Новые формы кредитов на международном рынке кредитных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность и механизм факторинговых и форфейтинговых операций. В качестве основных задач можно выделить следующие: 1) Раскрыть сущность понятия "международный кредит"; 2) рассмотреть понятие, сущность факторинга и форфейтинга, 3) провести анализ рынка факторинга и форфейтинга, 4) рассмотреть перспективы развития форфейтинга и факторинга

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Новые формы международного кредита
1.Понятие и функции международного кредита…………………………..4
2. Формы международного кредита…………………………………………..7
Глава 2. Анализ развития новых форм международного кредита...................24
2.1 Структура и динамика спроса на факторинговые услуги………………..24
2.2 Тенденции мирового рынка факторинга…………………………………..30
2.3 Тенденции российского рынка факторинга…………………………….....33
2.4 Форфейтинг(объёмы/динамика)…………………………………………...37
Глава 3. Перспективы развития новых форм международного кредита……39
Заключение……………………………………………………………44
Список литературы…………………………………………………...47

Файлы: 1 файл

курсач мвко(исправленнный).docx

— 185.79 Кб (Скачать)

 

  1. Перспективы развития новых форм международного кредита

Перспективы развития факторинга

Развитие рынка факторинга весьма противоречиво. Этот способ финансирования начал распространяться не так давно  и на современном этапе еще  сталкивается с неосведомленностью потенциальных клиентов и недоверием субъектов товарного рынка. В  одних странах факторинг прижился, в других - порой не менее развитых в экономическом смысле - не смог завоевать должной популярности. Несомненно, развитие факторинга во многом определяется тем, как его видят  и используют наиболее успешные банки  и факторинговые компании. Лидеры рынка формируют модель, а молодые компании пытаются использовать наработанные до них схемы. Более развитые страны дают толчок, а развивающиеся следуют примеру своих более успешных соседей. Перспективы развития мирового рынка факторинга можно рассмотреть на примере Европейских стран, доля которых в общемировом обороте составляет более 70%.

Вследствие финансового  кризиса замедлился экономический  рост практически во многих странах  мира.

Замедление темпов экономического роста немедленно сказалось на рынке  труда и уменьшении потребительского спроса. Для банков и финансовых институтов наступили сложные времена  в связи с необходимостью увеличения или восстановления капитал, пострадавшего  из-за списания потерь от обесценения  ценных бумаг и полученных убытков. Ставка кредитования на межбанковском  рынке существенно подросла, что  привела к увеличению стоимости  заимствования финансовых средств для предпринимателей. Резко возросла потребность в финансовых ресурсах среди розничных сетей. Банк Англии прогнозирует дальнейшее снижение продаж, снижение инвестиций и уменьшение прибыли.

Проблема, которая сегодня  требует решения в Европе, по его  мнению, заключается в том, чтобы  факторинговая индустрия нашла в себе силы организоваться и наконец-то завоевать свое собственное место в ряду других финансовых продуктов. Потому что, хотя банки и владеют большинством факторинговых компаний, навыки, которые требуются от людей, работающих в факторинге, существенно отличаются от тех, которыми обладают банковские сотрудники. Факторинг - это совершенно другой бизнес, другие операционные процессы, другое информационное обеспечение.

Вторая причина того, чтобы  организоваться на международном уровне - это недостаток знаний о факторинге. Кроме того, в ряде стран существуют проблемы правового и регулирующего  характера (пример - Германия, Россия).

Тенденции развития факторинга в развитых и развивающихся странах  несколько различаются. В развивающихся  странах только начинают использовать инвойс-дискаунтинг. А наиболее успешные факторы в развитых странах уже пытаются диверсифицировать свои продукт, вводить принципиально новые услуги. Они расширяют сеть зарубежных филиалов и дочерних компаний, развивают свою деятельность посредством Интернета. Все большую роль начинают играть риск-менеджмент и администрирование дебиторской задолженности, а не только ее финансировнаие.

Факторинговые компании всех европейских стран оптимистично смотрят в будущее и называют следующие тенденции развития:

· дальнейшая консолидация игроков факторингового рынка;

· усиление принадлежности к банковским группам, что естественно, так как факторинг без постоянного  притока финансирования развиваться  не может;

· ориентация на сегмент  среднего и малого бизнеса, развитие сервисов и специальных предложений  для данного сегмента клиентов;

В мире развивается такая  услуга, как факторинг в форме  защиты от кредитных рисков (maturity factoring). В этом случае обязательство профинансировать поставку возникает у фактора лишь при невыполнении обязательств дебитора перед поставщиком. Таким образом, поставщик снимает с себя кредитные риски.

В 2012 году, факторинг будет  активно набирать обороты. Активный рост оборота и портфеля сопровождался и увеличением периода оборачиваемости факторинговых портфелей.

