Проблемы вступления России в Совет Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 00:27, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматриваются проблемы вступления России в Совет Европы, а именно сотрудничество России с данной международной организацией в период с 1992 по 1996 года, то есть с момента подачи Россией заявки на вступление в Совет Европы до принятия нашей страны в члены Совета. Для любой из стран в любой период времени её внешнеполитическая деятельность и международные отношения играли одну из важнейших ролей, определяя во многом и внутриполитический курс государства. Д

Оглавление

1.Введение
2.Предпосылки вступления России в Совет Европы
3. Отношения России и Совета Европы в 1992-1996 гг.
4. Чеченская проблема
5. Принятие России в Совет Европы
6. Заключение
7.Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

          Таким образом, "Пояснения к составлению и планам совершенствования правового порядка в России" внесли существенный вклад в дело вступления России в Совет Европы. Этот документ показал, что Россия делает все, "…чтобы привести все национальное законодательство в соответствие с принципами и стандартами Совета Европы".

          Чеченская проблема

          Одной из основных проблем  при вступлении России в СЕ была и продолжает существовать на данный момент проблема Чечни. 

          Еще при рассмотрении заявки на вступление России в СЕ, одной  из основных причин отказа в членстве служила именно чеченская ситуация. Таким образом, существовал ряд депутатов, отрицательно высказывавшихся по данной проблеме. Так швейцарский депутат Коломберг заявил: "В России есть прогресс, но Россия не правовое государство, есть жертвы в Чечне…"; Синко из Латвии : " Свободолюбивый народ в Чечне должен жить свободно""; эстонский депутат Келам высказался: " В РФ плохо обстоят дела с правами человека"; депутат Калус из Чехии: "Россия должна прекратить империалистическую политику и покинуть свои оккупированные колонии. Чечня должна быть свободной". Таким образом, еще весь 1995 год проходил "в свете ситуации в Чечне", " замораживания" рассмотрения российской заявки на вступление. Так, например, во время встреч российских депутатов в феврале 1995 года с ведущими делегациями национальных парламентов (всего их было 17), выражалось понимание необходимости борьбы с сепаратизмом и готовность Запада ждать в таких случаях 2-3 недели, закрывая глаза на методы наведения конституционного порядка в Чечне.

          "Европейские парламентарии  даже выражали "соболезнование" по поводу "недостаточных конституционных возможностей" российских коллег влиять на свое правительство, с интересом знакомились с новой российской Конституцией.

          Тем не менее вопросы  о непропорциональности и неизбирательности применения военной силы против части своей же территории и своего же населения, о том, исчерпаны ли возможности для мирного урегулирования чеченского конфликта продолжали звучать"13.

          Позже эти тревоги  и опасения европейских депутатов, несмотря на полученные во многих случаях разъяснения с российской стороны, нашли отражение в Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1055 "По заявке России на вступление в Совет Европы в свете ситуации в Чечне", принятой 2 февраля 1995 года.

          Ни доклад Р. Абдулатипова, заместителя председателя Федерации, ни выступления В. Лукина, председателя думского комитета по международным  делам, ни речи Г. Зюганова и В. Жириновского, не оказали должного воздействия на европейцев. Во внимание не бралось даже лояльное отношение докладчиков по России М. Мюллемана из Швейцарии и Д. Аткинсона из Великобритании. Итог прений был предрешен заранее.

          " Вот некоторые  выдержки из принятой тогда  резолюции: "Ассамблея безоговорочно  осуждает неизбирательное и непропорциональное применение силы российской армией, особенно против гражданского населения… Россия нарушает Женевские конвенции 1949 года и второй протокол к ним 1977 года, а также "Кодекс поведения ОБСЕ" (декабрь, 1994 г). 

          Действия в Чечне, говориться в документе, "представляют собой серьезное нарушение самых элементарных прав человека, признаваемых Советом Европы, которые Россия обязалась защищать, подав заявку на вступление в Организацию". Ассамблея призывает к "незамедлительному прекращению действий и началу политического диалога с целью мирного разрешения конфликта".

          Европейские депутаты в принятой резолюции обратили внимание на отсутствие "парламентского контроля над решениями Совета Безопасности, что противоречит принятым в нашей организации (СЕ) стандартам демократии и  правового государства".

