безусловно, является наиболее перспективным региональным интеграционным объединением на постсоветском пространстве.

Следует отметить, что после  безуспешных попыток привлечь Украину в состав ЕврАзЭС (в мае 2002 г. данная страна согласилась стать наблюдателем) 19 сентября 2003 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Россией и Украиной было все же подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (далее – ЕЭП), которое, с одной стороны, предусматривало поэтапное построение общего рынка и создание наднационального органа – Комиссии, а с другой – определяло, что «каждая Сторона самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях она принимает участие и в каком объеме».

6 октября 2007 г. на очередном  заседании Межгосударственного  совета ЕврАзЭС было принято решение завершить до 2011 г. формирование Таможенного союза между тремя наиболее экономически развитыми государствами альянса – Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Россией (первый раз в истории интеграционных процессов на постсоветском пространстве, когда устанавливаются конкретные сроки достижения определенного этапа развития). Кроме того, планировалось, что другие евразийские государства вступят в Таможенный союз, как только будут готовы к этому шагу. В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза. 6 июля 2010 года вступил в силу Таможенный Кодекс, в соответствии с которым, страны Таможенного Союза беспрепятственно торгуют друг с другом, как товарами произведенными в этих странах, так и импортными товарами, которые были ввезены на территорию одной из стран-членов Таможенного Союза. Поставки товаров не сопровождаются таможенным оформлением, не подвергаются таможенному досмотру. Между членами ТС не будет таможенных границ и пограничного контроля. Физические и юридические лица смогут без ограничений перевозить товары, грузы, имея документы, подтверждающие право на перевозку груза установленного образца.

C целью обеспечения функционирования  и развития Таможенного союза  и Единого экономического пространства  была создана Евразийская экономическая  комиссия (далее – ЕЭК). Она стала  преемницей комиссии Таможенного  союза, деятельность которой,  согласно статье 39 Договора о  Евразийской экономической комиссии  от 18 ноября 2011 года, была прекращена 1 июля 2012 года. ЕЭК может ограничивать доступ товаров на рынок Таможенного союза с целью защиты рынка или стимулирования роста производства национальных товаропроизводителей стран Таможенного союза.

В течении 2010 и 2011 годов страны входящие в Таможенный Союз Россия – Беларусь – Казахстан подписали 20 договоров и соглашений, которые обеспечили создание Единого Экономического Пространства на территории этих стран – пространство, где действуют единые принципы рынка товаров, услуг, капитала и труда.

1 января 2012 г. стартовал  важнейший интеграционный проект  – Единое экономическое пространство  России, Белоруссии и Казахстана. Проект, являющийся, без преувеличения,  исторической вехой не только  для трех наших стран, но  и для всех государств на  постсоветском пространстве Можно по-разному оценивать эффективность СНГ, бесконечно рассуждать о его внутренних проблемах, о нереализованных ожиданиях. Но трудно спорить с тем, что Содружество остается незаменимым механизмом, позволяющим сближать позиции и вырабатывать единую точку зрения на ключевые проблемы, стоящие перед нашим регионом, и приносит зримую, конкретную пользу всем его участникам. Более того, именно опыт СНГ позволил нам запустить много-уровневую и разно-скоростную интеграцию на постсоветском пространстве, создать такие востребованные форматы, как Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз и, наконец, Единое экономическое пространство.

В СНГ пока еще не сложились  объективные условия для реальной экономической интеграции на рыночной основе. Государства Содружества  находятся в системном социально-экономическом кризисе, в процессе реформирования экономических и общественных отношений, становления и развития демократических основ управления. В этих условиях форсирование интеграционных процессов в сфере экономики ни к чему хорошему, кроме разочарования, привести не может. Здесь мало иметь «политическую волю», на которую нередко делают ставку лидеры отдельных государств. Надо еще иметь представление об объективных условиях, предпосылках и закономерностях этого непростого процесса.

Развитию равноправных многосторонних отношений в СНГ не способствует также такое объективное обстоятельство как особое место России, на которую приходится около 70% совокупного валового продукта государств-участников Содружества. Россия как лидер всего постсоветского пространства может быть притягательной для других государств-участников только как демократическая и великая индустриальная научно-техническая держава. Наиболее вероятное направление экономического структурирования постсоветского пространства – доминирование двустороннего характера экономического сотрудничества. Внутри Содружества и в дальнейшем будут существовать объединения отдельных государств с более тесными интеграционными связями. При этом важно, чтобы их цели и задачи не вступали в противоречие с общими целями и задачами Содружества, особенно в экономической и гуманитарных сферах.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каким бы многообразным и  противоречивым ни было мировое пространство, каждое государство должно стремиться к интеграции с ним. Глобализация и перераспределение ресурсов на наднациональном уровне становятся единственно верным путём дальнейшего развития человечества в условиях экспоненциального роста численности населения на планете. Международная экономическая интеграция – характерная особенность современного этапа мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран – участниц интеграционных группировок.

В настоящее  время подавляющее  большинство стран мира пришло к  осознанию того, что самостоятельно невозможно добиться удовлетворительного положения на международной арене в условиях все углубляющейся взаимозависимости мира. Активные процессы глобализации и складывания информационного общества сказались на усилении региональной интеграции. Страны-участницы интеграционных группировок нацелены на достижение наиболее выгодного положения в мировой экономике и политике и минимизацию негативных последствий вышеупомянутых процессов посредством использования потенциала и ресурсов региона.

Информация о работе Сравнительный анализ функционирования различных форм международной таможенной интеграции на примере Европейского союза и СНГ