Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 00:06, доклад
В докладе исследуется российский рынок стали: последние тенденции, конъюнктура, государственное регулирование. Выявляются факторы успеха, даются рекомендации по оптимизации деятельности
1. Основные экономические показатели отрасли
Размер рынка.
По состоянию на 1 января 2010 года в России по данным ФСГС в отрасли по производству стали зарегистрировано 347 крупных и средних предприятий. Количество прибыльных организация на начало 2010 года составило 49,5% от общего количества крупных и средних предприятий.
Доля отрасли в экономике (ВВП) страны составляет около 4%, экспорте – 6,7%, численности занятых в промышленности – 1,2%. Россия стабильно удерживает пятипроцентную долю на мировом рынке стали, занимая 4-е место среди всех стран-производителей.
За период
поступательного докризисного развития
с 2000 по 2008 год отрасль прошла большой
путь. Накопленные инвестиции составили
почти триллион рублей, налоговые
поступления в бюджеты
Докризисный период роста мирового производства стали и стальной продукции был внушительным. Рост производства составил с 2000 по 2008 гг. 21%, прибыль в отрасли выросла в 7 раз, размер инвестиций в 8,5 раз, объемы экспорта продукции черной металлургии возросли в 4,8 раза.
В выпуске стали-основного продукта черной металлургии, по способу производства в России за последние годы увеличилась доля конвертерного и электросталелитейного видов. Производство конверторной стали в 2009 году составило 38 млн. тонн, электростали – 16 млн. тонн. Доля данных видов стали выросла до 91,5% от общего объема выпуска стали в 2009 году. При этом влияние экономического кризиса привело к значительному падению показателей отрасли.
Кризис оказал существенное влияние на развитие отрасли. Уровень производства в отрасли в ноябре 2008 – самом критическом месяце сократился на 47% по отношению к среднемесячным показателям докризисного периода (январь – август 2008 г.). Дебиторская и кредиторская задолженности предприятий отрасли выросли в полтора раза. По итогам 2009 г. предприятия производители стали почти вышли на докризисный уровень производства и отставание составляло уже 7%.
В первом полугодии 2010 года среднемесячный объем производства все еще остается ниже докризисного на 4-16% и составляет около 3,7 млн. тонн в месяц. Долговая нагрузка важнейших предприятий полностью реструктуризирована при помощи государства, однако ее размер только начинает сокращаться.
В 2009 году внутреннее потребление продукции стали значительно снизилось, в силу сокращения объемов производства основных потребляющих отраслей. На долю отрасли машиностроения приходится порядка 1/3 выпускаемой продукции отрасли, на строительство – 1/4. При этом в 2009 году снижение показателей машиностроения составило 28,4%, снижение объемов работ по виду деятельности «Строительство» - 84,0%.
Масштаб конкуренции.
Национальный и глобальный. В нашем исследовании мы ограничимся внутренним рынком.
Темпы роста рынка и этап жизненного цикла.
Темпы роста составляют 10% .На данный момент в отрасли наблюдается посткризисный рост.
Количество конкурентов в отрасли
На российском рынке основными конкурентами являются:
Название компании |
ООО «ЕвразХолдинг» |
ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» |
ОАО «Северсталь» |
ОАО
«Магнитогорский |
ОАО «Мечел» |
ООО «УК Металлоинвест» |
На международном рынке:
Китай, Индия, Япония, Украина, Казахстан, США и страны Европы.
Покупатели
Основные импортеры российской стали
Страны | Доля % |
Италия | 18,5 % |
Турция | 11,7 |
Иран | 9,7 |
В России
основными отраслями-
Вход и выход из отрасли
Высокие барьеры для входа в отрасль. Строительство завода и закупка оборудования обходится в сумму от 220 млн долларов.
Компании
по продвижению продукции
Выход из отрасли маловероятен.
Скорость технологических изменений
Обновление происходит очень медленно. На российских предприятиях используется оборудование, которому 30-40 лет.
Степень дифференциации товаров
Стали делятся на конструкционные и инструментальные.
По химическому составу углеродистые и легированные.
По содержанию неметаллических примесей(на основе этого показателя определяется качество стали):обыкновенные, качественные, высококачественные и особо высококачественные.
Хоть сталь имеет несколько видов, это все равно стандартизированный продукт.
Экономия на масштабе производства.
Основными издержками компаний данной отрасли являются: энергетические, транспортные, сырьевые.
Рентабельность в отрасли выше, чем в мире.
Загруженность производственных мощностей.