 

Перспективы развития форфейтинга

Рынок форфейтинговых услуг развивается по нескольким направлениям. Первая тенденция состоит в том, что в последние годы при форфетировании все чаще стало применяться синдицирование (объединение) банков-форфейтеров. Образование синдикатов форфейтеров стало по сути обязательным при организации крупных сделок, рассчитанных на длительный срок. В рамках синдиката его участники договариваются, какие обязательства, в каком объеме каждый из них приобретает Например, они могут договориться, что каждый из них покупает только определенный тип обязательств или что обязательства одного типа делятся между ними в оговоренной пропорции. Последний вариант упрощает процесс форфетирования, по затрудняет вторичное обращение купленных обязательств.

Нестабильность на мировых  финансовых рынках породила вторую тенденцию - применение плавающих процентных ставок при расчете дисконта Рыночные колебания процентных ставок в течение  периода обращения форфетируемых обязательств можно учитывать двояко. В первом случае обязательства первоначально учитываются по фиксированной ставке, а окончательное урегулирование финансовых взаимоотношений проводится на определенную дату (или несколько дат) с учетом последующих колебаний рыночных процентных ставок Во втором случае используются долговые обязательства с короткими сроками обращения, для каждого выпуска рассчитывается своя ставка дисконта.

Потенциал рынка форфейтинга  в России нельзя назвать высоким: большей частью услуга интересна  машиностроительным предприятиям, на которых, по оценкам участников рынка, приходится менее 7% экспорта. "Нефть  при сегодняшнем ажиотажном спросе покупается по предоплате, а компаниям-сырьевикам форфейтинг не нужен, поскольку, если они и выдают коммерческий кредит, срок его не бывает большим".

Многим предприятиям приходят предложения от зарубежных покупателей, которые готовы платить за товар  дороже при условии предоставления отсрочки. Экспортер приносит это  предложение в российский банк, а  тот отвечает, что либо вообще не сможет профинансировать сделку на такой  долгий срок, либо соглашается предоставить средства с учетом, что риски возьмет  на себя поставщик. В итоге выгодное предложение отправляется в корзину, что снижает конкурентоспособность  российских предприятий на международном  рынке.

Подводя итоги, можно сделать  вывод о том, что основная проблема, из-за которой российские банки не вводят форфейтинг, заключается в  законодательных ограничениях. Теоретически кредитный институт может предоставить такую услугу, однако, согласно российскому  валютному законодательству, экспортер должен получать выручку из-за рубежа - а по схеме форфейтинга деньги продавец получит от российского банка, это не зачтется в качестве экспортной выручки, и его оштрафуют на сумму до 100% от размера "невозврата". Такая мера применяется для того, чтобы исключить вывод капитала из страны, когда российские компании продают товар за рубеж, а деньги "оседают" в офшорах.

Однако такую возможность  российские банки не используют, в  лучшем случае выступая в роли агентов  по привлечению клиентов для зарубежных форфейтеров поскольку проблема заключается в высоких рисках. Российские машиностроители в основном поставляют технику в развивающиеся государства, к примеру в Египет, Пакистан, Индию, Латинскую Америку. Нет смысла брать на себя риски третьих стран, когда можно стать просто посредником между клиентом и зарубежной форфейтинговой компанией и получать комиссию. В роли агентов сегодня активно работают лишь ВТБ и Внешэкономбанк.

Некоторые российские финансовые институты проводят "псевдофорфейтинговые" операции. Так, в Номос-банке сообщили, что довольно часто продают зарубежным форфейтерам собственные векселя, направляя при этом полученные средства на финансирование конкретных экспортно-импортных сделок своих клиентов, таким образом, получая доступ к более дешевым западным ресурсам и предоставляя ссуды заемщикам на привлекательных условиях. А если бы банк стал предоставлять форфейтинговые услуги в чистом виде, пришлось бы использовать собственные средства и финансирование обходилось бы клиентам на 2-3 процентных пункта дороже.

 

 

 

 

 

Заключение

Факторинг выгоден и поставщику, и покупателю. С его  помощью  поставщик может следующее:

увеличить  объем  продаж,   число   покупателей   и   конкурентоспособность, предоставив  покупателям  льготные  условия  оплаты  товара  (отсрочку)  под  надежную гарантию; получить кредит в  размере до 90%  от  стоимости  поставляемого  товара,  что ускорит  оборачиваемость средств.

      Покупатель  может: получить товарный кредит (продавец поставляет товар с  отсрочкой платежа  под гарантии  в среднем до 3 месяцев); избежать  риска получения некачественного  товара; увеличить объем закупок;  улучшить конкурентоспособность,  ускорить оборачиваемость средств.

      Основными  доходами являются: проценты по  кредиту; плата за обслуживание. Коммерческие банки,  развивая  факторинговые  операции,  дополняют их элементами   бухгалтерского,   информационного,    рекламного,    сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания  клиентов.  Это позволяет расширять круг клиентов банка, усиливать связь с ними,  увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.

