Концепция внешней политики Узбекистана в контексте вывода войск из Афганистана

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 22:04, доклад

Краткое описание

Угрозы безопасности и стабильного развития стран Центральной Азии — распространение терроризма, религиозного фундаментализма, наркотиков, исходящие из нестабильного Афганистана, носят долговременный характер.
Степень влияния этих угроз не одинакова для стран региона (как минимум в силу географического фактора), что обуславливает несколько разные взгляды стран региона на ситуацию в Афганистане и, соответственно, афганская проблематика (как в целом, так и отдельные ее аспекты) занимает различные места в иерархии политических приоритетов правительств.

Файлы: 1 файл

внешняя политика узбекистана.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

Концепция внешней политики Узбекистана в  контексте вывода войск из Афганистана

Угрозы безопасности и стабильного развития стран  Центральной Азии — распространение  терроризма, религиозного фундаментализма, наркотиков, исходящие из нестабильного  Афганистана, носят долговременный характер. 
Степень влияния этих угроз не одинакова для стран региона (как минимум в силу географического фактора), что обуславливает несколько разные взгляды стран региона на ситуацию в Афганистане и, соответственно, афганская проблематика (как в целом, так и отдельные ее аспекты) занимает различные места в иерархии политических приоритетов правительств. 
В силу географических, геополитических и геоэкономических факторов Узбекистан является одним из ключевых игроков среди стран-соседей Афганистана в процессе урегулирования в Афганистане. И без учета роли данного фактора, проекты афганского урегулирования не могут быть реализованы в полной мере. Исходя из этого, Узбекистан в течение двух последних десятилетий активно участвовал в выработке политических и экономических решений, направленных на разрешение конфликта в Афганистане. 
В июле 2012 года в Олий Мажлисе Узбекистана была рассмотрена и одобрена предложенная Президентом страны Концепция внешней политики Республики Узбекистан, которая определяет внешнеполитическую стратегию на средне- и долгосрочную перспективу. Как отмечено в документе, главным приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана является регион Центральной Азии, с которым связаны его жизненно важные интересы. Согласно Концепции, проблемы Центральной Азии должны решаться самими государствами региона без вмешательства внешних сил. 
Разработка и принятие Концепции внешней политики Узбекистана представляет собой квинтэссенцию прежних подходов, накопленного опыта (как позитивного, так и негативного) в решении проблем безопасности в регионе. Документ является логическим продолжением политики Узбекистана в вопросах афганского урегулирования. Содействие урегулированию ситуации в Афганистане, обеспечение мира и стабильности в регионе, заявлены в Концепции в качестве одного из важнейших направлений. Подчеркивается, что внешнеполитическая деятельность Узбекистана, в том числе в вопросах содействия урегулированию ситуации в Афганистане, базируется на следующих принципах: 
проведение открытой, доброжелательной и прагматичной политики в отношении своих ближайших соседей; 
содействие урегулированию ситуации в Афганистане на принципах взаимоуважения и невмешательства во внутренние дела; 
принятие политических, экономических и иных мер по предотвращению своего вовлечения в вооруженные конфликты и очаги напряженности в сопредельных государствах, а также не допускает на своей территории размещения иностранных военных баз и объектов; 
никакая интеграция не должна быть навязана извне, она неприемлема, если ущемляет свободу, независимость и территориальную целостность страны или продиктована идеологическими обязательствам; 
 
