Роль и место программ стажировок в международных экономических отношениях на примере AIESEC

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Что касается цели данной курсовой, то это рассмотрение роли и места программ стажировок в международных экономических отношениях на примере AIESEC . Для достижения поставленной цели были заданы следующие задачи:
1. Рассмотрение понятия и видов международных стажировок
2. Рассмотрение особенностей организации и оформления международных стажировок

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Сущность международных программ стажировок 4
1.1 Общие сведения, характеристика и понятие международных стажировок 4
1.2 Основные тенденции в практике зарубежных стажировок представителей российских вузов 6
1.3 Международная молодежная организация AIESEC 10
Глава 2. Роль международных стажировок в мировом пространстве на примере AIESEC 13
2.1 Особенности организации и оформления на примере различных программ 13
2.2 Особенности и виды международных программ стажировок AIESEC 17
2.3 Проблемы и перспективы развития международных программ 21
Заключение 24
Список использованных источников 25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.Роль и место программ стажировок в международных экономических отношениях на примере AIESEC.docx

— 91.33 Кб (Скачать)

Сотрудничество с организацией AIESEC открывает большие перспективы для партнеров, привлекая новых клиентов, первоклассных специалистов, и дает возможность выхода на международный рынок.

Необходимым элементом работы AIESEC является сотрудничество с университетами страны. Высшие учебные заведения являются изначальной базой реализации студенческого потенциала и их возможностей, давая учащимся необходимые навыки и знания. AIESEC же помогает студентам в приобретении практических навыков работы, а также открывает возможности межкультурной коммуникации. Таким образом, высшие учебные заведения и организация AIESEC  преследуют одинаковые цели – реализация потенциала студентов, развитие общества и экономики страны.

История AIESEC в России

Разговоры об открытии AIESEC в СССР датируется 60ми годами 20 века, когда началась переписка между Всесоюзным Студенческим Советом и AIESEC international. В ноябре 1988 года ректор Плехановского института, Владимир Павлович Грошев принимает решение поддержать студентов в открытии AIESEC в стране. И уже в феврале 1989 на международном конгрессе в г. Квебек (Канада) AIESEC в СССР официально признается и становится 69 страной AIESEC (18 локальных комитетов из 3 союзных республик). Молодежная организация быстро развивается и начинает достигать первые серьезные результаты. В 1990 лучшим проектом в регионе EUNO становится проект «Израиль», реализованный под руководством А. Изосимова, президентом локального комитета МАИ. В 1991 году в г.Тарту (Эстония) проходит первая международная встреча, конференция CEMOS. Также в 1991г AIESEC USSR признается самой быстро развивающейся AIESEC страной и уже в 1993 становится полноправным членом международной глобальной ассоциации. В 1994 – AIESEC в СССР переименовывается в AIESEC в России, Беларуси и Казахстане.

Середина 90-х годов ознаменована динамичным развитием бизнеса во всех сферах. AIESEC тоже сфокусировал свою деятельность на крупных мероприятиях, делающих бизнес и государство ближе к молодежи, и открывающих новый мир возможностей для молодых предпринимателей. Вместе с тем, с конца 90-х намечается четкая тенденция на объединение локальных комитетов AIESEC RuBek и фокус на организацию стажировок.

Середина десятилетия, 1995 год, в AIESEC Россия нет результатов по реализации стажировок. Однако первые изменения начинаются с приходом нового национального комитета Константина Тамирова. Реализуется первый национальный проект по стажировкам – Караван Культур. В нем участвую локальные комитеты Москвы, Самары, Нвосибирска, Санкт-Петербурга. Уже тогда говорили о первых партнерствах между странами на основе стажировок. За пять лет количество реализованных стажировок не поднималось выше 25.