      Таким   образом,  можно  выделить  главные   экономические   достоинства факторинга:

увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли; превращение  дебиторской задолженности в  наличные деньги; возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов  поставщиков; независимость  и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны  дебиторов; возможность  расширения объемов оборота; повышение  доходности; экономия собственного капитала; улучшение финансового планирования.

    Российские предприятия используют факторинг крайне  редко  -  в  случае острой необходимости получения кредита на сверхкороткой  срок.  Это связано прежде всего с тем, что в России широко распространена предоплата  за  товар и не развит коммерческий (товарный) кредит как высоко  рискованный.  К тому же факторинг в современном варианте только появился на  российском  рынке и пока недостаточно  оценены возможности его как финансового инструмента. Тормозит развитие факторинга  также почти полное  отсутствие  методической базы факторинговых операций.

Форфейтинговые услуги предоставляются, главным образом, при расчетах, связанных с международной торговлей. Форфейтинг - покупка форфейтером у экспортера денежных требований к импортеру (дисконтирование), как правило, гарантированных банком импортера и вытекающих из поставки товаров или оказания услуг без права обратного требования (регресса) к экспортеру. При этом на форфейтера переходят все риски сделки -- страновые, валютные, процентные, риски банкротства гаранта/авалиста. Риски и стоимость финансирования в данной операции соответствуют кредитному рейтингу, оценке уровня странового риска, кредитного риска импортера или его гаранта на международном рынке.

Срок финансирования, как  правило, определяется сроком окупаемости  импортируемого оборудования/работ/услуг, и минимальный срок «жизни» платежного обязательства, который может заинтересовать форфейтора, составляет не менее 6 месяцев, а максимальный - до 11 лет (чаще всего - 3-7 лет). Как правило, суммы форфейтинговых контрактов не опускаются ниже 100 тыс. долларов.

Основным используемым в процессе форфейтинга документом служит вексель -- простой, выписываемый импортером или другим должником в пользу экспортера или другого бенефициара, либо переводной, выставленный бенефициаром на должника и должником акцептованный (коммерческая тратта). Однако объектом форфейтинга могут стать и другие виды ценных бумаг. Важно, чтобы эти бумаги были “чистыми” (содержащими только абстрактное обязательство). Приобретение векселей производится путем их учета или посредством авансового взимания процентов на весь период действия векселя по заранее установленной ставке -- ставке с дисконтом.

Экспортер еще при переговорах  с импортером о поставке товара на условиях рассрочки платежа контактирует с банком (форфейтером), который может купить у него вексель на условиях форфейтирования.

В зависимости от того, что  предлагает банк-форфейтер, экспортер определяет цену товара и процентную ставку за рассрочку платежа. Ставка учета при форфейтировании больше процента за кредит, поэтому экспортер разницу включает в цену товара. Импортер договаривается со своим банком об авале. После этого подписывается внешнеторговый контракт. Отгрузив товар и оформив документы, экспортер отсылает их через свой банк в банк импортера. Импортер выписывает вексель, авалирует его в банке и получает документы на товар. Экспортер учитывает вексель в банке.

По наступлении срока  платежа форфейтер пересылает вексель в банк-авалист для оплаты. Для экспортера поставка считается уже оплаченной. Кроме того, он избегает валютного риска, связанного с отсрочкой платежа. К экспортеру не могут быть предъявлены в порядке регрессии иски, если импортер окажется не в состоянии выполнить свои обязательства по оплате векселя. Следовательно, если импортер не имеет безупречной финансовой репутации, вексель, служащий предметом форфейтирования, должен иметь дополнительное обеспечение в форме аваля или в форме безусловной банковской гарантии. Гарантом или авалем, как правило, может быть известный форфейтеру банк, который находится в стране импортера и хорошо осведомлен о его платежеспособности.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс РФ
  2. А.С. Васин, А.В. Лебедев «Учет динамики платежей при анализе факторинговых операций» //Финансы и кредит – 2010.-№22
  3. О. Гришина, В. Кашкин «Деньги для больших амбиций» //Эксперт – 2010.-№15
  4. Информационный портал про факторинг «Факторинг ПРО», http://www.factoringpro.ru/
  5. Климанова Л.А., Темпы роста факторинга в Европе внушают оптимизм 2008г.
  6. Ю.А. Кувшинова «Этапы развития факторинга: история и современность» //Финансы и кредит – 2010.-№30
  7. Крылова Л.В., Деньги, кредит, банки, М: АТиСО, 2008
  8. Логвинов М., Ставим диагноз // Компания, 2 июля 2007.
  9. Покаместов И.Е. Рынок факторинга зарубежных стран, // Банковское кредитование, №2, 2010
  10. Ранних Н.А. Форфейтинг: перспективы и проблемы// Методологический журнал Международные банковские операции, 2011, №4.
  11. Робу К.И. ,Российский рынок факторинга - два сценария развития.// Банки и деловой мир, февраль, 2008.
  12. www.forfaiting.ru
  13. www.standardandpoors.com

Информация о работе Новые формы кредитов на международном рынке кредитных услуг