Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 05:10, реферат
ООН - международная организация, главной задачей которой является поддержание и укрепление международного мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами. Штаб-квартира ООН расположена в Нью-Йорке; официальными языками являются английский, французский, испанский, русский и китайский языки. Основы деятельности этой организации и её структура разрабатывались в годы 2-й мировой войны 1939-45 ведущими участниками антигитлеровской коалиции.
1. Организация Объединенных Наций 2
2. Функционирование Совета Безопасности ООН 5
3. Значимость Совета Безопасности 9
4. Юридические границы деятельности Совета Безопасности 12
Заключение 15
Используемая литература 16
На основе широкого толкования
Устава ООН Совет Безопасности в
этот период принял ряд решений, ставших
важными прецедентами для его
дальнейшего функционирования. К
числу таких решений можно
со всей определенностью отнести
создание югославского и руандийского
трибуналов, решительные действия во
время ирако-кувейтского
Как следствие этих новых тенденций начало происходить вторжение Совета Безопасности в те аспекты деятельности, которые раньше считались сугубо внутренним делом государства: создание трибуналов ad hoc как вторжение в сферу уголовной юрисдикции и правосудия государства на его собственной территории; передача такой юрисдикции международному сообществу без согласия соответствующего государства; принятие обязательных для государств решений о выдаче их граждан иностранному государству (Ливия, Судан) или об их передаче Международному уголовному трибуналу (Югославия, Руанда); требования об отмене ряда законодательных актов (Хорватия).
Решения Совета Безопасности
о проведении крупномасштабных операций
по поддержанию мира и оказанию гуманитарной
помощи, связанные с урегулированием
ирако-кувейтского конфликта
Вместе с тем активность
СБ ООН в новых условиях натолкнулась
на серьезные препятствия в
Важно отметить появление
в деятельности Совета Безопасности
тенденции к выдвижению на первый
план применения различных средств
превентивной дипломатии по сравнению
с преимущественно
В области поддержания
мира произошли существенные подвижки
в плане достижения четкого взаимопонимания
заинтересованных государств-членов в
отношении того персонала и имущества,
которые они будут поддерживать
на согласованном уровне готовности
для проведения операций по поддержанию
мира Роль Организации Объединенных
Наций в поддержании
Вместе с тем, в последние
годы ситуация в мире резко усложнилась,
и на передний план порой выступают
не международные, а внутригосударственные
конфликты и кризисы, которые
нередко своими масштабами и глубиной
способны оказать значительное дестабилизирующее
влияние на обстановку во всем регионе
и вылиться в полноценный
Известные традиционные средства
урегулирования споров ориентированы
прежде всего на предотвращение или
разрешение преимущественно
Ответ на этот вопрос снова дает практика Совета Безопасности последних лет. В его деятельности появляется принципиально новый элемент - принуждение к миру (peace-enforcement). Соответственно возникает тенденция придания операциям ООН комплексного «многопрофильного» характера, существенно отличающегося от прежних операций по поддержанию мира. Естественно, при этом обостряется необходимость в достижении ясного и четкого определения мандата сил ООН в каждом конкретном случае Аннан К. «Мы - Люди»: Роль Организации Объединенных Наций в 21 веке. Док. ООН N.Y, 2000. С. 48..
Хотя cт. 34 Устава ООН предусмотрено, что «Совет Безопасности может расследовать любой спор или любую ситуацию, которые могут привести к международным трениям или вызвать спор», до настоящего времени СБ недостаточно использовал эти возможности. В большинстве случаев он не делал ничего до тех пор, пока конфликт не достигал стадии открытой войны. Вместе с тем темпы принятия решений о миротворческих операциях в «горячих точках», которые удовлетворяли нас вчера, сегодня уже неприемлемы. Правила, которыми мы пользовались при определении параметров таких операций, сейчас во многом устарели.
Особого внимания, ввиду
усложнившегося характера миротворческих
операций последнего поколения, заслуживает
проблема создания такого забытого института,
как Военно-штабной комитет, непосредственно
предусмотренный ст. 45-47 Устава ООН.
Военно-штабной комитет мог бы
сыграть немаловажную роль в координации
всех миротворческих усилий ООН, которые
в данный момент представляются нам
в большей степени
4. Юридические границы
деятельности Совета
Повышение значения СБ ООН
и появление новых
Таким образом, Совет Безопасности - политический, а не судебный орган. Усилия, нацеленные на поддержание мира и безопасности на международной арене, значат нечто большее, чем простое соблюдение права.
Между тем, существует и другая
точка зрения относительно того, что
решения СБ являются, с одной стороны,
исполнительными
Есть, однако, один аспект, позволяющий отнести решения Совета Безопасности к категории нормообразующих актов. Этот аспект кроется в самом Уставе ООН и изложен в ст. 25, которая предписывает государствам обязательное исполнение решений СБ, принятых по вопросам поддержания международного мира и безопасности. Невыполнение таких решений автоматически влечет за собой нарушение Устава ООН. Едва ли можно считать решения, несущие за собой международно-правовые последствия, сугубо политическими Бутрос-Гали Б. Доклад о работе Организации за период с сорок седьмой до сорок восьмой сессии Генеральной Ассамблеи. Нью-Йорк, 1993. C.96.
Несмотря на все возможности самого широкого толкования Устава ООН, компетенция Совета Безопасности определяется достаточно четко. Представляется, что не будет слишком смело сказать, что все новеллы в деятельности СБ так или иначе отвечают духу и букве Устава, несмотря нa тот факт, что de jure в нем не отражены.
Совет Безопасности, как
известно, является органом международной
организации, созданной посредством
заключения международного договора,
который в свою очередь выступает
в роли конституционной основы этой
организации. Таким образом, как
бы широки ни были полномочия СБ в соответствии
с Уставом ООН, они тем не менее
подпадают под ряд
Из этого следует, что
любые полномочия СБ не могут выходить
за рамки компетенции самой
Одной из задач, стоящих в
настоящее время перед
На сессии 1998 г. Российская
Федерация представила рабочий
документ «Основные элементы правовых
основ операций по поддержанию мира
в контексте Гл. VI Устава Организации
Объединенных Наций» в котором изложила
свое видение правовой регламентации
современных миротворческих операций
Выступление Постоянного
- четкое определение мандата операций по поддержанию мира, в том числе оказание гуманитарной помощи;
- установление пределов
в отношении права миротворцев
на самооборону при
- анализ механизма
- четкое определение базовых
принципов операций, включая принципы
нейтральности,
С учетом того, что вопросами ОПМ в целом занимается Специальный комитет по операциям по поддержанию мира, целесообразным является дальнейшее комплексное рассмотрение принципов и критериев деятельности миротворческих миссий в рамках совместных заседаний Спецкомитета по Уставу и Спецкомитета по ОПМ или рабочей группы, которую можно было бы создать с участием экспертов из двух Спецкомитетов.