Сравнительный анализ функционирования различных форм международной таможенной интеграции на примере Европейского союза и СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:35, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.
Цель контрольной работы – проанализировать и сравнить формы таможенной интеграции Европейского союза и СНГ.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 88.74 Кб (Скачать)

На долю простых форм региональных интеграционных объединений приходится до 92 % всех интеграционных группировок. Небольшая доля их продвинутых форм (не более 8 % от общего количества) объясняется тем обстоятельством, что в отличие от простых форм продвинутые формы предполагают безусловную «верность» только одному определенному блоку, который сам может являться участником простых форм интеграционных объединений. Продвинутые формы региональных интеграционных объединений создаются только политическими союзниками, которые преследуют глубокую интеграцию не только в экономической сфере, но также в сфере формирования основных направлений внешней и внутренней политики вплоть до построения политического союза.

Первоначальная ступень продвинутой интеграции – создание таможенного союза, который, в отличие от зоны свободной торговли, предполагает осуществить не только отмену таможенных пошлин в торговле между ее государствами-членами, но и учреждение единой системы внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. Следовательно, таможенные союзы преследуют цель создания единого экономического пространства путем глубокой интеграции всех сфер экономики, а не только либерализации взаимных внешнеэкономических связей. Устранение всех внутренних барьеров на пути движения товаров неизбежно влечет за собой формирование общего рынка (единого экономического пространства), в котором гарантируется свобода передвижения не только товаров, но также услуг, капиталов и рабочей силы (так называемые четыре свободы). Далее, следствием функционирования полностью сформировавшегося единого экономического пространства становится необходимость проведения единой финансово-валютной политики и создания экономического союза путем введения единой валюты

2.2. Интеграционное развитие Европейского союза

Международные экономические  связи стран Западной Европы всегда отличались высокой интенсивностью. В послевоенные годы развития здесь  кооперации помогли транснациональные  корпорации (ТНК). В Западной Европе возникла необходимость консолидации западноевропейской элиты на собственной основе. С этой целью в рамках созданного в 1949 году Совета Европы было сделано ряд проектов региональной интеграции – от объединений в пределах отдельных видов промышленности до огромных проектов западноевропейской федерации. В 1951 г. первоначальной «клеточкой» будущего Союза стало отраслевое объединение угля и стали (далее – ЕОУС) – Парижский договор, когда произошло картелирование двух базовых отраслей экономик шести стран. В Объединение Европейскокого экономического сообщества (далее – ЕЭС) вступили: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Впервые национальные правительства этих стран добровольно делегировали часть своего суверенитета, хотя и в четко определенной области, наднациональной организации не только общего рынка четырех продуктов промышленности (угля, железа, стали и металла), а и общего регулирования объемов выпуска продукции и уровня цен, инвестиционных программ и рационального использования рабочей силы. Этот договор вступил в силу в 1953 году. ЕОУС контролировало 60% выплавки стали и 50% добычи угля в Западной Европе.

В 1956 году в ЕОУС возник план переделать эту организацию в  зону свободной торговли, но разногласия  между странами, особенно между Англией и Францией, привели лишь к созданию в марте 1957 года в Риме шестью странами-членами ЕОУС Римской сепаратной договоренности о создании ЕЭС – общего рынка, с перспективной программой экономической и политической интеграции. Конечной целью ЕЭС было провозглашено создание Соединенных Штатов Западной Европы. Одновременно в Риме было  основано Европейское Сообщество атомной энергии (далее – Евроатом), целью которого было создание еще одного отраслевого рынка, объединение ресурсов атомной энергии и атомной промышленности. Развитие сотрудничества в  ЕОУС и Евроатома подтолкнул государства к снятию многих барьеров, которые не давали расшириться торговли между ними, а также проведения политики регулирования внешнеторговой деятельности. Все три Сообщества (ЕЭС, ЕОУС, Евроатом) имели общие Парламентскую ассамблею и Суд. В 1960 году Великобритания, на то время, еще не присоединилась к ЕЭС, организовала Европейскую ассоциацию свободной торговли (далее – ЕАСТ) в количестве 7 государств. в 1962 году были в основном ликвидированы количественные ограничения товарообмена, одновременно национальные таможенные тарифы делались единым тарифом.

В соответствии со статьей 9 Римского договора о создании Европейского экономического сообщества, основой Сообщества является таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых, равнозначных по последствиям сборов в торговых отношениях государств-членов, а также установление единого таможенного тарифа в отношениях с третьими странами. Таким образом, создание таможенного союза имело два аспекта – внутренний и внешний.