Загруженность составляет 97%. Дальнейший рост загруженности приведет к издержкам, а это в свою очередь скажется на прибыли.
Прибыльность в среднем выше, чем в экономике в целом.
2. Модель пяти сил Портера
Конкурент-ная сила | Прямые конкуренты | Товары-субституты | Новички в отрасли | Поставщики | Потребители |
Степень влияния | Средняя | Отсутствует | Низкая | Низкая | Высокая |
Вероятность появления конкурентов зависит от 2 факторов: входных барьеров и ожидаемой реакции действующих на рынке компаний на появление нового соперника.
В
данной отрасли новички
Невозможность экономии на масштабах. Данная отрасль требует огромных первоначальных капиталовложений. Новичку в данной отрасли нужно тщательно продумать стратегию.
Невыгодное положение по издержкам и ресурсам. У компании, который в этой отрасли давно, уже налажены отношения с поставщиками сырья, с государственными органами.
Отсутствие необходимого объема капиталовложений. В данной отрасли новичку необходимо вложить средства в строительство предприятия, покупку оборудования, маркетинговую деятельность.
Недоступность каналов сбыта. В отрасли по производству стали новичкам очень трудно найти рынки сбыта, потому что они поделены между ведущими компаниями.
Возможность ответных действий со стороны других предприятий данной отрасли.
Товары-заменители
На данный
момент в отрасли по производству
стали не существует такой угрозы,
так как у стали нет
Давление со стороны компаний-поставщиков.
В данной отрасли этот фактор не играет особой роли. В большинстве случаев, компании-производители добывают сырье сами.
Давление со стороны компаний-потребителей.
В отрасли
по производству стали компании-производителю
очень важно, чтобы потребитель был
доволен товаром, так как на рынке существует
еще 5-6 компаний, которые предлагают идентичный
товар.
3. Движущие силы в отрасли
Движущие силы в отрасли - это основные причины, приводящие к изменению условий конкуренции и ситуации в целом. Анализ движущих сил включает в себя два этапа:
Задача анализа движущих сил - выделить главные причины изменений в отрасли, обычно три-четыре фактора являются движущими силами в отрасли.
Один из способов спрогнозировать, какие движущие силы будут действовать в будущем, является использование техники исследования среды.
Проанализировав рынок стали мы выделили следующие движущие силы для отрасли:
Рассмотрим выделенные нами факторы более подробно.
1. Изменения в долгосрочных тенденциях экономического роста.
По данным
Минпромторга России, загрузка металлургических
мощностей достигла 93% докризисного уровня.
При этом потребление металлопродукции
по итогам года на внутреннем рынке снизится
по сравнению с 2009г. на 35-40%. Как заявил
замминистра Министерства промышленности
и торговли РФ Андрей Дементьев, в 2010г.
объем инвестиций в производство стали
составит 150 млрд.руб. А.Дементьев отметил,
что в условиях нестабильности на международных
рынках демпфером должен стать внутренний
рынок. В дальнейшем государство будет
поддерживать только инвестпроекты, рассчитанные
на потребности внутреннего рынка.
Снижение объемов потребления – не краткосрочное
явление. По мнению вице-президента консорциума
«Русская Сталь» Дмитрия Горошкова, рынок
ждет затяжное восстановление: за несколькими
благоприятными месяцами будут следовать
периоды снижения. Волатильность рынков
будет провоцироваться возникновением
локальных дефицитов и расконсервацией
мощностей, последующим профицитом предложения.
Импортные волны также будут ухудшать
положение на внутреннем рынке.
Между тем, снижение количества заказов,
по мнению некоторых экспертов, будет
компенсироваться ценой на продукцию.
По прогнозам ИК «Ренессанс Капитал»,
в начале 2011г. цены на стальную продукцию
на внутреннем рынке, а также экспортные
цены резко пойдут вверх благодаря росту
цен на уголь, лом, железную руду и большому
спросу на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском
регионе. Поставщики угля, лома и железной
руды из СНГ, по мнению инвесткомпании,
получат прибыль благодаря усилению спроса
в этих регионах.
2. Внедрение новых продуктов
В Окриджской Национальной лаборатории была разработана новая модифицированная литейная аустенитная нержавеющая сталь. Такая сталь лучше ведет себя при высоких температурах, более долговечна и устойчива к износу, чем обычная нержавеющая сталь. Создание стали, названной CF8C-Plus, было продиктовано потребностью в более надежных и долговечных дизельных двигателей для грузовиков