Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 23:58, реферат
Развитие туризма стимулирует приток в инфраструктуру огромных инвестиций, большая часть которых идет на улучшение качества жизни как местного населения, так и туристов. Он обеспечивает правительствам значительные финансовые поступления в виде налоговых сборов. Большая часть новых рабочих мест и предприятий в туризме создается в развивающихся странах, что позволяет сбалансировать возможности экономического роста, а также содейтвует закреплению жителей в сельской местности, предотвращая их отток в перенаселенные города.
Введение…………...……………………………………………………………………………..3
Международный туризм: понятие и классификация……………………………….....4
Современное состояние и тенденции развития туризма в мире……………………...5
Международный туризм и мировой экономический кризис………………………….8
Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках…………………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………………………...…13
Список использованных источников и литературы……………………………...…………..15
План
Введение…………...………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников и литературы……………………………...…………
Введение
В начале нового тысячелетия туризм прочно утвердился во многих странах как основная отрасль экономики и наиболее быстро развивающийся экономический сектор, обеспечивающий приток иностранной валюты и создание рабочих мест. Международный туризм обеспечивает самые высокие в мире поступления от экспорта и для большинства стран является важным фактором обеспечения платежного баланса. Сфера туризма превратилась в один из важнейших факторов создания рабочих мест в мире.
Развитие туризма стимулирует приток в инфраструктуру огромных инвестиций, большая часть которых идет на улучшение качества жизни как местного населения, так и туристов. Он обеспечивает правительствам значительные финансовые поступления в виде налоговых сборов. Большая часть новых рабочих мест и предприятий в туризме создается в развивающихся странах, что позволяет сбалансировать возможности экономического роста, а также содейтвует закреплению жителей в сельской местности, предотвращая их отток в перенаселенные города. Межкультурные связи и личные дружеские отношения, возникающие в процессе туристского обмена, являются важным фактором улучшения международного взаимопонимания и способствуют укреплению мира между народами земного шара.
Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет бóльшую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.
Операции по
международному туризму – это
вид деятельности, направленный на
предоставление туристских услуг и товаров туристского
спроса с целью содействия удовлетворения
широкого круга культурных и духовных
потребностей туриста. Туристическая
деятельность по своей сути является особым
видом торгово-посреднической операции,
в рамках которой организатор путешествия
– туроператор как субъект предпринимательской
деятельности формирует в единый пакет
туристские услуги, большинство из которых
для него покупные. Реализацией туристских
услуг, сформированных туроператором
по установленным международным правилам,
занимается только турагент, т. е. права
и обязанности туроператора и турагента
строго регламентированы.
Туризм как товар реализуется в форме
услуг. Услуга туризма, как услуга вообще,
есть действие определенной потребительской
стоимости, выражающееся в полезном эффекте,
который удовлетворяет ту или иную человеческую
потребность. При этом услуга может быть
оказана либо вещью, т.е. при помощи товара,
либо в процессе функционирования самого
живого труда1. К специфике туризма следует
отнести фактор наиболее рисковых видов
деятельности, напрямую зависящей от экономической,
политической и социальной стабильности
в стране, наличия развитой инфраструктуры
и индустрии туризма2.
В основе роста туризма прежде всего экономический
и социальный прогресс.
Существует несколько видов операций
по международному туризму:
Туризм является сложным, видоизменяющимся и динамично реагирующим сектором экономики, он имеет сложную классификацию.
Классификация международного туризма
Таблица 1
По целям поездки |
По методам проведения |
По численности |
|
|
|
Туризм, выступает важным сегментом внешней торговли, предполагающим экспортно-импортные операции с услугами, обладает спецификой «невидимого» экспорта. Его существенной особенностью является огромное влияние на развитие других отраслей народного хозяйства, таких как транспорт, торговля, связи, бытовое обслуживание, сельское хозяйство и многое другое. Туризм представляет собой индикатор благосостояния населения, он бурно развивается при достаточном платежеспособном спросе.
В настоящее
время индустрия туризма в
мире является одной из наиболее динамично
развивающихся сфер в международной
торговле услугами. В последние 20 лет
среднегодовые темпы роста
Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен.
Таким образом, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике.
