Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:24, курсовая работа
Работа посвящена изучению российско-цинских отношений как фундамента для развития дальнейших контактов двух стран.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
Предпосылки зарождения российско-цинских отношений.
ГЛАВА 2.
Первый период российско-цинских отношений
Нерчинский договор
Выводы
ГЛАВА 3.
Второй период российско-цинских отношений
Выводы
ГЛАВА 4.
Заключительный период российско-цинских отношений
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Таким образом, по мнению многих авторов, Россия взяла на себя роль защитницы Империи Цин. Такая «защита» была вызвана угрозой российским владениям и влиянию России в Китае. Но это не главный итог договора. Согласно договору, Китай должен был выплатить Японии контрибуцию в 330 млн. таэлей. Но казна Империи Цин была пуста. Поэтому Китай решил заимствовать эти деньги на внешнем рынке. Россия предложила китайскому правительству заём на довольно выгодных условиях. Контракт был подписан 6 июля 1895 г. Следующим шагом в расширении экономического влияния России на империю Цин было создание Русско-Китайского банка, который наделялся широкими полномочиями: финансирование китайских властей, сбор и хранение налоговых поступлении, получение железнодорожных и других концессий на всей территории Империи Цин. После войны с Японией, влиятельный китайский чиновник Ли Хунчжан[26] отправился в официальную поездку по некоторым европейским странам, которую должен был начать с визита во Францию. Русский посланник в Пекине Кассини по указанию из Петербурга и агент Министерства финансов Покатилов убедили Ли Хунчжана изменить планы. В России Ли Хунчжану оказали тёплый приём. Переговоры закончились подписанием Союзного договора в 1896 г.[27]
Концессионный договор был невыгоден Империи Цин: постройка российской железной дороги на территории Маньчжурии означала начало прямого экономического вторжения России в эту китайскую провинцию. Однако создание Русско-китайского оборонительного союза было вызвано объективными причинами. Закрепление Японии в Корее создавало реальную угрозу российским владениям, и Империи Цин, а Великобритания, которая имела в Китае безусловное экономическое и политическое первенство, косвенно поддерживала Японию.
Таким образом, для России создались выгодные условия для расширения её влияния на Китай: авторитет Великобритании подорван, появился общий для России и Империи Цин враг – Япония. Однако нишу Великобритании могли занять Германия и Франция, используя финансовые осложнения Империи Цин. Российское правительство, как было сказано выше, устранило данную опасность, дав кредит Империи Цин, который ускорил российско-китайское сближение.
Союзный договор предусматривал создание военного союза двух государств, который должен был вступить в силу в случае нападения Японии на Россию, Китай или Корею. Так же обеспечивалась поддержка друг друга «всеми силами, какими они будут располагать в этот момент». Для обеспечения доступа российских сил в «угрожаемые пункты» Китайское правительство соглашается на сооружение железнодорожной линии через Маньчжурию к Владивостоку.
Некий ущерб российско-китайским отношениям нанесла политика Николая II на Дальнем Востоке, которую он проводил в промежутке с 1894 по 1901 гг.. С его приходом к власти, внешняя политика России на Дальнем Востоке изменилась. Внешнеполитический курс Николая II был переменчив, несдержан, был нацелен на удовлетворение сиюминутных потребностей страны с помощью военной силы. Естественно, что такой курс не принёс России положительного результата, точнее, такая политика привела Россию к утрате большинства позиций в данном регионе.
Данная политика начала проявляться уже с самого начала правления Николая II. В 1897 г. Германии, решившей захватить бухту Киао-Чао, потребовалось на это согласие России, располагавшей правом стоянки своих кораблей в этой бухте. Николай II занял нейтральную позицию. Однако позже все-таки проявил негативное отношение к захвату Киао-Чао. Германское правительство сочло целесообразным предложить Петербургу компромисс: Россия не будет возражать против захвата Киао-Чао Германией и в свою очередь вознаградит себя приобретением Порт-Артура.
Витте протестовал против таких необдуманных действий. Он попытался выйти из данной ситуации, показав царю, что экономические и дипломатические методы более эффективны. Китай должен был выплачивать Японии вторую часть контрибуции и обратился к России с просьбой о займе, однако «выжать» из данной ситуации максимум выгод Витте не удалось[28] .
В результате Россия приняла предложенный немцами компромисс: в декабре 1897 г. российская эскадра бросила якорь на рейде Порт-Артура. Срок аренды устанавливался в 25 лет и затем мог быть продлен по обоюдному согласию сторон. Порт-Артур закрывался для захода любых судов, кроме русских и китайских, и практически превращался в российскую военно-морскую базу.
Естественно, что данный инцидент крайне осложнил российско-китайские отношения: фактически один из союзников Россия допустил захват территории другого союзника, и более того сам фактически оккупировал часть его территории и даже юридически это оформил. Теперь любые новые инициативы России в Китае встречали бы недоверие и сопротивление цинской администрации. Доминирующее положение в Китае вновь заняла Великобритания.