1. Внутренний аспект – формирование зоны свободной торговли внутри Сообщества при сохранении свободы экономических действий по отношению к третьим странам. С 1958 по 1968 г. идет процесс постепенного снижения и отмены таможенных пошлин и количественных ограничений товарооборота между странами Европейского экономического сообщества, формируется единое торговое пространство.

2. Внешний аспект – осуществление единой внешнеторговой политики на базе замены национальных тарифов единым таможенным тарифом (далее – ЕТТ), ограждающим территорию Сообщества в торговле с третьими странами. Пошлины ЕТТ устанавливаются, на уровне среднеарифметических пошлин, применяющихся на 1 января 1957 г. Введение единого тарифа проводилось постепенно путем сближения национальных импортных пошлин с пошлинами ЕТТ. Это означало понижение пошлин для Франции и Италии – стран с высокими таможенными обложениями и их повышение для ФРГ и стран Бенилюкса, применявших более низкие тарифы. В полном объеме единый тариф применяется с 1 июля 1968 г., с момента упразднения пошлин внутри Сообщества, и имеет ярко выраженную понижательную тенденцию. За 20 лет средний уровень таможенных тарифов снизился с 40 до 4,5%.5 В этот же период в рамках «Общего рынка» происходил процесс формирования общей сельскохозяйственной политики, принятой по инициативе Франции, заинтересованной в расширении сбыта своей сельскохозяйственной продукции, а также сформирован  механизм торговли (протекционистский) с третьими странами.

В 1984 году ЕАСТ и ЕС договорились создать единое экономическое пространство и расширить сотрудничество в отраслях, как экономика, валютная и промышленная, охрана окружающей среды, рыболовство, транспорт. При этом ЕАСТ взяла все льготы и торговые доходы от членства в Европейском Сообществе, но не брала участие в работе институтов ЕС. С 1987 г., в соответствии с решениями Единого европейского акта, страны европейского союза переходят в стадию Общего рынка. Внутри Сообщества реально перемещаются не только товары, но и все другие факторы производства: услуги, капиталы и др. С того момента, формируется общее рыночное пространство. Полноценное функционирование последнего невозможно без создания единого валютно-финансового пространства.

Первые попытки взаимодействия в этой сфере возникли еще в 1950 г., когда был создан Европейский  платежный союз. Он возник в условиях послевоенной разрухи, неконвертируемости европейских валют, малых золотовалютных резервов. Способом расширения платежного потенциала отдельных стран стала координация использования излишков, возникавших в торговле с одними странами, для покрытия дефицитов в торговле с другими странами. Европейский платежный союз просуществовал 8 лет и выполнил свою задачу.

Общая таможенная политика сделала создание в 1970-х годах  собственных фондов Сообщества, главным образом за счет прихода от таможенных выплат и компенсационных  сборов, которые взимались при  импорте товаров с третьих стран. Важным  элементом интеграции стало создание Европейской валютной системы (далее – ЕВС), которая начала действовать с  марта 1979 года, и перед которой были поставлены следующие задачи:

1) достижение валютной стабильности в рамках ЕС;

2) упрощение конвергенции процессов экономического развития;

3) обеспечение  стратегии увеличения в условиях  стабильности;

4) стабилизация  международных валютных и экономических  взаимоотношений.

Базовым элементом ЕВС  было введение расчетной  валютной единицы ЭКЮ.

В 1993 году подписан Маастрихтский  договор, это придает ЕЭС и ЕВС новые очертания. Наднациональные институты (первая опора) дополняются сотрудничеством в области внешней политики и безопасности (вторая опора) и в области юстиции и внутренних дел (третья опора). Договор о ЕС определил последовательность мероприятий:

1) отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;

2) введение общего таможенного  тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;

3) свободное движение  факторов производства (капитала  и рабочей силы), свобода создания  филиалов на территории ЕС  и свободная торговля услугами  между странами-участницами; 

4) проведение общей аграрной  и транспортной политики;

5) создание валютного  союза; 

6) координация и постепенное  сближение экономических политик  стран-участниц;

7) унификация налоговых  законодательств; 

8) выравнивание внутригосударственных  правовых норм, имеющих значение  для общего рынка.  Создаются предпосылки для создания Экономического и валютного союза. В соответствии с планом Делора участниками Валютного союза становятся лишь те страны, которые отвечают установленным критериям конвергенции.

