Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 23:58, реферат

Краткое описание

Развитие туризма стимулирует приток в инфраструктуру огромных инвестиций, большая часть которых идет на улучшение качества жизни как местного населения, так и туристов. Он обеспечивает правительствам значительные финансовые поступления в виде налоговых сборов. Большая часть новых рабочих мест и предприятий в туризме создается в развивающихся странах, что позволяет сбалансировать возможности экономического роста, а также содейтвует закреплению жителей в сельской местности, предотвращая их отток в перенаселенные города.

Оглавление

Введение…………...……………………………………………………………………………..3
Международный туризм: понятие и классификация……………………………….....4
Современное состояние и тенденции развития туризма в мире……………………...5
Международный туризм и мировой экономический кризис………………………….8
Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках…………………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………………………...…13
Список использованных источников и литературы……………………………...…………..15

Файлы: 1 файл

реферат по мир.экономике.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

 

План

Введение…………...……………………………………………………………………………..3

  1. Международный туризм: понятие и классификация……………………………….....4
  2. Современное состояние и тенденции развития туризма в мире……………………...5
  3. Международный туризм и мировой экономический кризис………………………….8
  4. Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках…………………………………………………………..10

Заключение…………………………………………………………………………………...…13

Список использованных источников и литературы……………………………...…………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В начале нового тысячелетия  туризм прочно утвердился во многих странах  как основная отрасль экономики  и наиболее быстро развивающийся  экономический сектор, обеспечивающий приток иностранной валюты и создание рабочих мест. Международный туризм обеспечивает самые высокие в мире поступления от экспорта и для большинства стран является важным фактором обеспечения платежного баланса. Сфера туризма превратилась в один из важнейших факторов создания рабочих мест в мире.

Развитие туризма стимулирует  приток в инфраструктуру огромных инвестиций, большая часть которых идет на улучшение качества жизни как местного населения, так и туристов. Он обеспечивает правительствам значительные финансовые поступления в виде налоговых сборов. Большая часть новых рабочих мест и предприятий в туризме создается в развивающихся странах, что позволяет сбалансировать возможности экономического роста, а также содейтвует закреплению жителей в сельской местности, предотвращая их отток в перенаселенные города. Межкультурные связи и личные дружеские отношения, возникающие в процессе туристского обмена, являются важным фактором улучшения международного взаимопонимания и способствуют укреплению мира между народами земного шара.

Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной  экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет бóльшую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Международный туризм: понятие и классификация.

Операции по международному туризму – это  вид деятельности, направленный на предоставление туристских услуг и товаров туристского спроса с целью содействия удовлетворения широкого круга культурных и духовных потребностей туриста. Туристическая деятельность по своей сути является особым видом торгово-посреднической операции, в рамках которой организатор путешествия – туроператор как субъект предпринимательской деятельности формирует в единый пакет туристские услуги, большинство из которых для него покупные. Реализацией туристских услуг, сформированных туроператором по установленным международным правилам, занимается только турагент, т. е. права и обязанности туроператора и турагента строго регламентированы. 
Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как услуга вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т.е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда1. К специфике туризма следует отнести фактор наиболее рисковых видов деятельности, напрямую зависящей от экономической, политической и социальной стабильности в стране, наличия развитой инфраструктуры и индустрии туризма2
В основе роста туризма прежде всего экономический и социальный прогресс. 
Существует несколько видов операций по международному туризму:

  • услуги по размещению туристов в гостиницах, кемпингах и т.д.;
  • услуги по передвиджению туристов до страны и по её территории;
  • услуги по обеспечению питания в ресторанах, кафе и т.д.;
  • услуги, направленные на удовлетворение культурных потребностей;
  • услуги, направленные на удовлетворение деловых потребностей;
  • услуги по оформлению документации.

Туризм является сложным, видоизменяющимся и динамично  реагирующим сектором экономики, он имеет сложную классификацию.

Классификация международного туризма

Таблица 1

По целям  поездки

По методам  проведения

По численности

  1. курортный
  2. экскурсионный
  3. научный
  4. деловой
  5. этнический
  1. организованный
  2. неорганизованный
  3. плановый
  4. независимый
  5. самодеятельный
  • индивидуальный
  • групповой

 

Туризм, выступает важным сегментом внешней торговли, предполагающим экспортно-импортные операции с услугами, обладает спецификой «невидимого» экспорта. Его существенной особенностью является огромное влияние на развитие других отраслей народного хозяйства, таких как транспорт, торговля, связи, бытовое обслуживание, сельское хозяйство и многое другое. Туризм представляет собой индикатор благосостояния населения, он бурно развивается при достаточном платежеспособном спросе.

  1. Современное состояние и тенденции развития туризма в мире.

В настоящее  время индустрия туризма в  мире является одной из наиболее динамично  развивающихся сфер в международной  торговле услугами. В последние 20 лет  среднегодовые темпы роста числа  прибытий иностранных туристов в  мире составили 5,1%, валютных поступлений- 14%. Если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн., а оборот туристской индустрии - 2,1 млрд. долл. США, то, согласно данным Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО) в 2006г. в мире было зарегистрировано 846,0 млн. прибытий туристов, а поступления от международного туризма достигли 733 млрд. долл. США.  Всемирный охват международный туризм приобрел, начиная с 60-70-х годов 20-го века.3 В результате образовался мировой туристский рынок, в котором участвуют практически все страны. Вместе с тем динамика международных туристских потоков крайне неравномерна, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов мира.

Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в  настоящее время являются  диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен.

Таким образом, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике.

В последние  годы  в мире наблюдается тенденция  превышения темпов роста количества путешествующих в соседние страны или страны ближайших регионов над числом путешествующих в дальние страны. Некоторые эксперты  связывают это с постоянной угрозой терроризма в мире, другие – с увеличением количества туристских поездок в год в связи с разбивкой отпусков. Эту тенденцию следует учитывать при формировании и проведении государственной политики, направленной на развитие въездного туризма.

К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует  отнести общие и отраслевые факторы, такие как конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и  социальные условия развития.

Мировая туристская индустрия в последние годы сталкивается с постоянно растущим уровнем  конкуренции между странами как внутри своего региона, так и за его пределами. В первую очередь на это указывают все более широкие, часто агрессивные меры рекламного воздействия при продвижении своего туристского продукта на внешних рынках. Кроме этого туристский спрос и туристское предложение зависят от ряда таких меняющихся факторов, как экономическое и финансовое развитие, влияние политики, проводимой государством, демографических и социальных изменений, развития инновационных технологий.  Таким образом, усиление конкуренции как на рынке туристского спроса, так и на рынке туристского предложения является одной из существенных тенденций развития мирового туризма. Рост конкуренции на рынке туристского спроса происходит в результате действия следующих факторов:4

• появления все большего числа стран с амбициозными экспансивными планами привлечения туристов;

• достижения пика насыщения некоторых форм и видов туризма, предлагаемых туристскими центрами и странами (например, на рынке пляжного отдыха).

Это требует  от стран, стремящихся сохранить свою туристскую привлекательность, следующих действий:

• попытаться сохранить баланс между ростом спроса и ростом предложения;

• осуществлять планирование развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития;

• предусматривать долгосрочные инвестиции в сферу туризма;

• обеспечить наличие ясных государственных стратегий развития туризма, гибкости и оперативности в принятии решений.

По мере того, как экономические выгоды, получаемые от туризма, становятся все более  очевидными, отношение стран  к международному туризму становится все более лояльным и ведет к уменьшению числа ограничений. Важным для проведения стратегической политики развития туризма является учет демографических тенденций, происходящих в Европе. В настоящее время статистика указывает на постоянный рост доли населения пожилого возраста в европейских странах с развитой экономикой, в то время как численность населения трудоспособного возраста переживает стагнацию. Результатом этого является растущий спрос на туристский продукт, предназначенный для так называемого «зрелого» сегмента туристского рынка.

В последние  годы отчетливо прослеживается тенденция  к усилению мер по охране окружающей среды. Европа в целом характеризуется  сравнительно высокими стандартами  уровня жизни людей и уровня их образования. Эти факторы объясняют повышенное внимание к вопросам охраны окружающей среды на континенте.

Еще одна тенденция  связана с тем, что большинство  европейцев живут в густо населенных урбанизированных районах. Это в  значительной степени формирует туристские предпочтения в направлении сельского туризма, кратковременного отдыха, отдыха вне высокого сезона, активных видов туризма, кратковременных поездок в другие города с познавательными целями, выбора туров с проживанием не в гостиницах, а в апартаментах с самообслуживанием и др. В перспективе ожидается, что по мере того, как мир станет  более изученным, и будет появляться все меньше новых туристских центров, усилится тенденция к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места.

Вместе с  тем развитие информационных технологий и общее снижение цен на туристские поездки  относительно доходов населения  способствуют увеличению числа туристов и во многом способствуют происходящему  в настоящее время процессу глобализации.

Общей  тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт. Это требует постоянных активных действий со стороны стран, развивающих туризм, направленных на выделение приоритетных видов туристского продукта и создание условий для достижения приемлемого соотношения их цены и качества.

С целью увеличения международных туристских прибытий мировая туристская общественность в лице ЮНВТО5 сформулировала следующие основные задачи, стоящие перед странами на ближайшее десятилетие:

•  повышение общей ответственности и роли координации со стороны правительств стран, делающих ставку на развитие туризма;

•  обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией;

• повышение роли государственной политики в сфере туризма;

• усиление роли государственно-частных партнерств;

• необходимость  государственных вложений в развитие туризма, прежде всего в продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры.

 

  1. Международный туризм и мировой экономический кризис.

Спрос в международном  туризме испытывает спад по причине  рецессии в мировой экономике. Между январем и февралем этого года темпы сокращения международных туристских прибытий составляли 8%, а общий объем оставался на уровне, зарегистрированном в 2007 году. В то же время на секторе начинает сказываться грипп A (H1N1). ЮНВТО ведет пристальный контроль над результатами этого воздействия, тесно сотрудничая с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Информация о работе Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках