Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть понятие франчайзинга, как современного метода международной торговли и предложить пути его совершенствования в Республике Беларусь.
Задачи:
Рассмотреть историю развития франчайзинга.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 4
1.1 Сущность и понятие франчайзинга 4
1.2 Виды франчайзинга 9
1.3 Правовое регулирование франчайзинговых отношений 10
1.4 Особенности франчайзингового договора 11
2 АНАЛИЗ ФРАНЧАЙЗИНГА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ 14
2.1 Особенности франчайзинга в США 14
2.2 Особенности франчайзинга во Франции 16
2.3 Особенности франчайзинга в России 18
2.4 Особенности франчайзинга в Республике Беларусь 21
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Минусы для потребителя:
Если говорить о видах франчайзинга, то чаще всего приводится следующая классификация:
Международными источниками регулирования франчайзинга являются четыре основополагающих документа:
1. Модельный закон УНИДРУА 2002 года о раскрытии информации в отношении франшизы.
2. Руководство ВОИС по франчайзингу 1994 года.
3. Руководство УНИДРУА 1998 года о договорах международного мастер-франчайзинга.
4. Типовой контракт международного франчайзинга, Публикация МТП № 557, 2000. В этом документе, в частности, рекомендуется использовать Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004 года.
Кроме того, Британской ассоциацией франчайзинга был разработан «Этический кодекс», определяющий пределы влияния правообладателя на пользователя. [7]
Данные международно-правовые акты на основании автономии воли сторон могут быть использованы сторонами договора международного франчайзинга в качестве применимых правовых источников возникающих между ними правоотношений.
Текст договора франчайзинга составляется франчайзером и носит обязательный характер, предлагая франчайзи либо соглашаться с его условиями, либо нет. Отсюда следует, что условия договора франчайзинга, как правило, являются едиными и обязательными для всех франчайзи, осуществляющих предпринимательскую деятельность в рамках конкретной франчайзинговой сети, которые, несмотря на юридическую самостоятельность, являются частью единой системы. [11, с.51]
Изменения в договоре для конкретного франчайзи иногда имеют место и в основном касаются размеров территории, на которой пользователь будет обязан осуществлять свою деятельность, объема использования комплекса исключительных прав и других не самых ключевых положений. Кроме того, развивая франчайзинговую сеть в других регионах и государствах, франчайзерам приходится принимать во внимание социально-психологические, культурные, экономические особенности конкретного региона, страны, а также особенности местного законодательства. [12]
Правила и ограничения, прописываемые в договоре, могут касаться самых разных аспектов деятельности: от распорядка рабочего дня и общения с клиентами до оформления торгового зала и внешнего облика служащих; от установления процедуры изготовления товаров до оказания услуг. При малейшем отклонении пользователя от выполнения своих обязанностей франчайзер имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке. Также в договоре обычно содержится условие о том, что пользователь не вправе заниматься другой деятельностью, которая может составить конкуренцию деятельности правообладателя. [13, с.39]
Существует 2 схемы оплаты по договору франчайзинга:
Размер и периодичность выплат также регулируются сторонами в договоре: размер может быть установлен в твёрдой сумме либо зависеть от доходов франчайзи и взиматься от одного раза в неделю до одного раза в год.
Таким образом, особенностью договора франчайзинга является то, что стороны договора находятся в неравном положении. На этот факт было обращено специальное внимание в докладе комитета по малому бизнесу Палаты представителей Конгресса США. В частности, в докладе отмечалось, что экономический и финансовый потенциал франчайзера дает ему возможность оказывать давление на франчайзи, диктовать свои условия, результатом чего являются односторонние франчайзинговые соглашения, в которых слабой стороной является франчайзи. [12]
Поэтому правовое регулирование отношений франчайзинга в любой стране направлено на уравнивание положения сторон по этому договору.
Таким образом, под франчайзингом понимается форма отношений между независимыми компаниями и (или) физическими лицами, в рамках которой одна сторона, располагающая разработанной системой ведения бизнеса, известной торговой маркой, фирменным стилем, ноу-хау, торговыми и/или производственными секретами, знаниями, опытом, репутацией и прочими нематериальными активами, разрешает другой стороне использовать эту систему на оговоренных условиях. Во всём мире франчайзинг получает всё большую и большую популярность среди бизнесменов. Существует ряд как положительных, так и отрицательных моментов как для франчайзеров и франчайзи, так и для покупателей и государств. Однако возрастающая роль франчайзинга в международной торговле указывает на эффективность данного механизма ведения бизнеса.