В 1999 году был создан Европейский  центральный банк, создана единая валюта – евро (которая с 1999 года ходила в чеках, банковских счетах, а наличным способом – с 1 января  2002 года), создается организационный и правовой механизмы совместной внешней политики угрозы государств-членов ЕС. А вообще введение евро означает, что впервые после полувека господства американского доллара появилась на международно-финансовых рынках единая европейская валюта. Валютный союз является логическим завершением строительства единого внутреннего рынка и, по замыслу лидеров ЕС, может стать хорошей предпосылкой для перехода на новый уровень политической интеграции.

Таким образом, базируясь  на мировом опыте, отдельно, на опыте  ЕС, можно выделить 5 основных уровней интеграционного процесса:

1) зона  свободной торговли, в рамках  которой ликвидируются  таможенные и количественные ограничения между государствами – членами интеграции;

2) таможенный союз, в рамках которого ликвидируются различные дискриминации в сфере перемещения товаров внутри союза и формируется общая таможенная политика в отношении государств – членов;

3) общий  рынок, где  наряду с товарными  ликвидируются еще ограничения  перемещения факторов изготовления;

4) экономический  союз  как форма общего рынка,  которая  базируется на гармонизации  национальных экономических политик  для ликвидации дискриминации в сфере свободного передвижения товаров;

5) валютный  союз и экономическую  интеграцию, которая образована на унификации  монетарной, фискальной, социальной  и антицикличной политики и создание наднациональных органов,  уполномоченных принимать за  государств-члены обязательные решения.

В настоящее время ЕС  представляет собой экономическое и политическое объединение 27 европейских государств: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания. Ирландия, Греция, Португалия, Испания, Австрия. Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия. Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния. Кандидатами на пути к членству в ЕС являются – Исландия, Черногория, Сербия, Бывшая Югославская, Республика Македония, Турция.6

Европейский Союз стал результатом  протекания мировой экономической интеграции и превратился в мощную экономическую группировку. В рамках Союза установлены льготы взаимной торговли, проводится общая экономическая политика, постоянно снимаются ограничения на передвижение товаров, капиталов, рабочей силы.

ЕС представляет собой некое абсолютно новое и уникальное по своей природе явление. До настоящего момента во всей истории человечества не существует второго примера подобного синхронизированного и подчиненного неким общим законам и целям союза государств, из которых ни одно не претендует на роль абсолютного и неоспоримого лидера.

    1. Таможенная интеграции в СНГ

После распада Советского Союза все государства, вошедшие в СНГ, оказались объективно заинтересованными  в поддержании устойчивых взаимных экономических связей. Таким образом, межгосударственное взаимодействие стран СНГ должно было стать не самоцелью, а инструментом решения социально-экономических проблем, отвечая при этом коренным интересам государств Содружества. В 1993 году страны СНГ 24 сентября 1993 года заключили Договор о создании экономического союза. В торгово-экономических отношениях страны согласились на: последовательное снижение и отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, а также количественных и всех иных равнозначных им по своим последствиям ограничений; гармонизацию таможенного законодательства, механизмов тарифного и нетарифного регулирования; упрощение таможенных процедур; унификацию форм таможенной документации для ведения таможенной статистики.

Одним из положений договора было создание таможенного союза. При  его создании наряду с полной отменой  тарифного и нетарифного регулирования перемещения товаров, работ и услуг предполагалось установление общего таможенного тарифа в отношениях с государствами, не участвующими в настоящем Договоре, координацию внешнеторговой политики в отношении государств, не участвующих в настоящем Договоре. Обозначенные в договоре цели оказались нереализованными, хотя с 1994 г. было подписано множество соглашений, входящих в концепцию Содружества. Проблемой являлось не только (и даже не столько) систематическое невыполнение подписанных сторонами соглашений, но также все нарастающая дифференциация экономических интересов стран Содружества, несовместимость их экономической политики и законодательства, стремление диверсифицировать торгово-экономические связи с третьими странами.

На основе Договора 23 декабря 1993 года было принято Решение об утверждении Положения о Совете руководителей таможенных служб  государств-участников Содружества (далее – СРТС). Почти через девять лет, 30 мая 2002 года было утверждено новое Положение. Оно предусматривает следующие основные направления деятельности Совета:

Информация о работе Сравнительный анализ функционирования различных форм международной таможенной интеграции на примере Европейского союза и СНГ