Роль и место республики Таджикистан в мировой политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Борьба против угрозы распространения экстремизма и международного терроризма, незаконного оборота наркотических средств и других организованных транснациональных международных преступлений занимает важное место во внутренней и внешней политики Республики Таджикистан. Республика Таджикистан всячески стремится усилить борьбу против этих негативных явлений, приводящих к дестабилизации нормальной системы международных отношений. Участие в работе политической конференции ООН по подписанию Конвенции ООН о борьбе против организованной международной преступности, которая состоялась в декабре 2000 года в Италии, говорит о твердой позиции Правительства Республики Таджикистан и его политического руководства в борьбе против любых подобных проявленный.

Оглавление

Введение ------------------------------------------------------------------------
Глава 1. Взаимное сотрудничество Республики Таджикистан и международных организаций.
I.I. Участие Республики Таджикистан в региональных и мировых организациях ООН, ОБСЕ, ОИК, ЭКО, НАТО, ЕС, ШОС. --
I.II. Место Республики Таджикистан в разрешении региональных проблем Центральной Азии (водно-энергетические проблемы, проблемы наркотрафика, терроризма и т.д.)
Глава 2. Место Республики Таджикистан в Содружестве Независимых Государств.
II.I Взаимное сотрудничество Республики Таджикистан со странами-участницами СНГ.
Заключение. ---------------------------------------------------------------------
Список литературы. ----------------------------------------------------------

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_ (2).doc

— 233.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН

ТАДЖИКСКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра

«Международные отношения»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

ТЕМА: «РОЛЬ И МЕСТО РЕСПУБЛИКИ РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ»

 

 

 

Научный руководитель:

Профессор МИРЗОЕВ Н.

 

Выполнил: студент 

4-го курса, специальности 23010100 – Международные отношения (дипломат)

БОДУРОВ М. И.

 

 

Душанбе – 2012

  

 

Введение ------------------------------------------------------------------------

 

Глава 1. Взаимное сотрудничество Республики Таджикистан и международных организаций.

 

 

I.I.   Участие Республики Таджикистан в региональных и мировых организациях ООН, ОБСЕ, ОИК, ЭКО, НАТО, ЕС, ШОС. -----------------

 

I.II.   Место Республики Таджикистан в разрешении региональных проблем Центральной Азии (водно-энергетические проблемы, проблемы наркотрафика, терроризма и т.д.) 

 

Глава 2. Место Республики Таджикистан в Содружестве Независимых Государств.

 

II.I   Взаимное сотрудничество Республики Таджикистан со странами-участницами СНГ.

 

Заключение. ---------------------------------------------------------------------

Список литературы. ----------------------------------------------------------

 

 

 

                                        ВВЕДЕНИЕ

 

Становление рыночной системы  в Республике Таджикистан, переход к новым методам государственного управления, формирование адекватной законодательной и институциональной базы, а также стремление Республики Таджикистан укрепить свое положение в качестве полноправного субъекта международных отношений, обусловили необходимость решения задач, стоящих перед страной как во внутригосударственном, так и международном плане. Преодолеть внутренний кризис, имевший место после распада СССР, а также обеспечить полноценную интеграцию Республики Таджикистан в систему мирохозяйственных связей возможно было только при реализации концепции международных связей и участия в международном разделении труда посредством механизма развития экономической и политической интеграции. На наш взгляд, в новом тысячелетии интеграция и интеграционные процессы станут определяющей тенденцией мировых процессов.

После обретения независимости, Республика Таджикистан в рамках международных отношениях представила себя в качестве самостоятельного субъекта в международной арене и заявила, что в своих действиях, как суверенное независимое государство, будет стремиться к достижению прочного мира, ликвидации ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, недопущению использования силы в решении споров и противоречий между суверенными государствами. “…Республика Таджикистан, как самостоятельный субъект международного права, устанавливает с зарубежными государствами дипломатические, консульские, торговые и другие связи, обменивается с ними полномочными представителями и заключает международные соглашения”.

Плодотворное сотрудничество с авторитетными международными организациями - Организацией объединенных наций (ООН), Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организацией Исламской конференции (ОИК), Содружеством Независимых Государств (СНГ), Евразийским экономическим сообществом, Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), - занимает важное место во внешней политике Республики Таджикистан. Следует отметить, что плодотворное сотрудничество Республики Таджикистан с этими организациями позволило мировому сообществу ближе узнать Республику Таджикистан как демократическое, светское, унитарное и правовое государство, в том числе ее внешнюю политику. Указанные организации одними из первых установили плодотворное сотрудничество с Правительством Республики Таджикистан и направили свои усилия не только на достижение мира и подписания Соглашения о мире в Республике Таджикистан, но и на разработку проектов постконфликтного восстановления и поддержки развития экономики страны.

