Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:55, курсовая работа
Обеспечение населения продовольствием, а отечественных производителей – сельскохозяйственным сырьем, - это важнейшие задачи любого государства. В предыдущие периоды истории эти цели достигались государствами главным образом за счет внутреннего производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья. В связи с этим определенные товары были малодоступны населению, либо потому что не могли быть произведены на территории страны в виду ряда условий, либо потому что в стране невозможно было производство сельскохозяйственного сырья для них. К таким препятствующим производству условиям могут относиться, например, особенности климата данной страны, ее насыщенность водными ресурсами, ее рельеф, растительный и животный миры данной страны и т.п.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Классификация продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья............................................................................4
1.1 Классификация продовольственных товаров…………………………….4
1.2 Классификация сельскохозяйственного сырья…………………………5
Глава 2. Поэтапная характеристика рынков продовольствия и сельскохозяйственного сырья…………………………………………………6
2.1 Характеристика рынков продовольствия…………………………………6
2.2 Характеристика рынков сельскохозяйственного сырья……………...13
Глава 3. Формирование цен на продовольствие и сельскохозяйственное
сырье…………………………………………………………………………..14
3.1 Виды цен на продовольствие и сельскохозяйственное сырье………….14
3.2 Факторы, влияющие на цены сельскохозяйственной продукции……18
3.3 Общая характеристика формирования цен на продовольствие……..22
3.4 Общая характеристика формирования цен на сельскохозяйственное сырье…………………………………………………………………………..24
Глава 4. Роль торговли продовольствием и сельскохозяйственным сырьем для разных стран мира и их участие в ней………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………..28
Производство ячменя сконцентрировано в северном полушарии. Основные производители - страны СНГ, Канада, Великобритания. На мировой рынок попадает около 15% всего мирового производства.
Основными производителями овса считаются страны СНГ, ЕС, США и Канада, а основными производителями ржи, которая используется в основном для выпечки хлеба, - страны СНГ.
Мировой рынок риса представляет собой несколько обособленный сегмент рынка зерновых в силу специфики его производства и потребления. Рис является одним из основных продуктов питания в ряде азиатских и некоторых других странах, что определяет значительные объемы производства и мировой торговли этим товаром. Основными производителями являются Китай (около 33%), Индия (около 23%), Индонезия (около 9%), Бангладеш (около 5%), а также Вьетнам, Таиланд.
Потребление риса с начала 90-х гг. превышает его производство, что приводит к общему сокращению запасов. Объем мирового производства риса на 2009 год составил 300 млн. т, а объем международной торговли рисом составил около 20 млн. т.
Производство остальных видов зерновых культур имеет региональный характер, как, например, сорго и просо в Африке и Азии.
Помимо зерновых на мировой рынок поступают хлебопродукты (хлеб, макароны, вафли, сухари и др.) и продукция мукомольной промышленности (мука, битый рис, солод, крахмал и др.)
3. Овощи и фрукты. За последние годы роль овощей и фруктов в современной диете человека возросла, что привело к увеличению площадей их выращивания и расширению ассортимента, особенно в районах крупных промышленных агломераций. Среди фруктов наибольшее значение в международной торговле имеют цитрусовые и бананы. Их мировое производство составляет 75-80 млн. т в год. Торговля цитрусовыми осуществляется в основном между странами Средиземноморского бассейна и европейскими странами, а бананами - между Латинской Америкой, Северной Америкой и Европой. Объем мирового экспорта бананов составляет 10-12 млн. т. Среди фруктов умеренной климатической зоны наибольшее значение в международной торговле имеют яблоки.
4. Сахар. Сахар производится в тропической зоне из сахарного тростника (около 2 / 3 мирового производства) и в умеренной климатической зоне из сахарной свеклы. Основными производителями сахара из сахарного тростника являются Куба, Бразилия, а также ЮАР, Индия, Китай. Производство свекловичного сахара осуществляется в основном в промышленно развитых странах и обходится дороже, чем выработка сахара из сахарного тростника, поэтому в странах производящих свекловичный сахар, как правило, применяются правительственные субсидии, особенно для
стимулирования экспорта по ценам, которые могли бы конкурировать с ценами тростникового сахара.
