Франчайзинг в международной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть понятие франчайзинга, как современного метода международной торговли и предложить пути его совершенствования в Республике Беларусь.
Задачи:
Рассмотреть историю развития франчайзинга.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 4
1.1 Сущность и понятие франчайзинга 4
1.2 Виды франчайзинга 9
1.3 Правовое регулирование франчайзинговых отношений 10
1.4 Особенности франчайзингового договора 11
2 АНАЛИЗ ФРАНЧАЙЗИНГА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ 14
2.1 Особенности франчайзинга в США 14
2.2 Особенности франчайзинга во Франции 16
2.3 Особенности франчайзинга в России 18
2.4 Особенности франчайзинга в Республике Беларусь 21
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 113.66 Кб (Скачать)

Минусы для  потребителя:

        1. ограничение конкуренции и сужение выбора товаров и услуг – отсутствие конкуренции внутри франчайзинговой сети вследствие унифицированной ценовой и коммерческой политики и предоставления франчайзи эксклюзивных прав на обслуживаемую ими территорию;
        2. возможность покупки продуктов или услуг низкого качества, обусловленной только лишь известностью торговой марки, в случае недобросовестного исполнения франчайзи своих обязательств по поддержанию уровня качества. [8]
    1. Виды франчайзинга

Если говорить о видах  франчайзинга, то чаще всего приводится следующая классификация:

  1. в зависимости от продукта, который реализуется через франчайзинговую систему (по виду деятельности);
  2. в зависимости от ноу-хау, которое передается;
  3. в зависимости от организации системы франчайзинга. [10]
  4. В зависимости от вида деятельности франчайзинг бывает:
  5. торговый: франчайзи имеет право реализовывать товар франчайзера и использовать его методику продаж;
  6. сервисный: франчайзер дает франчайзи права пользования своим ноу-хау в виде рецептов и процедур для предоставления определенного вида услуг;
  7. производственный: передается ноу-хау в виде технологии производства продукции и технического опыта франчайзера;
  8. смешанный базируется на комбинации основных видов франчайзинга: торговом, сервисном и производственном. [10]
  9. В зависимости от ноу-хау франчайзера:
  10. франчайзинг дистрибуции продукта: франчайзи имеет право на продажу ассортимента товаров или предоставления перечня услуг под торговой маркой франчайзера;
  11. франчайзинг бизнес-формата: франчайзи получает целую концепцию бизнеса (от оформления точки до рекомендаций по продвижению и маркетингу). [10]
  12. В зависимости от организации системы:
  13. прямой франчайзинг: договор заключается между франчайзером и франчайзи на открытие одной франчайзинговой точки;
  14. развития территории: разработчик территории получает право на открытие франчайзинговых точек в пределах определенной территории с привлечением субфранчайзи;
  15. мастер-франчайзинг: мастер-франчайзи получает большое количество (временами все) прав и обязанностей франчайзера. На основании договора мастер-франчайзи имеет право самостоятельно продавать франшизы (субфраншизы) на определенной территории. [10]
    1. Правовое регулирование франчайзинговых отношений

Международными источниками  регулирования франчайзинга являются четыре основополагающих документа:

1. Модельный закон УНИДРУА  2002 года о раскрытии информации в отношении франшизы.

2. Руководство ВОИС по франчайзингу 1994 года.

3. Руководство УНИДРУА 1998 года о договорах международного мастер-франчайзинга.

4. Типовой контракт международного франчайзинга, Публикация МТП № 557, 2000. В этом документе, в частности, рекомендуется использовать Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004 года.

Кроме того, Британской ассоциацией франчайзинга был разработан «Этический кодекс», определяющий пределы влияния правообладателя на пользователя. [7]

Данные международно-правовые акты на основании автономии воли сторон могут быть использованы сторонами договора международного франчайзинга в качестве применимых правовых источников возникающих между ними правоотношений.

