Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 11:43, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотреть, как информационная революция изменяет роль государства. Для реализации цели были решены следующие задачи:
1.Рассмотрение этапов технологического развития;
2.Выделение пяти информационных революций, а также предпосылки возникновения данной революции;
3.В связи с технологическим и информационным развитием, какую роль начинает играть государство. Определение и выделение критериев нового государства;
Введение 3
Глава 1. Информационная технология 5
§1. Этап технологического развития 5
§2. «Производственная модель» как социологическая проблема 8
Глава 2. Теория информационной революции 12
Глава 3. Новая роль государства 16
Заключение 24
Список литературы 27
Информатизация управленческой структуры придает значительную адаптивность производству в целом, всему функционированию организации. На данном пути стало возможным преодоление крупномасштабных производств, которое ориентировано на стабильный массовый спрос стандартной продукции. Проблема организационной перестройки производства выходила за рамки производственной проблемы и наполнялась общесоциологическким содержанием.
Известный американский социолог Э..Тоффлер определяет главные причины современной организационной «революции» в своем исследовании «Адаптивная корпорация». Новый технологический характер производства исключает характерные для прошлой индустрии единые стандартные решения в производстве и вызывает постоянную смену внешних и внутренних условий функционирования производственного целого. За последнее десятилетие экономическое пространство стало предельно подвижным, революционным и несбалансированным. Любой тип организации в этих условиях становится крайне уязвимым, если не порывает с жесткими схемами управления. Требуются предельно гибкие, маневрирующие, адаптивные структуры, готовые на быструю смену программ и целей. При таком характере внутреннего и внешнего факторов начинают брать верх прямые, горизонтальные связи управления, что ведет к сплющиванию управленческой пирамиды и разрастанию ее функциональных подразделений в основании. Законченная постиндустриальная форма организации корпорации, считает Тоффлер, будет напоминать решетку с множеством ответвлений ("модулей"), меняющих свою конфигурацию5.
«Распределение информации по информационным каналам управленческой системы все еще не достигло необходимой степени свободы, отсутствует эффективная обратная связь между "низами" и "верхами", возможность согласованных решений ограничена».6 Автор делает вывод, что это усиливает потребность в радикальной форме демократизации доступа к информации и в децентрализации управления.
Быстрое
распространение
Таким образом, проблема
Глава
2. Теория информационной
революции
Информационные и телекоммуникационные технологии привели к возникновению нового течения общественной мысли, именуемой теорией информационного общества. Эта теория имеет свою историю развития. К настоящему времени уже достигнуты определенные результаты, сформулированы основные термины информационного общества, основные его характеристики.
Профессор философских наук А.И. Ракитова понимает под информационной революцией изменения основы, объем информации, способ передачи и хранения информации, доступной определенной части населения.
Профессор
выделяет пять информационных революций.
Суть первой информационной революции
заключается в распространении и внедрении
в деятельность и сознание человека языка.
Вторая информационная революция была
связана с возникновением письменности.
Сущность третьей информационной революции
состоит в изобретении книгопечатания.
Третья информационная революция отличалась
от двух предшествующих тем, что сделала
любую информацию, а в особенности научные
знания, продукцией массового потребления.
Четвертая информационная революция состояла
в использовании электрической аппаратуры
и основанных на электричестве аппаратов
и приборов для скоростного и предельно
массового распространения всех видов
информации и знаний. Пятая, последняя,
революция включает в себя следующие критерии:
Также необходимо упомянуть концепцию информационных революций О. Тоффлера, который выделил три "волны" в развитии общества: аграрную при переходе к земледелию, индустриальную при переходе к классическому капитализму и информационную при переходе к обществу, основанному на знании.
По мнению автора можно выделить следующие предпосылки информационной революции такие, как развитие технологического и машинного производства, которое приводит к созданию и успешному функционированию в сфере материального производства. Одной из не мало важных предпосылок является активное применение управленческих информационных систем в промышленно развитых странах к середине 1980-х гг., когда произошло распространение автоматических и компьютеризированных процессов, вывело на уровень управления ими. Это привело к переоценке ценностей, где главным нематериальным ресурсом является информация. Можно выделить основные черты индустриальной революции: использование, исключительно, новых основных материалов, главным образом железа и стали, использование новых источников энергии, новых двигателей и видов горючего, например, таких как паровая машина и уголь, затем электричество, нефть и двигатели внутреннего сгорания, использование механических изобретений, как машинных орудий, которые увеличивали производительность при малых затратах энергии человека.
В аграрных доиндустриальных цивилизациях важнейшее значение имела повторяемость, усвоение опыта предшествующих поколений, а орудия труда не менялись столетиями. Машинная цивилизация диктует необходимость непрерывного технологического обновления. Основой жизни цивилизации нового типа являются динамика и технический прогресс. Темп изменений становится быстрым по сравнению с прежними временами.
Важнейшим
источником перемен в индустриальных
странах стали достижения научно-технической
мысли.
Причинами увеличения прироста научных
знаний и технического прогресса к XIX в.
являются.
Во-первых,
наука на протяжении веков накопила
огромный фактический материал, результаты
наблюдений, экспериментов. Это подготовило
основу для скачка в изучении законов
природы.
Во-вторых, с развитием транспорта, связи
ученые, работающие над сходными проблемами,
получили возможность не только использовать
плоды научной мысли друг друга, но непосредственно
обсуждать и решать возникающие вопросы
с коллегами.