В 1996 году в состав AIESEC в России, Белоруссии и Казахстане присоединился Узбекистан. В 1997 году Россия впервые получает право проводить у себя Восточно–Европейскую конференцию, которая становится второй международной конференцией, проведенной на территории России. В ней принимают участие лидеры организации из разных стран, и определяются направления развития. Летом того же года AIESEC в России становится участником проекта «Восток присоединяется к Западу», в числе следующих стран: Польша, Украина, Литва, Латвия. Одна из основных целей проекта – налаживание отношений между странами. Одной из преобладающих тем для реализации проектов в эту эпоху были Дни Карьеры, проекты по подбору молодых специалистов для ведущих компаний в России. Дни Карьеры были востребованы на рынке и поэтому преобладали над проектами, включающими международные стажировки.

В 1998 году выпускники AIESEC организуют Ассоциацию Выпускников AIESEC Новых Независимых Государств (АВА ННГ). В начале нового тысячелетия AIESEC в России, как и весь AIESEC в мире выбирает в качестве основной своей деятельности международную программу стажировок.

Одним из крупнейших проектов по стажировкам того времени принято  считать проект Третий Путь. Он был  направлен на работу с третьими сектором и главной своей целью имел привлечение общественного внимания к теме НКО, осведомление студентов  о корпоративной социальной ответственности. В проекте участвовали локальные  комитеты из 11 городов: Москва, Санкт-Петербург, Алматы, Минск, Новосибирск, Екатеринбург, Саратов, Челябинск, Омск, Ижевск, Набережные Челны. В результате около 40 стажеров приехало в Россию, Белоруссию и  Казахстан работать в НКО, заниматься построением отношений с другими  НКО за рубежом, фандрейзингом, проводить тренинги для волонтеров.

AIESEC в России входит по итогам 2001 года в топ 10 стран по реализации стажировок в мире, в отчетах за каждый период отмечается рост в реализации стажировок. На международной встрече президентов в 2002 году AIESEC RuBeK получает награду «Innovation award» за успешную реализацию инновационного для России проекта «Третий путь».

В 2003 году выпускники AIESEC RuBeK учреждают ежегодную награду «Best exchanger award» за значительный вклад в развитие программы стажировок. Четвертое пятилетие в развитии международной организации запоминается эпохой, в рамках которой бывшие социалистические республики постепенно отсоединяются от AIESEC RuBeK,  cначала Беларусь, затем Казахстан. С 2007 года AIESEC RuBeK переименовался в AIESEC Россия.

На международном конгрессе  в Турции 2007 г. AIESEC Россия получает награду «CEE ПТ UBS Excellence Award» как самая успешная и результативная страна в регионе Центральной и Восточной Европы в 2006-2007г.. В марте 2008 года Россия в третий раз проводит международную встречу лидеров, конференцию EuroExpro 2008 в Санкт-Петербурге, которая объединила лидеров из более 40 стран мира. С 2009 года запускается 3 национальных проектов, основанных на международной программе стажировок: проект с детскими летними лагерями Sunshine, проект Вич/СПИД глазами молодежи ,совместный проект с компанией Магна по организации технических стажировок.

Глава 2. Роль международных стажировок в мировом пространстве на примере AIESEC

2.1 Особенности организации и оформления на примере различных программ

В роли главного «информатора» по вопросам стажировки обычно выступает вуз. Именно с руководством учебных заведений чаще всего работают крупные компании, подбирающие стажеров. Наверняка деканат или институтская служба трудоустройства располагает нужной информацией. Но, предположим, вам не походит предложенная институтом компания. В этом случае можно подыскать место через рекрутинговые агентства.

«Студенты дневных отделений не имеют возможности работать полный день, — говорит Анна Черных, руководитель отдела „Лизинг персонала“ рекрутинговой компании АНКОР. — Для них мы предлагаем программы part-time, которые позволяют не только набраться профессионального опыта, но и объясняют, что такое работа, корпоративное общение, как происходит взаимодействие с коллегами и клиентами. „Временные люди“ чаще всего требуются в период отпусков или в связи с расширением бизнеса».

Действительно, многие кадровые агентства  занимаются не только рекрутингом, но и обучением, добиваясь того, чтобы у молодых людей складывалось адекватное представление о рынке труда.

