Концепция внешней политики Узбекистана в контексте вывода войск из Афганистана

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 22:04, доклад

Краткое описание

Угрозы безопасности и стабильного развития стран Центральной Азии — распространение терроризма, религиозного фундаментализма, наркотиков, исходящие из нестабильного Афганистана, носят долговременный характер.
Степень влияния этих угроз не одинакова для стран региона (как минимум в силу географического фактора), что обуславливает несколько разные взгляды стран региона на ситуацию в Афганистане и, соответственно, афганская проблематика (как в целом, так и отдельные ее аспекты) занимает различные места в иерархии политических приоритетов правительств.

Файлы: 1 файл

внешняя политика узбекистана.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

В Концепции  подчеркивается необратимый характер и последовательность процесса глобализации, что, с одной стороны, открывает  хорошие возможности для развития государств, а с другой стороны, создает различные угрозы в сфере экономики, энергетики, экологии, обеспечения продовольственными продуктами, информационного обмена, гуманитарной безопасности.

Барно Абдуллаева, член фракции O’zLiDeP:

— В Концепции  особое внимание уделяется региону  Центральной Азии и подчеркивается, что «жизненные интересы Узбекистана  связаны с этим регионом». В частности, Центральная Азии в силу своего геополитического расположения и огромных запасов  минерально-сырьевых ресурсов стала объектом пристального внимания в мировом масштабе, превратилась в территорию столкновения стратегических интересов крупных государств. Крупные державы пытаются оказать свое влияние на определение модели собственного развития и политического пути стран Центральной Азии, усиливается конкуренция внешних сил, стремящихся достичь лишь своих корыстных целей.

Особо подчеркивается, что до сих пор не решен вопрос рационального использования трансграничных рек региона. Опасный характер приобретают сложные экологические проблемы, связанные с причинением огромного вреда здоровью миллионов людей, проживающих в данном регионе, в частности последствия трагедии высыхания Аральского моря, загрязнение трансграничных водных ресурсов и окружающей среды из-за промышленных отходов крупных предприятий – все это приобретает опасный характер воздействия на благополучие и стабильное развитие Центральной Азии.

Кроме того, серьезное  внимание уделяется вопросам отрицательного воздействия на стабильный экономический  рост государств Центральной Азии отсутствия выхода к открытым морским бассейнам и заменяющей его системы альтернативных путей, что ограничивает транспортно-коммуникационную инфраструктуру.

Незавершенность процесса делимитации и демаркации государственных границ с соседними странами приводит к осложнению ситуации в Центральной Азии, а также создает определенные проблемы в межгосударственных отношениях, взаимоотношениях хозяйствующих субъектов.

Собир Жабборов, член фракции O’zLiDeP:

- Особо следует отметить, что в Концепции определено, что Узбекистан в отношении своих соседей проводит прагматическую и одновременно открытую политику, основанную на принципах дружбы и хорошего добрососедства. Узбекистан сторонник решения всех актуальных вопросов региона на основе взаимного диалога и взаимных интересов, невмешательства во внутренние дела, в соответствии с нормами международного права. Проблемы Центральной Азии должны решаться самими государствами региона, без вмешательства внешних сил.

Особое  внимание уделено сложным условиям, сохраняющимся в Афганистане. Отмечается, что вывод сил международной коалиции в 2014 году без достижения в данной стране стабилизации ситуации и установления продолжительного мира может привести к непредсказуемым последствиям в регионе.

В Концепции четко определена позиция Узбекистана в отношении соседнего Афганистана. Узбекистан сторонник установления в Афганистане продолжительной стабильности, мира и благополучия. Мы будем развивать отношения с этой страной, опираясь на исторический опыт, традиционную дружбу и хорошие добрососедские связи, соблюдая принцип невмешательства во внутренние дела. Узбекистан строит свои отношения с Афганистаном на двусторонней основе в соответствии с национальными интересами обоих государств и общепризнанными нормами международного права, уважая избранный афганским народом путь для своей страны.

Бахтиёр Якубов, руководитель фракции O’zLiDeP:

— В Концепции  закреплены основные принципы внешней  политики Узбекистана, в частности  особое внимание уделено:

— сохранению мира и безопасности во всем мире, преданности соблюдению общепризнанных международных норм и принципов;

— открытости для  сотрудничества независимо от идеологических взглядов;

— равноправию  и взаимным интересам, государственному суверенитету, территориальной целостности, неприкосновенности границ, невмешательству во внутренние дела, решению споров мирным путем, без применения силы или угрозы применения силы.

Как известно, Узбекистан сторонник реализации прагматической, рациональной и целесообразной внешней  политики, останется преданным принципам соответствия целей и задач внешней политики долгосрочным интересам государства, его ресурсам и потенциалу.