Узбекистан оставляет за собой право заключать союзы, входить содружества и другие межгосударственные образования, а также выходить из них, руководствуясь высшими интересами государства, народа, его благосостояния и безопасности. 
Позиция Узбекистана относительно разрешения афганского конфликта изначально базировалась на двух основных постулатах: (i) признание того факта, что исключительно военными действиями урегулирование невозможно; (ii) повышение роли и значения экономической составляющей в программе урегулирования конфликта и восстановления Афганистана. Узбекистан последовательно действует в двух взаимосвязанных направлениях: через участие в реализации экономических проектов, и параллельную дипломатическую деятельность в целях объединения усилий, как стран-соседей Афганистана, так и США/НАТО, КНР и РФ. 
На дипломатическом уровне подходы Узбекистана в 1990-е гг. базировались на признании того, что развитие ситуации в Афганистане показало необходимость скоординированного международного сотрудничества для налаживания диалога между враждующими группировками. В 1997 году по инициативе Узбекистана под эгидой ООН начал действовать формат «6+2», то есть 6 стран соседей – Пакистан, Иран, Китай, Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан, и страны гаранты – США и РФ. Цель этого формата состояла, прежде всего, в урегулировании афганского конфликта посредством примирения Северного Альянса и движения «Талибан». Благодаря деятельности Контактной группы 21 июля 1999 года была подписана «Ташкентская декларация об основополагающих принципах мирного разрешения конфликта в Афганистане» в присутствии противоборствующих сторон. 
В развитие данной идеи, 2008 году Узбекистаном было предложено сформировать Контактную группу «6+3». В состав Контактной группы вместе со странами, граничащими с Афганистаном – Пакистан, Иран, Китай, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан предлагалось включить с учетом сложившихся реалий на современном этапе Россию, США и НАТО. Целью данного формата было объединение усилий для поиска оптимального и мирного решения проблемы по достижению мира и стабильности в Афганистане, так как превалирование военных методов без решения социально-экономических вопросов только обостряет ситуацию. Кураторство и координацию деятельности Контактной группы предлагалось возложить на Специального представителя Генерального Секретаря ООН по Афганистану. От формата 6+2 ее также отличало то, что ни представители властных структур, ни враждующие группы Афганистана к переговорному процессу в рамках новой группы не будут включены. Однако данная инициатива Узбекистана не получила поддержки. 
Ключевой идеей Узбекистана в отношении афганского урегулирования всегда было стремление снизить уровень военной составляющей и уделить больше внимания вопросам восстановления экономики, так как только это позволит снизить уровень конфликтогенного потенциала внутри Афганистана. Приоритетом должно стать оказание целенаправленной экономической помощи Афганистану. И здесь у Узбекистана есть что предложить. За последние годы Узбекистаном накоплен значительный опыт участия в реализации совместных проектов восстановлении Афганистана, в частности, в сфере дорожного строительства и ремонта дорог, электроэнергетики, строительства железных дорог, горнодобывающей промышленности, образования, обмена специалистами. Значительно расширилась за последние годы взаимная торговля между Узбекистаном и Афганистаном. 
Узбекистан уже с 2002 года начал активное сотрудничество с Кабулом в экономической сфере. Так, Узбекистаном в рамках реализации программы реконструкции Афганистана было сооружено 11 мостов на участке «Мазари-Шариф-Кабул». Кроме того, завершается строительство высоковольтной линии 220 кВ протяженностью около 442 км от Кабула в сторону государственной границы с Узбекистаном. Данная линия электропередач пройдет по территории пяти провинций Афганистана и планируется, что она будет связана с электроэнергетической системой Узбекистана через строительство линии электропередачи от подстанции «Сурхан» (Узбекистан) до подстанции «Хайратон» (Афганистан) протяженностью 43 км. Через эту высоковольтную линию предполагается передача от узбекской энергосистемы на первом этапе 150 МВт, а в перспективе – до 300 МВт мощности. Стоимость проекта составляет свыше 198 млн. долл. США. 
