Роль и место программ стажировок в международных экономических отношениях на примере AIESEC

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Что касается цели данной курсовой, то это рассмотрение роли и места программ стажировок в международных экономических отношениях на примере AIESEC . Для достижения поставленной цели были заданы следующие задачи:
1. Рассмотрение понятия и видов международных стажировок
2. Рассмотрение особенностей организации и оформления международных стажировок

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Сущность международных программ стажировок 4
1.1 Общие сведения, характеристика и понятие международных стажировок 4
1.2 Основные тенденции в практике зарубежных стажировок представителей российских вузов 6
1.3 Международная молодежная организация AIESEC 10
Глава 2. Роль международных стажировок в мировом пространстве на примере AIESEC 13
2.1 Особенности организации и оформления на примере различных программ 13
2.2 Особенности и виды международных программ стажировок AIESEC 17
2.3 Проблемы и перспективы развития международных программ 21
Заключение 24
Список использованных источников 25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.Роль и место программ стажировок в международных экономических отношениях на примере AIESEC.docx

— 91.33 Кб (Скачать)

Согласно данным опроса, почти каждый второй выезжающий в зарубежные стажировки (47,4%) являлся сотрудником научно-педагогического профиля, 12,1% были аспирантами, а также докторантами, 28,4% — студентами, а каждый восьмой (12,1%) являлся административно-управленческим работником (как руководителем — ректором, проректором, деканом вуза, директором НИИ, зам. директора, зав. отделом и т.п., так и рядовым сотрудником — бухгалтером, экономистом, библиотекарем и проч.). По своему базовому образованию (специализации) стажеры примерно в равной пропорции имели технический (35,5%, включая вычислительную технику и информатику), экономический (31,6%) и гуманитарный (30,2%) профили. Значительно меньше специалистов по педагогике (6%), естественнонаучному профилю (4,2%) и административно-управленческой работе (1,9%). При этом 7,4% опрошенных отметили, что они имеют и вторую специализацию (образование), чаще всего экономического профиля. «Остепененными» были почти 40% стажеров, в том числе 7,9% — докторами наук, профессорами, а 31,2% — кандидатами наук, доцентами. Более 20,5% стажеров представляли вузы Москвы и Санкт-Петербурга, обобщенно именуемые в дальнейшем столичными вузами или вузами мегаполисов, а почти 4/5 (79,5%) — вузы регионов.  
Средний возраст опрошенных стажеров — 30 лет, в том числе до 24-х лет — 31,2% (в основном студенты), от 25 до 35 лет- 27,0%, от 36 до 50лет- 25,6%, старше 50 лет — 16,3%. Две последние возрастные категории представлены преимущественно административно-управленческими работниками, а также сотрудниками научно-педагогического профиля. Стажеров женского пола несколько больше (57,2%), в основном за счет их некоторого преобладания в среде студентов, а также сотрудников научно-педагогического профиля. Среди стажеров-женщин больше молодежи, среди стажеров-мужчин — представителей старших возрастных групп. Среди стажеров из вузов мегаполисов (Москвы и Санкт-Петербурга) преобладают мужчины, из региональных вузов — женщины. По должностному статусу (виду деятельности) среди стажеров из вузов мегаполисов больший удельный вес студентов, а также аспирантов и докторантов, а среди стажеров из регионов выше доля научных работников и преподавателей, лиц административно-управленческого профиля и вспомогательного персонала вузов (работников бухгалтерий, планово-экономических отделов, отделов кадров, инженерных служб, библиотек и т.д.). Наиболее четко половой признак разделяет стажеров по профилю специализации — женщины доминируют в составе гуманитариев, экономистов, педагогов, а мужчины преобладают среди представителей технических и естественнонаучных специальностей, административно-управленческих работников. Согласно результатам исследования, более 2/3 выезжающих на стажировки россиян направляются в четыре страны: Германию (26,5%), Великобританию (18,1%), США (14%) и Францию (12,1%). Еще примерно четверть опрошенных стажировалась в других странах Европы (на них обобщенно указали 26,5% опрошенных), а почти каждый шестой стажер указал, что побывал в странах Азии и Латинской Америки (в целом 17,7%). Среди последней группы стран чаще всего назывались Япония и Южная Корея, что представляется не случайным. Именно эти две страны, по оценкам ООН, лидируют сегодня по устойчивости качества и уровня образования среди промышленно развитых стран (системы образования в Южной Корее и Японии оцениваются как наиболее «гомогенные», они не имеют разрыва между «худшим» и «лучшим» образованием, сильными и слабыми университетами). Обращает на себя внимание, что представители российских вузов стали ездить на научно-учебные стажировки в страны, ранее вообще не имевшие фундаментальной науки и не являвшиеся международными центрами образования (в Португалию, Испанию, Турцию, Мексику, на Кипр и т.д.). В то же время практически никто из опрошенных не выезжал на стажировки в страны СНГ, несмотря на провозглашение Россией курса по созданию единого образовательного пространства на территории бывшего СССР, открытие ряда совместных вузов (под эгидой Минобразования России и национальных органов образования) в ряде стран СНГ.  
Сами опрошенные (студенты, преподаватели, научные работники) высказывали намерения (желания) продолжать стажировки лишь в странах дальнего Зарубежья, а именно Западной Европы и Северной Америки, а также в наиболее передовых в области науки, техники, образования «дальних» странах Азии. Российские стажеры, имеющие базовую специализацию по гуманитарному профилю и педагогике, «тяготеют» к вышеупомянутым передовым азиатским (Япония, Южная Корея) и англоязычным (Великобритания, США) странам, а также к Франции и к имеющим базовую специализацию по экономике — прежде всего к Германии, другим европейским государствам.

