Республика Сан-Марино в системе международных экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 05:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является определение места страны в международных экономических отношениях, включающих международное движение капитала и обмен технологиями, миграцию рабочей силы, внешнюю торговлю, особенности экономического сотрудничества и участие в процессах международной экономической интеграции исходя из анализа влияния ее природно-климатических, демографических и других характеристик страны.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. Основные характеристики республики Сан-Марино………………………………………….5
1.1. История возникновения республики Сан-Марино……………………………………….5
1.2. Географическое положение и природно-климатические условия республики
Сан-Марино……………………………………………………………………………………...6
1.3. Демографическое положение республики Сан-Марино………………………………...7
1.4. Государственные строй и политика республики Сан-Марино………………………….8
1.5. Экономическое развитие республики Сан-Марино……………………………………...9
2. Республика Сан-Марино в международных экономических отношениях………………….11
2.1. Внешняя торговля республики Сан-Марино……………………………………………11
2.2. Участие республики Сан-Марино в международном движении капитала и обмене
Технологиями………………………………………………………………………………….13
2.3. Участие республики Сан-Марино в международной миграции рабочей силы и
международном разделении труда в целом………………………………………………….16
2.4. Участие республики Сан-Марино в процессах международной экономической
интеграции……………………………………………………………………………………..18
2.5. Особенности экономического сотрудничества республики Сан-Марино с РФ………20
Заключение…………………………………………………………………………………………22
Библиографический список………………………

Файлы: 1 файл

Kursovaya_San-Marino.docx

— 159.59 Кб (Скачать)

Важную и хорошо развитую отрасль санмаринского сельского хозяйства составляет молочное животноводство. В стране издавна разводят крупный рогатый скот, а также овец и коз. Несколько позднее развилось свиноводство. Скот пасут не только на территории республики, но и (по договоренности) в пограничных с Сан-Марино итальянских областях Эмилия-Романья и Марке22.

Пищевая промышленность республики представлена винодельческими, мукомольными, хлебопекарными и маслобойными предприятиями.

Не забыто и имеет большое значение традиционное ремесло каменотесов, в котором используется прочный известняк, в течение многих веков добываемый на склоне г. Титано.

 В промышленности выделяют  следующие отрасли: текстиль, электроника, керамика, цемент, вино. Относительный  прирост промышленного производства  составляет 6% в год (оценка 2012 года)23.

В сфере услуг, кроме туризма, ведущей отраслью являются также банковское дело. 85% экспорта Сан-Марино направляется в Италию. Импортируются товары промышленного назначения, пища.

 

2.2. Участие республики  Сан-Марино в международном движении  капитала и обмене

технологиями

 

В хозяйственной жизни республики кредитно-финансовая сфера играет весьма заметную роль. В 2001 году на неё пришлось 3,7% ВВП страны. Однако вопрос заключается не только в количественных показателях. Движение капитала является тем нервным узлом, который во многом определяет состояние и главные тенденции развития национальной экономики. И хотя основная доля кредитного портфеля банков связана с внешнеторговым оборотом (от 50 до 60%), увеличивается объем средств, направляемых в промышленность, сельское хозяйство, в сферу туризма и строительство.

Базой банковской системы республики являются зарубежные банки, которые ещё в начале 60-ых годов прошлого века стали открывать здесь свои отделения. Последние в большинстве случаев использовались для регистрации сделок, а не для размещения средств в реальные активы. Ситуация заметно изменилась лишь в 1980 годах, с общим подъемом мировой экономики.

К 1980 году в Сан-Марино существовало 19 банков - 15 иностранных и 4 национальных (два частных и государственные Национальный банк и Сберегательный банк). К 1984 году их число выросло до 60. В последующие годы под влиянием причин как экономического, так и политического характера это количество несколько сократилось. Однако уже начиная с 1993 года ситуация изменилась. По состоянию на конец 1999 года, в стране действовали 85 банковских институтов.

