Республика Сан-Марино в системе международных экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 05:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является определение места страны в международных экономических отношениях, включающих международное движение капитала и обмен технологиями, миграцию рабочей силы, внешнюю торговлю, особенности экономического сотрудничества и участие в процессах международной экономической интеграции исходя из анализа влияния ее природно-климатических, демографических и других характеристик страны.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. Основные характеристики республики Сан-Марино………………………………………….5
1.1. История возникновения республики Сан-Марино……………………………………….5
1.2. Географическое положение и природно-климатические условия республики
Сан-Марино……………………………………………………………………………………...6
1.3. Демографическое положение республики Сан-Марино………………………………...7
1.4. Государственные строй и политика республики Сан-Марино………………………….8
1.5. Экономическое развитие республики Сан-Марино……………………………………...9
2. Республика Сан-Марино в международных экономических отношениях………………….11
2.1. Внешняя торговля республики Сан-Марино……………………………………………11
2.2. Участие республики Сан-Марино в международном движении капитала и обмене
Технологиями………………………………………………………………………………….13
2.3. Участие республики Сан-Марино в международной миграции рабочей силы и
международном разделении труда в целом………………………………………………….16
2.4. Участие республики Сан-Марино в процессах международной экономической
интеграции……………………………………………………………………………………..18
2.5. Особенности экономического сотрудничества республики Сан-Марино с РФ………20
Заключение…………………………………………………………………………………………22
Библиографический список………………………

Файлы: 1 файл

Kursovaya_San-Marino.docx

— 159.59 Кб (Скачать)

Соединенные Штаты и Сан-Марино имеют дружественные дипломатические отношения. США включают Сан-Марино в пределы Флорентийского консульского округа, и чиновники генерального консульства США в Италии регулярно посещают Сан-Марино.

Сан-Марино имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены в полном объеме 30 сентября 1993 года). В частности, Сан-Марино активно сотрудничает с республикой Татарстан. Между этими двумя экономическими субъектами было подписано Соглашение об экономическом сотрудничестве между Правительством Республики Татарстан и Республикой Сан-Марино от 3 июня 1996 года (без указания срока действия).

Сан-Марино не является членом МВФ, но находится среди кандидатов на вступление, вместе с Узбекистаном, Таджикистаном и Украиной. Это связано с тем, что власти Сан-Марино считают некоторые выдвинутые условия вступления в МВФ невыгодными для своей экономики, и не торопятся их выполнять. Вообще, эта маленькая страна вызывает восхищение своей независимостью: она не входит ни в ЕС, ни в НАТО. Она же (впрочем, как и остальные европейские «карлики») отказывается подчиняться нынешней экономической стратегии Евросоюза в отношении России – вводить разного рода санкции против российских товаров и компаний. Кстати, Сан-Марино сотрудничает и с Белоруссией, и с Югославией.

В Сан-Марино понимают, что следование запретам и предписаниям европейских экономико-политических «монстров» обозначит утерю национальной независимости, а главное – самобытности. Вероятно, именно поэтому Сан-Марино отказалось поддерживать Италию во Второй мировой войне.

Кстати, всплеск сепаратизма в регионе ЕС не в последнюю очередь обусловлен самим фактом существования «еврокарликов». Например, адепты «Республики Падания» – отделения Северной Италии от Рима – апеллируют к независимости Сан-Марино.

Сан-Марино с 1991 года выступает за провозглашение Адриатического бассейна нейтральной, свободной от оружия массового уничтожения зоной. Сан-Марино и Лихтенштейн не побоялись закрыть свои коммуникации для войск НАТО, устремившихся в бывшую Югославию. Сан-Марино – единственная европейская страна, не подписавшая так называемую «Европейскую энергетическую хартию», посчитав ее ущербной для национального суверенитета. Между прочим, только карликовая Сан-Марино не подписала последний Брюссельский Протокол, снова, уже в который раз посчитав этот документ ущербными для государственного суверенитета и национальной внешнеэкономической политики.

В последнее время Россия активно стремится получить статус ассоциированного члена Евросоюза или добиться более тесного партнерства с ЕС в торговой сфере. Но и в ходе недавней конференции в Хельсинки на уровне глав правительств этих целей добиться не удалось. Скорее всего, не следует обольщаться заявлениями еврочиновников о заинтересованности в расширении сотрудничества с Россией. Может, стоит перенять опыт Сан-Марино, страны, состоящей в Ассоциации свободной торговли и самостоятельно добившейся выгодных условий торговли с ЕС?

18 февраля 2004 года Госсекретарь  по иностранным и политическим  делам Республики Сан-Марино Габриэле  Гатти прибыл в Москву с  рабочим визитом. Это был первый  визит представителя Сан-Марино  такого уровня в Россию. Габриэле  Гатти встретился с тогдашним  министром иностранных дел России  Игорем Ивановым. Стороны договорились  о взаимоподдержке в вопросах  европейского сотрудничества и  взаимодействия России и Сан-Марино  в ООН и других международных  организациях32.

Министры также предметно рассмотрели перспективы дальнейшего развития двусторонних связей, в том числе в области культуры, туризма, а также экономического сотрудничества, особенно в сфере малого и среднего предпринимательства. В этой области Сан-Марино имеет огромный опыт. Обладая ограниченными источниками доходов, в основном от туризма и финансовых операций, эта страна, по мнению экспертов, остается «финансовым раем» Европы.

Причины успеха сами сан-маринцы объяснили рядом факторов, среди которых – политическая стабильность, разумный фискальный режим, способствующий росту капиталовложений в производительные отрасли, высоко квалифицированная рабочая сила – все то, чего в последние годы так не хватает России33.

 

 

    1. Особенности экономического сотрудничества республики Сан-Марино с РФ

 

Официальные отношения на уровне генеральных консульств установлены между СССР и Сан-Марино с 1956 года. В 1979 году было подписано Соглашение о культурном сотрудничестве между двумя странами.

Сан-Марино признало Российскую Федерацию в качестве государства-продолжателя СССР, выпустив специальное коммюнике Государственного секретариата по иностранным делам от 13 января 1992 года.

30 сентября 1993 года установлены  полноформатные дипломатические  отношения на уровне послов  двух государств. Резиденция российских  послов в Сан-Марино, которые назначаются  по совместительству послами  в Итальянской Республике, находится  в Риме. В свою очередь послы  Сан-Марино в Российской Федерации  резиденции в Москве не имеют.

В связи с отсутствием своего постоянного представительства в России сан-маринская сторона выступила с инициативой учреждения почетного консульства в Москве. В январе 2004 года Россия дала согласие на учреждение в Российской Федерации консульского учреждения в Москве с округом, включающим в себя территорию Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В феврале 2005 года почетным консулом Сан-Марино в Москве назначен В.С.Лисин.

Основным двусторонним документом, регулирующим отношения между двумя странами, является межправительственный Протокол о сотрудничестве в области культуры, образования, спорта, туризма и торгово-экономической деятельности, подписанный Министром иностранных дел Российской Федерации и Госсекретарем по иностранным делам Сан-Марино 19 февраля 2002 года в Москве (вступил в силу в июле 2003 года)34.

Между Россией и Сан-Марино ведется достаточно активный диалог по вопросам двусторонних отношений и международной политики. Государственный секретарь по иностранным делам Сан-Марино в сентябре 1991 года посетил Москву и участвовал в III Конференции СБСЕ по правам человека. Сан-маринская делегация приняла участие в состоявшейся в Санкт-Петербурге 6-10 июля 1999 года 8-й ежегодной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ. 2 сентября 2000 года в Сан-Марино состоялась встреча Государственного секретаря по иностранным делам Сан-Марино с заместителем Министра иностранных дел России.

18-20 февраля 2002 года Госсекретарь  по иностранным делам Сан-Марино  посетил Москву с рабочим визитом. Состоялись его переговоры с  Министром иностранных дел, встреча  с первым заместителем Министра  культуры. В ходе переговоров  были предметно рассмотрены перспективы  дальнейшего развития двусторонних  связей, в том числе в области  культуры, туризма, а также экономического  сотрудничества, особенно в сфере  малого и среднего предпринимательства. С обеих сторон отмечена важность  подписанного главами внешнеполитического  ведомства двух стран в ходе  визита Г.Гатти в Москву «Протокола  между Правительством Российской  Федерации и Правительством Республики  Сан-Марино о сотрудничестве в  области культуры, образования, спорта, туризма и торгово-экономической  деятельности». По обоюдному мнению, этот документ предоставит новые  возможности для дальнейшего развития российско-санмаринских отношений в самых различных областях35.

И.С.Иванов и Г.Гатти обсудили также ряд актуальных проблем мировой политики, включая вопросы борьбы с терроризмом, европейского сотрудничества и взаимодействия России и Сан-Марино в ООН и других международных организациях.

По завершении переговоров Министру иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванову была вручена высшая награда Сан-Марино - орден Св.Агаты за существенный вклад в развитие российско-санмаринских отношений.

30 июля 2003 года в Сан-Марино  прошли консультации заместителя  Министра иностранных дел России  с Госсекретарем по иностранным  и политическим делам Сан-Марино.

30 сентября 2003 года в связи  с десятилетием установления  полноформатных отношений на  уровне послов состоялся обмен  посланиями между Министром иностранных  дел России и Государственным  секретарем по иностранным делам  Сан-Марино.

