Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 22:48, курсовая работа
Протекционизм - это экономическая политика страны, направленная на ограждение внутреннего рынка от иностранной конкуренции.
Либерализация внешней торговли осуществляется на трех уровнях:
1) между отдельными странами во взаимной торговле;
2) между государствами, входящими в единый таможенный союз;
3) на многосторонней основе в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле.
Введение_________________________________________________________3
1. Суть развития многостороннего регулирования торгово-экономических отношений________________________________________________________4
2. Этапы развития многостороннего регулирования торгово-экономических отношений _______________________________________________________6
3. Всемирная торговая организация__________________________________12
4. Многосторонние межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков _________________________________________17
5. Тарифное регулирование внешней торговли_________________________19
6. Нетарифные ограничения внешнеэкономической деятельности________22
7. Валютно-кредитное регулирование внешней торговли________________26
8. Вступление России в ВТО________________________________________30
Заключение______________________________________________________32
Список литературы________________________________________________34
Целью ВТО является
либерализация международной
Вступление в ВТО дает
странам определенные преимущества.
Так, они располагают друг о друге необходимой
информацией относительно внешнеэкономической
политики, принимают участие с правом
голоса в многосторонних переговорах
о конкретных путях либерализации внешней
торговли, предоставляют друг другу статус
наибольшего благоприятствования и др.
Вместе с тем участие в ВТО предполагает
и ряд обязательств со стороны государств.
В частности, они должны перейти к рыночной
экономике, ограничить использование
нетарифных ограничений, не повышать уровень
таможенных пошлин, не субсидировать экспорт,
регулярно предоставлять информацию о
системе управления национальной экономикой,
внешнеэкономической политике, состоянии
внешней торговли.
Основными принципами деятельности ВТО
являются:
1) применение во взаимной торговле стран-участниц
режима наибольшего благоприятствования,
то есть предоставление договаривающимися
государствами друг другу всех тех прав,
преимуществ и льгот, которыми пользуется
или будет пользоваться у них любое третье
государство. Это важнейший принцип ВТО.
Он ведет к созданию равных условий для
конкуренции во внешней торговле;
2) установление взаимных уступок стран-участниц
в таможенных тарифах.
Переговоры об уступках в таможенных тарифах
на основе взаимности проводятся в двустороннем
порядке в отношении пошлин на товары,
по которым одна страна является главным
поставщиком этого товара в другую страну.
При этом согласованные в двустороннем
порядке таможенные уступки в силу принципа
наиболее благоприятствуемой нации распространяются
автоматически на остальные страны-участницы
ВТО.
Таможенные уступки предоставляются в
двух основных формах: снижение ставок
таможенного тарифа и закрепление действующих
ставок с обязательством не повышать их.
Переговоры о таможенных уступках проводятся
на специально организуемых один раз в
несколько лет тарифных конференциях;
3) недискриминация стран-участниц во внешней
торговле;
4) либерализация внешней торговли, в том
числе отказ стран от количественных ограничений
импорта.
Высшим органом ВТО
являются сессии, а исполнительным
- совет представителей. Рабочими органами
служат постоянно действующий секретариат,
рабочие группы, постоянные комитеты,
среди них: Комитет по антидемпинговой
практике, Комитет по торговле и развитию.
Штаб-квартира ВТО находится в Женеве.
Основной формой работы ВТО являются многосторонние
торговые переговоры. Они длятся не один
год и носят названия "раундов". За
всю историю деятельности ВТО было проведено
несколько таких "раундов". Важнейшие
из них "Кеннеди-раунд" (1964-1967 гг.)
и "Токио-раунд" (1973-1979 гг.).
4. Многосторонние
межправительственные организации по
регулированию мировых товарных рынков
Межправительственные
организации по регулированию мировых
товарных рынков, именуемые Международными
товарными организациями (МТО), включают:
- Международные организации;
- Международные советы;
- Международные консультативные комитеты;
- Международные исследовательские группы.
