Франчайзинг в международной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть понятие франчайзинга, как современного метода международной торговли и предложить пути его совершенствования в Республике Беларусь.
Задачи:
Рассмотреть историю развития франчайзинга.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 4
1.1 Сущность и понятие франчайзинга 4
1.2 Виды франчайзинга 9
1.3 Правовое регулирование франчайзинговых отношений 10
1.4 Особенности франчайзингового договора 11
2 АНАЛИЗ ФРАНЧАЙЗИНГА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ 14
2.1 Особенности франчайзинга в США 14
2.2 Особенности франчайзинга во Франции 16
2.3 Особенности франчайзинга в России 18
2.4 Особенности франчайзинга в Республике Беларусь 21
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 113.66 Кб (Скачать)

Более того, Республика Беларусь нуждается в развитии таких сфер как придорожный сервис (кафе, мотели и т.д.), быстрое питание, бытовое  обслуживание, автосервис, отдых и  развлечения, охрана здоровья, мелкорозничная торговля и многие другие. Как известно, в международном франчайзинге именно эти сферы и являются наиболее эффективными и прибыльными.

Не сегодняшний день франчайзинг не воспринимается политическими элитами государства в качестве серьёзного фактора развития национальной экономики. Отсутствие интереса к франчайзингу порождает неграмотное законодательство, отсутствие Белорусской ассоциации франчайзинга, отсутствие мотивации белорусских и иностранных франчайзеров и франчайзи использовать этот механизм ведения бизнеса.

Для обеспечения осведомлённости  белорусских хозяйствующих субъектов об основных принципах франчайзинга и нюансах деятельности необходимо начинать знакомство с этим механизмом уже в университетах, колледжах, профессионально-технических учреждений (российский опыт), кроме того, необходимо создание единого белорусского информационного ресурса о франчайзинге, реклама тренингов и так далее.

В Республике Беларусь отсутствует  Белорусская ассоциация франчайзинга. Частично её функции выполняют тренинговые компании, которые периодически проводят семинары и конференции, цель которых популяризация франчайзинга в Беларуси. [27]

Однако единовременные тренинги не являются эффективным средством, о них знает и соответственно посещает ограниченный круг лиц, они  не дают возможности франчайзи подобрать  интересующею его франшизу, а франчайзеру  разместить информацию о своей франшизе.

Таким образом, необходимо создать  Белорусскую ассоциацию франчайзинга, либо какой-либо информационный ресурс, на котором будут размещены все  франшизы, последние новости, обзоры, статистика и другая информация, которая  побудит потенциального франчайзи задуматься о создании своего бизнеса по франчайзинговой схеме.

Кроме того, эффективным  было бы вступление в Европейскую ассоциацию франчайзинга и/или Международную ассоциацию франчайзинга, что поспособствовало бы большему интересу к нашей стране со стороны иностранных франчайзеров и франчайзи.

Слабой стороной Республики Беларусь является дефицит современных площадей в Минске и областных городах, а также высокие арендные ставки.

Следуя опыту Францию, для решения этой проблемы можно  создать некоторые льготные условия  для франчайзи и франчайзера  в нашей стране (например, на первое время можно установить сниженные  арендные ставки для национального  франчайзинга, сниженное налогообложение  и т.д.). Это простимулирует большой  интерес к франчайзингу, приток новых  технологий, иностранного опыта ведения бизнеса и так далее.

Кроме того, на сегодняшний день иностранные правообладатели не особенно стремятся расширять свои сети в Беларуси. [28]

Это может быть связано  с отсутствием необходимой, систематизированной, легкодоступной информации о данном механизме ведения бизнеса в  Беларуси. Наиболее эффективным решением проблемы в данном случае может послужить  вступление в ЕАФ и/или МАФ.

Кроме того, это связано  с недостаточно благоприятным законодательством  для франчайзера (так, например, в  Гражданском Кодексе Республики Беларусь (ГК РБ) франчайзер «обязуется» предоставить франчайзи комплекс исключительных прав, тогда как в мировой практике он «имеет право» предоставить их).

Для защиты франчайзи необходимо к числу существенных условий договора франчайзинга отнести цену, срок и территорию действия договора. Статья 910 ГК РБ отражает лишь обязанности франчайзера и права франчайзи. Кроме того, определение больше подходит под производственный франчайзинг или сервисный, что делает остальные виды франчайзинга законодательно нераскрытыми, а значит незащищёнными.

Далее, контроль качества товаров, работ, услуг, реализуемых франчайзи, должен являться правом, а не обязанностью франчайзера. Очевидно, что при большом количестве точек обслуживания осуществить тотальный контроль франчайзер не может.