          В п. 1 резолюции 1055 (1995) по заявке России на вступление в Совет Европы в свете ситуации в Чечне говорилось:

          "Ассамблея считает,  что хотя политический конфликт  между Чечней и центральными властями Российской Федерации и является внутренним делом, применяемые этими властями методы представляют собой нарушение международных обязательств России".

                В п. 5 Ассамблея призвала Совет Федерации и Государственную Думу Российской Федерации использовать все правовые средства для оказания совместного давления на орган исполнительной власти Российской Федерации с тем, чтобы остановить без промедления военные действия в Чечне и разрешить конфликт мирным, переговорным путем."14

                Вместе с тем, ПАСЕ высказало желание (п. 7 Резолюции)  продолжить диалог с Россией, в частности, через "специально приглашенную" делегацию посредством контактов и визитов докладчиков, а также приветствовала продолжение реализации межправительственных программ помощи Совета Европы, которые направлены на укрепление демократии и прав человека и призвала (п. 9) страны-члены Совета Европы положительно откликнуться на просьбы о финансировании со стороны гуманитарных организаций в целях поддержки мер по оказанию помощи перемещенным или другим лицам, пострадавших от боевых действий в Чечне. Она также призывает Российское правительство содействовать этим организациям с тем, чтобы они продуктивно осуществляли свою деятельность в зоне конфликта.

          14 марта 1995 года  на встрече в Лондоне Бюро  Парламентской Ассамблей Совета Европы дало следующее толкование Резолюции № 1055 и Постановления № 506 ПАСЕ от 2 февраля 1995 года по заявке России на вступление в Совет Европы в свете ситуации в Чечне: "До возобновления Ассамблеей процедуры рассмотрения заявки России на вступление в Совет Европы этот вопрос не должен фигурировать в повестке дня каких бы то ни было заседаний комиссий Ассамблеи".

          В целом Резолюция 1055 почти на год остановила рассмотрение заявки России на вступление в Совет Европы.

          Лишь с осени 1995 года началось небольшое потепление в отношении её рассмотрения.

          "За этим стояло  приостановление наметившихся технических, экономических, научных программ сотрудничества в рамках Евросоюза. А это уже близко к экономическим санкциям, "железному занавесу" со стороны Европы "15.

          Существовало несколько  причин принятия Советом Европы такой резолюции. Поскольку Резолюция была принята практически единогласно, то ясно, что это были и правые депутаты, и депутаты в центре. Но в первую же очередь, само российское правительство дало  серьезные основания для этого своим оппонентам, а именно  - чеченский кризис.

          Еще в октябре 1994 года в ходе обсуждения комиссией  ПАСЕ по связям с европейскими странами-нечленами  Совета Европы доклада независимых  экспертов-юристов ПАСЕ о соответствии правового порядка РФ стандартам Совета Европы был прояснен вопрос "что мешает". Ответ на этот вопрос был весьма жесток - Россия ещё не дотягивает до европейских стандартов по ряду принципиальных моментов. Например, неспособность судебной власти обеспечить защиту прав гражданина; правовой нигилизм и авторитарный стиль работы российского чиновника; нетерпимые условия содержания в местах заключения; чрезмерные полномочия силовых ведомств в борьбе с преступностью; "дедовщина" и высокая смертность в армии. 

          "В целом же, за событиями в Чеченской Республике европейские депутаты без труда увидели кризис исполнительной власти в России, её слабость и непредсказуемость. Запад, и это чувствовалось на сессиях, находится в поиске  новых "истинных гарантов демократии в России". Нынешний режим для них уже во многом таковым не является. Но и отказаться от него нельзя, поскольку с ним связаны "гарантии необратимости перемен в России", впереди были парламентские и президентские выборы в Российской Федерации, результаты которых также были очень важны для европейских политиков"16.

          Таким образом, ситуация в Чечне затрудняла вступление России в Совет Европы. Следует отметить, что в настоящее же время, большинство  членов специальной комиссии по Чечне  Парламентской ассамблеи Совета Европы пришло к выводу, что Чечня должна оставаться в рамках Российской Федерации. По словам председателя комиссии по правам человека при президенте России Владимира Карташкина, "если ранее Совет Европы осуждал действия России в Чечне, то сегодня здесь идет речь о том, что Чечня нарушает не только конституцию РФ, но и европейские стандарты в области прав человека, в частности, приводя в исполнение публичные казни". Очевидно, что внутри чеченского руководства нет единства. По мнению евродепутатов, высказанному на комиссии, полная независимость Чечни невозможна, поскольку она находится в окружении России, и, чтобы не оказаться в изоляции, она должна соблюдать обязательства, взятые Россией при вступлении в Совет Европы, то есть европейские стандарты в области демократии и прав человека.