В зависимости от вида деятельности,
от ноу-хау, которое передаётся и
от организации франчайзинговой
системы выделяют торговый, производственный,
сервисный, смешанный франчайзинг,
франчайзинг дистрибуции
Международный франчайзинг регулируется Модельным законом УНИДРУА о раскрытии информации в отношении франшизы, Руководством ВОИС по франчайзингу, Руководством УНИДРУА о договорах международного мастер-франчайзинга, Типовым контрактом международного франчайзинга, а также Этическим кодексом, разработанным Британской ассоциацией франчайзинга.
На сегодняшний день наблюдается стабильный рост мирового рынка франчайзинга. В 80 странах франчайзинговые компании создают более 10 % валового национального продукта. На сегодняшний день в мире насчитывается 18 000 франчайзеров и более 2 млн. франчайзи. Франчайзинг, как явление, охватил практически все сферы бизнеса. Лидерами франчайзинга, экспортерами мастер-франшиз по всему миру являются: США, Германия, Франция, Великобритания, Канада, Корея, Япония, Австралия. [15]
США признаны родиной современного франчайзинга («МакДональдс», «Бургер Кинг», «Баскин 31 Роббинс», «Вестерн Юнион», «Пицца Хат» и др.). Американский франчайзинг, его стандарты и законы, идеи, американские франчайзеры и франчайзи являются эталоном для всего остального мира. [16]
В 1998 году в Америке насчитывалось 1 200 франчайзеров. В 2002 году действовало уже 1 500 франчайзеров и 350 000 франчайзи. Сегодня франчайзинг в США – это 909 253 франчайзинговых заведений. [17]
В США активно развивается сфера фаст-фуда (33 900 заведений), а также услуг. Особенно процветает малый бизнес в США, специализирующийся на клиринговых услугах, химчистках и т.п. Активно развиваются сети риэлтерских агентств. Мало американских франшиз в искусстве, кожевенном производстве и автошколах. [18]
Анализ эффективности ведения франчайзинга в различных сферах представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Анализ
эффективности ведения
Отрасль бизнеса |
Процент франшизных точек |
Процент роста по отраслям |
Ресторан |
40 |
5 |
Все другие отрасли бизнеса |
21 |
16 |
Розничная торговля (ритейл) |
18 |
-5 |
Питание на вынос |
8 |
9 |
Отели |
6 |
15 |
Риэлторские услуги |
4 |
22 |
Услуги автосервиса и сдача в аренду |
2 |
8 |
Туристические услуги |
1 |
31 |
В связи с интенсивным развитием систем по коммерческой концессии, в США была основательно проработана законодательная база. В стране также действует Закон штатов «О справедливом франчайзинге».
Рынок франчайзинга в США признан крупнейшим в мире:
Всё чаще владельцы среднего и крупного бизнеса в штатах связывают планы развития франшизы компании, с выходом за границу. Динамика количества руководителей, желающих выйти со своей франшизой на зарубежные рынки, представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Руководители, желающие выйти на зарубежные рынки
Чаще всего франшизы из Америки продаются в Канаде, Великобритании и Китае. Считается, что Китай обладает наибольшим потенциалом роста американского франчайзинга. Также большие надежды американские франчайзеры возлагают на Индию и Бразилию. [18]
По данным администрации малого бизнеса США, в стране более 85% малых предприятий по тем или иным причинам прекратили свое существование за последние 5 лет. За тот же период только 14% предприятий-франчайзи были закрыты. Это значит, что в среднем из 8 созданных франчайзинговых предприятий в течение первых пяти лет только 1 прекращает свое существование, что хорошо сказывается на дальнейшем развитии франчайзинга в США. [17]
Таким образом, на сегодняшний день франчайзинговые предприятия США являются неотъемлемой частью как экономики Соединённых Штатов Америки, так и в мировой экономике. Ежегодный оборот франчайзингового бизнеса в штатах составляет 77% мирового оборота франчайзинга.
Пионером франчайзинга во Франции является бренд Phildar, созданный семьей Mulliez в 1903 году. Французские марки, появившиеся в 80-ые годы: Yves Rocher, Accor, Трок де Лилль, Мидас, Laforêt Immobilier, Brioche Dorée, Carrefour, Casino.
В стране 1 360 зарегистрированных франчайзеров и 51 000 франчайзи.
Со временем сегментов рынка, которые охватывает франчайзинг, становилось все больше. В 70-80-ых годах по франшизе изготавливали и продавали одежду, предметы интерьера, открывали гостиницы, рестораны и парикмахерские. [19]