Палестинская проблема в международных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:34, реферат

Краткое описание

Палестинская проблема является одной из «пороховых бочек», которая может взорвать весь регион. Уже сейчас Израиль находится в весьма сложном положении, имея не только традиционных уже противников, но и постоянную тенденцию к ухудшению отношений с Египтом и Турцией. Кроме того, со стороны ООН и из Западной Европы регулярно раздаются призывы признать Палестинское государство. Вскоре Израиль может оказаться в полной изоляции, особенно опасной, если Соединенные Штаты будут решать только свои проблемы и «забудут» своего союзника.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
I. Исторические корни конфликта.....................................................................6
II. Попытки урегулирования конфликта……...............................................15
Заключение...........................................................................................................25
Список используемых источников и литературы........................................29

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

26 марта 1979 г. Израиль и Египет  подписали в Кэмп-Дэвиде (США)  мирный договор, который завершил  состояние войны, существовавшей  между двумя странами в течение 30 лет5. В соответствии с кэмп-дэвидскими соглашениями Израиль целиком возвратил Египту Синайский полуостров, а Египет признал право Израиля на существование. Два государства установили дипломатические отношения друг с другом. Соглашения в Кэмп-Дэвиде стоили Египту исключения из Организации Исламская конференция и из Лиги арабских государств, а его президенту Анвару Садату — жизни.

5 июня 1982 г., усилилась напряженность  в отношениях между израильтянами и палестинцами, укрывшимися на территории Ливана. Она вылилась в пятую по счету арабо-израильскую войну, в течение которой Израиль подвергал авиабомбардировкам Бейрут и районы южного Ливана, где были сосредоточены лагеря боевиков Организации освобождения Палестины (ООП). К 14 июня сухопутные войска Израиля углубились в Ливан до предместий Бейрута, который был ими окружен. После массированного артобстрела израильтянами Западного Бейрута ООП эвакуировала из города свои вооруженные формирования. Израильские войска покинули Западный Бейрут и основную часть Ливана к июню 1985 г. Под контролем Израиля оставалась лишь небольшая территория на юге Ливана. В ночь с 23 на 24 мая 2000 г. под давлением международных миротворческих организаций и учитывая мнение своих граждан, не желавших жизнями солдат расплачиваться за военное присутствие на чужой территории, Израиль полностью вывел свои войска с юга Ливана.

В конце 80-х годов наметились реальные перспективы мирного выхода из затянувшегося ближневосточного конфликта. Вспыхнувшее на оккупированных территориях в декабре 1987 г. народное восстание палестинцев (интифада) вынудило израильские власти прибегнуть к поиску компромисса. 31 июля 1988 г. король Иордании Хусейн заявил о прекращении административных и иных связей своей страны с Западным берегом Иордана, в ноябре 1988 г. была провозглашена независимость государства Палестина. В сентябре 1993 г. при посредничестве США и России в Вашингтоне была подписана декларация, открывающая новые пути урегулирования кризиса6. В этом документе Израиль давал согласие на организацию Палестинской национальной автономии (но не государства), а ООП признавала право Израиля на существование. В соответствии с Вашингтонской декларацией, в мае 1994 г. было подписано соглашение о постепенном введении палестинского самоуправления на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа в течение пятилетнего переходного периода (вначале в секторе Газа и городе Ариха /Иерихон/ на Западном берегу). В последующий отрезок времени территория, на которой стала осуществляться юрисдикция ПНА, постепенно расширялась. В мае 1999 г., когда истек срок временного статуса ПНА, палестинцы пытались вторично — и уже на более серьезных основаниях — провозгласить свою независимость, но были вынуждены отказаться от этого решительного шага под давлением мирового сообщества.

В общем, пять арабо-израильских войн продемонстрировали, что ни одна из сторон не может нанести решительное поражение другой. Во многом это обусловливалось вовлечением сторон конфликта в глобальное противостояние времен холодной войны. Ситуация в плане урегулирования конфликта качественно изменилась с распадом СССР и исчезновением биполярного мира.

Изменения в мире привели к тому, что арабо-израильское противостояние вышло из системы глобального противостояния СССР-США. В процессе урегулирования конфликта обозначились существенные позитивные изменения, о которых, в частности, свидетельствовали палестино-израильские соглашения в Осло в 1992 г. (главный пункт которого - постепенная передача Израилем Западного берега и сектора Газа в самоуправление палестинским представителям), иордано-израильский мирный договор 1994 г., сирийско-израильские мирные переговоры 1992-1995 гг. и т.д.