МТО имеют целью наблюдения за реализацией
международных товарных соглашений, а
также изучение состояния мировых товарных
рынков и обсуждение проблем, связанных
с соотношением спроса и предложения на
конкретных рынках, и выработки рекомендаций
правительствам стран-участниц (Международные
консультативные организации и Международные
исследовательские группы). Деятельность
МТО в определенной степени ограничивает
возможности для односторонних действий
некоторых стран-производителей сырья,
препятствует образованию международных
объединений экспортеров картельного
типа.
Международные организации
МО (International Organizations) были созданы на основе
международных товарных соглашений с
целью наблюдения за их реализацией. Они
обладают правосубъектностью, имеют конкретные
цели и организационную структуру. Направления
деятельности МО предполагают использование
специально создаваемых механизмов в
зависимости от вида соответствующего
международного товарного соглашения.
В настоящее время в системе ООН действуют
Международные организации по какао, по
кофе, по натуральному каучуку, по сахару,
по зерну, по тропической древесине, по
джуту. Организационная структура МО,
наделенных международной правосубъектностью,
в принципе, однотипна. Она включает Международный
совет, Исполнительный комитет и Исполнительного
директора. Международный совет является
высшим органом, состоящим из представителей
всех участников Соглашения. Он проводит
регулярные очередные и внеочередные
сессии, где принимаются решения, связанные
с реализацией Соглашения. Система распределения
голосов при принятии решений основана
на формальном равенстве сторон – стран-экспортеров
и импортеров. Исполнительный комитет
– это высший исполнительный орган, работающий
под руководством Совета и отчитывающийся
перед ним. Он осуществляет текущее наблюдение
за состоянием конъюнктуры мирового рынка
и вырабатывает рекомендации по механизму
его регулирования.
5. Тарифное регулирование внешней
торговли
Одним из распространенных методов экономического
регулирования внешней торговли в мировой
практике является тарифное регулирование,
которое предполагает стоимостное воздействие
на экспортно-импортные потоки в процессе
пересечения ими государственных границ.
Прежде всего, тарифное регулирование
определяет порядок и методологию таможенного
обложения товаров, виды тарифов и пошлин,
режим предоставления таможенных льгот,
а также комплекс тех действий, которые
касаются субъектов ВЭД при осуществлении
экспортно-импортных операций.
Благодаря деятельности международных
организаций и объединений, а также на
основе многосторонних международных
соглашений, национальные системы тарифного
регулирования большинства стран имеют
много общего, базируясь на единых принципах
и нормах, что значительно облегчает процесс
международной торговли. Для реализации
указанных выше направлений, большинство
государств в качестве основной законодательной
базы, имеет законы о таможенных тарифах,
а также таможенные кодексы. Таможенный
кодекс, как правило, является стабильным
документом, действие которого распространяется
на национальную систему и не связано
с предметом национальных переговоров.
Что касается таможенных тарифов, то они
согласуются с международными правилами
и периодически обсуждаются на международных
встречах. Предметом обсуждения является,
в частности, перечень, условия и порядок
применения таможенных тарифов, структура
и уровень ставок экспортно-импортных
пошлин.
Основным элементом
механизма тарифного
Таможенный тариф выполняет несколько
функций: защищает национальных производителей
от иностранной конкуренции, является
источником поступления средств в бюджет
государства, служит средством улучшения
условий доступа национальных товаров
на зарубежные рынки.
Защита национальных производителей достигается
тем, что в области импорта, таможенная
политика ориентирована на удешевление
сырья, поставляемого из-за рубежа. Как
правило, импортное сырье облагается по
минимальной таможенной ставке. Это, соответственно,
снижает издержки местных производителей
готовой продукции. И наоборот, таможенные
тарифы на импортируемые готовые изделия,
устанавливаются на более высоком уровне.
Это позволяет местным производителям
даже при повышенном уровне своих издержек
производства, конкурировать на национальном
рынке с импортной продукцией. Так, средние
ставки тарифов США, стран-членов ЕС и
Японии на сырьевые товары при импорте
составляют соответственно 1,8%; 1,6%; 1,4%;
на полуфабрикаты - 6,1%; 6,2%; 6,3%; на готовые
изделия - 7,0%; 7,0%; 6,4%.