Рост количества зарубежных стажировок за последние пять лет (прослеживающийся даже по результатам настоящего опроса) свидетельствует о неуклонном расширении международных контактов и связей российских вузов.  
Как отмечают некоторые респонденты, молодым преподавателям и исследователям вузов зачастую невозможно выехать в зарубежную стажировку даже по кафедральным программам хотя бы один раз, так как «в них, как правило, участвует руководящий состав». С точки зрения должностного статуса (вида деятельности) респондентов с наименьшими трудностями при соискании и оформлении зарубежных стажировок сталкивались респонденты, специализирующиеся на административно-управленческой работе и занимающие руководящие должности, сложнее всего было «устроиться» в зарубежную стажировку аспирантам и докторантам. На недостаток финансирования зарубежных стажировок больше всего жалуются представители региональных вузов, а на бюрократическую волокиту при оформлении документов — студенты, аспиранты и сотрудники научно-педагогического профиля — как московских, так и санкт-петербургских вузов. Сроки свыше половины зарубежных стажировок, как правило, не превышают одного месяца. Более длительные стажировки обычно связаны с учебой в течение одного-двух и более семестров, например, для получения диплома магистра, прохождения производственной практики на западном предприятии, или с участием в исследовательском проекте, предполагающем многомесячное нахождение (научную работу) за рубежом. Средний срок всех зарубежных командировок опрошенных, согласно их ответам, составил около 3,5 месяцев. При этом (по мнению части респондентов) наиболее оптимальными (эффективными, плодотворными) представляются стажировки длительностью до полугода во всяком случае более одного месяца. Мотив повышения квалификации чаще называли стажеры экономического, технического и гуманитарного профилей, наиболее редко — естественнонаучного. В то же время последние чаще остальных указывали в качестве мотива основания зарубежной стажировки получение грантов от иностранных фондов. На получение гранта от российского фонда как побудительного мотива стажировки за границей ссылались, прежде всего, стажеры педагогического профиля. Они же, как и стажеры-гуманитарии, в 2–3 раза чаще, чем стажеры иного профиля, выезжали за границу по направлениям вузов в рамках плановых стажировок. По приглашениям от зарубежных университетов чаще выезжали опрошенные стажеры московских и санкт-петербургских вузов, а вот стажеры из регионов активнее участвовали в совместных с иностранцами исследовательских проектах, что становилось мотивом (поводом) их загранстажировок. Стажеры из региональных вузов несколько чаще, чем их столичные коллеги, выезжают на стажировку за границу за счет иностранных грантов, что в определенной мере отражает имеющееся столкновение (конкуренцию) финансово-экономических интересов столичных и провинциальных вузов, а по большому счету — известное соперничество центра и регионов. Это косвенно подтверждается и ведомственной статистикой об участии вузов Минобразования в выполнении международных исследований по зарубежным грантам, контрактам и программам.

