Новые формы кредитов на международном рынке кредитных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность и механизм факторинговых и форфейтинговых операций. В качестве основных задач можно выделить следующие: 1) Раскрыть сущность понятия "международный кредит"; 2) рассмотреть понятие, сущность факторинга и форфейтинга, 3) провести анализ рынка факторинга и форфейтинга, 4) рассмотреть перспективы развития форфейтинга и факторинга

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Новые формы международного кредита
1.Понятие и функции международного кредита…………………………..4
2. Формы международного кредита…………………………………………..7
Глава 2. Анализ развития новых форм международного кредита...................24
2.1 Структура и динамика спроса на факторинговые услуги………………..24
2.2 Тенденции мирового рынка факторинга…………………………………..30
2.3 Тенденции российского рынка факторинга…………………………….....33
2.4 Форфейтинг(объёмы/динамика)…………………………………………...37
Глава 3. Перспективы развития новых форм международного кредита……39
Заключение……………………………………………………………44
Список литературы…………………………………………………...47

Файлы: 1 файл

курсач мвко(исправленнный).docx

— 185.79 Кб (Скачать)

В российском законодательстве отдельное понятие «форфетирование» отсутствует. Вместе с тем возможность проведения соответствующих операций имеется.

Этапы форфейтинговой сделки

Инициировать сделку может  как экспортер, так и импортер, но чаще всего инициатором выступает  либо экспортер, либо его банк. Переговоры с форфейтером начинаются до заключения основного договора о поставках. Инициатор предоставляет форфейтеру (банку) краткое описание будущей сделки, данные о нужном объеме финансирования, валюте сделки, ее сроках. На основании полученных сведений банк проводит кредитный анализ, оценивает предполагаемые риски и исходя из результатов такой оценки формулирует обязательные условия, без соблюдения которых невозможно форфетирование

- требования к банку-гаранту  (авалисту);

- вид форфетируемых долговых обязательств, их количество, номинал, срок обращения;

- твердую цену покупаемых  обязательств,

- комплект обязательных  документов.

После достижения предварительной  договоренности форфейтер посылает специальным письмом свои предложения инициатору сделки. Последний должен также письменно подтвердить свое согласие и получить согласие контрагента по основной сделке. На этом этап подготовки сделки завершается, экспортер и импортер могут заключать основной договор о поставках. Затем форфейтер и клиент подписывают договор финансирования под уступку денежного требования. К существенным условиям последнего относятся: вид форфетируемых обязательств; тип банковской гарантии; механизм погашения обязательств, валюта платежа; размер дисконтирования.

Вид форфетируемых обязательств. Покупаемые банком обязательства могут иметь различные формы. Чаще всего используются векселя. Это объясняется следующим. Во-первых, мировое сообщество накопило обширный опыт вексельного обращения. Во-вторых, на международном уровне согласована большая часть вопросов правового регулирования применения векселей (женевские Положение и Конвенция о простых и переводных векселях). В-третьих, сложился достаточно емкий вторичный рынок векселей. В-четвертых, на вексель может быть получено дополнительное обеспечение в виде банковской гарантии и аваля.

Выбор между простым (соло) и переводным (траттой) векселем зависит  от ряда таких обстоятельств, как  особенности национального законодательства стран экспортера и импортера  по вопросам вексельного обращения  и банковских гарантий, характер основной сделки и т.п.

Если инициатором сделки выступает экспортер, то он готовит  серию переводных векселей, получает на них гарантию или аваль, на векселях проставляет индоссамент «без права  регресса». Если инициатором сделки выступает импортер, то он готовит  серию простых векселей. Экспортер  подписывает согласие принять простые векселя импортера. Импортер оплачивает банковскую гарантию банка, определенного форфейтером. В том и другом случае форфейтер может дать письменное обязательство не действовать против экспортера в случае неплатежа со стороны импортера.

Но чаще при форфейтинговых сделках используются простые векселя и банковские гарантии. Это объясняется тем, что в соответствии с названной выше Конвенцией о векселях кредитор по переводному векселю рассматривается как векселедатель. Поэтому вне зависимости от наличия исключающих оговорок на тратте экспортер будет нести ответственность в случае неплатежа импортера. В то же время от обязательств по соло-векселю векселедатель может освободиться, проставив оговорку «без регресса».

Последующие процедуры. Часть  продукции импортер оплачивает сразу (как правило, не более 15% общей стоимости  сделки), на остальную сумму ему  предоставляется кредит. Кредит оформляется  такими долговыми обязательствами, которые должны будут погашаться регулярными платежами в течение  всего срока сделки. Экспортер  поставляет продукцию, получает в обмен  простые векселя или акцептованные  тратты (в редких случаях платежные  поручения), продает их форфейтеру.

