Роль и место республики Таджикистан в мировой политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Борьба против угрозы распространения экстремизма и международного терроризма, незаконного оборота наркотических средств и других организованных транснациональных международных преступлений занимает важное место во внутренней и внешней политики Республики Таджикистан. Республика Таджикистан всячески стремится усилить борьбу против этих негативных явлений, приводящих к дестабилизации нормальной системы международных отношений. Участие в работе политической конференции ООН по подписанию Конвенции ООН о борьбе против организованной международной преступности, которая состоялась в декабре 2000 года в Италии, говорит о твердой позиции Правительства Республики Таджикистан и его политического руководства в борьбе против любых подобных проявленный.

Оглавление

Введение ------------------------------------------------------------------------
Глава 1. Взаимное сотрудничество Республики Таджикистан и международных организаций.
I.I. Участие Республики Таджикистан в региональных и мировых организациях ООН, ОБСЕ, ОИК, ЭКО, НАТО, ЕС, ШОС. --
I.II. Место Республики Таджикистан в разрешении региональных проблем Центральной Азии (водно-энергетические проблемы, проблемы наркотрафика, терроризма и т.д.)
Глава 2. Место Республики Таджикистан в Содружестве Независимых Государств.
II.I Взаимное сотрудничество Республики Таджикистан со странами-участницами СНГ.
Заключение. ---------------------------------------------------------------------
Список литературы. ----------------------------------------------------------

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_ (2).doc

— 233.50 Кб (Скачать)

В июне 2003 года, Министр  иностранных дел Т.Назаров принял участие в работе Совещания министров  иностранных дел стран-членов СЕАП и Министр обороны Республики Таджикитсан в работе Совещания министров обороны стран-членов СЕАП.

Совещания были посвящены трем основным темам:

    1. Новые угрозы безопасности и роль партнеров в их решении;
    2. Демократические реформы и их вклад в стабильность евро-атлантического пространства;
    3. Укрепление безопасности и стабильности в Афганистане.

 

НАТО имеет богатый  опыт в оказании содействия странам  с переходной экономикой путем реализации программ партнерства и сотрудничества, в частности при осуществлении  реформ в оборонной сфере.

Для Республики Республика Таджикистан имеет важное  значение взаимодействие с НАТО в области своевременного реагирования на риски и угрозы безопасности. Сотрудничество в рамках СЕАП и ПРМ обеспечит Республики Республика Таджикистан систематическими рекомендациями и поддержкой в области  безопасности, создаст благоприятные внешние условия для проведения внутренних реформ.

Принимая во внимание переходное состояние  экономики Республики Республика Таджикистан, она заинтересована в получении финансовой помощи со стороны государств-членов НАТО, которое можно было бы направить на решение конкретных задач по модернизации Вооруженных Сил Республики Республика Таджикистан, повышению уровня их готовности к взаимодействию при реализации Программы «Партнерство во имя мира».  (в частности в  следующих сферах: 

    1. обеспечение большей транспарентности при планировании национальной обороны и формирования военного бюджета;
    2. обеспечение демократического контроля над вооруженными силами;
    3. совместные военные учения;
    4. способность действовать с вооруженными силами НАТО в таких областях, как операции по поддержанию мира, поисково-спасательные и гуманитарные операции;
    5. оказание помощи при чрезвычайных ситуациях и научные и экологические программы.)

 

СОТРУДНИЧЕСТВО  РЕСПУБЛИКИ РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН

С ЕВРОПЕЙСКИМ  СОЮЗОМ (ЕС)

 

9В 2004 году Европейская Комиссия приняла решение об открытии Представительства Европейской Комиссии в Республика Таджикистане. Главой Представительства Европейской Комиссии в Казахстане, Кыргызстане, Республика Таджикистане и Туркменистане является Норберт Жюстен. С 2008 года по настоящее время Временным поверенным Европейской Комиссии в Республика Таджикистане является г-жа Шарлотта Адриан.       В 2001 году в Брюсселе было открыто Постоянное Представительство Республики Республика Таджикистан при Европейских Сообществах. Республика Республика Таджикистан придает большое значение сотрудничеству с Европейским Союзом. Сотрудничество с Европейским Союзом является приоритетным направлением во внешней политике Республики Республика Таджикистан.

В октябре 2004 года в Люксембурге  было подписано Соглашение о партнерстве  и сотрудничестве между Республикой Республика Таджикистан и Европейским Союзом. После вступления Соглашения в силу предусматривается создание Совета по сотрудничеству между Республика Таджикистаном и ЕС на министерском уровне.             С начала контр террористической операции в Афганистане между Республикой Республика Таджикистан и странами-членами ЕС осуществляется сотрудничество по оказанию поддержки коалиционным международным силам в Афганистане и предоставлении инфраструктуры Республика Таджикистана военным силам этих стран, что свидетельствует о единой позиции в борьбе против международного терроризма, экстремизма и незаконного оборота наркотиков.