«К сожалению, — продолжает Анна Черных, — студенты начальных курсов не могут сформулировать, чем бы они хотели заниматься. Другая беда — завышенная самооценка: кто-то согласен только на зарплату в размере $1500, кто-то оценивает свой уровень знаний английского языка по 10-бальной шкале на 5—9, а проверка знаний показывает от силы 2—6 баллов… Справедливости ради, отмечу, что за последние годы не только выросли запросы ребят, но и их уровень знаний, отношение к будущей работе стало более серьезным и ответственным».

  • Около 70% студентов 2—4 курсов не знают наверняка, кем они хотели бы работать после окончания вуза. Для 50% из них место стажировки также не имеет значения.
  • Средняя зарплата, на которую может рассчитывать студент старших курсов ниже зарплаты постоянного сотрудника с опытом на 5—15%. Стажер может получить за месяц работы в компании от 1000 рублей до $400.
  • Из 10 стажеров 2—3 человека присылают резюме в компанию или кадровое агентство по совету друзей, уже прошедших стажировку.
  • К 20 годам 68% молодых людей уже имеют некий опыт работы: служащими в ресторанах fast food, курьерами, разносчиками газет, распространителями листовок, презентерами.

Существует  множество программ стажировок за рубежом. Разрабатываются они в странах, заинтересованных в распространении  и популяризации своих принципов  и моделей ведения бизнеса  и управленческой деятельности. Эти  программы проводят российские и  зарубежные организации — посредники между департаментами разных государств и потребителями. Их можно сравнить с туристическими агентствами, но они  организуют не отдых, а учебу и  работу. Все программы рассчитаны на то, что молодые профессионалы в процессе стажировки получают необходимые знания и опыт для организации собственного бизнеса на родине, либо работы по специальности. Конечно, нельзя исключать вариант, что стажер очень понравится принимающей компании и она предложит вам остаться. В подобный процесс обучения и обмена опытом вовлечены практически все страны(США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Германия, Великобритания, Ирландия, Мальта, Австралия, Испания, Италия, Франция и другие страны).

Чаще всего  отечественные компании по организации  учебных поездок предлагают стажировки в сфере гостиничного и туристического бизнеса. В зарубежных компаниях  ассортимент поинтереснее: менеджмент медицинских учреждений, педагогическая деятельность, бизнес и коммерция, финансы, бухгалтерия, маркетинг, библиотековедение, право, реклама, печатное дело, связи  с общественностью, web-дизайн, шоу- и  арт-бизнес, гражданская инженерия, программирование и IT, дизайн и архитектура и множество других специальностей. Вообще стажировки могут абсолютно по любой специальности.

По странам  и континентам

Европа

В каждой стране свое отношение к стажерам. Так, в  Европе стажировки в основном неоплачиваемые: подразумевается, что студент-практикант живет полностью за счет родителей  или опекунов. Обязательным пунктом  будет обучение языку и узкопрофессиональным предметам. Стажировки, как правило, краткосрочные — несколько месяцев. По окончании выдается сертификат установленного в стране пребывания образца. Один из примеров таких стажировок может быть Embassy CES (Великобритания) — программа рассчитана на 12 недель: шесть недель учебы плюс шесть недель стажировки. Заработная плата не предусмотрена. Сначала проводится курс английского языка, потом стажировка, после которой стажер возвращается в языковую школу на две недели для закрепления специализированной лексики и подготовки отчета о работе. По окончании выдается сертификат Cambridge Certificate in Work Experience (Basic Certificate) и сертификат Embassy CES.