Значение функции таможенных тарифов
как источника поступления средств в бюджет
государства имеет тенденцию к уменьшению
в связи с общемировым процессом в рамках
Генерального соглашения по тарифам и
торговле и либерализации таможенных
пошлин. В настоящее время доля этого источника
в налоговых поступлениях государственного
бюджета стран с развитой рыночной экономикой
составляет всего несколько процентов.
Наконец, таможенные тарифы могут служить
средством для улучшения условий выхода
национальных товаров на зарубежные рынки.
Для этого страны, заинтересованные во
взаимных поставках, проводят переговоры
о взаимном снижении ставок таможенных
тарифов по соответствующей продукции.
Таможенные тарифы могут применяться
как на национальном уровне, так и на уровне
отдельных политических и экономических
группировок. Разумеется, что в подавляющем
большинстве стран используются таможенные
тарифы на национальном уровне. Однако,
в отдельных случаях, таможенный тариф
может быть единым для стран участников
отдельной группировки. Например, страны
ЕС отделены от всех других государств
таможенным тарифом (около 6%).
Таможенные тарифы строятся на основе
товарных классификаторов. В настоящее
время наиболее распространенным классификатором
товаров, обращающихся во внешней торговле,
является Гармонизированная система описания
и кодирования товаров.
Различают два вида таможенных пошлин:
адвалорные и специфические. Адвалорные
таможенные пошлины взимаются в процентах
от цены товара.
Специфические таможенные пошлины устанавливаются
в твердой сумме, взимаемой с физических
характеристик товара (веса, объема, штуки).
6. Нетарифные ограничения внешнеэкономической
деятельности
Большинство современных мер регулирования
внешней торговли относится к нетарифным
ограничениям. Среди нетарифных ограничений
различают: контингентирование, лицензирование,
антидемпинговые пошлины, добровольные
ограничения экспорта, валютные ограничения,
прочие ограничения (технические стандарты
и нормы, требования к упаковке и маркировке
и пр.)
Контингентирование (квотирование) связано
с введением контингентов - ограничений
в стоимостном или количественном выражении,
вводимых на импорт и экспорт определенных
товаров.
Контингенты на импорт товаров
обычно вводятся как для защиты интересов
национальных производителей от иностранной
конкуренции, так и для ограждения
национального рынка от "размывания" дешевой продукции
из развивающихся стран. В основном квотирование
импорта применяют страны с развитой рыночной
экономикой.
Так, например, в Японии контингентирование
импорта распространяется более чем на
70 товарных наименований; 2/3 из них входят
в дискриминационный список ВТО, остальные,
являются основными продуктами японского
сельского хозяйства (молоко, молочные
продукты, говядина, томатный соус и др.).
В Японии, по сравнению с другими развитыми
странами, издержки производства в аграрном
секторе более высокие, поэтому правительство
через квотирование поддерживает жизнеспособность
местных аграриев. Среди товарных позиций
контингенты устанавливаются на руды,
содержащие радиоактивные элементы, двигатели
к военным самолетам, и др.
Список товаров, подлежащих контингентированию
при импорте в Японию, составляется Министерством
внешней торговли и промышленности. Контингенты
на экспорт вводятся на продукцию, дефицитную
на национальном рынке, или в связи с принимаемыми
правительством торгово-политическими
мерами. Квотирование экспорта применяют
как развитые страны, так и развивающиеся.
Импортная квота - показатель, характеризующий
значимость импорта для экономики страны,
ее отдельных отраслей по тем или иным
видам продукции.
Для "малых" развитых стран уровни
экспортной и импортной квот выше по сравнению
с ведущими государствами. Это объясняется
малым внутренним рынком сбыта продукции.
Поэтому в этих странах производство в
основном узкоспециализированное, ориентированное
на выпуск и экспорт высококачественной
наукоемкой продукции.
Лицензирование предполагает, что государство
через специальный уполномоченный орган
выдает разрешение на проведение внешнеторговых
операций по определенным лицензируемым
экспортным и импортным товарам.
Лицензионная система сегодня - важное
орудие проведения внешней политики протекционизма,
так как позволяет государству осуществлять
прямое вмешательство во внешнюю торговлю
страны, ограничивая количественно размеры
импорта или экспорта, а в ряде случаев
и полностью запрещая экспорт или импорт
отдельных товаров.
