Новые формы кредитов на международном рынке кредитных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность и механизм факторинговых и форфейтинговых операций. В качестве основных задач можно выделить следующие: 1) Раскрыть сущность понятия "международный кредит"; 2) рассмотреть понятие, сущность факторинга и форфейтинга, 3) провести анализ рынка факторинга и форфейтинга, 4) рассмотреть перспективы развития форфейтинга и факторинга

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Новые формы международного кредита
1.Понятие и функции международного кредита…………………………..4
2. Формы международного кредита…………………………………………..7
Глава 2. Анализ развития новых форм международного кредита...................24
2.1 Структура и динамика спроса на факторинговые услуги………………..24
2.2 Тенденции мирового рынка факторинга…………………………………..30
2.3 Тенденции российского рынка факторинга…………………………….....33
2.4 Форфейтинг(объёмы/динамика)…………………………………………...37
Глава 3. Перспективы развития новых форм международного кредита……39
Заключение……………………………………………………………44
Список литературы…………………………………………………...47

Файлы: 1 файл

курсач мвко(исправленнный).docx

— 185.79 Кб (Скачать)

Факторинговый бизнес на сегодняшний день один из самых рентабельных, темпы роста по всему миру колоссальные. Факторинговые компании с мировыми именами сейчас активно осваивают рынки стран Восточной Европы. Эти компании большое внимание уделяет страновым рискам региона, в котором планируют создать дочернюю компанию.

В России до сих пор не сняты противоречия в Гражданском  Кодексе относительно субъекта факторинговых операций. Россия не ратифицировала ни одну международную конвенцию о факторинге. Вряд ли  в ближайшем будущем иностранные факторинговые компании начнут осваивать российский факторинговый рынок. Причиной тому является отсутствие законодательного регулирования факторинговой деятельности и неразвитость судебной системы. Ряд российских банков с иностранным участием проводят факторинговые операции, но они носят единичный характер и в основном проводятся в интересах клиентов материнского банка.

Другой тенденцией развития факторинга в мире является появление  неких ответвлений от стандартного факторингового продукта. Рынок факторинга, в котором ключевой услугой является финансирование под уступку денежного требования, в Западной Европе, можно сказать, уже поделен. Поэтому дальнейшее развитие происходит в двух направлениях. Первое — финансирование под другие активы — это так называемый asset based landing. Это финансирование, например, под товары, оборудование, здания и так далее. Это отличается от кредитования тем, что здесь идет по-прежнему выкуп активов или покупка опциона на активы. А другое направление — это развитие других услуг, связанных с поставками товаров: страхование кредитных рисков, логистика.

Факторинг применяется в  разных странах мира, при этом степень  его распространенности значительно  колеблется. На Западную Европу приходится 70% факторингового рынка. В Восточной Европе факторинг развивается бурными темпами, но пока составляет всего 1,5% от Западной Европы. Рынок находится в начальной стадии развития. Наиболее конкурентоспособный из стран Центральной и Восточной Европы рынок в Польше и Чехии.

В этом году ЕБРР начал программу по развитию факторинга в разных странах Восточной Европы. Организация финансирует услуги консультантов. На каждую страну выделено по 200 тысяч евро. Между консультантами проводится тендер за право консультировать банк или того, кто хочет создать факторинговую компанию. Для последних — это бесплатно, но они должны предоставить обоснование своего стремления развивать факторинг в своей компании. Однако деньги связанные, так если на Украину выделяются деньги голландского правительства, то, соответственно, консультантами должны быть голландцы, на Сербию — итальянского, соответственно, там должны быть итальянцы. Пока речь идет об Украине, Казахстане, Сербии. На очереди — Грузия, Молдавия, Россия.

В Соединенных Штатах Америки  или Японии, которые являются экономически мощными странами, факторинг менее  развит. Ситуация с факторингом в  разных странах Западной Европы различается. Разные продукты и услуги являются локомотивами, движущими силами. Есть страны, где международный факторинг превалирует над внутренним. Есть страны, где факторинг без регресса превалирует над факторингом с регрессом. В некоторых странах центральные услуги — страхование кредитов и рисков, в других, наоборот, центральные услуги — финансирование. Это связано с тем, что факторинг — молодая отрасль и во многом зависит от лидера рынка. В каждой из стран есть ярко выраженные одна-две-три компании, которые, в общем-то, ведут за собой всех остальных. В Великобритании — это Royal Bank of Scotland, Lloyds TSB, во Франции — Eurofactor, GE Factofrance. В нашей стране —НФК, "Еврокоммерц".

2.3  Тенденции российского рынка факторинга

В России наблюдается та же тенденция, что происходит и во всем мире: международный факторинг  растет темпами, превышающими темпы  роста внутреннего факторинга.

