Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 14:45, курсовая работа
Целью исследования является оценка платежного баланса России во время финансовых кризисов 1998 и 2008 годов, а также его прогнозирование на перспективу.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решение следующих задач:
- рассмотрение платежного баланса как экономической категории;
- изучение методов государственного регулирования платежного баланса;
- проведение анализа и оценка текущего состояния платежного баланса России;
- прогнозирование платежного баланса России на перспективу.
Введение.................................................................................................................
3
1 Платежный баланс как экономическая категория в экономике
России и методы его государственного регулирования................................
5
1.1 Понятие и состав платежного баланса страны..........................................
5
1.2 Факторы, влияющие на платежный баланс страны..................................
13
1.3 Методы государственного регулирования платежного баланса..............
18
2 Анализ и оценка платежного баланса России во время мировых
финансовых кризисов.........................................................................................
23
2.1 Методология составления платежного баланса........................................
23
2.2 Динамика платежного баланса в ходе развития кризиса 1998 года........
25
2.3 Оценка платежного баланса РФ до наступления мирового
финансового кризиса 2008 г........................................................................
28
2.4 Оценка платежного баланса РФ во время кризиса 2008-2009 гг.............
39
3 Прогноз платежного баланса РФ......................................................................
44
3.1 Оценка влияния антикризисного управления на платежный
баланс.............................................................................................................
44
3.2 Прогнозирование динамики платежного баланса РФ
на 2013 – 2015 гг...........................................................................................
47
Заключение.............................................................................................................
54
Список использованных источников............
Сальдо инвестиционных доходов органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования, как и годом ранее, было положительным и увеличилось до 17,4 млрд долларов США. Основным источником доходов оставалось размещение резервных активов за рубежом.
Расходы частного сектора по обслуживанию обязательств в размере 86,6 млрд долларов США в 2,5 раза превышали соответствующие доходы от размещения зарубежных активов.
Расходы банков, связанные с обслуживанием иностранных обязательств (14,4 млрд долларов США), были существенно выше доходов от инвестиций за рубеж (7,5 млрд долларов США). Наиболее серьезный разрыв между расходами и поступлениями сектора сформировался за счет кредитных операций: доходы к выплате достигли 9,4 млрд долларов США, к получению - 5,5 млрд. долларов США. Сальдо начисленных к выплате и к получению доходов по прямым инвестициям составило 3,7 млрд долларов США.
Дефицит баланса инвестиционных доходов прочих секторов относительно 2007 года увеличился на 32,6% - до 45,6 млрд долларов США. Доходы, начисленные к получению, оцениваются в 26,6 млрд долларов США, к выплате - в 72,2 млрд долларов США. В структуре поступлений и выплат преобладали доходы от прямых инвестиций: 24,2 млрд долларов США и 53,7 млрд долларов США соответственно.
Отрицательное сальдо баланса текущих трансфертов уменьшилось с 3,5 млрд долларов США в 2007 году до 3,1 млрд долларов США в 2008 году. Полученные трансферты оценивались в 11,0 млрд долларов США. Их основными источниками были налоги, выплаченные нерезидентами. Выплаты (14,1 млрд долларов США) главным образом связаны с денежными переводами населения за рубеж.
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами.
Счет операций с капиталом. Сальдо счета операций с капиталом сложилось положительным в размере 0,5 млрд долларов США. В 2007 году в связи с частичным прощением государственного внешнего долга его дефицит составил 10,2 млрд долларов США.
Объем полученных капитальных трансфертов был больше выплаченных на 0,7 млрд долларов США, в том числе органами государственного управления - на 0,2 млрд долларов США, прочими секторами - на 0,5 млрд долларов США. Величина последнего показателя определялась превышением стоимости имущества и финансовых активов, ввезенных иммигрантами (1,4 млрд долларов США), прежде всего из стран СНГ, над вывезенными за рубеж активами (0,9 млрд долларов США).
Стоимость приобретенных за рубежом непроизведенных нефинансовых активов (в форме патентов и торговых марок) составила 0,2 млрд долларов США.
Финансовый счет.
Сальдо финансового счета (без учета резервных активов) в 2008 году сложилось отрицательным - 139,3 млрд долларов США (в сопоставимом периоде положительный баланс составлял 95,9 млрд долларов США).
Иностранные обязательства резидентов в отчетном периоде увеличивались медленнее, чем в базисном: на 95,2 млрд долларов США по сравнению с 208,8 млрд долларов США. Темпы роста показателя снизились в результате частичного погашения задолженности частным сектором в IV квартале.