 

          Принятие  России в Совет  Европы

          Итак, безусловно процесс  принятия России в Совет Европы был  длительным и достаточно болезненным, существовало множество требований и рекомендаций как со стороны Совета Европы, так и со стороны России. Однако здравый смысл и сложившиеся политические реалии в январе 1996 года возобладали, и России было дано разрешение на вступление в эту авторитетную международную организацию. 25 января депутаты ПАСЕ положительно проголосовали по заявке России на вступление. "Вскоре (8 февраля 1996 года), опираясь на положительную резолюцию ПАСЕ, Кабинет Министров СЕ также принял положительное решение по российской заявке на вступление. В Резолюции (96) 2 Кабинета Министров СЕ "Приглашение Российской Федерации стать членом Совета Европы" говориться:

  • "…приняв к сведению намерение Правительства РФ подписать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Протокол № 11 к ней ("О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией");
  • ожидая, что вышеупомянутое Правительство признает при ратификации право на подачу индивидуальных жалоб и обязательную юрисдикцию Суда согласно ст.46 Конвенции;
  • учитывая положительное Заключение № 193 (1996) ПАСЕ;
  • отмечая с удовлетворением, что Российская Федерация отвечает условиям, предусмотренным в ст.4 Устава,

          Кабинет Министров  постановляет:

  1. Пригласить РФ стать членом Совета Европы и присоединиться к её уставу;
  2. Установить равным восемнадцати число Представителей РФ в Парламентской Ассамблее;
  3. Установить долевой размер различных финансовых взносов РФ в Совет Европы согласно приложению к настоящей резолюции.13 февраля 1996 года Президент РФ Б. Н, Ельцин внес в Государственную Думу предложение о присоединении РФ к Уставу Совета Европы от 5 мая 1949 года, Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949 года.    

          В результате присоединения  к данным актам, юридически оформилось вступление России в Совет Европы, к тому же это присоединение полностью  отвечало интересам Российской Федерации."17

                 Того же 13 февраля 1996 года Президент РФ издал распоряжение № 66 "О первоочередных мероприятиях, связанных с вступлением Российской Федерации в Совет Европы", которым поручил министру иностранных дел России:

  1. Передать Генеральному секретарю Совета Европы грамоты о присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы, Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему;
  2. подписать от имени Российской Федерации международные договоры:
  • Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и протоколы к ней;
  • Европейскую конвенцию о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и протоколы к ней;
  • Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 года;
  • Европейскую хартию местного самоуправления от 15 октября 1985 года;

          3. сделать заявления:

  • о намерении РФ признать в законодательном порядке право индивидуальные обращения в Европейскую комиссию по правам  человека и обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека
  • о совместимости обязательств РФ по конвенциям в области защиты прав человека в рамках Совета Европы и СНГ.

          Правительству РФ были даны поручения "принять необходимые меры по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, включая финансовые, связанных "с ее членством в Совете Европы". 16 февраля состоялось пленарное заседание Думы по осуждению вопроса "О принятии России в Совет Европы"18. Выступившие на нем депутаты В. П. Лукин,  А. И. Лукьянов, А. П. Андреев, В. Л. Шейнис, А. Г. Пузановский, Р. Г. Абдулатипов и другие призвали депутатов проголосовать за вступление России в Совет Европы. Аргументируя свою позицию, выступающие отмечали, что вступление РФ в Совет Европы отвечает "реальным национальным, международным и европейским интересам России", "интересам европейской безопасности", "мы принимаемся в клуб нормальных европейских стран, где обсуждаются нормальные европейские вопросы", организацию, являющуюся "большой копилкой европейского опыта законотворчества", которым можно успешно пользоваться. (В, П. Лукин). Вскоре за докладами депутатов последовало голосование, в результате которого было одобрено вступление России в Совет Европы. Так, за Федеральный Закон о

Информация о работе Проблемы вступления России в Совет Европы