Такая ситуация, когда союзник (Китай) фактически потерян и превращается во врага, а более сильные державы, такие, как Япония и Великобритания, требовали «компенсаций», вызвала опасность потери не только политического, но и экономического влияния России на Китай.
Единственным выходом из этой ситуации виделось в разграничении сфер влияния России и Великобритании в Китае. 16 апреля 1899 года было подписано соглашение. Таким образом, мы наблюдаем, что юридически неоформленные обязательства с Китаем были заменены письменным соглашением двух держав, которым уже безразлична позиция Империи Цин, являющейся лишь объектом раздела.
В 1898-1899 гг. в Китае началось боксёрское восстание[29]. Во время, которого российское правительство ввело в Маньчжурию войска, и к середине октября вся Маньчжурия была оккупирована. Противниками подобных действий были министр финансов Витте, по мнению которого эти действия приведут к напряжённости в отношениях с Великобританией и Японией, которые могут начать войну против России, в то время как из-за того, что Транссиб и КВЖД не достроены, российская армия и флот в данном регионе были не готовы. Но Николая II и его приближённых не заботили такие «мелочи»: политика «компенсаций» и пренебрежение к силе Японии сделали своё дело.
В Петербурге был выработан проект соглашения с китайским правительством, по нему китайская власть восстанавливалась в Маньчжурии, где должны были временно оставаться российские войска, а все китайские войска должны были быть выведены до завершения постройки КВЖД. Помимо этого Китай должен был по требованию России смещать губернаторов всех трёх провинций Маньчжурии. Проект был секретным, но китайское правительство, посчитавшее эти требования явно завышенными, опубликовала проект в английской газете «Times». И уже в феврале 1901 г. последовал совместный протест Японии, Великобритании и США против данного договора. Под давлением Россия предложила Империи Цин смягчённый проект договора, однако Китай отверг и его: переговоры прекратились.
Война с Японией 1904-1905 гг. и последовавший за ней Портсмутский мир[30], показали, что Маньчжурия стала фактически сферой интересов России, а Китай вообще никак не влиял на данную обстановку. Империя Цин из объекта российско-цинских отношений превратилась в субъект колониальной экспансии России на Дальнем Востоке.
В 1911 в Китае году произошла Синьхайская революция, которая ликвидировала власть династии Цин в Китае. Российско-цинские отношения прекратились.
Третий период российско-цинских отношений происходил в период I Опиумной войны. Она имела колоссальное значение для российско-цинских отношений: под сомнение была поставлена правильность внешней политики России на Дальнем Востоке. Россия не считала считала более, что сохранение выгодной российско-цинской торговли возможно только в условиях политической стабильности в отношениях с Империей Цин.
Победа Англии показала возможность одновременного достижения двух целей. В результате чего в 1858 г. был заключен Айгуньский договор, вернувший России часть Приамурья и Тяньцзиньский договор, предоставивший России все права и льготы в Китае, которые уже были у западных держав.
В результате проведенного исследования стоит подчеркнуть, что предпосылками к установлению данных отношений послужило то, что Китай уже на тот момент являлся одним из крупнейших центров восточной цивилизации. А так же то, что фактически до начала промышленной революции в Европе он был одним из самых развитых государств мира. Помимо всего этого китайская экономика была самодостаточной, независимой от внешнего рынка. В данной работе российско-цинские отношения были разделены на три периода.
В первый период российско-цинских отношений (1649 – 1689 гг.) российское правительство тщетно старалось достигнуть успехов в экономической и политической областях. При этом оно так же сохраняло наступательную политику в Приамурье и одновременно пыталось установить торговые отношения с Китаем. Опыт первого периода показал России на невозможность достижения двух данных целей одновременно. Поэтому для достижения приоритетной цели (экономической выгоды в торговле с Китаем) Россия вынуждена была сдавать позиции в территориальном вопросе.
Во время второго периода (1689 – 1842 гг.) Российская Империя достигла своей главной цели: она получала право на создание в г. Кяхте нового пункта российско-цинской торговли, но лишилась своих территорий. В данный период дипломатические контакты с империей Цин свелись к минимуму. Это объясняется тем, что фактически Империя Цин и Россия достигли желаемых внешнеполитических и экономических целей.
На рубеже третьего периода под сомнение была поставлена правильность внешней политики России на Дальнем Востоке. Дело в том, что со времён Нерчинского договора России считала, что сохранение выгодной российско-цинской торговли возможно только в условиях политической стабильности в отношениях с Империей Цин. Однако позже была увидена возможность одновременного достижения двух целей. В результате чего в 1858 г. был заключен ряд договоров, вернувший России часть Приамурья и, предоставивших России все права и льготы в Китае.
