Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть понятие франчайзинга, как современного метода международной торговли и предложить пути его совершенствования в Республике Беларусь.
Задачи:
Рассмотреть историю развития франчайзинга.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 4
1.1 Сущность и понятие франчайзинга 4
1.2 Виды франчайзинга 9
1.3 Правовое регулирование франчайзинговых отношений 10
1.4 Особенности франчайзингового договора 11
2 АНАЛИЗ ФРАНЧАЙЗИНГА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ 14
2.1 Особенности франчайзинга в США 14
2.2 Особенности франчайзинга во Франции 16
2.3 Особенности франчайзинга в России 18
2.4 Особенности франчайзинга в Республике Беларусь 21
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Более того, Республика Беларусь нуждается в развитии таких сфер как придорожный сервис (кафе, мотели и т.д.), быстрое питание, бытовое обслуживание, автосервис, отдых и развлечения, охрана здоровья, мелкорозничная торговля и многие другие. Как известно, в международном франчайзинге именно эти сферы и являются наиболее эффективными и прибыльными.
Не сегодняшний день франчайзинг не воспринимается политическими элитами государства в качестве серьёзного фактора развития национальной экономики. Отсутствие интереса к франчайзингу порождает неграмотное законодательство, отсутствие Белорусской ассоциации франчайзинга, отсутствие мотивации белорусских и иностранных франчайзеров и франчайзи использовать этот механизм ведения бизнеса.
Для обеспечения осведомлённости белорусских хозяйствующих субъектов об основных принципах франчайзинга и нюансах деятельности необходимо начинать знакомство с этим механизмом уже в университетах, колледжах, профессионально-технических учреждений (российский опыт), кроме того, необходимо создание единого белорусского информационного ресурса о франчайзинге, реклама тренингов и так далее.
В Республике Беларусь отсутствует Белорусская ассоциация франчайзинга. Частично её функции выполняют тренинговые компании, которые периодически проводят семинары и конференции, цель которых популяризация франчайзинга в Беларуси. [27]
Однако единовременные тренинги
не являются эффективным средством,
о них знает и соответственно
посещает ограниченный круг лиц, они
не дают возможности франчайзи
Таким образом, необходимо создать Белорусскую ассоциацию франчайзинга, либо какой-либо информационный ресурс, на котором будут размещены все франшизы, последние новости, обзоры, статистика и другая информация, которая побудит потенциального франчайзи задуматься о создании своего бизнеса по франчайзинговой схеме.
Кроме того, эффективным было бы вступление в Европейскую ассоциацию франчайзинга и/или Международную ассоциацию франчайзинга, что поспособствовало бы большему интересу к нашей стране со стороны иностранных франчайзеров и франчайзи.
Слабой стороной Республики Беларусь является дефицит современных площадей в Минске и областных городах, а также высокие арендные ставки.
Следуя опыту Францию, для решения этой проблемы можно создать некоторые льготные условия для франчайзи и франчайзера в нашей стране (например, на первое время можно установить сниженные арендные ставки для национального франчайзинга, сниженное налогообложение и т.д.). Это простимулирует большой интерес к франчайзингу, приток новых технологий, иностранного опыта ведения бизнеса и так далее.
Кроме того, на сегодняшний день иностранные правообладатели не особенно стремятся расширять свои сети в Беларуси. [28]
Это может быть связано с отсутствием необходимой, систематизированной, легкодоступной информации о данном механизме ведения бизнеса в Беларуси. Наиболее эффективным решением проблемы в данном случае может послужить вступление в ЕАФ и/или МАФ.
Кроме того, это связано
с недостаточно благоприятным
Для защиты франчайзи необходимо к числу существенных условий договора франчайзинга отнести цену, срок и территорию действия договора. Статья 910 ГК РБ отражает лишь обязанности франчайзера и права франчайзи. Кроме того, определение больше подходит под производственный франчайзинг или сервисный, что делает остальные виды франчайзинга законодательно нераскрытыми, а значит незащищёнными.
Далее, контроль качества товаров, работ, услуг, реализуемых франчайзи, должен являться правом, а не обязанностью франчайзера. Очевидно, что при большом количестве точек обслуживания осуществить тотальный контроль франчайзер не может.
Субсидиарная ответственность франчайзера по требованиям, предъявляемым к франчайзи при несоответствии качества товаров, работ, услуг – юридический нонсенс. Франчайзер вправе обязывать франчайзи в отношении определённых поставщиков. Если низкое качество товаров, работ, услуг вызвано именно обязательными поставками, навязанными франчайзером, тогда и только тогда можно вести речь об ответственности последнего (например, на основании ст. 105 ГК РБ). [29]
Предоставление франчайзи
права требовать соразмерного
уменьшения вознаграждения при
изменении фирменного
Таким образом, для популяризации
франчайзинга в Республике Беларусь
и привлечения иностранных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Франчайзинг прочно закрепился в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной.
Учитывая тот факт, что Республика Беларусь стремиться перенять у зарубежных стран всё лучшее и перспективное, особое внимание следует уделить и франчайзингу как форме ведения малого и среднего бизнеса.
Строгая регламентированность деятельности франчайзи и контроль со стороны франчайзера, предусмотренные договором франчайзинга, повышают общую культуру ведения бизнеса во всём мире, а также его правовую защищенность. Франчайзинг дает возможность привлечь в бизнес обширный круг лиц, не решающихся начать свой собственный бизнесом из-за отсутствия необходимой поддержки и обучения. Таким образом, в Республике Беларусь основу потенциальных франчайзи могут составить начинающие бизнесмены и другие категории лиц, желающие и способные заниматься предпринимательской деятельностью «под крылом» франчайзера.
Освоение нового опыта, приобретение новых идей, методов, технологий всегда полезно для любого вида деятельности. Именно поэтому белорусскому предпринимательству необходимо законодательство, обеспечивающее правовую защиту и руководство к действию при заключении внутренних и международных договоров франчайзинга, создание Белорусской ассоциации франчайзинга, вход в МАФ и ЕАФ, позволяющих продвигать успешные торговые марки и технологии ведения бизнеса как на территории нашей страны, так и за её пределами.
Таким образом, с развитием франчайзинга в Беларуси предпринимательство в целом и в особенности малый и средний бизнес получат положительный импульс, что послужит основой для процветания экономики Республики Беларусь.
content/dogovor_franchayzinga/
html. – Дата доступа: 22.11.2011.