Прогноз платежного баланса РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является оценка платежного баланса России во время финансовых кризисов 1998 и 2008 годов, а также его прогнозирование на перспективу.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решение следующих задач:
- рассмотрение платежного баланса как экономической категории;
- изучение методов государственного регулирования платежного баланса;
- проведение анализа и оценка текущего состояния платежного баланса России;
- прогнозирование платежного баланса России на перспективу.

Оглавление

Введение.................................................................................................................
3
1 Платежный баланс как экономическая категория в экономике

России и методы его государственного регулирования................................
5
1.1 Понятие и состав платежного баланса страны..........................................
5
1.2 Факторы, влияющие на платежный баланс страны..................................
13
1.3 Методы государственного регулирования платежного баланса..............
18
2 Анализ и оценка платежного баланса России во время мировых

финансовых кризисов.........................................................................................
23
2.1 Методология составления платежного баланса........................................
23
2.2 Динамика платежного баланса в ходе развития кризиса 1998 года........
25
2.3 Оценка платежного баланса РФ до наступления мирового

финансового кризиса 2008 г........................................................................
28
2.4 Оценка платежного баланса РФ во время кризиса 2008-2009 гг.............
39
3 Прогноз платежного баланса РФ......................................................................
44
3.1 Оценка влияния антикризисного управления на платежный

баланс.............................................................................................................
44
3.2 Прогнозирование динамики платежного баланса РФ

на 2013 – 2015 гг...........................................................................................
47
Заключение.............................................................................................................
54
Список использованных источников............

Файлы: 1 файл

«Международные валютно-кредитные отношения».doc

— 522.50 Кб (Скачать)

Резкое повышение цен на нефть в 70-х и начале 80-х годов (в 18 раз в 1980 г. против 1971 г.) привело к дефициту текущих операций платежного баланса стран - импортеров нефти ряда промышленно развитых стран, включая США, развивающихся стран и активизации платежного баланса нефти экспортирующих стран ОПЕК. Война в Персидском заливе, начавшаяся в январе 1991г., вызвала скачек цены на нефть. C июня по октябрь 1993г. цена на кофе повысилась с 900 до 1600 долл. за тонну. В географии товарных потоков наметился сдвиг в сторону расширения обмена между промышленно развитыми странами (70 % мировой торговли; стран ЕС- 38%) при сокращении удельного веса развивающихся в их внешней торговле [18].

Взаимная торговля промышлен но развитых стран поглощает 80% их экспорта (стран ЕС-58%) , а торговля между развивающимися странами составляет лишь 1/4 их экспорта. Это обостряет конкуренцию на мировом рынке влияние валютно-финансовых факторов на платежный баланс. Девальвация обычно поощряет экспорт, а ревальвация стимулирует импорт при прочих равных условиях. Нестабильность мировой валютной системы ухудшает условия международной торговли и расчетов. В ожидании снижения курса национальной валюты происходит смещение сроков платежей по экспорту и импорту: импортеры стремятся ускорить платежи, а экспортеры, напротив: задерживают получение вырученной иностранной валюты (политика “лидз энд лэгз”). Достаточен небольшой разрыв в сроках международных расчетов, чтобы вызвать значительный отлив капиталов из страны.

Отрицательное влияние инфляции на платежный баланс. Это происходит в том случае, если повышение цен снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует бегству капиталов за границу. Чрезвычайные обстоятельства - неурожай, стихийные бедствия, катастрофы и т.д. отрицательно влияют на платежный баланс. Платежные балансы реагируют на торгово-политическую дискриминацию определенных стран, создающих искусственные барьеры и препятствующих развитию взаимовыгодных отношений. Например, на страны НАТО распространялся обширный список товаров (КОКОМ), запрещенных для поставки в бывшие социалистические страны “по стратегическим соображениям”. Преобразования в странах Восточной Европы и бывшем СССР по пути перехода к рыночной экономике создали условия для отказа от дискриминации в пользу взаимовыгодного сотрудничества.

 

1.3 Методы государственного регулирования платежного баланса

 

Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов в международном обороте, что подорвало Бреттонвудскую систему в середине 70-х годов. Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий. 

 В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики.

Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы. Материальной основой регулирования платежного баланса служат:

1) государственная собственность, в том числе официальные золотовалютные резервы;

2) возрастание доли (до 40-50%) национального  дохода, перераспределяемого через государственный бюджет;

3) непосредственное участие государства  в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика;

4) регламентация внешнеэкономических  операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля [4].

Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно- кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

Странами, c дефицитным платежным балансом, обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы.

В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры. Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и содержание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.

Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства импортных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса. Валютные ограничения.

Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.

Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика.

Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу. 

В целях регулирования платежей и поступлений по “невидимым” операциям платежного баланса принимаются следующие меры: ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны; прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов; содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье “Транспорт”; расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.

Новым явлением стало межгосударственное регулирование платежного баланса с середины 70-х годов. Оно возникло как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное не равновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся: согласование условий государственного кредитования экспорта; двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям “своп”; кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ [9].

Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем политического характера. Поскольку рынки ограничивают кредиты таким странам, покрытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в частности МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего государственного долга.

Эффективным средством оздоровления платежного баланса является сокращение военных расходов, в том числе зарубежных. Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции - партнерство и разногласия - во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ и оценка платежного  баланса России во время мировых 

   финансовых кризисов

2.1 Методология составления  платежного баланса

 

Методологической основой составления платежного баланса большинства стран мира в настоящее время является пятое руководство МВФ по платежному балансу, изданное в конце 1993 г.

В основу составления платежного баланса положены два принципа.

Первый – охват всех внешнеэкономических операций за определенный период. Это означает, что в платежном балансе отражаются все экономические операции, осуществленные за определенный отрезок времени между резидентами данной страны и нерезидентами. Таким образом, речь идет не о чисто денежном балансе платежей, фактически произведенных в результате экономических операций с заграницей, а о более широком статистическом агрегате, представляющим собой смешанный платежно-расчетный баланс. В нем фактические денежные платежи по текущему коммерческому обороту объединяются с безвалютными операциями, включающими товарообменные сделки и безвозмездную внешнюю помощь, с перемещением краткосрочных и долгосрочных капиталов, и наконец, с такими операциями, которые в данный период не сопровождаются денежными платежами, а лишь порождают взаимные требования и обязательства денежного характера. В итоге платежный баланс охватывает все операции, которые связаны с юридическим переходом права собственности на товары, услуги и иные ценности от резидентов к нерезидентам, а также передачей денег, финансовых и иных активов из одной страны в другую. При этом не имеет значения, сопровождается ли передача ценностей за границу денежным возмещением в виде реального платежа или же она осуществляется в обмен на аналогичные ценности, в кредит, или безвозмездно [7].

Второй принцип – метод двойной бухгалтерской записи, когда каждая внешнеэкономическая операция, подлежащая включению в платежный баланс, заносится в него дважды. Одна запись должна показывать, какие изменения в активах и пассивах страны вызывает данная операция, тогда как вторая запись, уравновешивающая первую, говорит о том, какими средствами регулируются взаимные требования, возникающие в результате совершенствования названной внешнеэкономической операции.

Согласно принятым в международной практике принципам двойной бухгалтерской записи всякое увеличение активов или уменьшение обязательств (пассивов) отражается в дебете, а уменьшение активов или увеличение пассивов – в кредите платежного баланса. Дебетовая сторона платежного баланса соответствует понятию «платежи», «расходы» и относимые на нее цифры сопровождаются знаком «минус». Кредитовая сторона соответствует понятию «поступления», «доходы», и относимые на нее цифры либо сопровождаются знаком «плюс», либо приводятся без знака. При этом «платежи» и «поступления» в рамках платежного баланса охватывают не только фактическое передвижение денежных средств в связи с проведенными внешнеэкономическими операциями, но и изменения взимаемых требований и обязательств между странами, которые в ряде случаев заменяют денежные платежи, а иногда даже только их символизируют.

Платежный баланс России публикуется в форме аналитического представления. Оно позволяет учесть специфику российской экономики в процессе ее перевода на рыночные основы, отразить наиболее важные для России валютные операции, показать основные тенденции в валютной сфере.

Источниками информации для разработки платежного баланса России являются отчетные данные обо всех внешнеэкономических операциях резидентов России, поступающие на регулярной основе в Банк России из государственных и кредитных организаций, нефинансовых учреждений, а также оценочные данные.

Данные по платежному балансу размещаются в представительстве Банка России в сети «Интернет», публикуются в еженедельном издании «Вестник Банка России», средствах массовой информации («Российская газета» и др.), статистических изданиях МВФ «International Financial Statistics», «Balance of Statistics Yearbook».

 

2.2 Динамика платежного  баланса в ходе развития кризиса 1998 года

 

Как видно из графика 2.1, трудности ПБ выразились в дефиците счета чистого экспорта и начались еще во 2 квартале 1997 г. за 1,5 года до полномасштабного финансового кризиса.

Реакцией властей на падение чистого экспорта было наращивание поступлений по счету капитала и финансовых инструментов (произошел рост портфельных инвестиций, т.е. привлечение нерезидентов к покупке ГКО). Таким образом, назревающий кризис платежного баланса был замаскирован проблемой финансирования бюджетного дефицита. Введенный на график для снижения влияния сезонного фактора тренд чистого экспорта показывает, что отток инвалюты по текущим операциям четко приобрел стабильный характер к 4 кварталу 1997 г. Это означает, что девальвация рубля, необходимая для ликвидации дефицита ПБ была неизбежна. Так как объем резервов составлял меньше месячного объема импорта, счет пошел на недели. Компенсация оттока инвалюты за счет портфельных инвестиций (тем более ГКО) носила принципиально краткосрочный характер и лишь оттягивала момент принятия решения.

Информация о работе Прогноз платежного баланса РФ