Стоимость форфетирования для участников. Для импортера затраты на форфейтинг связаны с покупкой гарантии в указанном форфейтером банке, В случае, если форфейтер не настаивает на предоставлении гарантии, он может потребовать, чтобы импортер уплатил ему определенную сумму в качестве компенсации за дополнительный риск. Обычно такая компенсация платится раз в год, либо в начале года, если сделка носит продолжительный характер, либо в момент подписания гарантийного письма, аваля векселя. В ряде случаев компенсация взимается как доля от номинала каждого векселя отдельно и уплачивается по истечении срока его обращения.

 

 

 

Глава 2. Анализ развития новых форм международного кредита

2.1 Структура и динамика спроса на факторинговые услуги

Схема факторинга применима  в таких отраслях торговли как  оптовая торговля и необходим производителям, а также тем компаниям, которые принципиально работают на условиях отсрочки платежа. Во-вторых, факторинг выгоден, когда речь идет о любых регулярных поставках широкому кругу постоянных покупателей. Это могут быть продукты питания, товары народного потребления (бытовая химия, парфюмерия и косметика, бытовая техника и так далее), лекарства, расходные материалы для офисов, напитки и многое другое. Факторинг подходит предприятиям, осуществляющим регулярные поставки товаров, потому что лишь в этом случае наиболее ценны услуги фактора по управлению дебиторской задолженностью. В-третьих, факторинг применим к поставкам не только товаров, но и услуг (например, услуг связи, транспортных, туристических и других).

Факторинг выгоден для  развивающейся компании, ведь при  динамичном росте дополнительный доход  от увеличения объемов продаж существенно  превышает затраты на вознаграждение факторинговой компании. Кроме того, факторинг – это способ поддерживать свою ликвидность постоянно. Коммерческие банки, развивая факторский кредит, получают дополнительную возможность расширять свои операции, увеличивать размеры прибылей и усиливать связи с клиентами.

Применение факторингового обслуживания наиболее эффективно для малых и средних предприятий, имеющих перспективы увеличения объемов производства и сталкивающихся с проблемой временной нехватки денежных средств из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и трудностей, связанных с производственным процессом.

Факторинговому обслуживанию не подлежат предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой; предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции; строительные или другие фирмы, работающие с субподрядчиками; предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные сделки; предприятия, заключившие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи). Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятий.

Структура спроса на сегодняшний  день такова, что 81% принятой на обслуживание дебиторской задолженности принадлежит  производственным компаниям, соответственно лишь 19% — торговым (см. рис.3). Такое  неравномерное распределение, возможно, объясняется тем, что в составе  промышленных холдингов часто присутствуют собственные торговые компании.

 

Рис. 3 Соотношение  объемов факторинговых сделок в сфере производства и торговли, %

На рисунке 4 приведено  распределение объемов факторинговых сделок по отраслям промышленности клиентов факторинговых компаний. Более трети потребителей факторинга являются производителями пищевой продукции, при этом чуть менее половины — это производители алкогольной продукции. Больше половины сделок (66%) заключены с компаниями — производителями товаров народного потребления: пищевой промышленности — 33%, приборостроения (сюда входит бытовая техника и компьютеры) — 16%, химии и нефтехимии (сюда входит бытовая химия) — 12%, легкой промышленности — 5%.

* Товары народного потребления 
** Бытовая техника и электроника, аудио- и видеотехника, компьютеры и компьютерные комплектующие

Рис. 4 Объем факторинговых сделок, заключенных с производственными компаниями следующих отраслей промышленности, млн. долл.

На рисунке 5 приведено  распределение объемов факторинговых сделок, заключенных с торговыми компаниями. Из 21 участника проекта лишь 6 предоставляют услуги только торговым компаниям, но их объемы незначительны в общем объеме уступленных денежных требований. Как и в случае клиентов — промышленных компаний, здесь доминируют сделки с компаниями, торгующими товарами народного потребления. Привлекательность факторинга для торговых компаний обусловлена, прежде всего, тем, что обычно такие компании, даже довольно крупные, не располагают имуществом, которое могло бы быть передано в залог под кредит.

 

* Ювелирная промышленность; полиграфия; саженцы и горшечные  растения 
** Бытовая техника и электроника, аудио- и видеотехника, компьютеры и компьютерные комплектующие 
Рис. 5 Объем факторинговых сделок, заключенных с торговыми компаниями, специализирующимися на торговле продукцией следующих отраслей промышленности, млн. долл.