Анализ изменения тематики, количественного соотношения и объемов финансирования по зарубежным грантам и контрактам по областям знаний на протяжении последних 10 лет выявляет интересные тенденции. В начале 1990-х годов почти все зарубежные гранты и контракты носили исследовательский характер и концентрировались в сфере естественных, точных, технических и прикладных наук — с целью оперативного перекачивания на Запад научно-технических накоплений советского периода под руководством государственных структур западных стран. А примерно с 2000 года, после завершения (в основном) процесса «выкачивания» полезных для западных компаний научно-технических достижений, акцент в западной научно-образовательной «благотворительности» был перенесен на издательскую деятельность (помощь в публикации многочисленных залежавшихся рукописей российских ученых и преподавателей, в том числе учебников, ранее не печатавшихся по причинам более строгих требований к изданию научно-учебной литературы) и проведение конференций, симпозиумов, семинаров преимущественно гуманитарного профиля. Об этом свидетельствуют данные Минобразования России: в 2001г. количество зарубежных грантов и контрактов в области общественных наук, выполнявшихся российскими вузами, составил 52,3%, а размер их финансирования — 47,3% от общего объема финансирования всех зарубежных грантов и контрактов; количество грантов и контрактов и их объем финансирования в области естественных и точных наук составили соответственно 21,1% и 21,3%, в области технических и прикладных наук и отраслей экономики -соответственно 22,9% и 27,4%, в области общих и комплексных (межотраслевых) проблем — 3,7% и 4%’°. Определение точных объемов финансовых средств по линии иностранных грантов и контрактов (как коллективных, так и индивидуальных), полученных в 1990-х годах российскими учеными, преподавателями, руководителями исследовательских и творческих коллективов российских высших учебных заведений, НИИ, не представляется возможным, ибо значительная часть этих выплат осуществлялась в наличной форме и не отражалась в каких-либо отчетных документах. Лишь в последние годы эти выплаты, и прежде всего проходящие по линии государственных университетов и институтов, более или менее учитываются статистикой (западные грантодатели по-прежнему считают, что деньги следует давать прежде всего самим российским исследователям, ученым, преподавателям, а не российским вузам, НИИ, Министерству образования России или РАН в целом). Профиль стажировок в значительной мере совпадает с базовой специализацией опрошенных, даже учитывая тот факт, что часть из них получила второе высшее образование и дополнительную специализацию. Наибольшее (но не очень значительное) несоответствие между формальным профилем стажировки и фактической базовой специализацией имелось у педагогов и административно-управленческих работников, которым, вероятно, чаще других приходилось «перестраиваться» под официальные профили загранкомандировок.

Вполне откровенно о мотивах привлечения талантливых российских ученых, исследователей, аспирантов, студентов и т.д. на Запад и конкретно — в Германию высказался М. Остен, директор Фонда им. Александра фон Гумбольдта: «По сути, наши мотивы и альтруистические, и эгоистические одновременно. С одной стороны, мы оказываем помощь тем, кто не имеет собственных средств и возможностей для продолжения своего образования. С другой — мы хотим посредством совместных проектов внести в наш научный ландшафт свежие идеи, получить новый импульс для исследовательской работы своих ученых».

Представляется целесообразным указать и на определенную специфику научно-технических связей с Китаем, где побывали на стажировке 1,6% из всего состава опрошенных (в Японии стажировались 6,3%, в Южной Корее — 5,5%). На фоне противодействия западных стран передаче Китаю как быстро набирающему силу конкуренту современных технологий, особенно двойного и тем более — военного назначения, Россия выступает главным и, что очень важно, весьма дешевым источником поступления передовых научно-технических знаний и разработок.

