Сравнительный анализ функционирования различных форм международной таможенной интеграции на примере Европейского союза и СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:35, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.
Цель контрольной работы – проанализировать и сравнить формы таможенной интеграции Европейского союза и СНГ.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 88.74 Кб (Скачать)

Органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств-членов СНГ является Совет министров обороны. Деятельность Совета подробно регламентируется Уставом СНГ и Соглашением о Положении о Совете министров обороны государств-участников СНГ 1993 г. Главное командование Объединенных Вооруженных Сил СНГ

В рамках СНГ создаются Объединенные вооруженные силы Содружества. Руководство осуществляет главное командование ОВСС. Главное командование состоит из Главнокомандующего, его первого заместителя-Начальника Штаба, заместителей и других должностных лиц.

Экономический совет – основной исполнительный орган, который обеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества о формировании и функционировании зоны свободной торговли и других вопросах социально-экономического сотрудничества, принимает решения о вопросах, отнесенных к его компетенции. Совет состоит из заместителей глав правительств государств-участников СНГ. Основные функции Совета: содействие осуществлению мероприятий по формированию и функционированию зоны свободной торговли, в том числе по снижению и отмене таможенных пошлин, налогов и сборов, созданию механизмов тарифного и нетарифного регулирования; разработка предложений о создании системы взаимных расчетов и платежей по торговым и другим операциям; создание условий для перехода к более высоким ступеням экономического сотрудничества, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов; формирование общего аграрного рынка путем создания условий для свободного движения товаров и услуг агропромышленных комплексов, развития производственной кооперации по производству сельскохозяйственных машин и оборудования, образования оптовых продовольственных рынков и защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынках; выработка предложений по вопросам перспектив экономического сотрудничества государств СНГ на основе анализа основных тенденций социально-экономического развития и хода экономических реформ; подготовка рекомендаций по совершенствованию производственно-технологических связей, согласование с заинтересованными государствами совместных программ по развитию экономики; содействие вхождению государств Содружества в мировую систему, развитию сотрудничества с другими международными организациями.

В целях обеспечения единообразного применения соглашения государств Содружества, создан Экономический суд СНГ. Деятельность Суда регламентирована Уставом СНГ, Положением об Экономическом суде СНГ 1992 г. и Регламентом Суда. К ведению Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров: возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями органов Содружества; о соответствии нормативных и других актов государств СНГ принятым по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества; других споров, отнесенных к ведению Суда соглашениями Содружества. Суд также осуществляет толкование применения актов Содружества.

Совет министров внутренних дел действует на основании Положения о Совете министров внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств 1996 г. Основными задачами совета являются: обеспечение взаимодействия в борьбе с преступностью, охране правопорядка и других сферах деятельности министерств внутренних дел; реализация решений Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ по вопросам, входящим в компетенцию министерств внутренних дел;

Совет руководителей органов  безопасности и специальных служб государств-участников СНГ Основными задачами Совета являются: обеспечение эффективного взаимодействия в области борьбы с организованной преступностью международного характера и в других согласованных сферах деятельности спецслужб; выработка предложений по сближению национального законодательства государств Содружества, развитию правовой базы международного сотрудничества в области борьбы с организованной преступностью и в других согласованных сферах деятельности спецслужб.

Комиссия по правам человека действует на основании Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. и Положения о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств 1993 г. В состав Комиссии входят лица, являющиеся гражданами государств СНГ, обладающие высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека.

Межпарламентская Ассамблея  состоит из парламентских делегаций  стран СНГ. Ассамблея проводит межпарламентские консультации, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности парламентов. Место пребывания Ассамблеи – Санкт-Петербург.

За время существования  Содружества Независимых Государств в его рамках принято много  важных решений, подписано более 200 договоров, конвенций и соглашений.2

    1. Образование Европейского союза

Современный Европейский  Союз имеет длинную историю формирования его как идеи и как организации. В конце 40-х и начале 50-х гг. страны, составляющие сегодня Европейский  Союз, переживали сложные и трудные времена. Их экономика в значительной  мере была подорвана второй мировой войной. Западная Европа нуждалась в  иностранной помощи. В настоящее время Европейские Сообщества  объединяют страны с высоким уровнем развития, особенно в экономике и социальной сфере. Сообщества объединяют государства, отличающиеся друг от  друга как численностью населения и площадью территорий, так и объемом  экономического потенциала и тенденциями развития. Но разнообразие  характеристик не стало препятствием на пути к единению. Были найдены пути,  механизмы и гарантии, делающих для стран выбор в пользу содружества  привлекательным и результативным.

Европейский союз образован  в 1993году в соответствии с Маастрихтским Договором 1992 на базе Европейских сообществ, объединивших 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция. В 1994 году подписаны соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Договор в развитие идеи единой Европы предусматривает создание политического, экономического и валютного союза, завершение формирования единого внутреннего рынка устранение всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в т. ч. с наркобизнесом, в области юстиции и др. Устанавливается единое европейское гражданство. Создается Европейский валютный институт и Европейский центральный банк,

В отличие от СНГ, страны ЕС прежде всего связывают – общность экономических интересов, однородность существующих политических режимов, сочетающееся с геополитическими амбициями стремление отстоять и укрепить позиции европейской культуры в мире и т.д.

Создание ЕС не имело прецедента в прошлом. Это принципиально  новое объединение в истории  Европы, оно создавалось на новой  основе и в новой конфигурации. Его развитие целиком зависит  от осознания странами-участницами тех или иных новых потребностей и интересов.