Внешнеторговые лицензии подразделяются
на два основных вида: открытые генеральные
лицензии и индивидуальные (разовые) лицензии.
Открытая генеральная лицензия публикуется
в печати и является основанием для беспрепятственного
ввоза товара, включенного в списки, в
пределах определенного срока. Индивидуальная
лицензия выдается экспортеру или импортеру
для каждого в отдельности товара с указанием
его количества, стоимости, периода действия.
Лицензия направляется вместе с товаром
или высылается в таможенные учреждения
заблаговременно и служит разрешением
на пропуск товаров через государственную
границу.
Применяемые странами
системы лицензирования, построены
по-разному. Например, в Японии для
проведения импортных операций, необходимо иметь лицензию
в случаях ввоза, во-первых, товаров подлежащих
контингентированию, и, во-вторых, товаров
определенной номенклатуры, произведенных
в некоторых странах. Во всех этих случаях
разрешение на импорт выдается банком,
ведущим внешнеторговые расчеты. При этом,
если товар подлежит квотированию, требуется
разрешение Министерства внешней торговли
и промышленности. Экспортировать из Японии
можно практически все, за исключением
той продукции, которая входит в международные
дискриминационные списки.
В Финляндии с 1 января 1990 г. действует
указ о количественных ограничениях во
внешней торговле. Для вывоза из страны
продукции выдаются лицензии, для ввоза
продукции - необходима экспортная контрольная
декларация.
Лицензирование применяется отдельными
странами с целью соблюдения количественных
и стоимостных квот по некоторым товарам.
Так, в качестве меры для защиты своей
текстильной промышленности от "размывания"
дешевым импортом Финляндия применяет
двусторонние соглашения с развивающимися
странами - крупными поставщиками этой
продукции. По своей сути лицензирование
тесно связано с контингентированием.
Антидемпинговые пошлины - это дополнительные
пошлины, которыми облагаются импортные
товары. Решение о взимании антидемпинговой
пошлины принимается национальными судами
в случае установления факта демпинга.
Официально защита от демпинга узаконена
в рамках Генерального соглашения по тарифам
и торговле в виде специального Антидемпингового
кодекса. Статья 6 кодекса определяет демпингом
ситуацию, когда товары продаются на рынках
других стран по ценам ниже уровня, нормального
для этих стран. Однако законодательство
автоматически обычно не применяется.
Его действие вступает в силу лишь в тех
случаях, когда демпинг причиняет или
угрожает причинить ущерб национальной
торговле, наносит вред конкуренции внутри
страны, замедляет уровень ее развития.
Основным критерием при определении нормального
уровня цены является сравнение фактических
экспортных цен, с ценами на этот или аналогичный
товар в стране, где осуществляется демпинг.
Если сравнить товары в данной стране
не представляется возможным, то берутся
цены на рынках третьих стран. При этом,
учитывается ряд дополнительных факторов,
в том числе дизайн, косвенные налоги,
издержки обращения и др.
После признания факта демпинга, законодательные
органы проводят антидемпинговое расследование.
На практике получили распространение
несколько видов пресечения демпинговой
практики. Так, в США, Японии устанавливается
антидемпинговая пошлина в размере разницы
между демпинговой и нормальной ценами.
В странах ЕС антидемпинговое законодательство
устанавливает антидемпинговые пошлины
в размере нанесенного ущерба. В ряде случаев
экспортеры добровольно отказываются
от демпинговой практики, так как судебные
решения могут повлечь за собой принудительный
уход с рынка.
К демпингу прибегают экспортеры, чтобы
внедриться на рынок, расширить объем
продаж, вытеснить конкурентов. Причем
демпинг может осуществляться как фирмой-экспортером,
так и государством. Через государство
демпинг достигается посредством субсидирования
экспортных поставок из средств госбюджета.
Основными инициаторами антидемпинговых
обвинений выступают, как правило, страны
с развитой рыночной экономикой: США, западноевропейские
государства. Ответчиками выступают как
сами развитые страны, так и развивающиеся
и страны Восточной Европы. Объектами
антидемпинговых расследований являются
сырье и продукция обрабатывающей промышленности.
Информация о работе Многостороннее регулирование международной торговли