Сравнительный анализ функционирования различных форм международной таможенной интеграции на примере Европейского союза и СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:35, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.
Цель контрольной работы – проанализировать и сравнить формы таможенной интеграции Европейского союза и СНГ.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 88.74 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе  мирового развития невозможно представить себе деятельность какого-либо экономического субъекта в изоляции от окружающего мира. Сегодня благосостояние экономического субъекта зависит не столько от внутренней организованности, сколько от характера и степени интенсивности его связей с другими субъектами. Решение внешнеэкономических проблем приобретает первостепенное значение. Мировой опыт показывает, что обогащение субъектов происходит посредством и только посредством их интеграции друг с другом и с мировым хозяйством в целом.

Исторически наиболее четко  интеграционные процессы проявились в  Западной Европе, где во второй половине XX столетия складывается единое хозяйственное  пространство целого региона, в рамках которого формируются общие условия  воспроизводства и создается  механизм его регулирования. Здесь  интеграция достигла наиболее зрелых форм.

Актуальность выбранной темы заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.

Интеграция (от лат. integer – целый) – объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место, как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно – технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.

Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX века стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства. Но не все интеграционные процессы шли гладко, без осложнений. Это проявлялось, прежде всего, в различии подходов государств-членов к определению приоритетов в политике объединений, темпов и способов её реализации.

Результатом активизации  политических процессов стало создание двух межгосударственных образований – Европейского Союза (далее – ЕС) и Содружества Независимых Государств (далее – СНГ). Суть этого нового витка интеграции заключается в том (и для ЕС, и для СНГ она схожа), чтобы по возможности преодолеть отрыв, обособленность решения экономических проблем от всех остальных, пополнить взаимодействие государств в проведении политик: валютной, экономической, торговой, таможенной и т. д., более тесным сотрудничеством в сфере международных отношений, создания системы безопасности.

Европейский Союз является крупнейшим торговым блоком современного мира. По относительным показателям участия в мирохозяйственных связях ЕС не выделяется среди ведущих центров мирового хозяйства. Это объясняется тем, что основная масса движения товаров и капитала приходится на внутрисоюзные операции (в среднем 60%).

Растущая интернационализация  хозяйственных связей и все большая  взаимозависимость экономических  субъектов обусловливают необходимость проведения единой политики в основных сферах экономической жизни, что приводит к созданию единого механизма регулирования хозяйственной жизни.

С самого начала интеграция на постсоветском пространстве проходила с оглядкой на Европейский Союз. Именно на основе опыта ЕС была сформулирована поэтапная стратегия интеграции, закрепленная в Договоре об экономическом союзе 1993 г. Вплоть до последнего времени в СНГ создаются аналоги структур и механизмов, хорошо зарекомендовавших себя в Европе. Так, Договор о создании союзного государства 1999 г. во многом повторяет положения договоров о Европейском Сообществе и Европейском Союзе.

Цель контрольной работы – проанализировать и сравнить формы  таможенной интеграции Европейского союза и СНГ.

Для выполнения поставленной цели, нужно решить следующие задачи:

1.  Исследовать международную интеграцию.

2.  Рассмотреть этапы интеграции.

3.  Изучить развитие интеграции в Европейском союзе и СНГ.

Объект исследования –  экономические отношения, определяющие сущностные черты и характер эволюции интеграционных процессов в ЕС и на постсоветском пространстве в их сопоставлении.

Предмет исследования –  состояние, тенденции эволюции и направления дальнейшего развития механизмов интеграции на постсоветском пространстве под углом зрения интересов России и с учетом исторического опыта Евросоюза.

При выполнении данной работы был изучен ряд учебной и научной  литературы.1

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

 

ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ СНГ

И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

    1. Предпосылки создания СНГ

Наряду с универсальными международными организациями существуют региональные, членами которых являются государства определенного географического района. Объектом деятельности таких организаций могут быть вопросы в рамках регионального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы.

Содружество Независимых Государств – это региональная организация была создана рядом государств из числа бывших республик СССР. Целями Содружества являются: осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; создание общего экономического пространства; обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами международного права и документами СБСЕ; сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности и осуществлении разоружения; содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве; взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношении; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

После распада СССР, было немало разговоров о том, что только что созданное Содружество Независимых Государств может и должно развиваться по тому же пути, что и Европейский Союз, и что оно находится в одном типологическом ряду с этим объединением. Несмотря на изменения в динамике и характере интеграционных и дезинтеграционных процессов, которые произошли с той поры, как в Европе, так и в постсоветском пространстве, а также общее изменение геополитической ситуации и конфигурации сфер притяжения центров силы в мире, некоторые авторы среди которых есть и серьезные исследователи, продолжают ставить ЕС в пример СНГ.

Основными звеньями, связывающими страны СНГ, являются: сохранившиеся экономические связи, советское культурное наследие, зависимость друг от друга  в области вооружений и военной техники и т.д. Это все связано с прошлым. При этом после распада СССР налицо несовпадение по историческому признаку (например, Россия и Таджикистан). Самое слабое место стран постсоветского пространства – отсутствие четко налаженной системы рыночных отношений с соответствующей инфраструктурой (банковской, торговой, биржевой), в государствах экс – СССР еще только развертывался переход от жесткой централизованной системы плановой  экономики к рыночной. И в некоторых странах СНГ рынок либо был в стадии  становления, либо вообще отсутствовал.