В последние годы в мире наблюдается тенденция превышения темпов роста количества путешествующих в соседние страны или страны ближайших регионов над числом путешествующих в дальние страны. Некоторые эксперты связывают это с постоянной угрозой терроризма в мире, другие – с увеличением количества туристских поездок в год в связи с разбивкой отпусков. Эту тенденцию следует учитывать при формировании и проведении государственной политики, направленной на развитие въездного туризма.
К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести общие и отраслевые факторы, такие как конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития.
Мировая туристская индустрия в последние годы сталкивается с постоянно растущим уровнем конкуренции между странами как внутри своего региона, так и за его пределами. В первую очередь на это указывают все более широкие, часто агрессивные меры рекламного воздействия при продвижении своего туристского продукта на внешних рынках. Кроме этого туристский спрос и туристское предложение зависят от ряда таких меняющихся факторов, как экономическое и финансовое развитие, влияние политики, проводимой государством, демографических и социальных изменений, развития инновационных технологий. Таким образом, усиление конкуренции как на рынке туристского спроса, так и на рынке туристского предложения является одной из существенных тенденций развития мирового туризма. Рост конкуренции на рынке туристского спроса происходит в результате действия следующих факторов:4
• появления все большего числа стран с амбициозными экспансивными планами привлечения туристов;
• достижения пика насыщения некоторых форм и видов туризма, предлагаемых туристскими центрами и странами (например, на рынке пляжного отдыха).
Это требует от стран, стремящихся сохранить свою туристскую привлекательность, следующих действий:
• попытаться сохранить баланс между ростом спроса и ростом предложения;
• осуществлять планирование развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития;
• предусматривать долгосрочные инвестиции в сферу туризма;
• обеспечить наличие ясных государственных стратегий развития туризма, гибкости и оперативности в принятии решений.
По мере того, как экономические выгоды, получаемые от туризма, становятся все более очевидными, отношение стран к международному туризму становится все более лояльным и ведет к уменьшению числа ограничений. Важным для проведения стратегической политики развития туризма является учет демографических тенденций, происходящих в Европе. В настоящее время статистика указывает на постоянный рост доли населения пожилого возраста в европейских странах с развитой экономикой, в то время как численность населения трудоспособного возраста переживает стагнацию. Результатом этого является растущий спрос на туристский продукт, предназначенный для так называемого «зрелого» сегмента туристского рынка.
В последние годы отчетливо прослеживается тенденция к усилению мер по охране окружающей среды. Европа в целом характеризуется сравнительно высокими стандартами уровня жизни людей и уровня их образования. Эти факторы объясняют повышенное внимание к вопросам охраны окружающей среды на континенте.
Еще одна тенденция связана с тем, что большинство европейцев живут в густо населенных урбанизированных районах. Это в значительной степени формирует туристские предпочтения в направлении сельского туризма, кратковременного отдыха, отдыха вне высокого сезона, активных видов туризма, кратковременных поездок в другие города с познавательными целями, выбора туров с проживанием не в гостиницах, а в апартаментах с самообслуживанием и др. В перспективе ожидается, что по мере того, как мир станет более изученным, и будет появляться все меньше новых туристских центров, усилится тенденция к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места.
Вместе с тем развитие информационных технологий и общее снижение цен на туристские поездки относительно доходов населения способствуют увеличению числа туристов и во многом способствуют происходящему в настоящее время процессу глобализации.
Общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт. Это требует постоянных активных действий со стороны стран, развивающих туризм, направленных на выделение приоритетных видов туристского продукта и создание условий для достижения приемлемого соотношения их цены и качества.
С целью увеличения международных туристских прибытий мировая туристская общественность в лице ЮНВТО5 сформулировала следующие основные задачи, стоящие перед странами на ближайшее десятилетие:
• повышение общей ответственности и роли координации со стороны правительств стран, делающих ставку на развитие туризма;
• обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией;
• повышение роли государственной политики в сфере туризма;
• усиление роли государственно-частных партнерств;
• необходимость государственных вложений в развитие туризма, прежде всего в продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры.
Спрос в международном туризме испытывает спад по причине рецессии в мировой экономике. Между январем и февралем этого года темпы сокращения международных туристских прибытий составляли 8%, а общий объем оставался на уровне, зарегистрированном в 2007 году. В то же время на секторе начинает сказываться грипп A (H1N1). ЮНВТО ведет пристальный контроль над результатами этого воздействия, тесно сотрудничая с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).