Здесь регистрируются судовладельческие компании со всего мира, для использования «удобного флага», хотя Сан-Марино даже не имеет выхода к морю. Однако ошибутся те, кто отнесет Сан-Марино к фискальным оазисам, что свойственно таким странам, как Лихтенштейн, Андорра, Монако или Мальта. В республике на горе Титано, так же, как и в Италии, иностранные капиталовложения подразделяются на «производительные инвестиции», то есть идущие на создание новых или на расширение старых, уже действующих предприятий по производству товаров и услуг, и прочие. Репатриация капитала и свободный перевод прибыли, гарантируются только «производительным инвестициям». Кроме того, в Сан-Марино действуют валютные ограничения. Нерезиденты могут получать лишь краткосрочные займы, размещать ценные бумаги в Сан-Марино для осуществления там прямых инвестиций, если удовлетворяются правила валютного контроля, введенного Государственным конгрессом. Бизнесмену, решившему открыть в Сан-Марино свою фирму, приходится платить множество разнообразных налогов - местный подоходный налог (16,2 %), налог на прибыль корпораций (36% от суммы, оставшейся от уплаты предыдущего налога), налог на добавленную стоимость (от 2 до 38% для различных видов деятельности), а также гербовые сборы, регистрационные налоги, взносы на социальное обеспечение. Карликовая республика во всем соблюдает свой интерес и потому процветает.

Стабильные макроэкономические показатели обуславливают неуклонный интерес к стране со стороны иностранных инвесторов. Приток зарубежных инвестиций в 2010 году составил 230 млн. долл., в 2011 году -280 млн., а в 2012 году - свыше 300 млн. долл.24

 

 

Источник: Информация о Республике Сан-Марино: маркетинговые исследования и инвестиционный климат страны. – http://www.tradeport.org/ts/countries/sanmarino/index.html

 

Темпы прироста иностранных инвестиций могли быть гораздо выше, если бы не ограничительная политика властей Сан-Марино, которые не пускают большой объем инвестиций в страну и тем самым еще более подстегивают желание инвесторов вкладывать в экономику республики. Весьма показательно, что по данным за 2009-2010 годы доклада «Экономическая свобода в мире», подготовленного Институтом Фрейзера (Ванкувер, Канада) по 119 странам мира, Сан-Марино (наряду с Австралией, Ирландией, Люксембургом и Нидерландами) занимает 8-е место по индексу экономической свободы – 8,6 по десятибалльной шкале, уступая лишь Сянгану (бывший Гонконг) – 9,6, Сингапуру – 9,4, Новой Зеландии – 9,2, США – 9,1, Великобритании – 9,0, Канаде – 8 и Аргентине – 8,725.

В начале третьего тысячелетия обозначились новые контуры стратегии развития Сан-Марино, призванной расширить диапазон модели «экономики туризма» и не сводить ее, как в недалеком прошлом, к монозависимости от туризма.

Такая политика связана с большой привлекательностью вложений в экономику Сан-Марино. В то же время правительство справедливо полагает, что перенасыщение экономики инвестициями тоже весьма опасно, и сдерживает приток прямых и портфельных инвестиций в страну.

Страна не берет международных кредитов и имеет нулевой государственный долг, а также уже 59 лет не является страной-получателем экономической помощи со стороны других развитых стран26.

Республика Сан-Марино принимает активное участие в деятельности европейских финансовых институтов, весьма практично используя их для собственной выгоды.

Одним из примеров этому может служить Совет министров экономики и финансов (ECOFIN), который 27 марта 2003 года завершился заключением соглашения, имеющим большое значение для налогообложения вкладов – Директивы по налогу на доходы от сбережений (Savings Tax Directive).

Решение вопроса, который находился в подвешенном состоянии на протяжении 14 лет, было единогласным и предполагает обмен данными о доходах от вкладов граждан ЕС в странах, где они не являются постоянными жителями.

Три государства-члена (Люксембург, Австрия и Бельгия), которые не участвуют в автоматическом обмене данными, введут налог, удерживаемый с источника этих доходов. Такая же система будет действовать и в других странах, как Швейцария, Андорра, Монако, Сан-Марино и Лихтенштейн. В частности, правительство Сан-Марино быстро сориентировалось в сложившейся ситуации и увеличило налог на доходы иностранцев почти на 40%.

