Многостороннее регулирование международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Протекционизм - это экономическая политика страны, направленная на ограждение внутреннего рынка от иностранной конкуренции.
Либерализация внешней торговли осуществляется на трех уровнях:
1) между отдельными странами во взаимной торговле;
2) между государствами, входящими в единый таможенный союз;
3) на многосторонней основе в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле.

Оглавление

Введение_________________________________________________________3
1. Суть развития многостороннего регулирования торгово-экономических отношений________________________________________________________4
2. Этапы развития многостороннего регулирования торгово-экономических отношений _______________________________________________________6
3. Всемирная торговая организация__________________________________12
4. Многосторонние межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков _________________________________________17
5. Тарифное регулирование внешней торговли_________________________19
6. Нетарифные ограничения внешнеэкономической деятельности________22
7. Валютно-кредитное регулирование внешней торговли________________26
8. Вступление России в ВТО________________________________________30
Заключение______________________________________________________32
Список литературы________________________________________________34

Файлы: 1 файл

Многостороннее регулирование международной торговли.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

"Добровольные" ограничения экспорта - сравнительно новая форма государственного протекционизма. Специфика этой формы торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей страны.  
"Добровольное" ограничение экспорта означает обязательство одного из партнеров, под угрозой санкций в его сторону, ограничить экспорт определенных товаров в импортирующую страну. По существу, это те же импортные квоты, которые создают видимость сокращения объема поставок по инициативе самого экспортера. Например, под давлением правительства США, Япония вынуждена была подписать соглашение о лимитировании продаж автомобилей на американском рынке.  
Чаще "добровольные" ограничения экспорта вводятся в отношении компаний, нарушивших законодательство о добросовестной конкуренции импортирующих стран.

 
7. Валютно-кредитное регулирование внешней торговли  
Современная модель регулирования внешней торговли с помощью валютно-кредитных средств приобрела сложную структуру, которая объединяет совокупность элементов валютного рынка, отношений экспортеров и импортеров с банками, системы национального и межгосударственного валютного регулирования. Все они, сохраняя относительную самостоятельность, находятся во внутреннем противоречивом единстве. В любом государстве соотношение используемых элементов и роль каждого из них различаются в зависимости от состояния внешнеэкономических связей, уровня конвертируемости национальной валюты, принципов внешних расчетов и кредитования, особенностей национального механизма государственного регулирования в целом, а также степени вовлеченности в международную валютно-финансовую сферу.  
В связи с этим, условия осуществления экспортно-импортных операций, во многом зависят от совокупности используемых элементов регулирования валютного рынка и принятого уровня валютного курса, ссудного процента и условий предоставления кредита, способов валютной интервенции и т.п. Краткосрочное и среднесрочное валютное регулирование, преследует общеэкономические цели - стимулирование хозяйственной активности различных субъектов ВЭД, борьбу с инфляцией и другие.  
Из всей совокупности инструментов валютного регулирования, важнейшим является валютный курс, выступающий как отношение национальной денежной единицы к денежным единицам других стран. Главная функция валютного курса, заключается в обеспечении пропорциональности обмена валют, базой которых служит их покупательная сила по отношению к товарам внутри страны.  
Наиболее распространенный способ использования валютного курса для регулирования внешнеторгового оборота, заключается в изменении его (пересмотр курса той или иной валюты) путем девальвации или ревальвации. К этим методам страны прибегают в условиях острой конкурентной борьбы на внешних рынках, а также в условиях существенного отклонения уровня инфляции в рамках фиксированных валютных курсов, когда рыночный курс длительное время и в ощутимых размерах отклоняется от валютного паритета.  
Особенно часто страны прибегают к девальвации, то есть официальному занижению курса национальной валюты, с целью выравнивания внешнеэкономического баланса путем увеличения экспорта и сокращения импорта из-за повышающихся цен на ввозимую продукцию. В этих условиях у экспортеров появляются большие преимущества при обмене заработанной валюты на национальную, в росте объема экспортного производства, одновременно, в силу удорожания импорта товаров, сокращаются объемы второстепенных импортных поставок в страну.  
Зарубежной практике известны яркие примеры использования такой формы регулирования валютного курса. Так, Японии в 60-70 гг. благодаря заниженному курсу иены и снижению цен на ввозимую продукцию удалось проникнуть и утвердиться на многих мировых рынках. Правительство Японии в целях поощрения экспорта и в дальнейшем не раз снижало курс иены к доллару.  
Великобритании в 1970-1974 гг. с помощью девальвации удалось не только сократить пассив внешнеторгового баланса, но и довести его до уровня актива. Однако вследствие девальвации, особенно в результате резкого уменьшения курса национальной валюты, может наступить более сильное внешнее обесценение ее по сравнению с внутренним, которое создаст благоприятные условия для использования валютного демпинга - спекулятивных операций на внешнем рынке с целью получения прибыли за счет изменения валютного курса.