В 2005 году Евросоюзом было принято решение об учреждении поста  Специального представителя ЕС по Центральной  Азии. С октября 2006 года эту должность  занимает французский дипломат г-н  Пьер Морел.

31 октября 2008 года в  Душанбе состоялось первое заседание Диалога по правам человека между Республикой Республика Таджикистан и Европейским Союзом.

Сотрудничество Республики Республика Таджикистан с Европейским Союзом осуществляется также в области обеспечения безопасности границ и борьбы с наркотрафиком из Афганистана в рамках программы Европейского Союза по содействию безопасности управления границами в Центральной Азии (БОМКА) и контроля за наркотиками (КАДАП).

Европейский Союз в рамках БОМКА/КАДАП выделил 1 350 000 евро для  реализации программ в Республика Таджикистане. В рамках этих программ с 14 по 17 февраля 2005 года в Душанбе прошла Международная конференция по обсуждению вопросов международного содействия Правительству РТ в управлении и обеспечении безопасности на таджикско-афганской границе с участием заинтересованных стран и международных организаций.

27-28 сентября 2005 года в  Душанбе состоялась Конференция  под названием «Партнерство во  имя безопасности и развития  на таджикско-афганской границе», на которой с приветственным  словом выступил Президент страны Эмомали Рахмон.

9-11 февраля 2009 года  состоялся официальный визит  Президента Республики Республика Таджикистан Эмомали Рахмона в штаб-квартиру Европейского Сообщества. В Брюсселе состоялась встреча Президента Республики Республика Таджикистан Эмомали Рахмона с Президентом Европейской Комиссии Ж.М.Баррозо. В ходе переговоров стороны обсудили вопросы развития экономических, инвестиционных и гуманитарных связей между Республикой Республика Таджикистан и Европейской Комиссией, особое внимание было уделено проблемам региональной безопасности.        Во время официального визита в институты Европейского Союза глава таджикского государства встретился с Верховным Представителем Европейского Союза по единой внешней политике и политике безопасности, Генеральным секретарем Совета ЕС Хавьером Соланой и председателем Комитета по международным делам Европейского Парламента Яцеком Сариуш-Вольским, на которых были обсуждены вопросы, представляющие взаимный интерес.             11 февраля Президент Республики Республика Таджикистана Эмомали Рахмон выступил с речью о состоянии и перспективах развития двусторонних отношений между Республика Таджикистаном и Европейским сообществом перед депутатами Европейского Парламента.

В рамках визита состоялась встреча главы государства с Президентом Европейского инвестиционного банка Филиппом Мейштадтом. По итогам переговоров было подписано Соглашение о сотрудничестве между указанным банком и Республикой Республика Таджикистан.        Торговый оборот между Республикой Республика Таджикистан и Европейским Союзом в 2008 году составил 881,3 миллиона долларов США (экспорт - 568,2 млн., импорт - 313,1 млн. долларов США). На торговлю с Европейским Союзом приходится 19,3% всего внешнеторгового оборота страны. В первом квартале 2009 года двусторонняя торговля составила 83 млн. долларов США (экспорт - 37 млн. и импорт - 46 млн. долларов США).

 

РЕСПУБЛИКИ РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН И ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВО

 

10Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) –международная межправительственная организация, в состав которой входят Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Республика Таджикистан и Республика Узбекистан.

Республика Индия, Исламская  Республика Иран, Монголия и Исламская Республика Пакистан являются государствами- наблюдателями при ШОС. Создана Контактная группа «ШОС – Афганистан».

ШОС сформировалась на базе «Шанхайской пятерки» («Шанхайского форума»), сложившейся в результате подписания в 1996 -1997 гг. между Казахстаном, Китаем, Кыргызстаном, Россией и Республика Таджикистаном соглашений об укреплении доверия и военной области о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границ.

В январе 2001 г. с просьбой о присоединение к «Шанхайской  пятерки» в качестве полноправно члена обратился Узбекистан.

Трансформация «пятерки»  в ШОС произошла на саммите  в Шанхае 15 июня 2001 г. – главы шесть  государств подписали Декларацию о  создании ШОС и Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Целями новой организации  провозглашались «укрепление между  государствами-членами взаимного  доверия, дружбы и добрососедства, поощрение эффективного сотрудничество между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях; совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка».

Органами ШОС являются:

Совет глав Государств-членов ШОС (СГГ)

Совет глав правительств государств-членов ШОС (СГП)

Совет министров  иностранных дел государств –членов  ШОС (СМИД)

Механизмом  координации деятельности ШОС является Совет Национальных координаторов государств –членов ШОС (СНК)

 

РТ активно взаимодействовала  в рамках «Шанхайского форума», продолжает целенаправленно вести эту линию  как член ШОС. В июле 2000  г. в  Душанбе проходил саммит «Шанхайского форума». С образованием ШОС Президент РТ принимал участие во всех саммитах этой организации.