Таблица 2.4 - Функциональная структура иностранных инвестиций в
Российскую Федерацию в 2008 году (чистый прирост
обязательств перед нерезидентами без учета прощения и
реструктуризации долга)
Вид инвестиций |
2008 г. |
Справочно: 2007 г. | |||
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал | ||
Прямые |
20,5 |
22,7 |
16,8 |
10,3 |
55,1 |
Портфельные |
-6,4 |
3,8 |
-13,1 |
-21 |
14,4 |
Прочие |
8,2 |
43,3 |
37,2 |
-27,1 |
140,1 |
Всего |
22,3 |
69,7 |
40,9 |
-37,7 |
209,6 |
Внешние обязательства федеральных органов управления снизились на 8,1 млрд долларов США (в 2007 году - на 7,5 млрд долларов США). Обязательства по государственным долговым ценным бумагам уменьшились на 6,5 млрд долларов США (из них на 3,6 млрд долларов США - за счет выкупа у нерезидентов облигаций на вторичном рынке), по ссудам и займам - на 1,7 млрд долларов США. Внешние обязательства субъектов Российской Федерации незначительно снизились вследствие частичной продажи нерезидентами на внутреннем рынке облигаций, выпущенных регионами.
Таблица 2.5 - Движение задолженности Российской Федерации перед
международными финансовыми организациями в 2008 году
Задолженность на 01.01.08 |
Использовано |
Погашено |
Курсовая переоценка |
Задолженность на 01.01.09 | |
Кредиты МФО |
5 |
0,2 |
0,8 |
0 |
4,5 |
МБРР |
4,3 |
0,2 |
0,7 |
0 |
3,8 |
ЕБРР, СИБ, ЕИБ |
0,7 |
0 |
0,1 |
0 |
0,7 |
Фактические платежи по государственному внешнему долгу с учетом процентов в 2008 году составили 6,8 млрд долларов США (в 2007 году - 8,9 млрд долларов США). Коэффициенты, характеризующие степень долговой нагрузки на экономику, снизились: отношение суммы платежей к экспорту товаров и услуг - с 2,3% до 1,3%, к доходам консолидированного бюджета - с 1,7% до 1,1%.
Иностранные обязательства органов денежно-кредитного регулирования в 2008 году уменьшились на 4,8 млрд долларов США (в 2007 году они приросли на 0,9 млрд долларов США). Сказалось сокращение объема операций РЕПО Банка России с иностранными контрагентами (на 6,2 млрд долларов США). Накопление обязательств в форме вывоза российских рублей составило в долларовом эквиваленте 1,4 млрд долларов США.
Привлечение иностранного капитала банковским сектором уменьшилось в 8,7 раза - с 70,9 до 8,2 млрд долларов США. Однако его динамика существенно различалась по формам ввоза. Приток прямых иностранных инвестиций возрос до 10,1 млрд долларов США (годом ранее - 7,2 млрд долларов США). В то же время объем привлеченных на международном рынке ссуд и займов снизился до 15,6 млрд долларов США (39,4 млрд долларов США). В результате активной реализации нерезидентами в IV квартале ценных бумаг, эмитированных российскими кредитными организациями, итоговое сальдо операций купли-продажи на рынке сложилось отрицательным - в размере 4,3 млрд долларов США. В наибольшей степени падение объема портфельных инвестиций в сектор было обусловлено сокращением иностранных вложений в акции российских банков (на 2,6 млрд долларов США); снижение портфелей долговых ценных бумаг было не столь существенным (на 1,7 млрд долларов США). По финансовым производным инструментам было выплачено 10,5 млрд долларов США, в том числе 4,8 млрд долларов США - в IV квартале.
В условиях мирового финансового кризиса значительно сократилось иностранное финансирование российских компаний. Прирост объема внешних обязательств прочих секторов уменьшился со 144,7 млрд долларов США в 2007 году до 100,0 млрд долларов США в отчетном периоде. Реализация нерезидентами финансовых инструментов отечественных корпораций обусловила сокращение иностранных портфельных инвестиций на 15,3 млрд долларов США (уменьшение отмечено впервые с 2003 года). Снижение произошло в основном за счет "выхода" нерезидентов из акций российских компаний (на 14,1 млрд долларов США). В меньшей степени оно коснулось российских корпоративных облигаций. Привлечение ссуд и займов из-за рубежа упало до 53,6 млрд долларов США (в 1,4 раза меньше, чем в 2007 году). За счет беспрецедентно высоких объемов приобретения иностранцами долей участия в российских компаниях в I-III кварталах итоговый показатель прямых иностранных инвестиций в 2008 году возрос по сравнению с предшествующим годом до 60,2 млрд долларов США (47,9 млрд долларов США в 2007 году).
Иностранные активы резидентов без учета резервных возросли в отчетном периоде на 234,5 млрд долларов США (в 2007 году - на 112,9 млрд долларов США).
Внешние требования органов государственного управления [2] увеличились на 2,5 млрд долларов США (в 2007 году снизились - на 6,9 млрд долларов США). В их составе прирост просроченной задолженности по предоставленным ранее кредитам оценивается в 1,1 млрд долларов США. Нерезервные иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования изменились незначительно.
В 2008 году прирост иностранных активов частного сектора составил 231,9 млрд долларов США (в 2007 году - 119,4 млрд долларов США).