Обратное влияние на внешнюю торговлю государства оказывает  ассиметричный девальвации процесс ревальвации, означающий повышение официального курса национальной валюты по отношению к иностранным и сопровождающийся сдерживанием развития экспорта, его удорожанием с одновременным удешевлением импорта. Ревальвация нередко подталкивается действиями других государств, желающих усилить конкурентоспособность своих товаров на рынках стран с активным торгово-платежным балансом. Так было, например, с ФРГ, вынужденной под активным давлением стран-конкурентов (США, Англии, Франции) ревальвировать западногерманскую марку и задержать развитие экспорта в 60-е гг. В 70-е гг. в странах ЕС также были пересмотрены валютные паритеты большинства развитых стран Запада, то есть уровень обменного курса валют, выравнивающий покупательскую способность каждой из них с ограничением допустимых пределов колебаний ("валютный коридор"), и распространена система "плавающих" валютных курсов, пределы колебания которых не ограничены. Этот процесс значительно расширил возможности использования других средств валютного воздействия на международные расчеты - валютных интервенций, маневрирования процентной ставкой, валютных ограничений, в том числе и для третьих стран, и т.п.  
Активное распространение в качестве элемента регулирования, получила валютная интервенция посредством манипуляции государственным банком валютными ресурсами и процентными ставками. Чаще всего она реализуется в виде целевых операций по купле-продаже иностранной валюты центральными банками с целью сохранения курса национальной валюты. Совмещение валютной интервенции на внешних валютных рынках с равными по величине и противоположными по направлению операциями на внутреннем открытом рынке ценных бумаг, предпринимаемое в целях исключения взаимовлияния внутренней денежно-кредитной политики от внешней, получило название "стерилизации".  
Маневрирование банковскими процентными ставками оказывает влияние на перемещение ликвидных средств из одной страны в другую, а также способствует изменению валютного курса.  
Одним из способов воздействия на обменный валютный курс служат валютные ограничения. Их целью является сокращение внешнего оборотного капитала, оказывающее воздействие на чистый спрос на национальную валюту, внешнеторговых операции по текущим счетам, путем ограничения торговли с рядом стран, количества валюты, допустимой к вывозу за границу во время туристических путешествий и т.д.  
Таким образом, валютный курс является опосредствующим звеном прямого административного вмешательства государства во внешнюю торговлю, которое, по сути, представляет собой систему валютного контроля. В рамках Устава Международного валютного фонда валютный контроль может иметь лишь ограниченное значение и не препятствовать проведению текущих операций, конвертируемости национальной валюты для нерезидентов, то есть функционированию валютного рынка.  
Механизм валютно-кредитного регулирования в международной практике помимо рассмотренных элементов, включает также набор правил и норм, которые регулируют деятельность центральных эмиссионных банков на внешних валютных рынках. Их цель состоит в облегчении процессов международной торговли в части обеспечения внешнеторговых расчетов, упорядочения кредитования экспортно-импортных операций и получения максимальной выгоды участниками внешнеторговых сделок.  

8. Вступление России в ВТО 
Для России вступление в ВТО имеет существенное значение, поскольку новая организация включает в свои рамки ГАТТ, о намерении присоединения к которой РФ сделала официальное заявление в июне 1993 г. Присоединение России к Соглашению о создании ВТО отвечает ее интересам и будет способствовать росту авторитета и роли РФ в международных экономических организациях.