Однако, начиная с середины 1996 г., динамика переговорного процесса и палестино-израильских отношений изменилась в худшую сторону. Это было связанно с внутриполитическими изменениями в Израиле, проблемами строительства палестинского государства7. При этом кульминационным моментом данного периода стал визит в сентябре 2000 г. лидера оппозиционной правой партии Ликуд Ариэля Шарона в Иерусалим, где он сделал провокационное заявление, в котором заявил, что «будет использовать все демократические средства, что бы не допустить раздела Иерусалима», в ответ премьер-министру Израиля Эхуду Бараку, который предложил разделить Иерусалим на две части Западную - израильскую и Восточную - арабскую. С данного провокационного выступления и началась Интифада-2000, положившая начало современному ближневосточному кризису.

«Камни преткновения».

Основными постоянными конфликтогенными факторами арабо-израильского противостояния по-прежнему остаются следующие вопросы:

1. Статус Иерусалима

2. Палестинские беженцы

3. Израильские поселения

4. Границы

Невозможность мирного урегулирования заключается в том, что как  палестинцы, так и израильтяне выдвигают друг к другу односторонние и практически неприемлемые для реализации условия. Так, к примеру, Израиль требует от Ясира Арафата прекратить террор и нейтрализовать террористические организации, однако, сохраняя политику, которая, в принципе, и порождает этот террор. В свою очередь, палестинские требования к Израилю также являются неприемлемыми, с точки зрения израильтян и их интерпретации сохранения безопасности в регионе. Требования палестинцев сводятся к:

1. отходу Израиля к границам 1967 г. (о границах 1948 г. уже не  может быть и речи);

2. признанию Восточной части  Иерусалима как столицы палестинского государства;

3. праву на  возвращение около 4 млн беженцев  на прежнее место проживания, то есть в Израиль,

4. ликвидации  еврейских поселений на палестинской  территории (в основном это касается восточной части Иерусалима и Восточного берега р. Иордан)8.

Израилю, по мнению его экспертов, выполнение любого из этих требований, особенно касающихся вопроса границы и беженцев, грозит фактически утратой независимости. С такими выводами в определенной степени нельзя не согласиться. В целом проблема палестинских беженцев остается одним из основных источников напряженности в арабо-израильских отношениях.

Другой болевой  точкой арабо-израильских отношений  является статус Иерусалима, который и стал основной причиной последней Интифады в 2000 г. Война 1967 г. (шестидневная) стоила арабам Старого города Иерусалима (Восточной арабской части), Синая, Сектора Газа, Западного берега реки Иордан (территория Иордании) и Голанских высот (на сирийско-израильской границе). Ключевую роль в подъеме исламских религиозно-политических организаций в регионе Ближнего Востока, в расцвете исламского терроризма сыграл захват в 1967 г. Израилем Восточного Иерусалима. При этом наиболее крупным событием в этом периоде, вызвавшем резкое недовольство всего мусульманского мира, стал, поджег третьей мусульманской святыни - знаменитой мечети Аль-Акса в августе 1969 г.9.При подписании любых соглашений, будь то палестино-израильские соглашения в Осло 1992 г., или Кэмп-дэвидские соглашения 2000 г., вопрос о статусе Иерусалима всегда являлся ключевым и одновременно наиболее спорным. Нежелание израильтян следовать практически всем резолюциям ООН о передаче палестинцам Восточной части Иерусалима как столицы палестинского государства вызывает серьезное недовольство со стороны арабских государств и провоцирует террористическую деятельность различных исламских экстремистских организаций на территории Израиля.

Ни по одному из спорных вопросов между Израилем и ПА до сих пор не достигнуто согласия.

 

II. Попытки урегулирования конфликта

 

Среди международно-правовых документов, внесших вклад в ближневосточное урегулирование, следует выделить резолюцию 3236 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1974 года. Она подтвердила неотъемлемые права арабского народа Палестины (в том числе на национальную независимость и суверенитет, на возвращение к своим очагам и своему имуществу) и признавшую Организацию освобождения Палестины (ООП, создана в мае 1964 года) в качестве его единственного законного представителя. Кроме того, в резолюции 425 СБ ООН от 19 марта 1978 года содержалось требование безоговорочного вывода израильских войск из Южного Ливана10.

Президент Египта А. Садат совершил в 1977 году официальный визит в Иерусалим. В сентябре 1978 года он заключил с Израилем соглашения в Кэмп-Дэвиде (США), а в марте 1979-го подписал мирный договор11. Египтянам удалось вернуть контроль над Синайским п-овом и выйти из общеарабской конфронтации с Израилем. Подавляющее большинство арабских государств и палестинцы негативно восприняли шаг Каира. Египет оказался в фактической изоляции в арабском мире. После покушения на А. Садата и его гибели в октябре 1981 года отношения этой страны с другими государствами постепенно нормализовались. Каир вновь стал играть важную роль в продвижении мирного процесса на Ближнем Востоке. После Кэмп-Дэвида подходы арабской и израильской сторон конфликта к ближневосточному урегулированию стали более реалистичными. Арабы отказались от категорического непризнания права Израиля на существование.