В-третьих, источником приращения знаний
стали исследования на стыках наук, грани
между которыми ранее казались неощутимыми.
Так, например, с развитием химии она стала
изучать физические аспекты химических
процессов, химию органической жизни.
Возникли новые научные дисциплины - физическая
химия, биохимия. Научные прорывы на одном
направлении вызывали цепную реакцию
открытий в смежных областях.
В-четвертых, научный прогресс, связанный с приращением научных знаний, сблизился с техническим прогрессом. Наука все чаще использовала эксперименты, требуя от практиков новые измерительные приборы, оборудование. В свою очередь, все достигнутые результаты экспериментов, особенно в области химии, электротехники, опытные образцы машин, приборов начали использоваться в производстве.
Промышленный переворот, связанный с переходом от фабричного к индустриальному, массовому производству, вызвал глубокие изменения в характере противоречий общественного развития.
Модернизация,
создание гигантских индустриальных комплексов
потребовали значительного
Индустриальная революция сопровождалась и политическими, и социокультурными изменениями. Изменения в политике отражали сдвиг в экономической власти; сформировалась новая государственная политика, соответствующая требованиям индустриального, а уже не аграрного общества. В отличие от политических социокультурные изменения происходили медленнее, но их влияние было глубже.
Рассматривая с информационной точки зрения, наш мир становится, более взаимосвязан. Расстояния уже не разделяют людей друг от друга, а наоборот благодаря появившейся у них возможности постоянно общаться. Да и понятие времени в информационном обществе несколько изменяется. Мировое сообщество осознало со всей очевидностью, что информационные ресурсы составляют большую часть национального богатства. Сегодня темпы научно-технического прогресса и развития всего общества в значительной степени определяются скоростью переработки информации. В связи с происходящими изменениями произошла и своеобразная универсализация понятия технологии, имевшего отношение ранее к сугубо производственной сфере.
В
настоящее время происходит переход
от линейного (по цепочке "наука-производство-
Таким образом, современный этап развития хозяйственной системы позволяет констатировать изменение места информации в структуре факторов производства. В результате последней информационной революции информация превратилась в ведущий предмет и средство труда, она овеществлена во всех факторах и продуктах общественного производства в силу этого она выступает как составная часть ВВП, интегрируется со всеми другими экономическими ресурсами, определяет эффективность всех остальных факторов и само существование видов бизнеса и различных производств.
Новые технологии, повлекшие за собой изменения прав человека - это стечение обстоятельств делает акцент на важнейшие моменты для переосмысления и формулировки нового понимания свободы слова и возможностей её регулирования в масштабе всего мира. Сомнительной оказывается сама способность государства полностью контролировать поток идей и образов, находящейся в его границах. Было бы не правильно допустить, чтобы потоки информации в мире оказались полностью свободными от каких-либо ограничений. Вместо ожидаемого упадка государственных институтов произошла их трансформация и формирование новых подходов и моделей управления обществом. Государства переживают напряжённый период утверждения новой техники регулирования и подчинения рынка свободного слова. Таким образом, нараставшая самостоятельность участников рынка СМИ и спровоцировала её ограничение. Воздействия одного государства на идеологическое наполнение СМИ другого, данная концепция не новая, но в настоящий момент процесс такого взаимодействия посредством соглашений об обмене информацией и данными с каждым днем растает.
Глобализация сферы СМИ влечет не только повсеместное распространение гигантских конгломератов производимой ими информации и повышение её роли в формировании мирового сознания.
Во «взаимозависимой» среде вопросы развития информационных технологий и организации информационных потоков в рамках одного государства выходят за пределы его ведения. Эволюция информационных структур локального уровня формирует глобальную инфраструктуру. Решения по формированию внутригосударственного информационного пространства становятся частью общемировой политики обеспечения экономического обмена и безопасности государства.
Внимание к данным вопросам во всем мире обостряется по мере того, как правительства разных стран понимают возможности информационного оружия как инструмента повышения влияния и благосостояния в мирное время и средства борьбы в ситуации войны. Таким образом, формально государства могут формировать только собственную культурную самобытность, однако в рамках национального законодательства они должны учитывать инициативы, обязательства, а также давление, формирующиеся на наднациональном, международном уровне.
«В мире происходит пересмотр стратегии государства по отношению к информационному обмену на данной территории. В этот процесс вовлечены правительства, международные организации, транснациональные корпорации, правозащитные организации и рядовые граждане. Происходит радикальная трансформация систем коммуникации, которая далека от завершения».8
Тридцать лет назад произошли перемены вызванные появлением кабельного телевидения, двадцать лет назад то же самое произошло с изобретением спутниковой связи. Появление Интернета и конвергенция информационных технологий в последнее десятилетие повлекли за собой ещё более масштабную реструктуризацию информационной сферы.
Таким
образом, рассматривая с точки зрения
глубокого понимания
Системные изменения на уровне закона, обычно происходят в результате давления со стороны индустрии, государства или общества, как внутри государства, так и извне. В начале двадцать первого века новые зависимости между СМИ и государством были порождены потребностями глобальной борьбы с терроризмом. В соответствии с происходящими переменами, в условиях глобальной трансформации структуры СМИ, регулирующие органы на национальном и международном уровне вынуждены пересматривать и корректировать свою политику.
Информация о работе Изменение роли государства в результате информационной революции