Акционерная компания «Узбектелеком» и Afgan Telecom Corp, имеют межоператорское соглашение, предусматривающее сотрудничество в предоставлении международных услуг по строящейся в Афганистане волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), которая соединит два государства. Запуск магистрали в 2009 году с пропускной способностью 2,5 Гбит/с, которая обеспечила возможность организации прямой связи между Афганистаном и Узбекистаном для предоставления услуг международной телефонной связи, доступа к сетям Интернет и выхода через Узбекистан в страны СНГ и дальнего зарубежья. 
Одной из главных проблем, тормозящих рост экономики Афганистана и, в частности, рост производства внутри страны, является отсутствие инфраструктуры – транспортных коммуникаций, сетей водо- и энергоснабжения и др. В этом направлении важное значение может иметь реализация проекта прокладки железной дороги через территорию Афганистана. В 2009-2010 гг. государственная железнодорожная компания Узбекистана (ГАЖК «Узбекистон темир йуллари») реализовала проект строительства участка железной дороги «Хайратон — Мазари-Шариф» протяженностью 75 километров и стоимостью 129 млн. долл. США. 
По расчетам, на первом этапе эксплуатации объем грузоперевозок по железной дороге может составить 7 млн. тонн ежегодно, с последующим увеличением до 20 млн. тонн в год. В перспективе планируется проложить железную дорогу общей протяженностью 2 тыс. км по маршруту «Мазари-Шариф – Кабул – Кандагар – Герат» и обратно, закольцевав ее на Мазари-Шариф. Общая стоимость этого проекта, который позволит создать железнодорожный аналог Трансафганского автотранспортного коридора из Европы с выходом в Индию, Китай, Иран и Пакистан, составит около 3 млрд. долл. США. 
На сегодняшний день все страны так или иначе участвующие в афганском урегулировании понимают бесперспективность дальнейшего хода антитеррористической кампании в рамках существующих подходов. Несмотря на предпринимаемые международным сообществом и США действия по обеспечению безопасности, стабильности и развитию Афганистана, ситуация не улучшается. 
На сегодняшний день можно констатировать, что Афганистану в результате более чем 10-летнего пребывания международных сил не удалось разрешить вопросы обеспечения безопасности, формирования дееспособного правительства, не созданы условия для устойчивого экономического развития страны. Предполагаемый постепенный вывод войск западной коалиции из Афганистана в этих условиях может стать катализатором процессов дестабилизации как в самом Афганистане, так и в регионе Центральной Азии. 
Исходя из сложившейся ситуации с урегулированием ситуации в Афганистане, внешняя политика Узбекистана в этом вопросе будет ориентирована на: 
активизацию усилий по налаживанию политического диалога с Афганистаном (со всеми политическими силами внутри Афганистана), странами-соседями и ведущими центрами сил, заинтересованными в сохранении единой афганской государственности; 
опора не на многосторонние форматы, к сожалению оказавшиеся неэффективными в решении афганского конфликта, а на двухсторонние форматы; 
оказание всемерного содействия в разрешении социально-экономических проблем Афганистана, поддержка проектов, направленных на формирование жизнеспособной и развивающейся экономики Афганистана. Узбекистан накопил серьезный опыт в реализации проектов по реконструкции в Афганистане и вполне естественно, что он может инициировать реализацию проектов, важных для социально-экономического развития Афганистана.