Сама по себе республика не занимается разработкой новых технологий, но активно закупает их за границей, преимущественно в Италии и Франции. В 1999-2001 годах технологий, включая различные патенты, лицензии, а также станки и оборудование, было закуплено на общую сумму в 890 млн. долларов. В большинстве своем это телекоммуникационные технологии27.

В 1999 году обновлена мобильная телефонная сеть, которая была переведена на GPRS-стандарт, для чего было истрачено 120 млн. долларов.

В 1998 году было завершено создание автоматической телефонной системы, полностью объединенной в итальянскую международную систему и связанную с итальянскими международными станциями.

Также пока не завершен перевод интернет-услуг на спутниковый стандарт связи. Департамент связи планирует закончить техническое переоснащение всех IP-линий к 2007 году. Смета затрат на это предприятие составляет 140 млн. долларов.

Любопытно, что благодаря своим малым размерам Сан-Марино часто выступает в роли «полигона» для многих мультинациональных и транснациональных корпораций.

К примеру, в сентябре прошлого года компания Ericsson представила любопытную концепцию построения сетей сотовой телефонной связи третьего поколения (3G) на основе совместного пользования несколькими операторами. Согласно ей, ни один отдельно взятый европейский оператор не в состоянии построить массовую сеть мобильной связи третьего поколения. Ericsson же предложила идею построения сетей 3G общего пользования, то есть сетей, инфраструктура которых может использоваться одновременно несколькими компаниями-операторами.

По сообщению интернет-издания «Сотовик» (http://sotovik.ru), появление такой концепции обусловлено ситуацией, при которой даже самые крупные компании испытывают затруднения с внедрением таких сетей из-за чрезвычайно высоких расходов на приобретение лицензий, построение сети и ее эксплуатацию. Европейский опыт показывает, что только приобретение лицензий на 3G поставило перед очень серьезными финансовыми проблемами даже такие гиганты, как British Telecom, Deutsche Telecom. А ведь нужны еще капитальные затраты, которые в 5-6 раз выше, чем для сетей GSM, и эксплуатационные расходы в сети 3G превышают таковые в GSM в 2-3 раза. При этом период окупаемости инвестиций в 3G составляет, по расчетам, 15-20 лет.

Для решения проблемы Ericsson предлагает идею построения сетей 3G общего пользования, то есть сетей, инфраструктура которых может использоваться одновременно несколькими компаниями-операторами.

Для демонстрации преимуществ своей идеи компания, получив лицензию Департамента связи и телекоммуникаций Сан-Марино, запустила в этой стране вместе с национальным интернет-оператором Omniway сети 3G из 17 базовых станций стоимостью более 170 миллионов евро. Успех либо неуспех этого предприятия, о котором Ericcson намерена доложить уже в конце 2005 года, и предопределит путь дальнейшего развития сотовой связи в Европе и мире28.

 

    1. Участие республики Сан-Марино в международной миграции рабочей силы и

международном разделении труда в целом

 

Прежде эта республика, раньше всех на нашем континенте познавшая вкус свободы, была и самым либеральным государством, предоставлявшим политическое убежище почти всем, кто его запросил, в течение считанных дней. Теперь же немногие иностранцы могут похвастать сан-маринским паспортом. Правительство страны вот уже 15 лет проводят последовательную политику по ограничению выдачи сан-маринского гражданства. Теперь сан-маринский паспорт – это не просто возможность проживания в одной из самых богатых стран мира, это показатель принадлежности к элите европейского общества, наряду с Монако и Швейцарией.

Правительство республики сознательно ограничивает и даже запрещает въезд иммигрантов на работу в страну. Исключение делается только для итальянцев. В Сан-Марино зарабатывают свой хлеб многие тысячи итальянцев, которых республика использует большей частью как пришлую рабочую силу на, мягко скажем, неприятных работах. Они стремятся сюда, поскольку здешний жизненный стандарт гораздо выше, чем в соседней Италии. Итальянцы в основном работают в сельском хозяйстве, занимаются производством вин, трикотажных и керамических изделий. Каждый год в Сан-Марино въезжает около 1700-1800 итальянцев. Общая численность рабочей силы в республике составляет около 15600 человек, из них около 5000 составляют итальянцы. Распределение рабочей силы по сферам деятельности (рис. 2.3.).