В условиях ненасыщенного  внутреннего спроса поставщики факторинговых услуг в России пока предпочитают развивать внутренний факторинг. Всего три Фактора, входящие в международные ассоциации (FCI и IFG) предоставляют услуги международного факторинга: НФК, "Промсвязьбанк", БСЖВ.

Однако полугодовые данные показывают, что международный факторинг растет темпами, превышающими темпы роста внутреннего факторинга. Похожие процессы происходят и на мировом рынке факторинга. Хотя доля международного факторинга в общем объеме не превышает 9%, темпы роста выше, чем темпы внутреннего факторинга, 27% против 17% за 2011 г. Объем международного факторинга, предоставляемого российскими Факторами, при сохранении тех темпов роста, которые наблюдались за последние полгода, за 2012 год вырастет почти в три раза. Доля в общем объеме сделок составила 1,8% (0,8% в 2005 году). Совокупный объем международного факторинга двух Факторов: НФК и "Промсвязьбанка" за первые 6 месяцев 2012 года составил 1,7 млрд руб. (1,1 млрд руб. за 2011 год).

Низкое вовлечение российских Факторов в международный факторинг связано не только с ненасыщенным внутренним спросом и соответственно с большой емкостью внутреннего рынка, но также с существующими законодательными проблемами. На сегодняшний день российское валютное законодательство не позволяет Факторам заниматься международным факторингом. На российском рынке при проведении операции, которую называют "международным факторингом", не производиться уступка требований к иностранному дебитору. Данный псевдофакторинг проводится банками путем предоставления кредита, обеспеченного правом безакцептного списания экспортной выручки с валютного счета клиента. Это обычная кредитная операция, которая продается по завышенной ставке. Данная ситуация также может подорвать доверие потенциальных клиентов к факторингу.

Проблема развития импортного факторинга также заключается в том, что большая часть импортеров в России — посредники, что исключает возможность работы с ними как с дебиторами. Экспортный факторинг имеет больше перспектив, хотя во многом его будущее зависит от структуры российского экспорта, если она будет по преимуществу сырьевая, то объемы будут не столь большими.

Доля импортного факторинга будет расти, стимулируемая рыночной активностью крупных российских игроков и увеличением количества более мелких независимых компаний, специализирующихся на импорте и  нашедших свою нишу в работе с крупными торгово-производственными сетями или розничными магазинами международных  брэндов. Доля экспортного факторинга будет также увеличиваться, по мере того как малые и средние предприятия  начнут развивать международный  бизнес. Учитывая то, что Российское Правительство намерено всерьез поддерживать рост малых и средних предприятий, экспортный факторинг может стать отличным инструментом для достижения этой цели.

Сейчас становится все  больше Факторов, готовых принимать  на себя кредитные риски. Это происходит благодаря тому, что факторинговые компании и банки разрабатывают и на практике применяют методики, позволяющие оценивать риски по все большему числу компаний (это не только классический кредитный анализ: финансовое состояние, баланс — это, скорее, скоринговые методики оценки). Раньше организации, которые занимались факторингом, не могли достаточно адекватно оценить риски своих контрагентов, поэтому работали в основном с крупными компаниями или компаниями-дебиторами, являвшимися клиентами банка.

В перспективе большая  доступность и разработанность  методик оценки компаний-поставщиков  и компаний-покупателей даст дополнительный импульс развитию "полного" факторинга. Ведь смысл факторинга как раз  и заключается в предоставлении комплекса услуг. Поставщик в  результате передачи своей дебиторской  задолженности на аутсорсинг при  классическом факторинге, развитом в  Европе, получает финансирование, сбор, страхование от невозвратов —  вот ниша факторинга.

Регрессный факторинг, финансирование под уступку дебиторкской задолженности, по большей части является аналогом краткосрочного кредитования, хотя, конечно, имеет своего потребителя, имеет свои плюсы по сравнению с другими кредитными продуктами, но фактически — это тот же самый кредитный продукт. У каждого кредитного продукта, будь то проектное финансирование, короткие кредиты или овердрафты, есть свои потребители. И они не пересекаются.

Факторы рассматривают все  более широкий круг потенциальных  потребителей этой услуги. При этом Факторы (это относится, прежде всего, к банкам) готовы подстраивать свои схемы под запросы клиентов, хотя это касается преимущественно VIP-клиентов. При этом некоторые Факторы принимают  на себя большие риски.