 

-------------------------------------------------------

Депутаты утвердили концепцию внешнеполитической деятельности страны

04.08.2012 20:17

В Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан состоялось очередное заседание. После  утверждения повестки дня, предложенной Кенгашем Законодательной палаты, депутаты рассмотрели проект Закона «Об утверждении Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан».

Концепция внесена в парламент  в порядке законодательной инициативы главой государства.

В документе дана оценка трансформации современной системы международных отношений в контексте интересов Республики Узбекистан.

В нем определены основная цель, принципы, задачи, а также приоритеты внешней политики нашего государства. Раскрыты процесс формирования и  механизмы реализации внешнеполитической деятельности Узбекистана.

Положения концепции базируются на Конституции Республики Узбекистан, Законе «О международных договорах  Республики Узбекистан» и других нормативно-правовых актах государства, а также Концепции дальнейшего  углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране и соответствуют общепризнанным нормам и принципам международного права, включая Устав ООН, Всеобщую декларацию прав человека, Декларацию о принципах международного права и Хельсинкский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

С учетом складывающейся ситуации в мире и регионе, а также в  соответствии с принципиальной позицией Республики Узбекистан по актуальным вопросам международного и регионального  развития в концепции сформулированы следующие основные положения:

Республика Узбекистан оставляет  за собой право заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а  также выходить из них, руководствуясь высшими интересами государства, народа, его благосостояния и безопасности, приоритетными направлениями модернизации страны, действующим национальным законодательством и принятыми международными обязательствами;

Узбекистан проводит миролюбивую  политику и не принимает участие  в военно-политических блоках, оставляет за собой право выхода из любого межгосударственного образования в случае его трансформации в военно-политический блок;

Республика Узбекистан принимает  политические, экономические и иные меры по предотвращению своего вовлечения в вооруженные конфликты и  очаги напряженности в сопредельных государствах, а также не допускает на своей территории размещения иностранных военных баз и объектов;

в соответствии с Конституцией, Законом «Об обороне», Военной  доктриной Вооруженные Силы Республики Узбекистан создаются исключительно для защиты государственного суверенитета и территориальной целостности страны, мирной жизни и безопасности ее населения и не принимают участие в миротворческих операциях за рубежом.

Законопроект широко и  всесторонне обсуждался на заседаниях комитетов и фракций политических партий и депутатской группы от Экологического движения Узбекистана в Законодательной палате Олий Мажлиса.

Депутаты от фракции УзЛиДеП  отметили, что за более чем 20 лет  независимого развития Узбекистана  был сформирован всесторонне взвешенный, базирующийся на национальных интересах внешнеполитический курс, получивший широкое признание в мире и укрепивший авторитет страны в мировом сообществе. Опираясь на конструктивный опыт прошедших двух десятилетий, внешняя политика Узбекистана строится с учетом динамично меняющихся международно-политических реалий ХХI века, требующих реализации активной, наступательной и сбалансированной внешнеполитической линии.

Как подчеркнули представители  фракции СДП «Адолат», особое внимание в концепции отводится приверженности Узбекистана таким основополагающим принципам международного права, как равноправие, уважение суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности границ и невмешательства во внутренние дела других государств, мирное урегулирование споров, а также неприменение силы или угрозы силой.

В ходе обсуждения депутаты от фракции НДПУ подчеркнули, что главным приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана в концепции  определен регион Центральной Азии, с которым связаны его жизненно важные интересы. Узбекистан неизменно остается приверженным проведению открытой, доброжелательной и прагматичной политики в отношении своих ближайших соседей, выступает за решение всех насущных политических, экономических и экологических проблем региона на основе взаимного учета интересов, норм и принципов международного права. В документе четко изложена позиция Республики Узбекистан о том, что проблемы Центральной Азии должны решаться самими государствами региона без вмешательства внешних сил.

Как подчеркнули члены фракции ДП «Миллий тикланиш», одной из внешнеполитических задач Узбекистана на современном этапе, как это предусмотрено в концепции, является содействие достижению мира и стабильности в Афганистане. В документе отмечается, что Узбекистан проводит традиционно добрососедскую и дружественную политику в отношении Афганистана, учитывая исторический опыт и твердую приверженность долгосрочной стабильности и миру в этой стране. Республика Узбекистан выступает за соблюдение принципа невмешательства во внутренние дела Афганистана и будет строить отношения с ним на двусторонней основе, с учетом национальных интересов обеих стран и исходя из общепринятых норм международного права, уважая выбор, который сделает афганский народ.

По словам депутатов  от Экологического движения, в концепции  особое внимание обращается на нерешенные жизненно важные проблемы рационального использования трансграничных рек из-за отсутствия единых позиций стран Центральной Азии по этому вопросу и игнорирования отдельными государствами норм международного права, регулирующих межгосударственные отношения в области совместного водопользования.

Узбекистан, как  отмечено в концепции, выступает  за решение всех экологических проблем  региона на основе взаимного учета  интересов, конструктивного диалога  и международного права.