Результаты исследования свидетельствуют, что российские стажеры  в целом достаточно хорошо адаптируются к условиям жизни, учебы и научно-исследовательской работы в различных странах. Судя по ответам опрошенных, наибольшие трудности в первые дни после приезда на стажировку возникали у них лишь в отношении владения иностранным языком для нормальной бытовой, научно-учебной и другой коммуникации. Причем каждый восьмой опрошенный (13,0%) отметил большие языковые трудности, у 29,8% их не было, а остальные (57,27о) оценили эти трудности как «небольшие». Тем не менее, тот факт, что более 2/3 опрошенных имели языковые затруднения различной степени сложности, свидетельствует о недостаточной языковой подготовке многих стажеров. А ведь уровень владения соответствующим иностранным языком во многом определяет качество и глубину приобретения новых знаний в ходе зарубежных стажировок. С наибольшими языковыми трудностями опрошенные столкнулись в Великобритании и в азиатско-латиноаме-риканских странах. Причем в странах Азии и Латинской Америки имелись и иные проблемы адаптации (к бытовым условиям, местным обычаям, традициям, менталитету, административным требованиям вузов, где проходила стажировка).

1.3 Международная молодежная организация  AIESEC

Что же такое AIESEC? Если посмотреть буклет любого локального комитета в России, то всегда можно встретить следующую информацию.

AIESEC – это студенческая, некоммерческая, неполитическая и нерелигиозная организация, существующая в 103 странах мира на протяжении 60 лет. 

Цель организации AIESEC – реализация человеческого потенциала и лидерских качеств.

Главное направление  деятельности AIESEC – осуществление международных стажировок для получения опыта работы в своей профессиональной сфере, а также реализация различных проектов. В России организация существует 20 лет. За это время было открыто 17 локальных комитетов во многих городах страны, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге и т.д. Сейчас в этой организации состоит 28000 человек. Ежегодно 4000 членов AIESEC едут на стажировки за рубеж.  Главное отличие программы стажировок AIESEC от других подобных программ – это работа студентов по специальностям.

Сама организация AIESEC, как таковая, официально появилась в 1948 году при участии семи стран на конгрессе в Стокгольме, является официально зарегистрированной некоммерческой организацией. Аббревиатура данной организации произошла от названия на французском - L’Association Internationale des Etudiants en Sciences Economiques et Commerciale, что в переводе на русский означает международная ассоциация студентов, изучающих экономику и управление.

Так как AIESEC является НКО, то соответственно студенты не получают заработную плату, работая в данной организации, но при этом и не вкладывают своих денег в организацию. Сама же организация существует за счет средств, пожертвований, от фирм, организаций – партнеров, а так же от студентов, едущих на стажировки. Все ребята работают ради получения опыта, реализуя различные социальные проекты. В организации AIESEC, как и любой другой организации, фирме, корпорации и т.д. есть своя структура, ценности, корпоративная культура и этика. Структура организации похожа на структуру любой другой крупной организации, где есть головной офис, который находится в Роттердаме, есть международно-региональные органы управления (Central and Eastern Europe), есть национальные органы управления, которые занимаются планированием и контролем на уровне страны, есть региональные органы управления, ну и соответственно локальные (пример: локальный комитет города Красноярска). Абсолютно на всех уровнях управления находятся студенты. В локальном же комитете структуру продумывают самостоятельно. К примеру, в локальном комитете г. Красноярска структура – матричная, которая подразумевает работу проектных групп. Что касается корпоративной культуры, то принято на всех конференциях представлять либо свой комитет, либо страну, либо регион танцем, в зависимости от уровня проведения конференции.

Партнерами AIESEC на национальном уровне являются – Билайн (стратегический партнер), Samsung (главный партнер 2008-2009), PriceWaterCoopers, P&G, MARS, International Business Leaders Forum, Ward Howell international, Внешторгбанк, InBev, i∙FREE, MATIMEX, Фокус-Медиа.

Информация о работе Роль и место программ стажировок в международных экономических отношениях на примере AIESEC