В создании ЕС изначально принимало  участие несколько сопоставимых по экономическому и политическому весу государств – Франция и ФРГ, затем к ним присоединилась Великобритания и Италия. Таким образом, в ЕС отсутствовали возможности для установления первенства одного из участников объединения. В этих условиях даже малые страны-участницы – Бельгия, Нидерланды, Люксембург, затем Дания, Португалия и т.д. имели определенную уверенность в том, что их голос будет услышан и учтен. С расширением ЕС и вступлением в его состав все новых государств гарантии для этого еще более возрастают.

ЕС принадлежат к группе экономически развитых стран с однотипной экономикой. Они характеризуются достаточно высоким уровнем экономического развития. Функционирование Европейского Союза с его достаточно разветвленным аппаратом проведения общих интеграционных мероприятий имеет собственную финансовую базу, основу которой составляют бюджет, автономные фонды, в том числе Европейский фонд развития, Европейский социальный фонд, Европейский региональный фонд, а также Европейский инвестиционный банк.

Развитие западноевропейской интеграции оказывает серьезное  воздействие на структуру и состояние внешнеэкономических связей. Еще в 70-е годы ЕС превратился в крупный торговый блок современного мира. Его экспорт более чем в 2,7 раза превышал американский. Доля ЕС в экспорте капитала в форме прямых инвестиций выросла до 25% в 1991-1993 гг. Была усовершенствована система гарантирования частных инвестиций. Государственные гарантии частных инвестиций дополнились системой соглашений о защите инвестиций, заключенных с развивающимися странами.

Активность международных компаний стран ЕС проявлялась, прежде всего, на североамериканском рынке. В середине 80-х годов кумулятивный объем западноевропейских инвестиций в США превысил американский в ЕС. Страны ЕС, в большинстве своем бывшие метрополии обширных колониальных владений, уделяют особое внимание отношениям с развивающимися странами. Они стремятся сохранить и углубить свое присутствие в развивающемся мире. РФ на сегодняшний день тоже представляет собой некоторый интерес для стран Европейского Союза, о чем свидетельствует значительное увеличение капиталовложений в российскую экономику.

Главной задачей ЕС является организация сотрудничества между  государствами членами ЕС, а также  между их жителями. К важнейшим  целям Союза относятся: гарантии безопасности, экономического и социального развития, а также охрана свобод, прав и интересов граждан. ЕС признает национальное своеобразие государств членов ЕС, их истории, традициях и культуре. Целью совместной деятельности в области международной политики и безопасности является укрепление европейской целостности, укрепления и распространения идей мира, повышения уровня безопасности в Европе и в мире. Исходя из трактатов, Европейский Союз проводит общую внешнюю политику и политику безопасности. Этими областями являются:

1. Защита общих ценностей, интересов, независимости и интегральности Союза, согласно постановлениям Хартии ООН.

2. Поддержание безопасности Союза всеми возможными способами.

3. Укрепления мира и повышения уровня международной безопасности, в соответствии с постановлениями Устава Организации Объединенных Наций, решений Хельсинской конференции ОБСЕ 1975 г. и парижской конференции 1990 г., касающийся также государств, граничащих с Европейским Союзом.

4. Распространение идеи международного сотрудничества.

5. Развитие и укрепление демократической власти и справедливости, соблюдения прав человека и основных свобод.

Сопоставление путей развития ЕС и СНГ представляет собой трудную  задачу, хотя бы из-за того, что ЕС шел к интеграции постепенно, строя институты,  право, инфраструктуру. А СНГ сложился в условиях быстрого распада Союза ССР  и только сейчас начинает приобретать определенные черты.3 

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И СНГ

2.1. Направления  интеграции в области таможенного  дела

Современное мировое хозяйство  – это не только совокупность и взаимопереплетение национальных экономик. Другим его срезом являются интеграционные комплексы, включающие в себя национальные хозяйства нескольких государств и отличающиеся более развитым взаимным разделением труда, сближением и взаимоприспособлением экономических механизмов, более тесным переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики. Образование интеграционных группировок получило особый размах в последние годы. В настоящее время в мире действует более 85 региональных торговых экономических соглашений и договоренностей, в рамках которых осуществляется более 60% мировой торговли.

Международная экономическая  интеграция осуществляется на двух основных уровнях: глобальном уровне в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) и региональном уровне в рамках региональных интеграционных объединений. Как в первом, так и во втором случае государства – участники интеграционных процессов преследуют следующие наиболее важные цели:

1) обеспечение международного  мира и безопасности посредством  проведения согласованной внешнеэкономической  политики;

2) повышение своего благосостояния  путем осуществления более свободной  внешнеэкономической деятельности, а следовательно, путем расширения масштабов производства, повышения производительности труда и улучшения конкурентоспособности.4

Региональные интеграционные объединения  можно подразделить на две основные формы: простые, создаваемые  в виде зон преференциальной торговли и зон свободной торговли, и продвинутые (таможенный союз, общий рынок и экономический союз).

Зона преференциальной торговли является самой простой формой региональных интеграционных объединений, составляет 8 % от их общего количества, смысл ее заключается в том, что страны-участницы предоставляют друг другу определенные преференции во взаимной торговле, выражающиеся прежде всего в снижении и (или) устранении тарифов на определенную группу товаров.

Следующим этапом в развитии международной экономической интеграции является создание зоны свободной торговли, что подразумевает сохранение каждым из государств-членов, как и в зоне преференциальной торговли, своих национальных таможенных тарифов в торговле с третьими странами. В то же время создание зоны свободной торговли, в отличие от зоны преференциальной торговли, влечет за собой отмену, как правило, всех таможенных пошлин и ограничений в торговле между ее государствами-членами.

Информация о работе Сравнительный анализ функционирования различных форм международной таможенной интеграции на примере Европейского союза и СНГ