Субсидиарная ответственность  франчайзера по требованиям, предъявляемым к франчайзи при несоответствии качества товаров, работ, услуг – юридический нонсенс. Франчайзер вправе обязывать франчайзи в отношении определённых поставщиков. Если низкое качество товаров, работ, услуг вызвано именно обязательными поставками, навязанными франчайзером, тогда и только тогда можно вести речь об ответственности последнего (например, на основании ст. 105 ГК РБ). [29]

 Предоставление франчайзи  права требовать соразмерного  уменьшения вознаграждения при  изменении фирменного наименования  или коммерческого обозначения  франчайзера не согласуется с инновационным характером предпринимательства, особо проявляющимся при франчайзинге. Средствами получения прибыли для франчайзера являются именно объекты его интеллектуальной собственности, поэтому он сам выбирает наиболее оптимальные варианты использования этих объектов, включая их целенаправленное изменение.

Таким образом, для популяризации  франчайзинга в Республике Беларусь и привлечения иностранных франчайзеров к ведению бизнеса в Беларуси необходимо создание Белорусской ассоциации франчайзинга, вступление в Европейскую и Международную ассоциацию франчайзинга. Кроме того необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в Республике Беларусь, создание временных льготных условий ведения бизнеса по договору франчайзинга, а также знакомство с франчайзингом необходимо начинать уже в университетах, колледжах, профессионально-технических учреждений и так далее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Франчайзинг прочно закрепился в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной.

Учитывая тот факт, что  Республика Беларусь стремиться перенять у зарубежных стран всё лучшее и перспективное, особое внимание следует уделить и франчайзингу как форме ведения малого и среднего бизнеса.

Строгая регламентированность деятельности франчайзи и контроль со стороны франчайзера, предусмотренные договором франчайзинга, повышают общую культуру ведения бизнеса во всём мире, а также его правовую защищенность. Франчайзинг дает возможность привлечь в бизнес обширный круг лиц, не решающихся начать свой собственный бизнесом из-за отсутствия необходимой поддержки и обучения. Таким образом, в Республике Беларусь основу потенциальных франчайзи могут составить начинающие бизнесмены и другие категории лиц, желающие и способные заниматься предпринимательской деятельностью «под крылом» франчайзера.

Освоение нового опыта, приобретение новых идей, методов, технологий всегда полезно для любого вида деятельности. Именно поэтому белорусскому предпринимательству необходимо законодательство, обеспечивающее правовую защиту и руководство к действию при заключении внутренних и международных договоров франчайзинга, создание Белорусской ассоциации франчайзинга, вход в МАФ и ЕАФ, позволяющих продвигать успешные торговые марки и технологии ведения бизнеса как на территории нашей страны, так и за её пределами.

Таким образом, с развитием франчайзинга в Беларуси предпринимательство в целом и в особенности малый и средний бизнес получат положительный импульс, что послужит основой для процветания экономики Республики Беларусь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Поворин, С.В. Тенденции развития франчайзинга в мировой экономике // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. – №3. – c.29-32.
    2. Юридическая группа Verdict.by / О франчайзинге // Из истории франчайзинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.franchiser. by/obout_franchising/urid_aspekti/history/index.htm. – Дата доступа: 24.11.2011.
    3. Климова, С.В. Правовой режим франчайзинга в национальном и международном обороте. – Москва, 2011. – 31с.
    4. Юридическая компания «ЛенЮст» / Франчайзинг // История франчайзинга. – Режим доступа: http://www.lenust.ru/articles/9119/. – Дата доступа: 24.11.2011.
    5. Цитат А. Триумфальное шествие франчайзинга // Юридическая практика. – 2001. – 26 декабря. – №52. – с.12-14.
    6. Портал идей о франчайзинге Franchising.ua / Всё о франчайзинге / Основы франчайзинга // Франшиза – что это? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.franchising.ua/franchayzing/569/franchisa-chto-eto/. – Дата доступа: 25.11.2011.
    7. Юридическая группа Verdict.by / О франчайзинге // Правовое регулирование франчайзинговых отношений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.franchiser.by/obout_franchising/urid_aspekti/pravovoe-reglir ovanie/index.htm. – Дата доступа: 25.11.2011.
    8. Юридическая группа Verdict.by / Dogovor.by – Договорная работа / Статьи // Белорусский франчайзинг: путь от теории к практике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dogovor.by/articles/arhiv/franchise/index.htm. – Дата доступа: 2.12.2011.
    9. Kupi-franshizu.ru портал о франчайзинге / Статьи // Развитие бизнеса: плюсы и минусы франчайзинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kupi-franshizu.ru/stati/74-razvitie-biznesa-plyusy-i-minusy-franchajzinga-i-franshizy.html. – Дата доступа: 24.11.2011.
    10. Портал идей о франчайзинге Franchising.ua / Всё о франчайзинге / Основы франчайзинга // Виды франчайзинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.franchising.ua/franchayzing/3/vidy-franchayzinga/. – Дата доступа: 25.11.2011.
    11. Силинг, С.А. Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей. – Спб., 1997. – с.72.
    12. Международная академия франчайзинга / Франчайзинг / Договор франчайзинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://npmaf.com/

content/dogovor_franchayzinga/. – Дата доступа: 26.11.2011.