После всестороннего  обсуждения Законодательная палата приняла Закон «Об утверждении Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан», который направлен в Сенат Олий Мажлиса для дальнейшего рассмотрения.

 

------------------

13.08.2012

Проект  Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан, внесенной для обсуждения в парламент страны в порядке законодательной инициативы Президентом Республики Узбекистан И.А.Каримовым, принята Законодательной палатой Олий Мажлиса. Депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса выражают свое отношение к данному важному документу.

Члены фракции O'zLiDeP оценили данный документ как очень важный документ, определяющий стратегию внешней политики страны на несколько десятилетий.

Как известно, на протяжении более 20 лет независимости  сформирована всесторонне продуманная стратегия внешней политики Узбекистана, основанная на национальных интересах страны, которая признана мировым сообществом и служит укреплению авторитета государства. Вместе с тем, достижение новых целей во внешнеполитической деятельности Узбекистана, дальнейшее укрепление роли страны в системе современных международных отношений, изменения, происходящие в мировой политике и экономике, требуют дальнейшего совершенствования концептуальных основ внешней политики страны.

В этом смысле следует отметить, что Концепция, прежде всего, подготовлена с учетом развития Узбекистана за 21 год независимости и богатого исторического опыта нашего государства.

Как особо отмечают аналитики, в Концепции внимательно  проанализирован и изучен опыт развитых государств по разработке и принятию концептуальных документов в области внешней политики.

Кроме того, в  Концепции учтены актуальные вопросы  международной политики, специфические  особенности геополитических условий  вокруг нашей страны, нынешняя ситуация в регионе и на международной арене, а также проблемы обеспечения безопасности и стабильного развития в Центральной Азии. Все вопросы рассматриваются с точки зрения национальных интересов Узбекистана.

Следует отметить, что в Концепции инвентаризированы  законы и нормативно-правовые акты, принятые государством международные соглашения, регулирующие внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность страны.

Никому не секрет, что в основе внешней политики Узбекистана присутствует единая цель – дальнейшее укрепление независимости страны, обеспечение национальной безопасности, принятие решений, исходя только из интересов Узбекистана.

В этом смысле принятие данной Концепции служит прочной  правовой основой для качественного  обновления внешнеполитической деятельности.

Равшан Аскаров, член фракции O’zLiDeP:

- Данный документ  отвечает требованиям создания  благоприятных внешних условий  для дальнейшей реализации задач  построения свободного демократического  государства, основанного на социально  ориентированной рыночной экономике и гражданском обществе, укрепления национальной безопасности, обеспечения стабильного прогресса, сохранения высоких показателей экономического роста.

Содержание и  нормы Концепции полностью соответствует  Конституции Республики Узбекистан, Закону «О международных договорах Республики Узбекистан», другим нормативно-правовым актам страны, а также основана на Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, общепризнанных нормах и принципах международного права, в частности Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Декларации о принципах международного права, Заключительном Хельсинском акте СБСЕ и других соответствующих актах.

Словом, Концепция  внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан – это цельная система фундаментальных принципов и стратегических направлений внешней политики страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу, определяющая механизмы реализации целей и задач внешней политики, защиты национальных интересов страны.

Сурайё Одилхужаева, член фракции O’zLiDeP:

- Особо необходимо  отметить, что в Концепции дана  обстоятельная характеристика международных  отношений современного мира. Кроме  того в ней акцентируется внимание  на наличие опасности расширения  видов традиционных и нетрадиционных угроз, сохранения рядом с границей Узбекистана очагов напряженности и кризисных ситуаций, увеличения в близлежащих регионах новых вооруженных конфликтов и столкновений. Следует обратить внимание на то, что продолжающиеся в мире геополитические противоборства, случаи развивающейся «геополитической конкуренции» усиливают остроту и стратегическую неопределенность в мире.

Информация о работе Концепция внешней политики Узбекистана в контексте вывода войск из Афганистана