В Концепции  закреплена принципиальная норма: Республика Узбекистан, исходя из обеспечения  высших интересов государства, народа, его благополучия и безопасности, с соблюдением приоритетных направлений модернизации страны, действующего национального законодательства и принятых международных обязательств, сохраняет за собой право заключения союзов, вступления в содружества и другие межгосударственные структуры, а также выхода из них.

Узбекистан проводит миролюбивую политику и не участвует  в военно-политических блоках, в  случае, когда любая межгосударственная структура превращается в военно-политический блок, сохраняет за собой право выхода из него.

Узбекистан принимает  соответствующие меры для предотвращения ввязывания в вооруженные конфликты  и противоречия. В Концепции особо  отмечается, что Узбекистан не допускает  размещения на своей территории военных  баз и объектов зарубежных государств. Единственная цель формирования Вооруженных Сил страны – защита государственного суверенитета и территориальной целостности, мира и безопасности населения. Вооруженные Силы Республики Узбекистан не участвуют в миротворческих акциях за рубежом.

Фахриддин Солиев, член фракции O’zLiDeP:

— Принятие Закона «Об утверждении Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан»  служит дальнейшему укреплению нашей  независимости, укреплению роли нашей  страны в качестве полноправного  субъекта международных отношений, занятию достойного места в ряду развитых демократических государств, созданию вокруг Узбекистана пространства безопасности и стабильности.

Это означает не только осознание нашей свободы, но и право построения своей жизни, исходя из национальных интересов. Никакая интеграция не может быть нам навязана, если она ограничивает нашу свободу, независимость и территориальную целостность страны или окутана определенными идеологическими обязательствами.

Говоря об интеграции, мы исходим из наличия различных механизмов и форм столкновения интересов. Это определяется различными стартовыми условиями стран, стремящихся к сотрудничеству и партнерству. Узбекистан одновременно участвует в глобальных и региональных интеграционных процессах и действует на основе единственного принципа: сближение с одним государством не означает отдаление от другого. Мы против того, чтобы осуществлялось за счет ослабления партнерских связей с другими. Поэтому интеграция Узбекистана в мировое сообщество – это многовекторный процесс.

В Концепции  уделяется приоритетное внимание вопросам привлечения прямых иностранных  инвестиций для осуществления проектов по модернизации ведущих базовых  отраслей экономики, техническому и  технологическому перевооружению производства, укреплению международного статуса страны как политического и торгово-экономического партнера и другим, которые созвучны программным целям O’zLiDeP.

---------

Узбекский сенат (верхняя палата парламента) одобрил  концепцию внешнеполитической деятельности, которая предусматривает запрет на размещение иностранных военных баз. Об этом сообщает "Интерфакс".

Документ ранее  был утвержден нижней палатой. Теперь он будет направлен на подпись  президенту.

Автором концепции  внешней политики, утвержденной обеими палатами парламента, является президент Узбекистана Ислам Каримов. В ней говорится, в частности, что Узбекистан "оставляет за собой право заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также выходить из них, руководствуясь высшими интересами государства, народа, его благосостояния и безопасности".

Концепция, как  отмечалось, также гласит, что Узбекистан не вступает в военно-политические альянсы и что он оставляет  за собой право выходить из международных организаций в случае, если они трансформируются в военные блоки.

Узбекистан до недавнего времени являлся членом военно-политического блока ОДКБ (вместе с Россией, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном). Недавно власти республики приостановили ее членство в альянсе. При этом в узбекском МИДе сослались, в частности, на несогласие с планами ОДКБ по развитию военного сотрудничества.

Ранее в Узбекистане  действовала военная база США (она  располагалась в Ханабаде, в восточной части республики). Однако она была изгнана в 2005 году: это произошло на фоне охлаждения отношений между Ташкентом и Вашингтоном, вызванного жестоким подавлением беспорядков в Андижане и негативной реакцией Запада на эти события. Между тем узбекский аэродром в Термезе (у границы с Афганистаном) по-прежнему используется германскими военнослужащими.

После того, как  Узбекистан дистанцировался от ОДКБ, в прессе высказывались предположения, что власти республики намерены вновь  разместить у себя американскую базу. На этом фоне официальный Ташкент представил концепцию внешней политики, содержащую запрет на размещение иностранных военных объектов. Эксперт по Средней Азии Аркадий Дубнов, комментируя ситуацию "Фергане", высказал мнение, что концепция стала "сигналом, призванным успокоить Москву". "Каримов как бы говорит своим российским партнерам: если я не с вами, это не значит, что я буду против вас", - полагает Дубнов. В то же время, по его мнению, отказ Узбекистана от размещения иностранных баз "не помешает его сотрудничеству с американцами, которые будут пользоваться военными инфраструктурами на узбекской территории, строящимися вблизи границ с Афганистаном".

---------------

 


Информация о работе Концепция внешней политики Узбекистана в контексте вывода войск из Афганистана