Итак, обобщив вышесказанное, нужно ещё раз обратить внимание на некоторые моменты. Проблемы становления российско-цинских отношений заключались в своеобразной китайской концепции внешнего мира: все окружавшие его племена представлялись варварами, народами, низшими по развитию. Данное представление фактически имело место и в моменты попытки российских посольств установить мирные отношения.
Особенностью же данных отношений являлось то, что на протяжении более двухсот лет Россия стремилась как расширять своё влияние в Северной Монголии, так и параллельно с этим торговать с Китаем. Китай же, в свою очередь, старался реализовать внешнеполитическую доктрину, которая предполагала создание широкой буферной зоны между соседними странами и Китаем для защиты последнего, в связи с чем, препятствовал распространению влияния России на соседние территорию в т.ч. и в Северной Монголии. Резкий контраст интересов породил дальнейшие проблемы развития российско-цинских отношений, что, несомненно, так же не позволило двум странам выйти на новый уровень отношений.
Таким образом, при достижении определенного ряда задач мы достигли главной цели, определив проблемы становления и дальнейшего развития российско-цинских отношений.
Наше исследование посвящено теме, которая, будем надеяться, не оставит равнодушными и других исследователей, и к этой теме будут обращаться и в дальнейшем. Ведь, несомненно, данный этап отношений послужил базисом – фундаментом всех дальнейших контактов между двумя странами. Нами рассмотрена относительно непопулярная тема ввиду очень давнего происхождения всех вышеперечисленных событий. Однако ставить точку на изучении данных вопросов и проблем еще рано.
1. Беспрозванных Е.Л. Экспансионистская политика династии Цин в Центральной Азии (ХVII – ХVIII века.). Учебное пособие для студентов истфака. Саратов, 1990.
2. Воскресенский А.Д. Царская Россия и Китай в исследованиях последних лет (80 – 90е гг. ХХ в.). М., 1994.
3. Гуревич Б. П. Международные отношения в Центральной Азии…, стр. 241.
4. Забровская Л.В. Историографические проблемы японо-китайской войны 1894-1895 гг. Владивосток, 1993.
5. Игнатьев А.В. С.Ю. Витте – дипломат. М., 1989
6. Крымов А.Г. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае (1900-1917). М., 1972.
7. Малявин В.В. Первые русские люди в Китае// Восточные арабески. М., 2000,стр. 135
8. Мясников В. С. Историко-культурные особенности экономического взаимодействия России с Китаем // Россия во внешнеэкономических отношениях: уроки и современность. М., 1993.
9. Мясников В. С., Шепелева Н. В.. Империя Цин и Россия в XVII— начале XX в../ Китай и соседи// Под ред. С.Л. Тихвинского. М. 1982
10. Мясников В.С. Империя Цин и Русское государство в ХVII в. М., 1980.
11. Ремнев А.В. Камчатка в планах Муравьева-Амурского. Исторический ежегодник. 1999. Омск, 2000
12. Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае: Собр. трудов. М.,1999.
13. Русско-китайские отношения в ХVII веке. Материалы и документы. Т.1. 1608-1683. М.,1969.
14. Русско-китайские отношения в ХVII веке. Материалы и документы. Т.2. 1686-1691. М., 1972.
15. Русско-китайские отношения в ХVIII в.: Материалы и документы. Т.2. М.,1990.
16. Русско-китайские отношения в ХVIII веке. Документы и материалы. Т.3. Русско-китайские отношения. 1727-1729. М., 2005.
17. Русско-китайские отношения в ХVIII веке. Материалы и документы. Т.1. 1700-1725. М., 1978
18. Русско-китайские отношения. 1689-1916. Официальные документы. М., 1958.
19. Самойлов Н.А. Россия и Китай, Спб. 2005
20. Сергеев Е.Ю. Политика Великобритании и Германии на Дальнем Востоке, 1897-1903. М., 1998.
21. Сладковский М.И. История торгово-экономических отношений народов России с Китаем (до 1917 г.) М. 1974, стр. 43-44,стр. 90, стр. 77-78.
22. Ткаченко Б.И. Восточная граница между Россией и Китаем в договорах и соглашениях ХVII – ХХ веков. Владивосток, 1998.
Публикуется по: АВПР, ф. Трактаты, 1689, д.22, лл. 6-7 об. Копия. Опубл.: ПСЗ, т. III, № 1346, стр. 31-32 «Сборник договоров России с Китаем, 1689-1881 гг.», СПб., изд. МИД, 1889, стр. 1-6.
Первый между Российским государством и маньчжурской Цинской империей; вынужденная передача цинскому правительству территории Албазинского воеводства. Определял систему торговых и дипломатических отношений между государствами. Граничная линия по Нерчинскому договору была крайне неопределенной. Изменена Айгунским (1858) и Пекинским (1860) договорами