Принципиально новый этап в урегулировании арабо-израильского конфликта начался в 1991 году, когда 30 октября – 1 ноября удалось созвать Мадридскую мирную конференцию, значительную роль в которой сыграли СССР и США. Формат конференции предусматривал начало переговоров между Израилем и отдельными арабскими сторонами, а также проведение многосторонних переговоров, призванных рассмотреть некоторые общерегиональные проблемы: контроль над вооружениями и региональная безопасность, беженцы, экономическое развитие, водные ресурсы, экология и ряд других. Согласие на участие в работе конференции дали Сирия, Ливан, Израиль, Египет и Иордания. Наряду с ними на это мероприятие были приглашены представители двух региональных организаций – Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и Союза арабского Магриба, а также европейских стран. Роль ООН из-за возражений Израиля ограничилась участием представителя ее генерального секретаря.

Вслед за Мадридской конференцией начались двусторонние арабо-израильские (по палестинскому, иорданскому, сирийскому и ливанскому направлениям) и многосторонние (по общерегиональной проблематике) переговоры.

В октябре 1994 года был заключен мирный договор между Израилем и Иорданией. В качестве границы между двумя государствами была определена линия, установленная в свое время английскими мандатными властями.

После закрытых палестино-израильских  контактов при норвежском посредничестве Израиль и ООП, признав друг друга, подписали 13 сентября 1993 года в Вашингтоне Декларацию о принципах организации временного палестинского самоуправления («Осло-1»). В ней была зафиксирована договоренность о пятилетнем переходном периоде, который должен был начаться с передислокации израильских войск из СГ и Иерихона (район на западном берегу Иордана) и закончиться определением окончательного статуса палестинских территорий. Россия и США подписали эту Декларацию в качестве свидетелей.

4 мая 1994 года в Каире палестинская  и израильская стороны заключили соглашение «Газа-Иерихон» (свидетели - Россия, США, Египет), в соответствии с которым Израиль осуществил вывод войск из этих районов к концу мая 1994 года. Подразделения израильской армии остались только для охраны еврейских поселений в Секторе Газа. Эта договоренность одновременно положила начало пятилетнему переходному периоду.

28 сентября 1995 года в Вашингтоне  было заключено Временное соглашение между ООП и Израилем по Западному берегу реки Иордан и Сектору Газа  («Осло-2»). Свидетельские подписи под этим документом поставили представители России, США, Египта, Иордании, Норвегии и ЕС. Временное соглашение предусматривало расширение сферы палестинского самоуправления на Западном берегу реки Иордан и избрание Палестинского совета в составе 82 человек на пятилетний переходный период (начиная с даты подписания соглашения «Газа-Иерихон»). Переговоры по окончательному палестино-израильскому урегулированию, включая проблемы Иерусалима, беженцев, поселений, границ, меры безопасности, отношения с соседними странами и ряд других, должны были начаться не позднее 4 мая 1996 года и привести к выполнению резолюций 242 и 338 СБ ООН.

После победы на выборах в Израиле  Партии труда Э. Барака появились перспективы для активизации переговоров. 4 сентября 1999 года в египетском городе Шарм аль-Шейх Э. Барак и Я. Арафат подписали меморандум, в котором были согласованы новые сроки осуществления предусмотренных прежними соглашениями промежуточных мер, намечено проведение переговоров о постоянном статусе палестинских территорий с достижением рамочного соглашения в феврале и окончательного - в сентябре 2000 года. Многие положения этого документа были претворены в жизнь12. В частности, был завершен второй этап передислокации израильской армии на Западный берег р. Иордан. В результате Палестинская национальная администрация (ПНА) стала осуществлять управление на большей части Сектора Газа (кроме приграничных зон и израильских поселений) и 39,7% территории Западного берега (в том числе под полным контролем ПНА находилось 18% территории, под частичным - 21,7%). В 1999 году израильские власти освободили в общей сложности более 400 палестинских заключенных. Был открыт южный маршрут безопасного коридора между Западным берегом и Сектором Газа. Кроме того, были приняты меры для начала строительства морского порта в Газе, а также для решения ряда экономических и финансовых вопросов.

Тем не менее ситуация на палестино-израильском  направлении оставалась сложной. На фоне серьезных разногласий сторон по ключевым проблемам урегулирования (возвращение территорий и беженцев) переходный процесс был заморожен. Не удалось достичь к намеченным срокам (февраль 2000 года) рамочного соглашения о статусе палестинских территорий и соответствующего окончательного соглашения (сентябрь 2000-го). Руководство ПНА заявило, что при таком развитии событий оно пойдет на одностороннее провозглашение независимого палестинского государства в сентябре – ноябре 2000 года. В свою очередь, Израиль выступил с угрозой предпринять жесткие «ответные меры». В итоге к установленным срокам ПНА воздержалась от самопровозглашения.

Информация о работе Палестинская проблема в международных отношениях