1.4 Особенности франчайзингового договора

Текст договора франчайзинга составляется франчайзером и носит  обязательный характер, предлагая франчайзи  либо соглашаться с его условиями, либо нет. Отсюда следует, что условия договора франчайзинга, как правило, являются едиными и обязательными для всех франчайзи, осуществляющих предпринимательскую деятельность в рамках конкретной франчайзинговой сети, которые, несмотря на юридическую самостоятельность, являются частью единой системы. [11, с.51]

Изменения в договоре для конкретного франчайзи иногда имеют место и в основном касаются размеров территории, на которой пользователь будет обязан осуществлять свою деятельность, объема использования комплекса исключительных прав и других не самых ключевых положений. Кроме того, развивая франчайзинговую сеть в других регионах и государствах, франчайзерам приходится принимать во внимание социально-психологические, культурные, экономические особенности конкретного региона, страны, а также особенности местного законодательства. [12]

Правила и ограничения, прописываемые  в договоре, могут касаться самых  разных аспектов деятельности: от распорядка рабочего дня и общения с клиентами  до оформления торгового зала и внешнего облика служащих; от установления процедуры  изготовления товаров до оказания услуг. При малейшем отклонении пользователя от выполнения своих обязанностей франчайзер имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке. Также в договоре обычно содержится условие о том, что пользователь не вправе заниматься другой деятельностью, которая может составить конкуренцию деятельности правообладателя. [13, с.39]

Существует 2 схемы оплаты по договору франчайзинга:

    1. первоначальный взнос (паушальный платеж) + последующие постоянные выплаты (лицензионные платежи, роялти);
    2. только постоянные выплаты. [14]

Размер и периодичность  выплат также регулируются сторонами  в договоре: размер может быть установлен в твёрдой сумме либо зависеть от доходов франчайзи и взиматься  от одного раза в неделю до одного раза в год.

Таким образом, особенностью договора франчайзинга является то, что стороны договора находятся в неравном положении. На этот факт было обращено специальное внимание в докладе комитета по малому бизнесу Палаты представителей Конгресса США. В частности, в докладе отмечалось, что экономический и финансовый потенциал франчайзера дает ему возможность оказывать давление на франчайзи, диктовать свои условия, результатом чего являются односторонние франчайзинговые соглашения, в которых слабой стороной является франчайзи. [12]

Поэтому правовое регулирование  отношений франчайзинга в любой  стране направлено на уравнивание положения  сторон по этому договору.

Таким образом, под франчайзингом  понимается форма отношений между независимыми компаниями и (или) физическими лицами, в рамках которой одна сторона, располагающая разработанной системой ведения бизнеса, известной торговой маркой, фирменным стилем, ноу-хау, торговыми и/или производственными секретами, знаниями, опытом, репутацией и прочими нематериальными активами, разрешает другой стороне использовать эту систему на оговоренных условиях. Во всём мире франчайзинг получает всё большую и большую популярность среди бизнесменов. Существует ряд как положительных, так и отрицательных моментов как для франчайзеров и франчайзи, так и для покупателей и государств. Однако возрастающая роль франчайзинга в международной торговле указывает на эффективность данного механизма ведения бизнеса.

В зависимости от вида деятельности, от ноу-хау, которое передаётся и  от организации франчайзинговой  системы выделяют торговый, производственный, сервисный, смешанный франчайзинг, франчайзинг дистрибуции продукта, бизнес-формата, прямой франчайзинг, развития территории и мастер-франчайзинг.

Международный франчайзинг  регулируется Модельным законом УНИДРУА о раскрытии информации в отношении франшизы, Руководством ВОИС по франчайзингу, Руководством УНИДРУА о договорах международного мастер-франчайзинга, Типовым контрактом международного франчайзинга, а также Этическим кодексом, разработанным Британской ассоциацией франчайзинга.