5. Пищевкусовые товары. К пищевкусовым относят кофе, чай, какао и специи. Кофе выращивается в тропической климатической зоне более чем в 70 странах. Основной сорт – «Арабика» (90%). Основными производителями кофе являются Бразилия, а также Колумбия, Кот-д'Ивуар, Индонезия, Мексика, Индия, Вьетнам. Значительная часть кофе в сыром виде экспортируется в развитые страны, где оно подвергается дальнейшей обработке, потребляется или экспортируется в другие страны в готовом к употреблению виде. Крупнейшими потребителями кофе в мире являются страны ЕС (особенно Германия и Франция) и США (самая крупная страна-импортер).
Какао, так же как и кофе, выращивается в тропической зоне, а затем в сыром виде зерна какао экспортируются в развитые страны. Основными районами выращивания какао являются Центральная Африка (Кот-д'Ивуар, Гана, Нигерия, Камерун) и Латинская Америка (Бразилия и Мексика), а также Малайзия. Основными потребителями какао считаются США, Германия, Голландия, Великобритания, Швейцария.
Наиболее
ценными сортами черного чая
обладают Кения и Шри-Ланка, а
также Индонезия, которая поставляет
очень ароматный чай
На долю США приходится около 90% мировых закупок черного перца. Он производится в Индии, Бразилии, Индонезии, Малайзии и Вьетнаме.
Основным поставщиком белого перца выступает Индонезия, а также Бразилия и Малайзия. Крупнейшими потребителями белого перца являются Германия, Индонезия, США, страны Восточной Европы.
6. Маслосемена, растительные масла. В группу десяти важнейших видов масличных включаются соя, бобы, рапсовое, хлопковое, кунжутное, льняное и касторовое семя, подсолнечник, арахис, пальмовое. Объем мирового производства десяти основных видов масличных составляет свыше 250 млн. т в год и постоянно возрастает.
Основное значение имеет соя, мировое производство которой составляет около 125-130 млн. т в год. Основными производителями являются США, а также Китай, Бразилия, Аргентина, основными импортерами - европейские страны и Япония.
Рапс также является важной и распространенной масличной культурой, его мировое производство составляет около 30 млн. т. в год. Основные производители - Китай и Индия, основной экспортер - Канада. Главными международными рынками рапса считаются Виннипег (Канада) и Гамбург (Германия). Мировое производство рапсового масла составляет свыше 10 млн. т в год, из которых на экспорт направляется 1,5-2,0 млн. т.
Мировое производство семян хлопчатника составляет около 40 млн. т в год, хлопкового масла - около 4 млн. т, из которых экспортируется 250-300 тыс. т.
Мировое производство семян подсолнечника составляет около 20 млн. т в год, а подсолнечного масла - около 9 млн. т в год во второй половине 90-х гг., в том числе экспортируется 2,6-2,9 млн. т.
Мировое производство арахиса составляет около 20 млн. т. Основные производители - Индия, Китай и США. Мировое производство арахисового масла - свыше 4 млн. т в год, из которых экспортируется - около 300 тыс. т.
Мировое производство пальмового масла составляет свыше 15 млн. т (основной производитель - Малайзия), в том числе экспорт - свыше 10 млн. т; кокосового масла - около 3 млн. т, в том числе экспорт - около 1,5 млн. т; пальмоядрового масла - свыше 2 млн. т, в том числе экспорт - 800-900 тыс. т; оливкового масла - около 2 млн. т, в том числе экспорт - свыше 400 тыс. т; кукурузного масла - около 1,8 млн. т, в том числе экспорт - около 600 тыс. т; кунжутного масла - около 750 тыс. т, в том числе экспорт - около 20 тыс. т.
2.2 Характеристика рынков сельскохозяйственного сырья.
1. Каучук. Центром мирового производства натурального каучука является Юго-Восточная Азия, а крупнейшими продуцентами - Таиланд, Индонезия и Малайзия. На эти страны приходится около 3 / 4 производства натурального каучука. Основными потребителями натурального каучука являются промышленно развитые страны, а также быстро развивающиеся страны Азии.
2. Лесные товары. К крупнейшим производителям лесоматериалов относятся США, Китай, Индия, Бразилия, Индонезия, Канада, Россия, Нигерия; пиломатериалов - США, Канада, Россия, Япония, Китай, Индия; фанеры - США, Индонезия, Япония, Китай, Канада, Россия, Бразилия. Наиболее динамично развивается производство лесных товаров в США и Китае.