США и Канада

В США практикантов расценивают как работников, а  не учеников. Поэтому все стажировки оплачиваются работодателями, нет вводного курса в специализацию и уроков английского языка. Нужны практиканты, которые уже освоили в достаточной  степени английский и теорию по своей  специальности. Американцы живут по принципу: "Лучшая учеба — это  работа!" Как пример могут быть следующие программы стажировок: SMG (США) — 6, 12 и 18 месяцев плюс месяц на отпуск, во время которого можно путешествовать по стране. Оплачиваемая практика (минимальная часовая ставка $ 5,75) в одной из американских компаний, обучение не предусмотрено. Программа рассчитана на студентов дневных отделений четвертых-пятых курсов вузов и аспирантов, недавно закончивших вуз, хорошо владеющих английским языком и имеющих опыт работы по специальности. PLI (Канада) — 8 недель и больше. Во время стажировки заработная плата не выплачивается. Программа делится на подготовительные курсы по английскому языку и учебную практику. Участнику программы должно быть не меньше 20 лет, требования к языку высокие: уровень, эквивалентный TOEFL 185.

Австралия и Новая Зеландия

Правительство Австралии заинтересовано в привлечении  молодых специалистов, поэтому недавно  вступила в действие специальная  виза Paid trainee visa 442, предоставляющая  возможность по окончании программы  стажировки продлить визу или переоформить на постоянную. Наряду с программами  оплачиваемых стажировок в Австралии  действует несколько государственных  иммиграционных программ. Как пример могут быть: Trainee New Zealand (Новая Зеландия) — 6 месяцев плюс месяц для путешествий, с возможностью продления визы еще на полгода). Проходит при поддержке Правительства Новой Зеландии, что обеспечивает участнику разрешение на работу в Новой Зеландии на срок от 6 до 12 месяцев. Сначала стажировка оформляется на 6 месяцев, а потом она может быть продлена еще на полгода по соглашению участника программы и работодателя. После окончания программы можно оставаться в стране до трех месяцев в качестве туриста. Для граждан России при этом необходимо получить туристскую визу. В Австралии предлагаются стажировки в области туристического, гостиничного и ресторанного бизнеса. Можно заработать и окупить свои затраты. Средняя зарплата составляет 7-8 австралийских долларов в час при рабочей неделе 35-40 часов. Уровень языка выше среднего/продвинутый, TOEFL 550.

Виза

Для стажеров оформляется  рабочая виза J-1 (программы с зарплатой) на 6-12, иногда 18 месяцев. Чтобы ее получить, принимающая сторона высылает не только приглашение, но еще и план стажировки, а также форму (разрешение спонсора на стажировку) DS-2019 или IAP-66 в  зависимости от страны. По студенческим визам едут те, кто не будет получать деньги за практику. Такие стажировки могут длиться от 1,5 до 13 месяцев.

Труженики и лентяи

Существует большое количество агентств, занимающихся организацией стажировок за рубежом. Ассортимент программ у всех разный. Сразу стоит отметить, что отечественные агентства делятся на два лагеря: "лентяи" и "труженики". Первые проконсультируют вас по программам, займутся оформлением документов, но искать работодателя, который заинтересован в практикантах из других стран, не будут. С жильем тоже не помогут. На вопрос: "А как же мне искать в чужой стране?", они отвечают: "Используйте знакомых или контакты друзей, ищите в интернете. Это же просто!" При этом отмечают, что начинать поиск нужно за один-два года до предполагаемой стажировки, а документы готовить за полгода-год. "Труженики" же, наоборот, берутся подобрать вам и подходящего работодателя, и жилье. Далеко не всегда российские агентства имеют собственные представительства в том городе, где предлагают пройти стажировку. Как правило, они заключают договор с иностранными компаниями-кураторами, в обязанности которых входит встретить вас, провести вводную лекцию, познакомить с шефом и помогать в решении возникающих проблем, связанных с проживанием и защитой ваших прав. Также куратор должен регулярно устраивать собрания своих подопечных, чтобы они могли получить информацию, совет, да и просто найти себе друзей. Бывает и так, что отечественные компании вообще не заключают договоры с партнерами-кураторами, и тогда стажер остается совершенно один в чужой стране. Он вынужден сам решать все проблемы и отстаивать свои права.

Информация о работе Роль и место программ стажировок в международных экономических отношениях на примере AIESEC