Важным направлением внешней политики Республики Таджикистан является ее участие в деятельности Содружества Независимых Государств. Образование Содружества Независимых Государств бывшими союзными республиками свидетельствует об их взаимосвязанности, готовности к совместному решению внешних и внутренних проблем, а также об их желании решать качественно новые задачи на основе 70-летней исторической общности. Основной целью СНГ является осуществление политических, экономических, экологических, гуманитарных, культурных взаимоотношений, организация единого экономического пространства, обеспечение основных прав и свобод человека, сотрудничество между государствами Содружества по обеспечению мира и международной безопасности, осуществление разоружения, содействие гражданам государств-членов СНГ в свободном взаимоотношении, оказание взаимной правовой помощи, решение споров и внутригосударственных конфликтов членов-государств Содружества мирным путем. Следует отметить, что не все эти цели СНГ в настоящее время реализовываются в полном объеме. Но независимо от этого, Содружество, как уже было отмечено, является выразителем общности и отвечает интересам миллионов людей бывшего Советского союза.

В рамках СНГ Республика Таджикистан придает важное значение проблемам региона, в том числе вопросу бассейна Аральского моря. Республика Таджикистан является одним из учредителей Международного фонда спасения Арала и наряду с другими государствами Средней Азии направляет свои усилия на решение этой проблемы. В процессе переговоров глав Государств Центральной Азии и Казахстана вопрос эффективного использования водных ресурсов, как важнейшая проблема региона, становится предметом рассмотрения. Республика Таджикистан придает важное значение не только проблеме спасения Арала, но и проблеме обеспечения населения планеты питьевой водой и эффективного использования запасов воды. Принятие Решения Генеральной Ассамблеи ООН об объявлении 2003 года Международным годом чистой воды, единодушно поддержанная всеми государствами мира, является еще одним свидетельством возрастания авторитета Республика Таджикистана на международной арене.

Борьба против угрозы распространения экстремизма и  международного терроризма, незаконного  оборота наркотических средств  и других организованных транснациональных международных преступлений занимает важное место во внутренней и внешней политики Республики Таджикистан. Республика Таджикистан всячески стремится усилить борьбу против этих негативных явлений, приводящих к дестабилизации нормальной системы международных отношений. Участие в работе политической конференции ООН по подписанию Конвенции ООН о борьбе против организованной международной преступности, которая состоялась в декабре 2000 года в Италии, говорит о твердой позиции Правительства Республики Таджикистан и его политического руководства в борьбе против любых подобных проявленный. Таким образом, Республика Таджикистан имеет значимое место в мировой арене и международных отношениях.

 

Глава I. ВЗАИМНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

 

I.I.   Участие  Республики Республика Таджикистан  в региональных и мировых организациях  ООН, ОБСЕ, ОИК, ЭКО, НАТО, ЕС, ШОС.

 

Республика Таджикистан стала членом ООН 2 марта 1992 года. В этом году история взаимоотношений Республики Таджикистан и ООН перешагнет свой двадцатилетний рубеж. За этот недолгий, по историческим меркам, период членства в Организации, характер взаимоотношений Республики Таджикистан с ООН претерпел несколько периодов развития. Как известно, в самом начале в результате внутренней ситуации в стране приоритет во взаимоотношениях Республика Таджикистана и ООН был направлен на достижении мира и стабильности в стране. В середине 90-х годах XX века начался новый этап сотрудничества с ООН, основной целью которого была постконфликтная реабилитация и закрепление мирных договоренностей. ООН был представлен в Республике Таджикистан Бюро по миростроительству в Республике Таджикистан, которое занималось политической составляющей сотрудничества. Необходимо отметить, что после подписания Общего Соглашения об установлении мира и национального согласия в Республике Таджикистан в июне 1997 года, эту часть можно кратко охарактеризовать как следующие:

  • Содействие официальным властям страны в обеспечении мира посредством укрепления демократических институтов, поддержки диалога и национального согласия;
  • Взаимодействие в усилении потенциала таджикского общества по предотвращению конфликтов;
  • Построение потенциала в политической и правовой сферах Республики Таджикистан с целью укрепления стабильности и национального единства.

В качестве конкретных шагов  в этом направлении, можно отметить предпринимаемые меры по обучению в  области прав человека посредством  деятельности Центра по правам человека в Республике Таджикистан и внесения в учебную программу средних школ отдельного предмета, укреплению СМИ, повышению профессионализма сотрудников МВД и их привлечению в миротворческие операции ООН, созданию Национального пресс-центра; созданию форума для поддержки национального диалога на основе Общественного Совета.

  • Рост устойчивости миротворческих процессов в Республике Таджикистан посредством расширенного участия Парламента Республики Таджикистан в создании миротворческого потенциала.

 

В августе 2007 года Бюро ООН по содействию миростроительства в Республике Таджикистан успешно завершило свою деятельность в республике. Эта миссия была направлена на достижение национального согласия, мира и обеспечении последующего устойчивого развития в  Республике Таджикистан в годы тяжелого внутреннего конфликта.