    1. Орлова, А.П. Франчайзинг // Право и экономика. – 2003. - №7. – с.7-9.
    2. Юридическая группа Verdict.by / О франчайзинге // Понятие и сущность франчайзинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.franchiser.by/obout_franchising/urid_aspekti/poniatie_suschnost/index.htm. – Дата доступа: 10.11.2011.
    3. Деловой базар / Статьи // Планета в ритме франчайзинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://delovoybazar.ru/article/planeta-v-ritme-franchajzinga. – Дата доступа: 26.11.2011.
    4. Franch.biz сайт энтузиастов франчайзинга / Общение / Блог // Франчайзинг – локомотив современной экономики США. – Режим доступа: http://franch.biz/blog/247/. – Дата доступа: 26.11.2011.
    5. Юридическая группа Verdict.by / Франчайзинг в мире // Северная Америка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.franchiser.by/ franchaising-v-mire/statistika/North-America/index.htm. – Дата доступа: 23.11.2011.
    6. Kupi-franshizu.ru портал о франчайзинге / Статьи // США из колыбели франчайзинга превратились в глобальный франчайзинговый рынок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kupi-franshizu.ru/stati/ 739-amerikanskie-franshizy_franchajzing-biznes-v-shtatah_malyj-biznes-v-ssha.

html. – Дата доступа: 22.11.2011.

    1. Kupi-franshizu.ru портал о франчайзинге / Статьи // Франция – перспективная страна для развития международного франчайзинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kupi-franshizu.ru/stati/672-franchajzing-vo-francii_franchajzing-v-sfere-uslug_francuzskij-dogovor-mezhdunarodnogo-franchajzinga.html. – Дата доступа: 28.11.2011.
    2. Второй международный франчайзинговый форум / Новости // Федерация Франчайзинга Франции на FHI 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://buyua.org/ru/novosti/fff-on-fhi-2011. – Дата доступа: 28.11.2011.
    3. Franshiza.ru Открой свой бизнес под известным брендом / Аналитика // Статистика и тенденции 2011 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://франшиза.рф/analitika/read/id:421/. – Дата доступа: 19.11.2011.
    4. Фабрика бизнеса / Франчайзинг // Положение российского франчайзинга на начало 2011 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fabrikabiz.ru/franchising/101/0.php?show_art=3694. – Дата доступа: 28.11.2011.
    5. Geowash // Госпрограмма развития франчайзинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://geowash.ru/gosprogramma-razvitiya-franchajzinga. – Дата доступа: 28.11.2011.
    6. Франшиза, вендинг и другие способы начала своего бизнеса для начинающих / Франчайзинг // Специфика франчайзинга в экономических условиях Беларуси. – Режим доступа: http://franshisa.ru/franchising/ the_specificity_of_franchising_in_the_economic_conditions_in_belarus/. – Дата доступа: 29.11.2011.
    7. Гражданский кодекс Республики Беларусь / Министерство внутренних дел Республики Беларусь, учреждение образования «Академия министерства внутренних дел Республики Беларусь». – Минск: Академия МВД, 2011. – 400 с.
    8. Юридическая группа Verdict.by / Статьи // Франчайзинг в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.verdict.by/articles/articles-biznes/franchaizing/index.htm. – Дата доступа: 30.11.2011.
    9. Kupi-franshizu.ru портал о франчайзинге / Статьи // Франчайзинг в Беларуси пока нельзя назвать распространенным явлением [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kupi-franshizu.ru/stati/836-razvitie-franchajzinga-v-belarusii_otkryt_naibolee-perspektivnyj-biznes-po-franshize.html. – Дата доступа: 30.11.2011.
    10. Сайт минского района / Статьи о создании бизнеса // Франчайзинг в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sennica.ru /buzness_articles/556-franchayzing-v-belarusi.html. – Дата доступа: 29.11.2011.
    11. Леонид Дайнеко / Научная публикация // Франчайзинг как особая форма предпринимательства в Республике Беларусь [Электронный режим]. – Режим доступа: http://daineka.by/ru/tvory/stepan_daineka/publications. – Дата доступа: 29.11.2011.

 


Информация о работе Франчайзинг в международной торговле