Рис. 2.3. Распределение рабочей силы по сферам деятельности.

Источник: Секретариат труда: Официальный сайт. - http://www.lavoro.segreteria.sm/

 

Иммиграция в Сан-Марино привлекает многих бизнесменов: более 50% доходов государству обеспечивает туризм (ежегодно в страну приезжает более 4 млн. иностранцев, в том числе и россиян, чтобы отдохнуть). Строятся новые отели, расширяется инфраструктура, соответственно, инвесторы и бизнесмены, желающие работать на благо государства и при этом отлично зарабатывать (большинство курортов здесь относятся к категории элитных), часто делают ставку именно на Сан-Марино.

Страна входит в Шенгенскую зону, для въезда необходимо иметь загранпаспорт и визу, которая выдаётся бесплатно. Регистрация граждан, прибывших в страну на непродолжительное время, не производится. Каждый турист обязан иметь с собой по $50 в день на первые 10 дней пребывания и по $25 в день на последующий период. Наличие денег можно доказать, прилагая к заявке копии: либо справки о покупке валюты, либо дорожных чеков, либо кредитной карты с выпиской о состоянии счета. Интересная деталь: оригиналы перечисленных документов должны быть представлены в момент подачи заявки29.

Поскольку страна является членом Шенгенской зоны, то таможенные правила подчиняются Шенгенскому договору, подписанному Сан-Марино в 1995 году. Нет никакого особого досмотра, не требуется никакой специальной декларации не при въезде, ни при выезде. На ввоз лир и других валют ограничений нет. Свободно вывезти можно до 20 миллионов лир или эквивалентную сумму в других валютах. Вывоз больших сумм должен быть разрешен таможенными органами. Для ввоза охотничьего оружия необходимо разрешение, выданное итальянским консульским учреждением. Оно визируется на границе при въезде. Запрещён транзит исторических ценностей и документов без сопроводительных разрешительных документов от соответствующих инстанций. Домашние животные могут быть ввезены при наличии справки от ветеринара и действительных прививок против бешенства.

Республика Сан-Марино – одна из немногих малых стран планеты, неизменно приковывающая пристальное внимание мирового сообщества, что вызвано, прежде всего, уникальной во многих отношениях историей становления и развития этого европейского государства.

Рассмотрим подробнее несколько факторов, которые и определили специализацию Сан-Марино в международном разделении труда.

Прежде всего, следует указать на уникальное географическое положение Панамы, своеобразный анклав в самом центре Юга Европы. Кроме того, мягкий теплый климат, а также позитивная экологическая ситуация и культурная самобытность определили специализацию Сан-Марино на международном туризме30.

Сан-Марино также занимает высокое место в индексе глобализации благодаря большому международному банковскому центру. К началу 1980-ых годов республика Сан-Марино начала превращаться в мировой финансовый центр.

Международная специализация Сан-Марино находит отражение и в структуре ВВП, где на долю сферы услуг приходится 58%, в то время как на промышленность приходится около 40%, а на сельское хозяйство – лишь 2%.

 

    1. Участие республики Сан-Марино в международной экономической интеграции

 

Интеграционными процессами в мировой экономике обычно называют процессы переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики как между самими странами, так и по отношения к третьим странам. Для регулирования экономики стран - участниц интеграционных процессов создаются различные межгосударственные, региональные и межрегиональные организации.

С 1992 года страна вступила в ООН. Сегодня Сан-Марино – полноправный член Организации Объединенных Наций, Международного суда, ЮНЕСКО, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Всемирной торговой организации (ВТО), Совета Европы, Международной организации Красного Креста, некоторых других. Страна также сотрудничает с ЮНИСЕФ и Высшей комиссией по делам беженцев в ООН, и имеет официальные отношения с Европейским союзом. С 10 мая по 6 ноября 1990 года Сан-Марино занимал 6-месячное президентство европейского Совета Министров. Наиболее тесные экономические связи Сан-Марино поддерживает с Италией, потому что туда идет 85% экспорта республики31.

Информация о работе Республика Сан-Марино в системе международных экономических отношений