28 августа 2008 года в  Душанбе состоялось очередное  8-е заседание Совета глав государств-членов  ШОС. В работе заседания принимали  участие все главы государств  членов Организации, а также делегации государств-наблюдателей, и в качестве гостя Председательствующего – Президент Исламской Афганистан.

На этом Саммите главы  государств обсудили вопросы, связанные  с укреплением дальнейшего разнопланового сотрудничества и совершенствованием механизмом деятельности ШОС. Главным документом, принятым главами государств стала Душанбинская декларация глав государств-членов ШОС. В декларации отраженно нынешнее положение организации в свете меняющегося мира и перспективы на будущее.

Были приняты и другие важные для организации документы.

Таким образом, Республика Таджикистан в качестве председательствующего достойно выполнила свою миссию и после Душанбинского саммита эту эстафету принимала Российская Федерация.

Необходимо отметить, что кроме взаимодействия в различных направлениях, ШОС для развития экономики республики оказала реальную помощь.

Так, в 2006 году в Шанхае в рамках юбилейного саммита ШОС  по итогам двусторонней встречи был  подписан пакет соглашений о выделении  льготного экспортного кредита  Правительства китайского Народной Республики в рамках ШОС Правительству  Республики Республика Таджикистан для реализации проектов регионального значения, в частности:

  • договор о строительстве между Республика Таджикистаном и Узбекистаном автодороги «Душанбе – Чанак»;

Предварительная стоимость  реконструкции автодороги «Душанбе – Чанак» составляет 295,9 миллиона долларов США (в том числе кредит на сумму 281,2 миллион долларов США), а срок реализации проект 2 года. Проект предусматривает полную реконструкцию автодороги «Душанбе-Худжанд-Бустон-Чанак», строительство туннеля Шахристан, сооружение 37 больших и малых мостов и 6300 метров против лавинных объектов.

  • Соглашение о строительстве высоковольтной линии электропередачи «Север-ЮГ»;

Стоимость строительства  новой 500-киловольтной линии электропередачи  «Север-ЮГ» протяженностью 350 километров составляет приблизительно 281,3 миллиона долларов США (из них кредит-267,2 миллиона долларов США), а срок реализации проекта 3 года.

  • Соглашение о строительстве 220-киловолтьной линии электропередачи «Лолазор-Хатлон»;

Реализация данного  проекта обеспечит нормальную подачу электроэнергии в Хатлонскую область и развитие в будущем ее экономики. Общая стоимость проекта составляет 55,1 миллионов долларов США. И эти средства предоставлены Китаем в рамках долгосрочного льготного кредита. 

 

I.II.   РЕСПУБЛИКИ РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН В РАЗРЕШЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (ВОДНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ, НАРКОТИКОЙ. ТЕРРОРИЗМ….)

Формирование и распределение  водных ресурсов в Центрально-азиатском  регионе

Республика Таджикистан, Кыргызстан и Афганистан расположены в зоне формирования стока Сырдарьи и Амударьи - крупных рек Центрально-азиатского региона. Наиболее богатой водными ресурсами страной в регионе является Республика Таджикистан, на территории которой формируется в среднем 64 км3 водного стока из общего среднемноголетнего объема бассейна Аральского моря в 115 км3. С учетом реки Сырдарьи, сток которой формируется в Кыргызстане, протекающий по территории Республика Таджикистана сток равен около 80 км3. При формировании более половины водных ресурсов на своей территории, Республика Таджикистан использует около 10% общего стока: 15,4% стока рек бассейна Амударьи и 7,8% стока Сырдарьи.

В процентном отношении, в пределах Республика Таджикистана формируется приблизительно 55,4% общего стока бассейна Аральского моря, в Кыргызстане - 25,3%, в Узбекистане - 7,6%, в Казахстане - 3,9%, в Туркменистане – 2,4%, на территории Афганистана, Китая и Пакистана -5,4%11.

На основе выделенных лимитов советского периода, из стока  реки Сырдарья Узбекистан использует 50,5%, Казахстан 42%, Республика Таджикистан 7% и Кыргызстан 0,5%, а из стока же реки Амударья выделены Узбекистану 42,2%, Туркменистану 42,3%, Республика Таджикистану 15,2%, Кыргызстану 0,3%12 водных ресурсов.

По данным Научно-информационного центра Международной Координационной Водохозяйственной Комиссии (НИЦ МКВК)*, средний показатель удельного водопотребления в мире составляет 700 м3/человек/год, тогда как этот показатель на уровне 2003г. составляет для Узбекистана - 2594, Туркменистана - 4044, Республика Таджикистана -1843,  Кыргыстана-1371 и Казахстана – 1943 м3/человек/год.

Вопросы управления водными  ресурсами региона регулируются в настоящее время рядом документов советского и постсоветского периодов. Наиболее важными из них являются  Алматинское Соглашение* о сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраны водных ресурсов (1992г.) и Нукусская Декларация* по проблемам устойчивого развития бассейна Аральского моря (1995г.).

Информация о работе Роль и место республики Таджикистан в мировой политике