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФРАНЧАЙЗИНГА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

2.1 Особенности франчайзинга в США

На сегодняшний день наблюдается  стабильный рост мирового рынка франчайзинга. В 80 странах франчайзинговые компании создают более 10 % валового национального продукта. На сегодняшний день в мире насчитывается 18 000 франчайзеров и более 2 млн. франчайзи. Франчайзинг, как явление, охватил практически все сферы бизнеса. Лидерами франчайзинга, экспортерами мастер-франшиз по всему миру являются: США, Германия, Франция, Великобритания, Канада, Корея, Япония, Австралия. [15]

США признаны родиной современного франчайзинга («МакДональдс», «Бургер Кинг», «Баскин 31 Роббинс», «Вестерн Юнион», «Пицца Хат» и др.). Американский франчайзинг, его стандарты и законы, идеи, американские франчайзеры и франчайзи являются эталоном для всего остального мира. [16]

В 1998 году в Америке насчитывалось 1 200 франчайзеров. В 2002 году действовало  уже 1 500 франчайзеров и 350 000 франчайзи. Сегодня франчайзинг в США – это 909 253 франчайзинговых заведений. [17]

В США активно развивается  сфера фаст-фуда (33 900 заведений), а также услуг. Особенно процветает малый бизнес в США, специализирующийся на клиринговых услугах, химчистках и т.п. Активно развиваются сети риэлтерских агентств. Мало американских франшиз в искусстве, кожевенном производстве и автошколах. [18]

Анализ эффективности  ведения франчайзинга в различных  сферах представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Анализ эффективности ведения франчайзинга в различных отраслях бизнеса

Отрасль бизнеса

Процент франшизных точек

Процент роста по отраслям

Ресторан

40

5

Все другие отрасли бизнеса

21

16

Розничная торговля (ритейл)

18

-5

Питание на вынос

8

9

Отели

6

15

Риэлторские услуги

4

22

Услуги автосервиса и  сдача в аренду

2

8

Туристические услуги

1

31


В связи с интенсивным  развитием систем по коммерческой концессии, в США была основательно проработана законодательная база. В стране также действует Закон штатов «О справедливом франчайзинге».

Рынок франчайзинга в США признан крупнейшим в мире:

  1. в отрасли занято 11 млн. человек, им выплачиваются зарплаты на сумму $278 600 000 000; [18]
  2. ежегодный оборот франчайзингового бизнеса в штатах - $2,31 триллиона (для сравнения: оборот мирового франчайзинга – $ 3 трлн. в год);
  3. франчайзинг в сфере розничной торговли обеспечивает приблизительно 15% ВВП США и более 30% ВНП страны. [17]

Всё чаще владельцы среднего и крупного бизнеса в штатах связывают планы развития франшизы компании, с выходом за границу. Динамика количества руководителей, желающих выйти со своей франшизой на зарубежные рынки, представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 – Руководители, желающие выйти на зарубежные рынки

Чаще всего франшизы из Америки продаются в Канаде, Великобритании и Китае. Считается, что Китай обладает наибольшим потенциалом роста американского франчайзинга. Также большие надежды американские франчайзеры возлагают на Индию и Бразилию. [18]

По данным администрации малого бизнеса США, в стране более 85% малых предприятий по тем или иным причинам прекратили свое существование за последние 5 лет. За тот же период только 14% предприятий-франчайзи были закрыты. Это значит, что в среднем из 8 созданных франчайзинговых предприятий в течение первых пяти лет только 1 прекращает свое существование, что хорошо сказывается на дальнейшем развитии франчайзинга в США. [17]

Таким образом, на сегодняшний  день франчайзинговые предприятия  США являются неотъемлемой частью как  экономики Соединённых Штатов Америки, так и в мировой экономике. Ежегодный оборот франчайзингового бизнеса в штатах составляет 77% мирового оборота франчайзинга.

2.2 Особенности франчайзинга во Франции

Пионером франчайзинга во Франции является бренд Phildar, созданный  семьей Mulliez в 1903 году. Французские марки, появившиеся в 80-ые годы: Yves Rocher, Accor, Трок де Лилль, Мидас, Laforêt Immobilier, Brioche Dorée, Carrefour, Casino.

В стране 1 360 зарегистрированных франчайзеров и 51 000 франчайзи.

Со временем сегментов  рынка, которые охватывает франчайзинг, становилось все больше. В 70-80-ых годах по франшизе изготавливали и продавали одежду, предметы интерьера, открывали гостиницы, рестораны и парикмахерские. [19]

Информация о работе Франчайзинг в международной торговле