Представительство Программы развития ООН (ПРООН) в Республика Таджикистане является другим основным органом, занимающимся реализацией экономической и гуманитарной составляющей сотрудничества с Правительством Республики Таджикистан. Первоначально, учитывая сложную и нестабильную политическую, социальную ситуацию в стране деятельность ПРООН в основном была сконцентрирована на оказание гуманитарной помощи, что являлось откликом на немедленные нужды страны. Также осуществлялась деятельность в сфере укрепления мира и доверия, содействие развитию малых предприятий и управление ими.

Другим важным направлением сотрудничества Республики Таджикистан с ООН в современных условиях должно стать развитие транспортных коммуникаций. В этой связи, представляется уместным всесторонне воспользоваться возможностями, предоставляемыми в формате взаимоотношений с ЭСКАТО и, в частности, участия в программе СПЕКА. Республика Таджикистан намерена и в дальнейшем добиваться скорейшей реализации своих проектов по строительству и реконструкции железнодорожных и автодорожных маршрутов, начинающихся или пересекающих его территорию с назначением в Европу и страны Юго-Восточной Азии.

После подписания Общего соглашения об установлении мира и  национального согласия в 1997 году и  становление страны на путь стабильности и процветания, ПРООН удалось сосредоточиться на реалиях постконфликтного времени и пересмотреть основные проекты и программы. Исходя из реалий создавшейся ситуации и по рекомендации Правительства Республики Таджикистан, главный акцент был сделан на долгосрочные проекты, направленные на устойчивое развитие и восстановление национальной экономики Республика Таджикистана.

Республика Таджикистан активно развивает сотрудничество со специализированными учреждениями системы ООН. Принимая во внимание устойчивое экономическое развитие последних лет страны, ООН всё больше придаёт значение Республике Таджикистан как субъекту, оказывающему позитивное воздействие на экономическую и социальную ситуацию в регионе Центральной Азии.

По мере успешной реализации целей, определяемых нашими приоритетами в вопросах сотрудничества Республики Таджикистан с ООН, Правительство Республики Таджикистана прилагает всё более активные усилия по укреплению своих позиций в этом направлении. В качестве члена Организации Республика Таджикистан стремится играть активную роль в мировых политических и экономических процессах, проявляя, тем самым, свою непоколебимую приверженность целям и принципам Устава ООН и международного права. Подтверждением этого аргумента, может служить тот факт, что Республика Таджикистан является соавтором различных международных инициатив в области укрепления мира и стабильности, а также развития. Здесь в качестве примера можно привести поддержку Республики Таджикистан инициатив по созданию безъядерной зоны в Центральной Азии, предложения Кыргызстана по объявлению Года Гор и т.п. Важной вехой в истории сотрудничества Республики Таджикистан и ООН явилось принятие резолюции, предложенной по инициативе нашей страны о провозглашении 2003 года Международным годом пресной воды. В настоящее время, этот компонент является наиболее важным направлением в системе взаимоотношений с ООН.

Республика Таджикистан определила свои цели и задачи по реализации своих приоритетов в рамках этой инициативы, которые можно свести к следующим аспектам:

  1. Мобилизация усилий для достижения более значительной политической приверженности действиям, направленным на выполнение резолюции ГА ООН;
  2. Организация более активных кампаний по освещению проблемы с привлечением широких кругов общественности, а также просветительские кампании о ценности пресной воды;
  3. Способствование обмену успешного опыта и практикой на местном, национальном, региональном и международном уровнях;
  4. Укрепление партнерства между государственным и частным секторами, а также между населением, местными органами власти и органами управления;
  5. Усиление международного сотрудничества с акцентом на укрепление роли международных организаций, особенно системы институтов ООН.

 

Учитывая озабоченность  мирового сообщества данной проблеме и его осознания взаимосвязи между доступом к чистой воде, повышением уровня здоровья и ростом благосостояния, Республика Таджикистану необходимо продолжать уделять особое внимание взаимоотношениям с ООН по созданию инфраструктуры для эффективной общенациональной системы водоснабжения и канализации. Естественно это потребует масштабных поэтапных инвестиций и крупных амортизационных издержек в более долгосрочном плане для бюджета нашей страны. Наряду с более активным вовлечением доноров в реализацию проектов в этой области, было бы приемлемым формирование и внедрение инновационных финансовых механизмов, целью которых является массированная мобилизация финансовых ресурсов не только для целей обеспечения воды, но и других задач, определяемых Целями Развития Тысячелетия. Одним из примеров является Международный финансовый механизм (МФМ). Идея создания МФМ заключается в мобилизации ресурсов на международных рынках капитала посредством выпуска долгосрочных ценных бумаг, проценты по которым затем оплачиваются странами донорами на протяжении 20-30 лет. Таким образом, критическая масса ресурсов, необходимая для инвестиций в развитие, может быть получена немедленно, тогда как возврат этой суммы растягивается на длительный период и осуществляется из бюджетов помощи развитых стран.

Информация о работе Роль и место республики Таджикистан в мировой политике