Содружество должно проводить  свою деятельность на основании общепризнанных принципов международного права (в  Уставе СНГ перечислены все десять принципов хельсинкского Заключительного акта). Дополнительно сформулированы также принципы верховенства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и Содружества в целом, объединения усилий и оказания поддержки друг другу, духовного единения народов государств – членов на основе уважения их самобытности, тесного сотрудничества в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.

Для понимания правовой природы  СНГ важное значение имеют положения Алма-Атинской декларации и Устава о том, что Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Это объединение государств, основанное на началах суверенного равенства всех его членов, являющихся самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

Наличие у Содружества  общих целей, общих интересов  и общих сфер деятельности при  уважении суверенитета государств-членов позволяет говорить о нем как о международной межгосударственной организации, основанной на договоре, определяющем его правосубъектность и компетенцию.

На основании Устава СНГ различаются государства-учредители и государства-члены Содружества. К первой категории отнесены те государства, которые подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., а именно Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина (подписали, но не ратифицировали Алма-Атинские соглашения Азербайджан и Молдова).

Государствами-членами СНГ следует считать те государства, которые приняли на себя обязательства по Уставу СНГ в течение года после его утверждения. Прием в СНГ открыт для всех государств, которые разделяют его цели и принципы и принимают на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Предусматривается также возможность участия государств в отдельных видах деятельности Содружества на правах ассоциированных членов. В рамках СНГ Россия не имеет сопоставимого противовеса. Россия является традиционной сверхдержавой, которая доминирует в территориальном,  демографическом и экономическом плане. В условиях развития и углубления интеграции с ней, такие страны, как Украина, Казахстан, Белоруссия могут претендовать лишь на роль младших партнеров. Отсюда и проистекает известный  «российский синдром», симптомами которого выступает боязнь партнеров  первенства России. Малые страны СНГ либо испытывают недоверие к России, либо, как у великой державы, ищут у нее покровительства.

Принципиального выравнивания соотношения сил между государствами постсоветского пространства в ближайшее время вряд ли следует ожидать. Более того, курс на централизацию власти в РФ еще более подрывает надежды на равноправное партнерство со стороны стран СНГ. С другой стороны, расширение военно-политического покровительства России, востребованного в настоящее время рядом бывших советских республик, едва ли можно считать серьезным успехом интеграции, поскольку при существующих тенденциях развития представляется сомнительным, что Россия сможет его эффективно осуществлять в долговременной перспективе.

Высшим органом Содружества  является Совет глав государств. В Совете представлены все члены СНГ. Совет собирается на заседания два раза в год и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств СНГ в области их общих интересов. Совет глав государств как высший орган Содружества обсуждает и решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств-участников, а также рассматривает любые вопросы в рамках заинтересованных государств-участников без ущерба интересам других членов Содружества. Порядок работы Совета глав государств регулируется Правилами процедуры. Решения принимаются консенсусом.

Следующим органом Содружества  является Совет глав правительств состоит из руководителей правительств государств-членов Содружества и координирует сотрудничество органов исполнительной власти стран СНГ в экономической, социальной и иных областях. Совет созывается на заседания четыре раза в год. Совет глав правительств решает вопросы: реализации поручений Совета глав государств, данных Совету глав правительств; реализации положений, зафиксированных в Договоре о создании Экономического союза, а также практического функционирования зоны свободной торговли; принятия совместных программ развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики и их финансирования; развития систем транспорта, связи, энергетических систем; сотрудничества в вопросах тарифной, кредитно-финансовой и налоговой политики; разработки механизмов, направленных на формирование научно – технологического пространства; создания органов Содружества в рамках его компетенции;

Совет министров иностранных  дел действует на основании Устава СНГ и Положения о Совете министров  иностранных дел государств-членов СНГ 1993 г. Членами Совета являются министры иностранных дел всех государств-членов СНГ. В функции Совета входят: осуществление координации внешнеполитической деятельности стран СНГ; организация реализации решений Совета глав государств и Совета глав правительств; обеспечение взаимодействия дипломатических служб государств СНГ; укрепление связей СНГ с ООН и другими международными организациями. При Совете организована Постоянная консультативная комиссия по миротворческой деятельности.

В 1993 г. для организационно-технического обеспечения Совета глав государств, Совета глав правительств и Координационно – консультативного Комитета и других органов Содружества был создан Исполнительный Секретариат СНГ. В 1999-2000 г. он был реорганизован в Исполнительный комитет СНГ. Исполком является единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом Содружества. Он обеспечивает организацию работы Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел, Экономического совета и других органов Содружества. Основными направлениями деятельности Комитета являются: разработка совместно с государствами – участниками Содружества предложений о перспективах развития Содружества, этапах их осуществления и приоритетах СНГ; разработка совместно с государствами-участниками и органами Содружества предложений, проектов документов, направленных на развитие сотрудничества государств-участников СНГ в политической, экономической, социальной и других областях; подготовка предложений по углублению экономического сотрудничества в рамках СНГ, созданию и функционированию зоны свободной торговли, обеспечению благоприятных условий для перехода к более высоким ступеням экономического сотрудничества; изучение хода экономических реформ в государствах-участниках СНГ и подготовка соответствующих предложений; содействие заинтересованным государствам-участникам СНГ в развитии.

Информация о работе Сравнительный анализ функционирования различных форм международной таможенной интеграции на примере Европейского союза и СНГ