9 ноября в Женеве  при посредничестве Швейцарии  Россия и Грузия подписали  соглашение по присоединению  РФ к ВТО. Это было последнее  двустороннее соглашение на пути  вступления России в ВТО.  
На проходящей в Женеве министерской конференции Всемирной торговой организации в пятницу, 16 декабря 2011 года, Россия официально была принята в глобальный торговый клуб, к членству в котором она стремилась 18 лет. Полноправным членом ВТО Россия станет с сентября будущего года.  
Председатель конференции — министр финансов Нигерии Олусегун Аганги — обратился к представителям 153 стран-членов, присутствующих на заседании, с вопросом, согласны ли они принять документы по присоединению России к ВТО. Документы включали в себя доклад Рабочей группы по присоединению, перечень уступок и обязательств по товарам, перечень обязательств по услугам. Так как в ответ не прозвучало ни единого возражения, все три документа были приняты по отдельности.  
Протокол о присоединении с российской стороны подписала министр экономического развития Эльвира Набиуллина, а со стороны ВТО — глава организации Паскаль Лами. Документ был подписан в присутствии первого вице-премьера Игоря Шувалова, президента Швейцарии Мишлин Кальми-Ре, а также министров всех стран-членов ВТО.  
ВТО будет регулировать 97% мировой торговли со вступлением в нее России, напомнил Лами. «Таким образом, мы активно приближаемся к глобальности»,- сказал он.  
В свою очередь еврокомиссар по торговле Карл де Гюхт выразил надежду, что Россия будет исполнять принятые на себя международные обязательства в рамках ВТО. Он напомнил, что Россия должна ратифицировать договор о присоединении к ВТО до середины следующего года, и выразил надежду, что Россия за это время не предпримет каких-либо «обратных шагов», которые бы могли идти вразрез с обязательствами по ВТО (цитата по «РИА Новости»).  
«Этот итог длительных и непростых переговоров выгоден как России, так и нашим будущим партнёрам. Благодарю всех участников переговоров за достижение важного результата», — прокомментировал подписание документа президент Дмитрий Медведев через пресс-службу.  
«Это (присоединение к ВТО) задает новую планку развития бизнеса в России. Теперь Россия может стать площадкой для развития бизнеса с целью экспорта в другие страны в большей степени, чем это было раньше», — сказал экс-министр финансов Алексей Кудрин журналистам.  
«Россия является одной из ведущих экономик мира и самой крупной среди до сих пор не входивших в состав ВТО. Поэтому данное решение — хорошая новость для всей мировой экономики, и особенно для Соединенных Штатов и России», — сказал гендиректор Boeing Джим Макнирни.  
Ради вступления в организацию Россия пообещала снизить в среднем тариф на импорт товаров до 7,8% с 10%. В том числе пошлины на продукцию сельского хозяйства сократятся до 10,8% с 13,2%, на промышленные товары — до 7,3% с 9,5%. Более трети новых ставок начнет действовать в день вступления России в организацию, четверть снизится спустя три года. Пошлины на автомобили, вертолеты и гражданские самолеты снизятся только через семь лет, а на мясо птицы — спустя восемь лет.

 

Заключение

В настоящее время  нет ни одного государства в мировом  обществе, которое бы не регулировало свою внешнюю торговлю.  
Регламентация внешней торговли в современной международной практике приобрела характерные черты, обусловленные, прежде всего, основными тенденциями развития мировой торговли 90-х гг., интенсивным процессом формирования единых организационных форм, правовых и информационно-технических норм и правил взаимодействия на мировом рынке, а также системы межгосударственных соглашений и договоренностей. К настоящему времени, осуществлена унификация форм и средств обеспечения регулирования внешней торговли, расчетных и платежных операций и документооборота по внешнеторговым сделкам большинства государств.

Для национальных систем внешнеторгового сотрудничества характерен высокий уровень законодательного обеспечения, определяющего не только права и обязанности субъектов  ВЭД, но в первую очередь - пределы возможностей исполнительной власти, что исключает непредсказуемость и создает стабильность во внешнеторговой политике государства.  
Особенностью современного механизма регламентирования, является высокая степень оснащенности информационно-технической базы внешнеторговой деятельности, способствующей ускорению потоков информации, ее обработки и созданию банков данных.  
И, наконец, важнейшая его черта - комплексный подход к использованию многообразных взаимодополняющих и взаимосвязанных методов и элементов воздействия на внешнюю торговлю, разобщение которых является неоправданным.

 

Список литературы:

1. Газета «Ведомости», 16.12.2011

2. Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. - М.: Академкнига, 2003.

3. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. - М.: Экономика, 2003.

4. Под ред. Ищенко Е.Г. Внешнеэкономическая деятельность предприятий – М., Новосибирск: ИРИЦ Сибирь, 2007.

5. Синецкий Б.И. Внешнеэкономические операции: Организация и техника. – М.: Международные отношения, 2007.

6. Томсинов В.А. Внешнеторговые сделки: Практические рекомендации по составлению контрактов. – М.: ТАНТРА, 2004.

7. Филипова И.А. Организация  международной торговли. Учебное  пособие. Ульяновск, 2002.

8. Официальный сайт ВТО http://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/inbrief_e/inbr02_e.htm

 


Информация о работе Многостороннее регулирование международной торговли