Требования российских банков к нерезидентам выросли на 65,8 млрд долларов США, что больше величины сопоставимого периода (25,1 млрд долларов США). Их динамика обусловливалась в основном ростом курсовых рисков, что обусловило наращивание ликвидных иностранных активов: остатки средств на корреспондентских счетах и депозитах увеличились на 33,4 млрд долларов США; объем предоставленных иностранцам кредитов вырос на 26,8 млрд долларов США. Существенно возросли портфельные вложения российских банков в иностранные активы - на 5,6 млрд долларов США. По финансовым производным инструментам было получено 8,4 млрд долларов США.
Иностранные активы прочих секторов росли в 1,8 раза быстрее, чем в 2007 году. По итогам 2008 года их прирост составил 166,1 млрд долларов США. Наиболее существенным было увеличение прямых инвестиций за рубеж - на 50,5 млрд долларов США (45,2 млрд долларов США в 2007 году), в том числе за счет приобретения участия в капитале зарубежных компаний - на 28,1 млрд долларов США. На 32,8 млрд долларов США возросли предоставленные нерезидентам ссуды и займы (22,4 млрд долларов США в 2007 году). Увеличение внешних активов в форме портфельных инвестиций прочих секторов оценивается в 2,3 млрд долларов США (годом ранее - в 5,5 млрд долларов США).
Наряду с компаниями в условиях роста девальвационных ожиданий существенно увеличило свои иностранные активы население. Объем наличной иностранной валюты вне банков вырос на 25,0 млрд долларов США (в 2007 году наблюдалось уменьшение на 15,6 млрд долларов США). Таким образом, в 2008 г. были восстановлены практически все наличные валютные авуары, проданные резидентами в предшествующие годы.
По итогам 2008 года чистый вывоз частного капитала составил 132,7 млрд долларов США, что превысило нетто-ввоз капитала частным сектором в 2006-2007 годах - 123,9 млрд долларов США.
Международные резервы.
Резервные активы за счет операций, отражаемых в платежном балансе, в 2008 году сократились на 45,3 млрд долларов США. Их общий объем (с учетом прочих изменений и курсовой переоценки) по состоянию на 1 января 2009 года снизился до 427,1 млрд долларов США. В структуре резервов доля активов в иностранной валюте уменьшилась с 97,5% до 96,6%, удельный вес монетарного золота увеличился с 2,5% до 3,4%.
В 2008 г. Российская Федерация активно участвовала в операциях МВФ в качестве страны-кредитора: за счет средств Резервного фонда в ноябре 2008 года была расширена резервная позиция в МВФ, учитываемая в составе международных резервов. В долларовом эквиваленте она увеличилась за год с 0,4 млрд долларов США до 1,1 млрд долларов США.
Объем международных резервов Российской Федерации оставался высоким, по итогам отчетного года его хватило бы для финансирования импорта товаров и услуг в течение 14 месяцев.
2.4 Оценка платежного баланса РФ во время кризиса 2008-2009 гг.
Платежный баланс Российской Федерации состоит из двух частей: баланса текущих операций и баланса финансовых операций с капиталом.
Из данных, представленных в Приложении 1, видно, что положительное сальдо текущего счета платежного баланса снизилось по сравнению с 2008 г. на 54 млн. долл. США или на 52 %.
Основной причиной сжатия сальдо стало резкое сокращение торгового баланса на 68175 млн. долл. США или на 38 % в 2009 г. по сравнению с началом анализируемого периода – 2008 г. Это вызвано, в первую очередь, падением доходов российских экспортеров вследствие снижения цен на нефть, газ, нефтепродукты, металлы и другие товары сырьевого экспорта.
Рисунок 2.4 - Состояние счета текущих операций в 2008-2009 гг.
Структура счета текущих операций за 2008-2009 гг. проиллюстрирована на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 - Счет текущих операций за 2008-2009 гг.(млн. долл. США)
В целом экспорт снизился в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 168215 млн. долл. США или на 37 %. При этом необходимо отметить, что во втором полугодии 2009 г. наблюдалось восстановление экспорта благодаря увеличению цен на экспортные товары. Заметим, что по мере стабилизации ситуации в российской экономике начал восстанавливаться и импорт. При этом если в течение II – III кварталов восстановление импорта товаров происходило медленнее, чем их экспорта, то в IV квартале темп прироста импорта практически достиг 24%, а экспорта – лишь 15%. В случае продолжения данной тенденции возможно возобновление снижения положительного сальдо текущего счета.
Рисунок 2.6 - Экспорт Российской Федерации за 2008-2009 гг.
(млн. долл. США)
Баланс экспорта и импорта услуг показывает, что страны не только экспортируют товары, но и предоставляют страховые, транспортные, брокерские, туристические и иные услуги гражданам и фирмам других государств. Одновременно предприятия и граждане этих стран покупают аналогичные услуги у иностранцев. За анализируемый период также произошло снижение отрицательного сальдо баланса услуг: с -24336 млн. долл. США в 2008 г. до -19763 млн. долл. США в 2009 г.