23-25 марта 2005 года Госсекретарь  по вопросам труда и сотрудничества, туризма, спорта и почт Сан-Марино  П.Андреоли посетил с визитом  Москву.

В 2006 - 2007 гг. Сан-Марино являлось государством-председателем Комитета министров Совета Европы. 14 ноября 2006 г. в Страсбурге состоялась встреча Госсекретаря по иностранным делам Сан-Марино Ф.Стольфи с заместителем Министра иностранных дел Российской Федерации А.В.Грушко. 23-24 апреля 2007 г. состоялся визит делегации Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и МИД России в Республику Сан-Марино для участия в международной конференции Совета Европы «Религиозные измерения межкультурного диалога». 22-23 марта 2007 г. в состоявшейся в Сан-Марино конференции «Дальнейшее развитие Европейского суда по правам человека» принял участие директор ДГПЧ МИД России О.С.Мальгинов.

Российско-сан-маринское экономическое сотрудничество основывается на растущем российском туризме в эту Республику. Точные данные о количестве российских туристов в Сан-Марино отсутствуют в связи с тем, что на границе между Италией и Сан-Марино паспортный контроль за въезжающими в страну туристами не ведется.

В соответствии с сан-маринскими статистическими данными, товарооборот между Россией и Сан-Марино на сенябрь 2008 г. составляет порядка 35 млн. евро. Россия импортирует из Сан-Марино текстиль, изделия из керамики, мебель, вино, продовольствие, одежду, посудомоечное оборудование, деревообрабатывающие станки, изделия из стекла и пластмасс, столовую и кухонную посуду. Основные товары экспорта в Сан-Марино - пушно-меховое сырье, одежда. Доля сан-маринского импорта в товарообороте двух стран достигает 90%.

В последние годы активно развивается двустороннее сотрудничество в культурной области. С 11 сентября 1999 года по 9 января 2000 года в Сан-Марино прошла выставка «Тайные сокровища российского искусства» из коллекции Государственного Русского музея Санкт-Петербурга. 14 апреля - 24 августа 2000 года в Сан-Марино состоялась крупная выставка из Государственного Русского музея «Христос в российском искусстве XV-XX вв.». 7 июня 2003 года в Сан-Марино была выпущена серия марок, посвященная 300-летию основания Санкт-Петербурга.

1 2-16 июля 2006 г. при поддержке Федерального Агентства по туризму Российской Федерации и Государственного секретариата по вопросам туризма и спорта Республики Сан-Марино прошли «Дни России в Сан-Марино».

10-31 марта 2007 г. в Сан-Марино  при поддержке Министерства культуры  и массовых коммуникаций Российской  Федерации прошли дни российской  культуры «Славянская весна 2007»36

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Республика Сан-Марино в настоящее время представляет собой динамично развивающийся рынок и является многообещающей страной. В работе была поставлена цель – определить место республики Сан-Марино в системе международных экономических отношений.

В результате выполненных в курсовой работе исследований можно сделать следующие выводы:

1.  Республика Сан-Марино  имеет богатейшие исторические  и культурные традиции.

2.  Республика Сан-Марино  имеет удобное географическое  положение, которое 

     благоприятно  сказывается на развитии разных  отраслей хозяйства.

            3.  В республике Сан-Марино  существует республиканская форма  правления. Главами 

                 государства являются два капитана-регента, назначаемые Большим Генеральным 

     советом.

4.  Ежегодные темпы  прироста ВВП составили в 2012 году 7,5%,то есть 940 млн.

     долл. в абсолютном  выражении или 34600 долл. в пересчете  на душу населения.

     Это третий  показатель среди стран ЕС. Страна  имеет нулевой внешний долг, что

     обеспечивает  ей хорошую кредитную историю  в глазах международных 

     кредиторов.

5.  Прямые иностранные  инвестиции начали постепенно  сокращаться: в 2010 г. Они

     составляли 223 млн. долл., в 2011 году – 452 млрд. долл., в 2012 году –418 млн.

     долл.

6.  Импорт высокотехнологичной  продукции в Сан-Марино, в процентах  от общего

     количества  импортируемых товаров в 2010 году  составил 6%, в 2011 году – 6,8%, в

     2012 году – 7,6%.

7.  Позиция Сан-Марино  на международных переговорах  характеризуется прежде

     всего соблюдением  собственных интересов, для соблюдения  которых страна не 

     вступила в  ЕС и МВФ, считая их условия  ущербными для своей экономики.

Результаты, полученные в курсовой работе, могут быть изучены студентами, преподавателями, предпринимателями и другими заинтересованными в международных экономических отношениях людьми. Материалы работы могут быть использованы преподавателями и студентами при подготовке к конференциям и научно-исследовательским работам.

Информация о работе Республика Сан-Марино в системе международных экономических отношений