Факторинг особо востребован  в пищевой отрасли, где сильны западные компании — как производители, так и торговые компании. Эти компании оценивают стоимость отсрочки платежа  на российском рынке довольно высоко, поскольку вообще считают российский рынок высокорисковым. В такой ситуации обращение к факторинговой компании становится спасением для западного поставщика. Российская факторинговая компания на месте имеет больше возможностей для оценки подобных рисков и обычно оценивает их значительно ниже, поэтому такие сделки очень выгодны и для западных поставщиков, и для российских факторинговых компаний.

Размер предприятия-клиента  не оказывает существенного влияния  на привлекательность для него факторинга. Таким образом, факторинг является привлекательным инструментом для  всех групп предприятий независимо от размера. Для малых — поскольку  позволяет им получать финансирование без залога. Для средних предприятий  в факторинге более важно страхование  рисков и административное управление дебиторской задолженностью. Крупным предприятиям факторинг позволяет уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской, что особенно актуально, если предприятие намерено привлечь инвесторов. Кроме того, для крупных предприятий всегда актуален вопрос избавления от дебиторской задолженности.

Данные о распределении  объема сделок по регионам демонстрируют, что большая часть факторинговых сделок заключается в Москве (58%), далее идут Приволжский и Уральский ФО (см. рис.6). Наиболее активны в регионах банки, располагающие большой филиальной сетью.

Рис. 6 Распределение  объема факторинговых сделок за 2011 г. по регионам, в % и млн долл.

Что касается динамики спроса, то в 2010 году объем факторингового рынка составил 732,1 млн долл. США, прирост за 2010 г. — 230%. При объеме 3 млрд долл. в 2009 году доля «рыночных» факторинговых сделок в ВВП составила 0,5%. Сейчас объемы этого финансового рынка сопоставимы с такими рынками, как рынок лизинга (5 млрд. долл.), рынок рублевых корпоративных облигаций (5 млрд. долл. — объем новых эмиссий в 2011 году).

Рис. 7 Динамика денежных требований, уступленных факторам в 2009-2011 гг., млн долл.

За 2009-2011 гг. спрос на факторинговые услуги увеличился почти в 3 раза, при этом более 80% прироста пришлось на 2011 год (см. рис.8).

Рис. 8. Динамика количества клиентов факторов за 2009-2011 гг.

Сейчас рынок факторинговых услуг является одним из самых высокодоходных и развивающихся рынков России. Его прирост в 2010 году составил от 80 до 120%, а объем - $3-5,7 млрд.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

Особенность структуры спроса на факторинговые услуги - наибольший сегмент принадлежит производственным компаниям (81%), как среди производственных компаний, так и торговых доминируют компании пищевой отрасли и приборостроения;

Размер предприятия-клиента  не оказывает существенного влияния  на привлекательность для него факторинга. Для малых компаний факторинг  является привлекательным поскольку позволяет им получать финансирование без залога, для средних в факторинге более важно страхование рисков и административное управление дебиторской задолженностью, крупным предприятиям факторинг позволяет уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской, что особенно актуально, если предприятие намерено привлечь инвесторов.

Темпы роста российского  рынка факторинга увеличиваются  с каждым годом. В среднем прирост  составляет 250%. Объясняется это тем, что этот инструмент, который фактически является беззалоговым финансированием, доступен широкому кругу малых и средних компаний. Если в ближайшие два-три года достигнутые темпы расширения рынка сохранятся, то к концу 2011-го его оборот составит не менее $40 млрд., а это уже сопоставимо с показателями европейских стран.

2.2 Тенденции мирового рынка факторинга

За 2008 г. рынок вырос более  чем на 18,7% и составил 1,0 трлн евро. Самые высокие темпы роста наблюдаются в странах Восточной Европы: Венгрии (59% ежегодные темпы роста за 2004-2009 гг.), Румынии (58%) и Польше (54%).

Факторинг динамичнее всего  растет в странах с развитой международной торговлей: Япония, Тайвань, Англия. Темпы роста международного факторинга (27%) выше темпов роста внутреннего (17,4%), при том, что его доля — менее 10%, по итогам 2009 г. На внутреннем рынке сейчас происходит снижение маржи, обусловленное ростом числа компаний.

Рис.10 Темпы роста  рынка факторинга, %

Основная тенденция мирового рынка факторинга — стандартизация продукта. До конца XX века было очень мало сетевых факторинговых компаний, т.е. компаний которые имели бы в разных странах своих офисы. Сейчас крупные компании начали скупать более мелкие за рубежом и открывать свои филиалы. Соответственно, вслед за зарубежной экспансией из основных центров факторингового мира происходит распространение знаний и ноу-хау.

Информация о работе Новые формы кредитов на международном рынке кредитных услуг