3. Текстильные волокна. Хлопок (волокно) является важнейшим товаром в международной торговле текстильными волокнами (около 50%). Крупнейшими экспортерами являются США, Узбекистан, Австралия, Пакистан, Туркменистан, крупнейшими импортерами - Россия, Япония, Республика Корея, Индонезия, страны ЕС. Мировое производство хлопка составляет 18-20 млн. т в год. Шерсть является одним из наиболее дорогостоящих видов текстильного сырья. Доля шерсти в потреблении всех текстильных волокон составляет около 5%. Мировое производство шерсти составляет около 2 млн. т в год. Основными производителями являются
страны Южного полушария (Австралия, Новая Зеландия, Аргентина, Уругвай, ЮАР), а также СНГ. Доля натурального шелка в группе текстильных волокон невелика, его мировое производство составляет 75-100 тыс. т в год. К крупнейшим производителям относятся Китай, Индия, а также Италия. На мировой рынок попадает около 10% произведенного шелка.
Глава 3. Формирование цен на продовольствие и сельскохозяйственное сырье.
3.1 Виды цен на продовольствие и сельскохозяйственное сырье.
Виды цен, формируемые на сельхозпродукцию, а также порядок их определения зависят от действующих в тот или иной период форм рыночных отношений. Однако все цены, по которым осуществляется реализация сельскохозяйственной продукции, являются закупочными ценами1.
Существует целый спектр видов закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. К ним относятся следующие цены:
Основой системы цен на сельскохозяйственную продукцию являются свободные (рыночные) цены. Это цены, свободные от жесткого регулирования государством. Однако свободные (рыночные) цены на сельскохозяйственную продукцию подвержены влияниям факторов, которые, как правило, не зависят от товаропроизводителей и будут упомянуты ниже. В результате пагубного влияния целой группы факторов производители сельскохозяйственной продукции зачастую попадают в тяжелое финансовое положение, что отрицательно и для них самих, и для государства. Поэтому для минимизации отрицательного воздействия на закупочные цены факторов, не зависящих от производителей, государство сознательно сужает сферу применения свободных (рыночных) цен, предпочитая им другие виды цен, более эффективные для товаропроизводителей.
Так, с 1995 г. в соответствии с федеральным законодательством сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие для государственных нужд закупается по свободным (договорным) ценам, но не ниже гарантированных закупочных цен, уровень которых ежегодно устанавливается правительством России. Гарантированный уровень закупочных цен призван обеспечивать возмещение материальных затрат и получение дохода товаропроизводителем (поставщиком), достаточного для расширенного воспроизводства. В целях защиты потребителя (покупателя) Правительство Российской Федерации устанавливает нормативное соотношение между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из него готовой продукции, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую в федеральный фонд, с учетом безубыточной реализации готовой продукции. Для применения гарантированных закупочных цен разработаны номенклатура закупаемой по госзаказам продукции, определены квоты по конкретным товарам, определен необходимый объем финансовых ресурсов. Были специально разработаны методические рекомендации по расчету и индексации гарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию для государственных нужд.
Гарантированные закупочные цены определяются по следующей формуле: = , где ПС — себестоимость производства и реализации сельскохозяйственной продукции; П — прибыль в составе цены на сельскохозяйственную продукцию; НДС — налог на добавленную стоимость. Конкретные элементы себестоимости соответствующего вида сельскохозяйственной продукции рассчитываются исходя из цен, тарифов, процентных ставок и оплаты труда периода, в котором вводятся в действие гарантированные закупочные цены. При формировании гарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию должны также учитываться:
Гарантированные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую в региональные фонды, разрабатываются органами субъектов федерации. Но в случае, если эти цены на рынке в среднем ниже гарантированных, то применяются гарантированные паритетные цены2. Причем данные цены применяются как при закупках для федеральных государственных нужд, так и для стабилизации положения на свободном рынке сельхозпродукции.
Разновидностью гарантированных цен являются ориентировочные цены. Данный вид цен использовался в качестве ориентира при определении размера авансирования производителей сельскохозяйственной продукции ее заготовителями. Кроме того, ориентировочные цены использовались при предоставлении товарного кредита.
Для более эффективного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции государство также применяет интервенционные цены3. Государство проводит товарные и закупочные интервенции от урожая до урожая по ценам между минимальным и максимальным уровнем гарантированных цен.
Уровень закупочной интервенционной цены определяется по следующей формуле: где — Ц min — самая низкая среднемесячная цена производителя, сложившаяся в предшествующем сельскохозяйственном году; НДС — налог на добавленную стоимость, включенный в состав цены; ЗД — затраты по доставке продукции до заготовителя; I — планируемый индекс инфляции.
Товарная интервенционная цена определяется по следующей формуле:
Информация о работе Продовольствие и сельскохозяйственное сырье