Все больший интерес  к российскому рынку проявляют влиятельные иностранные игроки. Во многих странах мира (в особенности в странах Центральной и Восточной Европы) факторинговая индустрия переживает период роста. Объем международного рынка факторинга в 2008 г. составил 860 млрд евро, увеличиваясь ежегодно на 11-13%. Однако по сравнению с Россией такие темпы роста кажутся более чем умеренными. Именно поэтому отечественный рынок становится все более привлекательным для иностранных Факторов. Их главное конкурентное преимущество - мощные финансовые ресурсы, недоступные пока для подавляющего большинства российских компаний

Вместе с тем  экспансия иностранного капитала на отечественный факторинговый рынок сопряжена с определенными проблемами. Немаловажным обстоятельством, затрудняющим выход на него иностранных участников, является специфика операционной деятельности факторинговых компаний в России и за рубежом. Различия в законодательной базе, налоговом учете, бизнес-культурах и в ведении бизнеса как такового могут существенно осложнить деятельность иностранной компании в российских условиях. Поэтому покупка иностранными компаниями уже существующих и успешно работающих российских Факторов представляется наиболее вероятным сценарием развития этого рынка в ближайшие годы.

В недалекой перспективе  российский рынок факторинга (финансирования под уступку денежного требования) по объемным показателям может вплотную приблизиться к уровню европейских  стран. Объем бизнеса факторинговых компаний и банков составляет порядка $5,5-5.7 млрд. За 2010г. рынок факторинговых операций вырос почти в два раза.

Если в ближайшие 2-3 года достигнутые темпы расширения рынка сохранятся, то к концу 2010г. его оборот составит не менее $40 млрд, а это уже сопоставимо с показателями европейских стран(рис.11).

 

Рис. 11. Динамика и  перспективы развития рынка

 

 Конечно, пока Россия  достаточно сильно отстает от  них - как в относительном, так  и в абсолютном выражении. Однако  на фоне других финансовых  рынков (страхование жизни, банковское  кредитование, коллективные инвестиции) позиции отечественных компаний выглядят совсем небезнадежно. В России доля факторинга в ВВП составила в 2008 г. 0,9%. В большинстве стран Центральной и Восточной Европы этот показатель колеблется от 1 до 1,5%. Так что российские Факторы имеют реальные шансы стать крупными игроками в Восточной Европе. Взоры большинства участников рынка факторинга сейчас устремлены в регионы, поскольку там рынок в основном остается неохваченным. Доля филиалов в портфеле факторинговых операций в течение 2009 г. выросла с 14 % до 27 %. Некоторые компании стремятся выйти за рамки территории России - на рынки стран СНГ, где собираются стать лидерами.

На многих рынках лидирующие компании все больше начинают работать с отсрочкой платежа. По мере укрупнения бизнеса, повышения их устойчивости и надежности, все больше компаний будет требовать отсрочку платежа, и все больше компаний будет соглашаться  их давать. А это ниша для факторинга и, соответственно, фактор роста.

 

2.4 Форфейтинг

Особой формой коммерческого  кредитования является форфейтинг. Его  смысл заключается в том, что  кредитор покупает определенные долговые документы заемщика. При этом прежний  держатель обязательств любой формы  собственности не может воспользоваться  правом снижения своей задолженности. Такой вид кредитования достаточно давно используется как в сфере  услуг, так и в общемировой  торговле. Распространение форфейтинга  в международных финансовых отношениях связано с возможностью получения  производителем всей суммы за свой товар, который еще не доставлен до конечного потребителя или вообще не произведен. Т.е. производитель уже сейчас получает некоторый коммерческий кредит, который может быть использован при производстве собственных услуг или товаров. Такая форма кредитования выгодна, в первую очередь, производителю. При этом «право регресса» не может быть использовано. Все риски ложатся на плечи заемщика. В качестве обеспечения такого вида сделок обычно используются тратты или векселя, которые могут предполагать некоторые «расплывчатые» обязательства. Хотя в прогрессивных странах мира такая форма производителя кредитования при совершении практически всех видов торговых сделок. При этом коммерческий кредит как бы трансформируется в банковский. Распространения форфейтинга специалисты, прежде всего, связывают с внешнеторговыми видами сделок. Принцип проведения форфейтинговой операции заключается в том, что финансовый агент, выступающий в роли форфейтера, выкупает у производителя некие коммерческие обязательства перед покупателем. Как уже говорилось, они могут выражаться в виде тратт или векселей. Затем покупатель производит перевод средств форфейтеру, а никак не производителю. За такие операции форфейтер получает свой процент.           Широкое распространение форфейтинг нашел в Германии и Великобритании. Для России форфейтинговые операции не характерны. Большинство отечественных банков, имеющих такие операции в своем списке, в действительности ими не занимаются. Прежде всего, это связано с надежностью и репутацией многих финансовых агентов отечественного рынка. Многие участники постсоветского рынка часто не могут выступить гарантами определенных операций. Особенно это касается вексельного поручительства. Так же необходимо учесть некоторую сложность схемы форфейтинговой операции. Для проведения одной и той же торговой сделки легче воспользоваться другими коммерческими кредитованиями.

Информация о работе Новые формы кредитов на международном рынке кредитных услуг